2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Педагогическая диагностика в работе с детьми_ отстающими в обучении_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна _________________
 
 
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:  формирование у обучающихся способов организации и планирования различных видов деятельности, умения решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи в процессе педагогической диагностики детей с проблемами в обучении
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся теоретических и практических основ организации педагогического диагностирования в образовательном учреждении с детьми, с проблемами в обучении;
1.4
овладение обучающимися стандартными методами и технологиями педагогического диагностирования детей, позволяющими решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
1.5
овладение обучающимися способами эффективного взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам диагностики детей с проблемами в обучении
1.6
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастно-психологическое консультирование
2.1.2
Методы коррекционно-развивающей работы психолога в школе
2.1.3
Профилактика зависимостей и асоциального поведения у подростков
2.1.4
Производственная педагогическая практика
2.1.5
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.1.6
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.7
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.8
Практикум по дошкольной педагогике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Освоение данной дисциплины необходимо для дальнейшей профессиональной деятельности
2.2.2
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.3
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.4
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.5
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.6
Практикум по организации исследовательской деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
психолого-педагогические особенности детей, находящихся в зоне или группе риска, в том числе одаренных;
3.1.2
основные направления (профилактика, диагностика, консультирование, развивающая и коррекционная работа, психологическое просвещение и образование) психолого - педагогического  сопровождения
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить психологическое (диагностическое) обследование детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
3.2.2
проводить коррекционно-развивающие занятия по рекомендованным методикам;
3.2.3
принимать участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками организации совместной и индивидуальной деятельности детей в соответствии с возрастными нормами их развития;
3.3.2
стандартными методами и технологиями, позволяющими решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
3.3.3
навыками эффективного взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Концепция педагогической диагностики

детей с проблемами  в обучении

 
1.1
Создание в учреждении оптимального психологического комфорта, организация среды (материальной, методической, информационной) как условия эффективного взаимодействия /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ПК-2
8
0
 
1.2
Понятие педагогической диагностики детей с проблемами в обучении и его организация в условиях образовательных учреждений. Актуальность, цели и задачи, функции и принципы  ППС. Основные направления ППС /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ПК-2
8
0
 
1.3
Пропуски буквы и неразвитость  орфографической зоркости: методы диагностики  и коррекции /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ПК-2
8
0
 
1.4
Сущность педагогической диагностики детей с проблемами в обучении. Программа комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в обучении  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ПК-2
8
0
 
1.5
Трудности при решении математических задач: методы диагностики  и коррекции /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ПК-2
8
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
1.6
Затруднения при пересказывании текста: методы диагностики и коррекции /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ПК-2
8
0
 
1.7
Цели  и задачи,  функции и принципы  ППС. Основные направления ППС /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ПК-2
8
0
 
1.8
Классификация проблем школьников,  находящихся в зоне  или группе риска. Социально-педагогические признаки детей с проблемами в обучении /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ПК-2
8
0
 
1.9
Логика педагогической диагностики детей с проблемами в обучении /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1 ПК-2
8
0
 
 
Раздел 2. Организация педагогической диагностики в условиях образовательных учреждений

 
2.1
Организация занятий по просвещению и информированию обучающихся младшего  школьного  возраста и подростков по вопросам:

1.развития способностей,  2.мотивации уверенного поведения,  

3.логического мышления,  

4.самооценки, 5.формированию способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению,  

6.формированию умению учиться, овладению способами развития универсальных учебных действий.

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ПК-2
8
0
 
2.2
Страх перед опросом учителя: методы диагностики  и коррекции /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э4

4
ПК-1 ПК-2
8
0
 
2.3
Развитие универсальных учебных действий, формирование потребности в новом знании. Формирование устойчивой мотивации познания у обучающихся  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ПК-2
8
0
 
2.4
Индивидуально-ориентированная психолого-педагогическая помощь детям  с трудностями в обучении с учетом их особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ПК-2
8
0
 
2.5
Организация индивидуальных и групповых коррекционных и развивающих  занятий для школьников с проблемами  в обучении /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ПК-2
8
0
 
2.6
Формы  психолого-педагогического сопровождения: диагностический блок и профилактический блок /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1 ПК-2
8
0
 
2.7
Первичный мониторинг возможностей и способностей обучающихся (готовность  к обучению, особенности внимания, объема оперативной памяти, уровень  интеллектуальных способностей, словесно-логического мышления, тест умственного  развития, мотивации учебной деятельности, опросник для учителя и анкета  для родителей по выявлению уровня адаптации ребенка к школе) /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1 ПК-2
8
0
 
2.8
Диагностика  проблемы в обучении  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э4

2
ПК-1 ПК-2
8
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.9
Развитие универсальных учебных действий, формирование потребности  в  новом знании. Формирование устойчивой мотивации познания у обучающихся  

Индивидуально-ориентированная психолого-педагогическая помощь детям  с трудностями в обучении с учетом их  особенностей психофизического  развития и  индивидуальных особенностей.

Организация индивидуальных  и групповых коррекционных  и развивающих  занятий для младших школьников с проблемами  в обучении.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-1 ПК-2
8
0
 
2.10
Составление социально-психологического портрета и карты развития ученика (сложности в обучении, трудности в усвоении норм поведения, особенности социальных  контактов, обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации  ребенка к школе, положительные черты личности ребенка, на основе которых можно строить  коррекционную работу).

3. Построение индивидуальной образовательной траектории развития школьника

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1 ПК-2
8
0
 
2.11
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1 ПК-2
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Понятие «педагогическая диагностика». Объект и предмет педагогической диагностики.

2.  Компоненты педагогической диагностики. Задачи педагогической диагностики..

3. Виды (направления) работ по педагогической диагностики.

4. Основные принципы организации педагогической диагностики.

5. Этапы психолого-педагогического сопровождения.

6.  Подходы к планированию психолого-педагогического сопровождения в школе.

8. Условия эффективного функционирования психолого-педагогического сопровождения.

10. Работа школьной социально-психологической службы (СПС): состав, виды деятельности.

11. Мероприятия по реализации педагогической диагностики.

12. Модели психологического развития.

13. Взаимодействие в образовательной системе. Общая характеристика взаимодействия.

14. Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

15. Организация педагогической диагностики больных детей.

16. Организация педагогической диагностики. детей из  неблагополучных  семей.

17. Классификация проблем школьников,  находящихся в зоне  или группе риска.

18. Социально-педагогические признаки детей с проблемами в обучении.

19. Логика педагогической диагностики детей с проблемами в обучении.

20. Развитие способностей детей младшего  школьного  возраста и подростков.

21. Развитие мотивации уверенного поведения у детей с проблемами в обучении.  

22. Развитие логического мышления и самооценки.

23. Фрмирование способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.  

24. Формирование умению учиться, овладению способами развития универсальных учебных действий.

25. Формирование устойчивой мотивации познания у обучающихся.

26. Организация индивидуальных коррекционных и развивающих  занятий для школьников с проблемами  в обучении

27. Организация  групповых коррекционных и развивающих  занятий для школьников с проблемами  в обучении.

28. Первичный мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
29. Развитие универсальных учебных действий, формирование потребности  в  новом знании. Формирование устойчивой мотивации познания у обучающихся.

30. Индивидуально-ориентированная психолого-педагогическая помощь детям  с трудностями в обучении с учетом их  особенностей психофизического  развития и  индивидуальных особенностей.

31. Организация индивидуальных  и групповых коррекционных  и развивающих  занятий для    младших школьников с проблемами  в обучении.

32. Составление социально-психологического портрета  и карты развития ученика Построение индивидуальной образовательной траектории развития школьника.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

Текущий контроль успеваемости   

Темы письменных сообщений

1. Предмет, объект и задачи психолого-педагогической диагностики.

2. Практическое использование психолого-педагогической диагностики.

3. Тестовые и экспертные методы в психолого-педагогической диагностике. Классификация психодиагностических методов.

4. История психодиагностики (кроме проективного метода).

5. Психологический диагноз. Объекты диагноза. Этапы постановки диагноза. Психологический прогноз.

6. Понятие методики, теста. Функции методик и тестов. Психолого-педагогические диагностические методы.

7. Требования, предъявляемые к процедурам диагностики и психодиагносту.

8. Стандартизованные диагностические методики.

9. Нестандартизованные диагностические методики.

10. Тесты, процедура измерения и тестовые нормы.

11. Влияние социокультурных особенностей испытуемых на результаты диагностики.

12. Общая стратегия конструирования тестов. Источники данных о личности. Надежность данных о личности.

13. Виды тестовых норм. Надежность тестовых норм.

14. Критериально-ориентированное тестирование.

15. Этические нормы пользователя методик.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А. Э. Симановский
Педагогическая психология : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 203 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06004-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441588:  учебное пособие для бакалавриата и специалитета
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Корсакова, Н. К.
Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 136 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09134-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437414: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Вебинар. Психолого-педагогическое сопровождение. - URL:https://www.youtube.com/watch?v=Q91qLEiqwKs 
 
Э2
Семинар для учителей "Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности обучающихся". - URL: :https://www.youtube.com/watch?v=7YCuqT9jhKs 
 
Э3
Комплексная программа психолого педагогического сопровождения учебного процесса. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=daVJHRoH_qU 
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Э4
Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания в условиях образовательной организации.   - URL: https://www.youtube.com/watch?v=ombwQFHBIJg
 
Э5
Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики.   - URL:https://www.youtube.com/watch?v=pX2xxHbVklQ 
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-203 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

При проведении зачета в устной форме по билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения зачета для и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к зачету необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на зачет. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.