2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_Основы работы с иноязычным научным текстом_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Иностранных языков
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы работы с иноязычным научным текстом
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.
64
64
64
64
Кoнтактная рабoта
64
64
64
64
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Ахунзянова Р.Р. _________________
 
 
Основы работы с иноязычным научным текстом
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой к.ф.н. доцент Садриева Гузель Абелхасановна

Иностранных языков
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины предполагает формирование представлений о научном стиле, научном тексте, методике анализа, аннотирования, реферирования научного текста на иностранном языке с учетом логических и содержательно-методических связей предметной области «Иностранный язык» в общеобразовательной школе,и развитие способности руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, опираясь на опыт и знания дисциплины.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить с типологическими особенностями научных текстов;
1.4
развивать навыки анализа, аннотирования и реферирования научного текста;
1.5
развивать навыки организации, контроля и анализа учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История и культура стран изучаемого языка
2.1.2
Коммуникативный практикум английского языка
2.1.3
Методика обучения и воспитания (иностранный язык)
2.1.4
Общая экономическая и социальная география
2.1.5
Производственная педагогическая практика
2.1.6
Учебная практика по экономической и социальной географии
2.1.7
Физическая география России
2.1.8
Лексикология английского языка
2.1.9
Литература стран изучаемого языка
2.1.10
Методический практикум
2.1.11
Производственная педагогическая  практика
2.1.12
Стилистика английского языка
2.1.13
Страноведение
2.1.14
Теория и методика обучения географии
2.1.15
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.16
Физическая география материков и океанов
2.1.17
Биогеография
2.1.18
Педагогика
2.1.19
Учебная технологическая практика
2.1.20
Ландшафтоведение
2.1.21
Общее землеведение
2.1.22
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.23
Психология
2.1.24
Учебная практика по физической географии
2.1.25
Учебная технологическая практика
2.1.26
Географические информационные системы
2.1.27
География почв с основами почвоведения
2.1.28
Межкультурная коммуникация
2.1.29
Практическая грамматика
2.1.30
Практическая фонетика
2.1.31
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.32
Геология
2.1.33
Картография с основами топографии
2.1.34
Методы географических исследований
2.1.35
История иностранного языка
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Геоэкология
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.2.3
Интерпретация иноязычного текста
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Этногеография и география религий
2.2.6
География населения
2.2.7
География РТ
2.2.8
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные лингвистические понятия и термины иностранного языка;
3.1.2
методологию лингвистического анализа научного текста;
3.1.3
методологию аннотирования и реферирования научного текста;
3.1.4
основы планирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся в учебной и внеурочной деятельности в рамках обучения дисциплине "Иностранный язык".
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать лингвистическую терминологию на иностранном языке;
3.2.2
выявлять основные положения и лингвистические особенности научного текста;
3.2.3
обобщать результаты анализа;
3.2.4
организовывать, контролировать и анализировать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся;
3.2.5
соотносить информацию из иноязычного научного текста с социокультурными особенностями региона и использовать данные знания в обучении иностранному языку;
3.2.6
использовать знания о характерных особенностях научного текста и его концептуального аппарата в профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, в частности для поиска профессионально-ориентированной информации в иноязычном научном тексте и при планировании и осуществлении педагогической деятельности в рамках предмета "Иностранный язык".
3.2.7
 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования лингвистической терминологии на иностранном языке;
3.3.2
навыками лингвистического анализа научного  текста;
3.3.3
навыками аннотирования и реферирования научного текста;
3.3.4
навыками организации, контроля и анализа учебно-исследовательской деятельности обучающихся в учебной и внеурочной деятельности в рамках обучения дисциплине "Иностранный язык".
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Лингвистические особенности научного стиля

 
1.1
Общая характеристика научного стиля. Лексические особенности научного стиля. /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.2
Общая характеристика научного стиля. Лексические особенности научного стиля. /Ср/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.3
Типы научных текстов. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
1.4
Типы научных текстов. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.5
Типы научных текстов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.6
Общая характеристика научного стиля. Синтаксические особенности научного стиля. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.7
Синтаксические особенности научного стиля. /Пр/
Л1.1Л2.1

4
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.8
Синтаксические особенности научного стиля. /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
1.9
Перевод научного текста. /Ср/
Л1.1

4
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
 
Раздел 2. Аннотирование научной статьи

 
2.1
Основы компрессии научного текста. /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
2.2
Основы компрессии научного текста. /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
2.3
Основы компрессии научного текста. /Ср/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
2.4
Составление аннотации. Реферирование. /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
2.5
Составление аннотации. /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
2.6
Составление аннотации. /Ср/
Л1.1

8
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
2.7
Реферирование научной статьи. /Пр/
Л1.1

8
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
2.8
Реферирование научной статьи. /Ср/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ПК-3.2
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету:

1. Общая характеристика научного стиля.

2. Лингвистические особенности научного стиля.

3. Классификация научных текстов.

4. Типы научных текстов: монография.

4. Типы научных текстов: статья.

5. Типы научных текстов: курсовая работа.

6. Типы научных текстов: выпускная квалификационная работа.

7. Типы научных текстов: аннотация.

8. Типы научных текстов: реферат.

9. Компрессия научного текста.

10. Виды компрессии текста.

11. Составление тезисов.

12. Аннотирование научного текста.

13. Реферирование научного текста.

14. Перевод научного текста.

Контрольное задание к зачету:

Подготовьте аннотацию научной статьи.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Кейс-задача по теме: Классификация научных текстов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение к РПД.
 
 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Байдикова, Н.Л., Слюсарь, О.В.
Байдикова, Н. Л.  Стилистика английского языка : учебник и практикум для вузов / Н. Л. Байдикова, О. В. Слюсарь. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 260 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11799-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495637
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Маслова, В. А. 
Лингвистический анализ текста. Экспрессивность : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. А. Маслова ; под редакцией У. М. Бахтикиреевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5534-06246-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441274 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахунзянова, Р.Р.
Методические указания по самостоятельной работе для изучения дисциплины «Иностранный язык»: [Электронный ресурс] / сост. Р. Р. Ахунзянова и др. — Н. Челны: НГПУ, 2016. — 23с. — Электронная версия печатной публикации. — URL: http://bibl:81/books/Эл.Библ./0041-Методические указания по самостоятельной работе студентов для изучения дисциплины.pdf
Н. Челны : НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Science News: https://www.sciencenews.org/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
7.1
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
2-404 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

В ходе лекционных занятий следует вести конспектирование учебного материала. Конспектирование помогает усвоить учебный материал, поскольку обучающийся должен выделить и записать только самое главное и важное. Особое внимание при конспектировании следует обращать на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений, научные выводы и практические рекомендации. Кропотливая, вдумчивая работа над лекционным материалом позволит овладеть формируемыми компетенциями

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентированы на интерактивный процесс усвоения курса. На практическом занятии происходит обучение анализу научных источников по дисциплине и анализу научных текстов по профилю "Иностранный язык" и использования возможностей дисциплины в будущей профессиональной деятельности.

Работа с научным текстом

Первый этап работы над текстом на английском языке заключается во внимательном чтении со словарем, целью которого является  достижение полного понимания содержания текста. Определите тип текста, автора. Затем можно приступить ко второму этапу - повторному чтению, выделяя текстовые доминанты (ключевые слова, стилистические, грамматические, структурные особенности). После этого можно приступать к заключительному этапу работы над текстом - написанию аннотации.

Алгоритм составления аннотации

• Тип и назначение научного текста.

• Задачи, поставленные автором.

• Структура научного текста.

• Предмет, тема, основные положения и выводы автора.

• Характеристика иллюстративного материала, приложения, библиографии.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся должна способствовать более глубокому усвоению дисциплины, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать на умение применять теоретические знания на практике. Основными видами самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Основы работы с иноязычным научным текстом» являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к лабораторным занятиям; зачету.  Для успешного усвоения учебного материала дисциплины следует уделить особое внимание регулярной проработке материала, активно работать на занятиях и тщательно выполнять самостоятельную работу. В ходе подготовки к занятиям рекомендуется пользоваться литературой, указанной в рабочей программе и в планах лабораторных занятий.

Методические указания к зачету

Зачет является формой проверки усвоенного материала и сформированности практических навыков. Во время подготовки к зачету необходимо проработать конспекты лекций по всем пройденным темам курса. Рекомендуется чтение основной и дополнительной литературы по соответствующим темам, повторение лингвистической и литературоведческой терминологии на иностранном языке и алгоритма анализа художественного текста. Рекомендуется подготовить письменно ответы на все вопросы, выучить лексику и клише, используемые при интерпретации художественного текста.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует 

 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.