2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Политология_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Политология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
экзамен 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
30
30
30
30
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Сам. работа
48
48
48
48
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Доктор социологических наук,  проф. , Дырин Сергей Петрович;доктор социолог. наук, профессор, Дырин С.П. _________________
 
 
Политология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся навыков поиска, критического анализа и синтеза политологической информации, умении комплексно применять полученные знания для решения поставленных задач, а также в способности разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы по политологии с использованием информационных технологий, соответствующие требованиям федеральных государственных стандартов и адаптированные в том числе для лиц с особыми образовательными потребностями.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование научных представлений о политологии, об основных исторических этапах становления политологии как науки;
1.4
выявление и освещение проблем политологии как отрасли научного знания;
1.5
знакомство обучающихся с понятийным аппаратом, методами исследования, теоретическими концепциями политологии как науки;
1.6
знакомство с основными политическими теориями;
1.7
формирование у обучающихся опыта публичных выступлений, культуры ведения дискуссий, организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по Всеобщей истории
2.1.2
Новейшая история стран Европы и Америки
2.1.3
Производственная педагогическая практика
2.1.4
Социология
2.1.5
Историография
2.1.6
История философии
2.1.7
Культурология
2.1.8
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.1.9
Производственная педагогическая  практика
2.1.10
История России новейшего времени (ХХ-ХХI вв.)
2.1.11
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.12
Курсовая работа по истории России
2.1.13
Новая история стран Европы и Америки
2.1.14
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.15
Педагогика
2.1.16
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.17
Учебная технологическая практика
2.1.18
История России (XIX – начало ХХ вв.)
2.1.19
История средних веков
2.1.20
Психология
2.1.21
Учебная технологическая практика
2.1.22
Философия  
2.1.23
Иностранный язык
2.1.24
Источниковедение
2.1.25
Археология
2.1.26
История древнего мира
2.1.27
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
2.1.28
Русский язык и культура речи
2.1.29
История (история России, всеобщая история)
2.1.30
Логика
2.1.31
Финансово-экономический практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Религиоведение
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.2: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества
 
УК-5.1: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
понятия и категории политологии;
3.1.2
содержание основных теорий и концепций;
3.1.3
типологию, основные источники возникновения и развития массовых общественных политических движений;
3.1.4
методологические и методические подходы политического анализа процессов управления;
3.1.5
сущность процессов  народной политической жизни, геополитической обстановки, политического процесса в России, ее места и статус в современном политическом мире;
3.1.6
права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в  различных сферах жизнедеятельности,  иметь представление о специфике государственного устройства Российской Федерации, Республики Татарстан и других стран мира.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, понимать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую  жизнь,  делать  осознанный  выбор  в пользу какой-либо идеологии или политического актора;
3.2.2
использовать полученные знания для выработки собственной позиции;
3.2.3
применять полученные знания к анализу конкретных политических  процессов;
3.2.4
использовать теоретические знания для оценки политических режимов и систем, электоральных систем, политических технологий;
3.2.5
формировать в себе активную жизненную и гражданскую позицию.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
представлениями о сущности власти  политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики;
3.3.2
пониманием значения и роли политических систем и политических режимов в жизни общества;
3.3.3
представлениями о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире;
3.3.4
навыками использования методов политологии для анализа проблем управления и управленческих ситуаций, анализа состояния современного российского общества, динамики и тенденции его развития.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Предмет и методы современной политологии

 
1.1
Политическая жизнь как объект политологии. Политическая власть в современном обществе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
9
0
 
1.2
Политическая жизнь как объект политологии. Политическая власть в современном обществе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
1.3
Основные типы политических систем: тоталитаризм, авторитаризм, демократия /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
9
0
 
1.4
Основные типы политических систем: тоталитаризм, авторитаризм, демократия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
9
0
 
1.5
Правовое государство: идеал и действительность /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
9
0
 
1.6
Правовое государство: идеал и действительность /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
9
0
 
1.7
Правовое государство: идеал и действительность /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
9
0
 
1.8
Политические партии и избирательные системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
9
0
 
1.9
Политические партии и избирательные системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
9
0
 
 
Раздел 2. Теория политики

 
2.1
Политические коммуникации. Новые информационные технологии в политике /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
9
0
 
2.2
Политические коммуникации. Новые информационные технологии в политике /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
9
0
 
2.3
Политическое лидерство /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
9
0
 
2.4
Политическое лидерство /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
9
0
 
2.5
Политическая этика и культура /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
9
0
 
2.6
Политическая этика и культура /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
9
0
 
2.7
Политическая этика и культура /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
9
0
 
2.8
Государство как политический институт /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
9
0
 
2.9
Государство как политический институт /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.10
Государство как политический институт /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
9
0
 
2.11
Политические партии и партийные системы. Эволюция избирательной системы России /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
9
0
 
2.12
Политические партии и партийные системы. Эволюция избирательной системы России /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
9
0
 
2.13
Политические партии и партийные системы. Эволюция избирательной системы России /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
9
0
 
2.14
Этнонациональный и религиозный факторы в современных политических конфликтах /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
9
0
 
2.15
Этнонациональный и религиозный факторы в современных политических конфликтах /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
9
0
 
2.16
Этнонациональный и религиозный факторы в современных политических конфликтах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
9
0
 
2.17
Политические институты и процессы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
9
0
 
2.18
Политические институты и процессы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
9
0
 
2.19
Политические институты и процессы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

0
9
0
 
2.20
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену

1.Политология как наука.

2.Структура политологии.

3.Методы и функции политологии.

4.Субъекты политики.

5.Политические лидеры. Типология политических лидеров.

6.Группы лоббирования.

7.Политическая партия. Сущность, структура. Функции.

8.Типология политических партий. Общественно - политические движения

9.Понятие «политическая элита». Структура. Функции

10.Основные теории элитизма.

11.Государство как политический институт

12.Формы государственного правления.

13.Типы государственного устройства.

14.История политических учений в западном обществе.

15.Развитие общественно-политической мысли в России.

16.Власть как общественное явление.

17.Разделение властей

18.Политическая система.

19.Мировые политические идеологии.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
20.Современные политические идеологии.

21.Понятие политический режим.

22.Общая характеристика политических режимов.

23.Понятие и функции политической культуры.

24.Современные концепции политической культуры.

25.Политическая социализация.

26.Гражданское общество.

27.Избирательные системы

28.Политические процессы.

29.Мировая политика и международные отношения.

30.Геополитика.

31.Сущность и значение политических конфликтов. Типология.

32.Методы урегулирования политических конфликтов.

33.Политические технологии

34.Практическая политология

35.Взаимодействие экономики и политики

Задание:

На основе прочитанных избранных текстов и фрагментов оригинальных произведений политиков и философов ответьте на следующие вопросы:

1. Какие из принципов античной демократии используются современными демократическими государствами?  

2. В чем заключались различия в объяснении происхождения и природы государства у представителей политической мысли Востока и античной Греции?  

3. Какой вклад в развитие политической мысли внесли «отцы-основатели» США?

4. Какой вклад внес В.И. Ленин в политическую науку?  

5. Как вы объясняете понятие «маккевиализм»?  

6. Какова роль идей французского Просвещения в развитии политической мысли в России?

7. Какие теории М. Вебера, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса сохранили свое значение для современных политических явлений?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

Вариант 1:

1. Диалектика политического развития общества

2. Особенности российской партийной системы. Политические партии: прошлое, настоящее, будущее

Вариант 2:

1. Политическая культура как фактор политического процесса

2. Общественно-политические движения в современном мире: антиглобализм, феминизм, фундаментализм и т.д.

Тематика эссе

1. Стратификация общества: причины и последствия

2. Бизнес-элита России: образ мышления и типы поведения

3. Основные контуры российской политической стратификации

4. Структура и функции современной семьи

5. «Дезорганизованная семья» и ее проблемы

6. Национальные модели местного самоуправления

7. Политическая культура как фактор политического процесса

8.Особенности российской партийной системы. Политические партии: прошлое, настоящее, будущее

9.Федеральные, региональные и местные выборы в России

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ачкасов, В.А.
Политология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. А. Ачкасов [и др.] ; под редакцией В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 404 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7743-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433577
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Е. В. Куканова, П. Д. Павленок
Политология: учебное пособие для вузов / Куканова Е.В., Павленок П.Д. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. —116 с. — ISBN  978-5-534-06968-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/book/politologiya-437613
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Стегний В. Н. 
Политология: Учебное пособие для вузов / В. Н. Стегний. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 122 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09836-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438384
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Под редакцией А. С. Тургаева, А. Е. Хренова
Политология: в 2 т.:  учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. С. Тургаев [и др.] ; под редакцией А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с. — ISBN 978-5-534-09684-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/428330 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL:  https://elibrary.ru 
 
Э3
Россия в глобальной политике – URL: http://www.globalaffairs.ru/ 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.2
2-211 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-217 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
7.4
2-207 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.