2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_Лексикология английского языка_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Иностранных языков
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Лексикология английского языка
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
зачет с оценкой 7
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Ахунзянова Р.Р. _________________
 
 
Лексикология английского языка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой к.ф.н., доцент Садриева Гузель Абелхасановна

Иностранных языков
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью дисциплины является развитие лингвистической и коммуникативной компетенции студентов через сообщение сведений о фундаментальных чертах лексической системы иностранного (английского) языка.
1.2
Задачи освоения дисциплины соотнесены с поставленной целью и предполагают:
1.3
- ознакомление студентов с общей картиной современного состояния словарного состава иностранного (английского) языка, единицами уровня лексической системы и механизмами их взаимодействия;
1.4
- ознакомление студентов с особенностями лексических единиц, основными способами словообразования, национальным своеобразием словарного фонда иностранного (английского) языка, территориальными вариантами современного английского языка;
1.5
- совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции студентов за счет практического овладения словарным составом языка;
1.6
- формирование умений пользоваться знанием лексической системы и различными видами словарей для применения в практике профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.2
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.3
Физическая география материков и океанов
2.1.4
Биогеография
2.1.5
Педагогика
2.1.6
Учебная технологическая практика
2.1.7
Ландшафтоведение
2.1.8
Общее землеведение
2.1.9
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.10
Психология
2.1.11
Учебная практика по физической географии
2.1.12
Учебная технологическая практика
2.1.13
Философия  
2.1.14
Географические информационные системы
2.1.15
География почв с основами почвоведения
2.1.16
Иностранный язык
2.1.17
Межкультурная коммуникация
2.1.18
История (история России, всеобщая история)
2.1.19
Практическая грамматика
2.1.20
Практическая фонетика
2.1.21
Русский язык и культура речи
2.1.22
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.23
Учебная языковая практика
2.1.24
Геология
2.1.25
Картография с основами топографии
2.1.26
Финансово-экономический практикум
2.1.27
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История и культура стран изучаемого языка
2.2.2
Курсовая работа по методике обучения  иностранному языку
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Экономическая и социальная география России
2.2.5
Междисциплинарная  курсовая работа по географии
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Теоретическая грамматика английского языка
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.2.8
Теоретическая фонетика английского языка
2.2.9
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.10
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.11
Экономическая и социальная география мира
2.2.12
Язык зарубежной прессы
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Геоэкология
2.2.15
Интерпретация иноязычного текста
2.2.16
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.17
Этногеография и география религий
2.2.18
История иностранного языка
2.2.19
Основы работы с иноязычным научным текстом
2.2.20
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.21
Туризм в школе
2.2.22
География населения
2.2.23
География РТ
2.2.24
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.1: Владеет системой норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ и нормами иностранного(ых) языка(ов), использует различные формы, виды устной и письменной коммуникации
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
общую картину современного состояния словарного состава иностранного (английского) языка;
3.1.2
единицы уровня лексической системы и возможности их взаимодействия;
3.1.3
виды словарей;
3.1.4
особенности лексических единиц;
3.1.5
основные способы словообразования;
3.1.6
особенности территориальных вариантов иностранного (английского) языка;
3.1.7
особенности работы с лексикой при осуществлении профессиональной педагогической деятельности при обучении дисциплине "Иностранный язык".
3.1.8
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
пользоваться различными видами словарей;
3.2.2
понимать значение слова и определять особенности его функционирования в контексте;
3.2.3
производить лексический анализ слова, раскрывать системный характер лексики;
3.2.4
использовать знание лексической системы языка при осуществлении профессиональной педагогической деятельности при обучении дисциплине "Иностранный язык".
3.2.5
  
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- навыками лексического анализа слова, а также применения знаний лексической системы для осуществления видов речевой деятельности на иностранном языке с учетом коммуникативной ситуации;
3.3.2
- навыками применения знаний лексической системы и особенностей лексических единиц в процессе профессионального общения в устной и письменной формах.
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Лексикология как лингвистическая дисциплина. Предмет и разделы лексикологии.

 
1.1
Лексикология как лингвистическая дисциплина. Предмет и разделы лексикологии.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
1.2
Методы лексикологического анализа.

/Ср/

Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
1.3
Теоретическое и практическое значение лексикологии

/Ср/

Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
 
Раздел 2. Лексические единицы языка. Слово как основная единица языка.

 
2.1
Лексические единицы языка. Слово как основная единица языка. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
 
Раздел 3. Этимология слова. Характеристика исконно-английской лексики. Причины, пути, источники и виды заимствований. 

 
3.1
Этимология слова. Классификация и характеристика исконно-английской лексики  /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
3.2
Причины, пути и источники заимствований /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
3.3
Виды и ассимиляция заимствований /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
 
Раздел 4. Морфологическая структура слова. 

 
4.1
Морфологическая структура слова.  /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
4.2
Членимость слов. Типы морфологической членимости. /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
4.3
Морфологический и словообразовательный анализы. /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
 
Раздел 5. Продуктивные способы словопроизводства в современном английском языке. Словообразование: аффиксация, конверсия. Словосложение. Реверсия. Сокращение. Словослияние. 

 
5.1
Словообразование как самостоятельная отрасль лингвистики. Основные понятия и единицы.  /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
5.2
Морфема как базовая единица словообразования. Типы морфем.  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
5.3
Аффиксация как современный способ словообразования.  /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
5.4
Словосложение в английском языке. Типы и модели. Полуаффиксы. /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
5.5
Конверсия как один из продуктивных способов английского словообразования. /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
5.6
Семантические отношения между словами, соотносящимися по конверсии.  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
5.7
Сокращение как способ словообразования в английском языке.  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
5.8
Реверсия как способ словообразования в английском языке. /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
5.9
Словослияние как продуктивный способ словообразования в английском языке. /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
 
Раздел 6. Значение слова. Полисемия (многозначность) слова. Типы значений многозначного слова. Омонимия. Источники омонимов. Проблема разграничения полисемии и омонимии.

 
6.1
Значение слова.  Связь значения и формы (мотивированность слова)

/Лек/

Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
6.2
Типы значений. Структура значения

/Ср/

Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
6.3
Полисемия слова.Типы значений многозначного слова  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
6.4
Типы и причины языковых изменений /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
6.5
Омонимия. Проблема разграничения полисемии и омонимии /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
6.6
Источники и классификации омонимов.  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
 
Раздел 7. Фразеологические единицы и принципы их классификации.

 
7.1
Фразеология как отрасль лингвистики. Статус фразеологических единиц. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
7.2
Источники возникновения фразеологических единиц. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
7.3
Структурные типы фразеологических единиц /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
7.4
Функциональные типы фразеологических единиц  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
7.5
Семантические типы фразеологических единиц  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
 
Раздел 8. Понятие синонимического ряда, синонимическая доминанта. Виды синонимов. Антонимия.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
8.1
Синонимия: понятие синонимического ряда, синонимическая доминанта. Виды синонимов  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
8.2
Антонимия. Виды антонимов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
8.3
Лексико-семантические группы, семантические поля, гиперо-гипонимические группы /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
 
Раздел 9. Дифференциация словарного состава по различным сферам применения. Стилистическое расслоение лексики.

 
9.1
Дифференциация словарного состава по различным сферам применения. Стилистическое расслоение лексики. /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
9.2
Формальная и неформальная лексика английского языка. /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
 
Раздел 10. Неологизм и окказиональное слово.

 
10.1
Неологизм и окказиональное слово. /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-4.1 ОПК-8.1 ПК-1.1
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету с оценкой(7 семестр)

1. Лексикология как лингвистическая дисциплина. Предмет и разделы лексикологии.

2. Методы лексикологического анализа.

3. Теоретическое и практическое значение лексикологии

4. Слово как основная единица языка

5. Этимология слова. Классификация и характеристика исконно-английской лексики

6. Причины, пути и источники заимствований

7. Виды и ассимиляция заимствований

8. Морфологическая структура слова.

9. Членимость слов. Типы морфологической членимости.

10. Морфологический и словообразовательный анализы.

11. Словообразование как самостоятельная отрасль лингвистики. Основные понятия и единицы.

12. Морфема как базовая единица словообразования. Типы морфем.

13. Аффиксация как современный способ словообразования.

14. Словосложение в английском языке. Типы и модели. Полуаффиксы.

15. Конверсия как один из продуктивных способов английского словообразования.

16. Семантические отношения между словами, соотносящимися по конверсии.

17. Сокращение как способ словообразования в английском языке.

18. Реверсия как способ словообразования в английском языке.

19. Словослияние как продуктивный способ словообразования в английском языке.

20. Неологизм и окказиональное слово.

21. Значение слова.  Связь значения и формы (мотивированность слова)

22. Типы значений. Структура значения

23. Полисемия слова.Типы значений многозначного слова

24. Типы и причины языковых изменений

25. Омонимия. Проблема разграничения полисемии и омонимии

26. Источники и классификации омонимов.

27. Синонимия: понятие синонимического ряда, синонимическая доминанта. Виды синонимов

28. Антонимия. Виды антонимов

29. Лексико-семантические группы, семантические поля, гиперо-гипонимические группы

30. Фразеология как отрасль лингвистики. Статус фразеологических единиц.

31. Источники возникновения фразеологических единиц.

32. Структурные типы фразеологических единиц

33. Функциональные типы фразеологических единиц

34. Семантические типы фразеологических единиц

 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
35. Дифференциация словарного состава по различным сферам применения. Стилистическое расслоение лексики.

 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств

См. в Приложении к РПД.

 

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гвишиани Н.Б.
Современный английский язык. Лексикология : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. завед. / Н.Б. Гвишиани .— 3-е изд., перераб. и доп .— М. : Академия, 2016 .— 273с. : ил .— Рекомендовано УМО .— ISBN 978-5-9916-2921-8.: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. завед.
М.: Академия, 2016
 
Л1.2
Иванова Е.В.
Лексикология и фразеология современного английского языка
М.: Академия, 2011
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Антрушина Г.Б., Афанасьева О.В.
Лексикология английского языка: учебник для ин-тов и фак. иностр. яз
М.: Дрофа, 2007
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.2
2-404 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
стр. 9
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающися явремени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету с оценкой.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания для обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами их реабилитации (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе обучающихся. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.