2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна _________________
 
 
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакилевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины- сформировать теоретические знания, практические умения и навыки в области коммуникации в сфере образования, способствующие эффектив- ному управлению педагогическим взаимодействием участников образовательного процесса. Позволяет развить коммуникативную компетентность профессионала, способствующую эф- фективному взаимодействию с учащимися, их родителями, педагогами и психологами образо- вательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
1 .Изучение теоретических основ организации и управления педагогическим взаимо- действием участников образовательного процесса.
1.4
2 .Формирование знаний о видах, стратегиях и условиях реализации эффективного пе- дагогического общения.
1.5
3 .Освоение технологии эффективного педагогического взаимодействия педагога с вос- питанниками, их семьями, педагогами и психологами образовательного учреждения.
1.6
4 .Формирование системы знаний о видах, формах и методах педагогического взаимо- действия педагога с родителями, психологом по проблемам обучения и воспитания детей.
1.7
5 .Содействие в формировании и развитии социально-коммуникативной, профессио- нально-личностной компетентности, способности к сотруднической деятельности, работе в команде, мобильности, готовности к инновациям.
1.8
6 .Формирование на основе теоретического знания практических навыков и умений ор- ганизации деятельности педагога в гуманистической технологии педагогического взаимодей- ствия;
1.9
7 .Формирование коммуникативной культуры, готовности осуществлять взаимодей- ствие с детьми с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и потенциальных воз- можностей;
1.10
8 .Освоение системы знаний и практических навыков и умений по исследованию меж- личностных взаимоотношений участников образовательного процесса и возникающих при этом проблем;
1.11
9 .Формирование интереса и готовности к исследовательской деятельности в области эффективного взаимодействия участников образовательного процесса;
1.12
10 .Овладение современными техническими средствами поиска, обработки научной теоретической и прикладной информации, ее анализа и предъявления;
1.13
11 .Стимулирование самостоятельной, деятельности по освоению содержания дисци- плины и формированию необходимых компетенций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.1.2
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.3
Социальная психология
2.1.4
Специальная психология
2.1.5
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.6
Противодействие коррупции
2.1.7
Социальная педагогика
2.1.8
Специальная педагогика
2.1.9
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.10
Коммуникативный практикум
2.1.11
татарская литература
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.3
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.4
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-6: способен к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Знать:
 
закономерности и механизмы

развития межличностных отношений в

группе, причины возникновения, динамику и

стратегии разрешения социальных

конфликтов;

 
конструктивные и

деструктивные функции конфликтов;

 
специфику барьеров в общении,

обусловленные проявлением социальных,

этнических, конфессиональных и культурных

особенностей

 
 
Уметь:
 
работать в коллективе,

эффективно выполнять задачи

профессиональной

деятельности;

 
работая в коллективе,

учитывать социальные,

этнические, конфессиональные,

культурные особенности

представителей различных

социальных общностей 

 
в

процессе профессионального

взаимодействия в коллективе,

толерантно воспринимать эти

различия

 
 
Владеть:
 
приемами

взаимодействия с

сотрудниками, выполняющими

различные профессиональные

задачи и обязанности;

 
в процессе работы в коллективе

этическими нормами,

касающимися социальных,

этнических, конфессиональных

и культурных различий;

 
способами и приемами

предотвращения возможных

конфликтных ситуаций в

процессе профессиональной

деятельности

 
 
 
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
 
Знать:
 
понятие психологопедагогическое

сопровождение

 
технологии психологопедагогического

сопровождения, 

 
особенности психологопедагогического

сопровождения лиц с ОВЗ, их

родителей или законных

представителей,

 
 
Уметь:
 
проводить диагностику лиц с

ОВЗ и их родителей (законных

представителей);

 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
моделировать и осуществлять

психолого-педагогическое

условий

жизнедеятельности

сопровождение, 

 
использовать современные

технологии в своей работе

 
 
Владеть:
 
способами общения, основными условия

продуктивного общения, средствами вербального и невербального общения обучающихся с ОВЗ

 
различными средствами коммуникации в профессиональной

педагогической деятельности.

 
организовать общение, поддержать процесс общения, использовать

приемы и навыки продуктивного общения с различными субъектами педагогического

процесса;

 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Структуру личности;особенности конструктивного сотрудничества в команде
3.1.2
основные психолого-педагогические особенности работы с людьми
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы.
3.2.2
разрешать внутри личностные конфликты и регулировать межличностные конфликты в соответствующих органах и организациях; создавать комфортный психологический климат в организации;
3.2.3
участвовать в разработке социально ориентированных мер регулирующего
3.2.4
воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического
3.2.5
развития;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Навыками описания психологических состояний субъектов производственной деятельности, рабочих
3.3.2
групп; опытом изменения психологических состояний путем применения психологических технологий.
3.3.3
навыками работы с людьми в разных жизненных и рабочих ситуациях;
3.3.4
владеть навыками самоконтроля и само рефлексии;
3.3.5
навыками контроля собственных эмоций и быстрой профессионально корректной реакции в стрессовых и конфликтных ситуациях.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы организации педагогического взаимодействия участников образо- вательного процесса.

 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.1
Сущность понятия «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие». Основные пара- метры педагогического взаимодействия. Функции педагогического взаимодействия. Феномены педагогического взаимодействия. Виды педагогического взаимодействия. Стадии коммуникации в педагогическом взаимодействии (моделирование педагогом предстоящего общения с учащимися при подготовке к взаимодействию (постановка пе- дагогической задачи, выбор способов и методов ее решения, отделение коммуникативной задачи, собственно моделирование общения); организация непосредственного общения с учащимися; управление общением в ходе педагогического взаимодействия; анализ результатов общения и моделирование новой педагогической задачи). /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОК-6 ПК-7
4
0
 
1.2
Особенности педагогического взаимодействия субъектов педагогического процесса /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОК-6 ПК-7
4
0
 
1.3
Цели  и  задачи,  содержание  педагогического  об- щения. Виды общения в образовательном процессе: социально-ориентированное общение и лич- ностно-ориентированное общение. Нравственно- психологический уровень общения педагога и воспитанника. Содержание педагогического об- щения. Формы и типы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Ролевые позиции пе- дагога и обучаемых, отражающие «нормативный статус» каждого. Стратегии педагогического вза- имодействия (личностно-развивающая и личност- но-тормозящая). Кооперация и конкуренция как стратегии взаимодействия. Сотрудничество, диа- лог, партнерство во взаимоотношениях обучаемо- го и обучающегося. Условия развития творческих взаимоотношений в образовательном процессе. Методы педагогического общения. Приемы и пе- дагогическая техника воздействия в процессе вос- питания. Воспитательное воздействие и методиче- ский прием. Воспитательные отношения и их ти- пология. Приемы воспитательного воздействия. Психотерапия в методике воспитательного воз- действия. Педагогическая техника в деятельности воспитателя. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

20
ОК-6 ПК-7
4
0
 
 
Раздел 2. Психолого- педагогические основы субъектно- субъектного взаимодействия участников образовательного процесса

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1
Психолого-педагогические основы субъект- субъектного взаимодействия. Основные принципы психолого-педагогического взаимодействия. Тех- нология субъект-субъектного взаимодействия. Стили педагогического общения в субъект- субъектном взаимодействии. Гуманизация педаго- гического процесса. Гуманистическая технология педагогического взаимодействия. Личностный подход в педагогическом взаимодействии. Учет возрастных и индивидуальных особенностей уча- щихся. Педагогическая поддержка и педагогиче- ское сопровождение учащихся в образовательном процессе.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

0
ОК-6 ПК-7
4
0
 
2.2
/Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОК-6 ПК-7
4
0
 
2.3
Коммуникативные умения педагога. Ви- ды межличностных отношений педагогов с уча- щимися. Пути улучшения межличностных отно- шений. Совместная деятельность педагогов и учащихся как способ реализации педагогического взаимодействия. Понятие совместной деятельно- сти. Сотрудничество как смысл совместной дея- тельности. Совместная деятельность в обучении. Конфликты в совместной деятельности. Условия развития эффективной совместной деятельности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОК-6 ПК-7
4
0
 
2.4
Принципы и методы педагогического взаимодей- ствия педагога с родителями по проблемам обуче- ния и воспитания детей. Содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия педа- гогов и родителей по проблемам обучения и раз- вития детей. Технологии педагогического взаимо- действия с родителями учащихся. Организацион- ные формы взаимодействия педагога и родителей. Психолого-педагогические правила взаимодей- ствия с семьей школьника. Формы и методы рабо- ты учителя, классного руководителя с родителями учащихся. Цели воспитания и просвещения роди- телей. Совместная деятельность педагога и роди- телей по воспитанию детей. Роль воспитания ро- дителей в обеспечении благополучия семьи и раз- витии ребенка. Корректировка воспитания в семье. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

20
ОК-6 ПК-7
4
0
 
 
Раздел 3. Психолого- педагогическая диа- гностика проблем взаимодействия участников образо- вательного процес- са.

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.1
Сущность понятий «мониторинг» и «диагности- ка». Психологическая диагностика личностных особенностей и межличностных взаимоотношений педагогов и обучаемых. Основы диагностики и предупреждения конфликтов в образовательном пространстве. Основные направления диагностики взаимодействия в системе учитель-ученик; уче- ник-ученик; ученик-родитель. Изучение представ- ления сторон о взаимодействии, причинах кон- фликтных ситуаций. Стратегии разрешения кон- фликтов как аспект педагогической действитель- ности. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

18
ОК-6 ПК-7
4
0
 
3.2
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОК-6 ПК-7
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Текущая аттестация.

Вопросы для зачета

1. Безопасность как базовая потребность личности, семьи, общества.

2. Предмет, основные категории и понятия дисциплины психолого – педагогическое взаимо- действие участников образовательного процесса.

3. Субъекты и объекты психолого – педагогического взаимодействия участников образова- тельного процесса.

4. Нарушение экологического равновесия в больших городах и его влияние на психологиче- ское состояние учащихся.

5. Средства массовой информации и их роль в психолого-педагогическом взаимодействии участников образовательного процесса.

6. Стресс и стрессоустойчивость в современных условиях системы образования.

7. Особенности формирования ЗОЖ у детей и подростков в условиях образовательного про- цесса.

8. Экономико - политическая безопасность современного общества.

9. Нормативно-правовые документы, защищающие права личности в системе образования.

10. Охрана прав ученика как основа социальной стабильности и безопасности.

11. Понятие социальная безопасность и его содержание в системе образования.

12. Социально-педагогическая деятельность как способ реализации социальной политики.

13. Особенности детско-подросткового труда в современных условиях.

14. Оказание психолого-социальной поддержки нуждающимся школьникам. 15.Правила поведения в криминальных ситуациях.

16. Обеспечение взаимодействия с учреждениями соцзащиты и образования.

17. Система  медико-социальной поддержки и помощи незащищенным категориям детско- подросткового населения.

18.Особенности психолого-педагогического взаимодействия

«ученик – учитель».

19. Особенности психолого-педагогического взаимодействия «учитель – родители учащихся».

20. Особенности психолого-педагогического взаимодействия «учитель – учитель».

21. Особенности психолого-педагогического взаимодействия «учитель – специалист (психо- лог, социальный педагог, логопед, дефектолог)».

22. Особенности психолого-педагогического взаимодействия «учитель - администратор».

23. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в дошкольных обра- зовательных учреждениях.

24. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в учреждениях выс- шего и среднего профессионального образования.

25. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в дошкольных обра- зовательных учреждениях.

26. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях (училище и т.п.).

27. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в специализирован- ных образовательных учреждениях (гимназия, лицей, кадетский корпус и т.п.).

28. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в специальных (кор- рекционных) образовательных учреждениях, детских домах.

29. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в высших учебных заведениях.

30. Стили педагогического руководства (деятельности)

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
5.2. Темы письменных работ
Промежуточная аттестация

Темы письменных работ

1. Личностно-деятельностный  подход  как  основа  организации  образовательного процесса.

2. Общее определение подхода к обучению.

3. Личностный компонент личностно-деятельностного подхода.

4. Деятельностный компонент личностно-деятельностного подхода.

5. Общая характеристика деятельности.

6. Личностно-деятельностный подход с позиции педагога.

7. Личностно-деятельностный подход с позиции обучающегося.

8. Общая характеристика участников образовательного процесса.

9. Участники образовательного процесса как его субъекты. 10.Психолого-педагогическое представление субъектных характеристик

11. Специфические особенности субъектов образовательного процесса

12. Социальный педагог как участник образовательного процесса.

13. Субъектные свойства социального педагога.

14. Психофизиологические  (индивидные)  предпосылки  (задатки)  деятельности социального педагога.

15. Профессиональные способности социального педагога как участника образовательного процесса.

16. Личностные   качества   в   структуре   социального   педагога   как   участника образовательного процесса.

17. Обучающийся как участник образовательного процесса.

18. Младший школьник как участник образовательного процесса.

19. Подросток как участник образовательного процесса.

20. Старшеклассник как участник образовательного процесса.

21. Студент как участник образовательного процесса.

22. Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности.

23. Характеристика взаимодействия участников образовательного процесса.

24. Взаимодействие в образовательной системе.

25. Образовательный процесс как взаимодействие.

26. Субъектно-субъектная схема учебного взаимодействия.

27. Психологический контакт во взаимодействии.

28. Общение как форма взаимодействия.

29. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.

30. Общая характеристика совместной деятельности участников образовательного процесса в психолого-педагогическом взаимодействии.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.приложение к ФОС
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Крушельницкая О.Б.
рушельницкая, О. Б. Социальная психология образования : учебное пособие / под ред. О. Б. Крушельницкой, М. Е. Сачковой, Л. Б. Шнейдер. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. - 320 с. - ISBN 978-5-9558-0376-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1063693 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Глухов В.П.
Специальная педагогика и специальная психология: учебник для бакалавриата. - URL: https://biblio-online.ru/bcode/433327
Москва : Юрайт, 2019
 
Л2.2
Маслова Т.А.
Маслова Т.А. Педагогическое общение : учебное пособие / Маслова Т.А., Маслов С.И.. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 199 c. — ISBN 978-5-4486-0814-8. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/83826.html (
, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Российское образование. Федеральный образовательный портал
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Э2
- Мировая цифровая библиотека 
 
Э3
- Библиотека Гумер − гуманитарные науки
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день.

С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и  на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающийся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационныевопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающийся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающийся и 

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающийся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающийся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающийся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающийся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья .

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающийся, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающийсяов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

м  увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся  процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.