2022-2023_zm44_04_01 РЯЛ 2038 гр__plx_Русская и зарубежная литература в школе_Русский язык и литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Русская и зарубежная литература в школе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык и литература
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
83
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
83
83
83
83
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кфн, доц., Галиуллин Р.Р. _________________
 
 
Русская и зарубежная литература в школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык и литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна 

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - создать систему учебно-методических знаний о преподавании русской и зарубежной литературы в школе, направленных на формировании нравственных позиций и обогащении духовного мира личности, в развитии эстетического вкуса обучающихся, умения свободно выражать себя в речи и определять отношение к прочитанному, в подготовке к восприятию произведений писателей разных стран в контексте мирового литературного процесса.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у студентов системы знаний по русской литературе, отражающих степень их филологической подготовки в целом;
1.4
формирование филологического мышления (владение историко-литературным, критическим, теоретическим материалом, умение анализировать художественный текст и литературоведческие источники);
1.5
создание у них установки на овладение глубокими и прочными теоретическими знаниями по организации процесса обучения литературе на базовом и профильном уровнях.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-3.1: Знает основы применения образовательных технологий (в том числе в условиях инклюзивного образовательного процесса), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; основные приемы и типологию технологий индивидуализации обучения
 
ОПК-3.2: Умеет взаимодействовать с другими специалистами в процессе реализации образовательного процесса; соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся на соответствующем уровне образования
 
ОПК-3.3: Владеет методами (первичного) выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями; действиями (умениями) оказания адресной помощи обучающимся на соответствующем уровне образования
 
 
ОПК-6: Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Знает психолого-педагогические основы учебной деятельности; принципы проектирования и особенности использования психолого-педагогических (в том числе инклюзивных) технологий в профессиональной деятельности с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-7: Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
 
ОПК-7.2: Умеет использовать особенности образовательной среды учреждения для реализации взаимодействия субъектов; составлять (совместно с другими специалистами) планы взаимодействия участников образовательных отношений; использовать для организации взаимодействия приемы организаторской деятельности
 
ОПК-7.3: . Владеет технологиями взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе; способами решения проблем при взаимодействии с различным контингентом обучающихся; приемами индивидуального подхода к разным участникам образовательных отношений
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание учебного предмета "литература" и этапы литературного образования, государственный стандарт литературного образования, основные федеральные и региональные УМК по литературе;
3.1.2
этапы литературного развития читателя-школьника и в соответствии с ними – этапы изучения литературного произведения;
3.1.3
должен знать основные термины и понятия, связанные с изучаемым предметом;
3.1.4
основы применения образовательных технологий в процессе обучения;
3.1.5
психолого-редагогические основы учебной деятельности.
 
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать учебную и методическую литературу, работать с Госстандартом и учебником, анализировать содержание вариативных программ, учебников-хрестоматий и учебных пособий для старших классов, вносить изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать материал по литературе;
3.2.2
выбирать литературоведческую концепцию произведения и на её основе разрабатывать методическую интерпретацию литературного произведения на уроках различных типов;
3.2.3
взаимодействовать с другими специалистами в процессе реализации образовательного процесса.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владеть навыками обучения школьников способам формирования читательских умений, читательской деятельности, развития устной и письменной речи;
3.3.2
самостоятельно получать необходимую информацию из соответствующей литературы;
3.3.3
технологиями взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Русская литература в школе

 
1.1
УМК по литературе /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
1.2
Основные этапы развития русской и зарубежной литературы /Лек/
Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
1.3
Изучение древнерусской литературы в школе /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
1.4
Изучение русккой литература до 17 века /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
1.5
Изучение литература эпохи классицизма /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1Л3.1

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
1.6
Изучение русской литературы 1-й половыины 19 века /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.1

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
1.7
Изучение литературы 2-й половыины 19 века /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
1.8
Литература 20 века /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
1.9
Русская литература перида ВОВ /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
 
Раздел 2. Зарубежная литература в школе

 
2.1
Античная литература   /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
2.2
Литература Средневековья. Данте «Божественная комедия», лирика Петрарки, Боккаччо «Декамерон».

/Пр/

Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
2.3
Литература эпохи Возрождения.  /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
2.4
Творчество Рабле, Сервантес, Шекспир, Лопе де Вега, Калодерон, Мильтон, Мольер, Расин /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
2.5
Классицизм, барокко, просвещение (XVII – XVIII в.) /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
2.6
Романтизм, реализм (XIX в.)  /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
2.7
Зарубежная Литература 20 века. /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
2.8
Творчество Дефо, Свифт, Филдинг, Стерн, Бернс, Вольтер, Дидро, Руссо. /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.1

16
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
2.9
Гёте, Шиллер /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.1

16
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
2.10
Литература потерянного поколения /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.1

15
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
2.11
Творчество Хемингуэя, Финлдига, Ремарка /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.1

12
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
2.12
/Экзамен/
Л1.3Л2.1Л3.1

9
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Проанализируйте УМК по литературе. Предложите необходимые изменения в структуре и содержании данного УМК с целью его приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС нового поколения.

2. Проанализируйте рабочую программу по предмету «Литература». Прокомментируйте соответствие данной рабочей программы ФГОС нового поколения. Предложите необходимые изменения в структуре и содержании данной рабочей программы с целью ее приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС нового поколения.

3. Проанализируйте конспект урока литературы. Выявите цели, функции, виды, средства, формы и объекты контроля. Определите методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Предложите и аргументируйте вариативные методы и приемы оценивания для урока по данному конспекту.

4. Выявите и охарактеризуйте уровень профессиональной компетентности учителя литературы по предложенному конспекту урока в соответствии с положениями Профессионального стандарта педагога.

5. Выявите и охарактеризуйте уровень профессиональной компетентности учителя литературы по предложенной рабочей программе по предмету «Литература» в соответствии с положениями Профессионального стандарта педагога (2013 г.).

6. Разработайте программу недели литературы в общеобразовательной школе. Определите цели и задачи, содержание, принципы, методы и приемы, средства учебно-воспитательной работы по предмету «Литература».

7.  Проанализируйте конспект урока литературы. Выявите и охарактеризуйте технологии, методы, приемы обучения, их адекватность и эффективность с целью подготовки к ОГЭ. Предложите и аргументируйте вариативные методы, приемы, упражнения и средства обучения на уроке по данному конспекту с учетом подготовки к ОГЭ.

8. Проанализируйте конспект урока литературы. Определите соответствие структуры и содержания урока, требованиям, предъявляемым к современному уроку литературы с целью подготовки к ЕГЭ. Предложите и аргументируйте вариативные методы, приемы, упражнения и средства обучения на уроке по данному конспекту с учетом подготовки к ЕГЭ на основе технологии развивающего обучения.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

Проблема бунта личности в романе Ю.Мисима «Золотой храм»

Проблема непреодоленного прошлого в романе И.Кадарэ «Генерал армии мертвых»

Аргентинская проблематика в рассказах Л.Х.Борхеса.

Тема Востока в рассказах Л.Х.Борхеса.

Тема всемирной культуры в рассказах Л.Х.Борхеса.

Образ повествователя в романе Г.Миллера «Тропик рака»

Поэтика абсурда в пьесе С.Беккета «В ожидании Годо».

Проблема выбора в романе А.Мердок «Алое и зеленое».

Конфликт нового и старого в романе Д.Апдайка «Ферма».

Гуманистический пафос повести Д.Олдриджа «Удивительный монгол».

«Шпиль» У.Голдинга как повесть-притча.

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
Образы неандертальских людей в повести У.Голдинга «Наследник».

Тема безумия в романе А.Силлитоу «Дерево в огне».

Образ Гарри Халлера в романе Г.Гессе «Степной волк.

Образы писателей в фантастических рассказах Р.Бредбери.

Образы марсиан в «Марсианских хрониках» Р.Бредбери.

Поэтика барокко в романе Г.Г.Маркеса «Сто лет одиночества».

Образ карнавала в повести Ж.Амаду «Исчезновение святой».

Тема безумия в повести М.Фриша «Человек появляется в эпоху голоцена».

Образ Перегрина в драме М.Фриша «Санта-Крус».

Образ Огюста Конта в романе Р.Мерля «Мальвиль».

Образ «Земли» в романе Р.Мерля «Мадрапур» и в произведениях Экзюпери

Образ художника Нансена в романе З.Ленца «Урок немецкого».

«Мой друг Гитлер» Ю.Мисима как историческая драма.

Произведения японских авторов на страницах журнала «Иностранная литература».

Гуманизм романа П.Абрахамса «Тропою грома».

Тема непреодоленного прошлого в комедии М.Вальзера «Дуб и кролик».

Жанровые формы в современной прозе (по выбору).

Судьба русской классики в эпоху постмодернизма (по выбору).

Парадигма комического в прозе Т.Толстой.

Интертекстуальность в прозе Ю.Буйды.

Римские элегии в лирике И.Бродского.

В чем заключается языковая игра?

Проанализируйте одно произведение с точки зрения постмодернизма.

Мифологическое сознание в прозе Л. Улицкой (по выбору).

Хронотоп хаосмоса в прозе В. Маканина.

Роль символики в прозе Л. Петрушевской (по выбору).

Языковая игра в творчестве В. Нарбиковой (по выбору).

Пушкинские образы и мотивы в романе "Пушкинский дом" А. Битова.

Время и пространство в поэме Вен.Ерофеева "Москва- Петушки".

Метофорическое сознание в прозе В. Пелевина (по выбору).

Гротескная основа в прозе Ф.Искандера (по выбору).

Хронотом Петербурга в романе А.Битова "Пушкинский дом".

Проблема "отцов и детей" в постмодернистской прозе (по выбору).

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Пашкуров, А.Н
История русской литературы XVIII века: : учебник для вузов
М.: Флинта : Наука, 2019
 
Л1.2
Гиленсон, Б.А.
История зарубежной литературы от Античности до середины XIX века в 2 т. Том 1 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Егоров, Б. Ф. 
От Хомякова до Лотмана. История русской литературы и культуры : учебное пособие для вузов / Б. Ф. Егоров. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 272 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-07230-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442158 
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
М. А. Алексеева.
Методика преподавания литературы.  : Практикум : учеб. пособие для вузов
М. : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова, З.Ф.
Учебно-методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине «История русского литературного языка» по направлению подготовки «Педагогическое образование». 
Н.Челны: НГПУ, 2019
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и 

 
стр. 11
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
дистанционных образовательных технологий.