2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_История древнего мира_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История древнего мира
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
экзамен 1, 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
72
самостоятельная работа
38
аудиторные занятия
106
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
18 4/6
13 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
26
26
44
44
Практические
36
36
26
26
62
62
Итого ауд.
54
54
52
52
106
106
Кoнтактная рабoта
54
54
52
52
106
106
Сам. работа
18
18
20
20
38
38
Часы на контроль
36
36
36
36
72
72
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
_________________
 
 
История древнего мира
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся системы знаний и представлений о развитии мирового исторического процесса и его закономерностях на этапе древности, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметной области "Всеобщая история" и ориентации на становление личностных характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность, связанную с историей древнего мира.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся взгляд на историю как единый процесс, поле взаимодействия личности, социума, культуры, установить соотношение общего и особенного в развитии цивилизаций;
1.4
сформировать способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития в древности для формирования гражданской позиции;
1.5
сформировать способности разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы, связанные с историей древнего мира;
1.6
создать у обучающихся целостное представление о древнем  мире, показать его специфику и характерные черты.
1.7
1.8
1.9
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «История древнего мира» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История России (XIX – начало ХХ вв.)
2.2.2
История средних веков
2.2.3
Источниковедение
2.2.4
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
2.2.5
Педагогика
2.2.6
Архивоведение
2.2.7
Учебная архивная практика
2.2.8
Учебная технологическая практика
2.2.9
Философия  
2.2.10
Методика обучения истории
2.2.11
Новая история стран Европы и Америки
2.2.12
Учебная технологическая практика
2.2.13
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.14
Курсовая работа по истории России
2.2.15
Историография
2.2.16
История философии
2.2.17
Культурология
2.2.18
Новейшая история стран Европы и Америки
2.2.19
Производственная педагогическая  практика
2.2.20
Курсовая работа по Всеобщей истории
2.2.21
Производственная педагогическая практика
2.2.22
Социология
2.2.23
Учебная музейная практика
2.2.24
Курсовая работа по обществознанию
2.2.25
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.26
Политология
2.2.27
Правоведение
2.2.28
Производственная педагогическая практика
2.2.29
Экономика
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.2.30
Этика
2.2.31
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.32
История зарубежной литературы XIX-XX в.
2.2.33
Литература древней и средневековой Руси
2.2.34
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.35
Религиоведение
2.2.36
Методика организации исследовательской работы по истории и обществознанию в школе
2.2.37
Музееведение
2.2.38
Актуальные проблемы Великой Отечественной войны
2.2.39
История русской литературы XIX-XX в.
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способы и методы разработки и реализации культурно-просветительских программ в области истории древнего мира;
3.1.2
базовый материал дисциплины: важнейшие события, процессы и явления древней истории в социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках, основной понятийный аппарат дисциплины;
3.1.3
основные этапы и закономерности исторического развития в древности, особенности в развитии древних цивилизаций;
3.1.4
методы критического анализа источников и научной литературы, основные методы научного (исторического) познания;
3.1.5
позитивное значение таких ценностных концептов, как патриотизм, терпимость, ответственность, сострадание, диалогизм, социальное партнерство, соблюдение законов государства и этических норм общества, уважение к правам личности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разработывать и реализовывать культурно-просветительские программы в области истории древнего мира;
3.2.2
использовать базовый материал дисциплины: важнейшие события, процессы и явления древней истории в социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках, основной понятийный аппарат дисциплины;
3.2.3
характеризовать основные этапы и закономерности исторического развития в древности, особенности в развитии древних цивилизаций;
3.2.4
использовать методы критического анализа источников и научной литературы, основные методы научного (исторического) познания;
3.2.5
понимать позитивное значение таких ценностных концептов, как патриотизм, терпимость, ответственность, сострадание, диалогизм, социальное партнерство, соблюдение законов государства и этических норм общества, уважение к правам личности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами и методам разработки и реализации культурно-просветительских программ в области истории древнего мира;
3.3.2
базовым материалом дисциплины: важнейшие события, процессы и явления древней истории в социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках, основной понятийный аппарат дисциплины;
3.3.3
навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического развития в древности, особенности в развитии древних цивилизаций;
3.3.4
навыками критического анализа источников и научной литературы, основные методы научного (исторического) познания;
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.3.5
навыками использования таких ценностных концептов, как патриотизм, терпимость, ответственность, сострадание, диалогизм, социальное партнерство, соблюдение законов государства и этических норм общества, уважение к правам личности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общая характеристика истории первобытного общества. Проблемы антропогенеза и расогенеза

 
1.1
Историография первобытного общества /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.2
Культура первобытного общества /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.3
Зарождение религии в первобытном обществе /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.4
Раннеродовая община /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.5
Позднеродовая община /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.6
Первобытная соседская община /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.7
Экономика первобытного общества /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.8
Хронология первобытного общества /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.9
Причины перхода от первобытного общества к цивилизации. Признаки цивилизации /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.10
Политические и экономические особенности Древнего Востока /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.11
Общая характеристика истории Древнего Востока. Египет Раннего и Древнего царств. Египет Среднего царства. Культура Древнего Египта. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.12
Материальная и духовная культура Древнего Египта /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.13
Древняя Месопотамия: общая характеристика. Аккадское и Шумеро-Аккадское царства. Культура народов Древней Месопотамии /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.14
Старовавилонское общество по законам царя Хаммурапи /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.15
Значение законов Хаммурапи для становления системы права /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.16
Политический строй хеттского общества эпохи Древнего царства /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.17
Египет Нового царства. Хеттское царство. /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
1.18
Государство Урарту. Персидская держава. /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.19
Израильско-Иудейское царство в правление Давида и Соломона /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.20
Древняя Индия: Индская цивилизация, ведийский период, буддийский период. /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.21
Кастовая система утройства древнеиндийского общества /Ср/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.22
Держава Маурьев в правление царя Ашоки /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.23
Внешняя политика Ассирии в конце VIII – начале VII вв. до н.э. /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.24
Древний Китай: периоды Шан-Инь и Чжоу, империи Цинь и Хань. Культура Древнего Китая /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.25
Конфуцианство и легизм в Древнем Китае /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.26
Конфуций и его роль в становлении мировой науки /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.27
/Экзамен/
Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2. История Древней Греции и Древнего Рима

 
2.1
Введение в историю Древней Греции и Древнего Рима. Политические и экономические особенности Античности /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.2
Историография Древней Греции и Древнего Рима /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.3
Критское царство /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.4
Зарождение греческого полиса в гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.5
"Илиада" и "Одиссея" - выдающиеся достижения древнегреческой культуры /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.6
Социально-экономическое и политическое развитие греческого общества в гомеровский период /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.7
Греция в период архаики (VIII-VI вв. до н.э.).  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.8
Великая греческая колонизация /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.9
Афинская демократия /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.10
Греко-персидские войны /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.11
Политические и экономические особенности Древней Спарты /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.12
Реформы Солона в Афинах. Ролевая игра «Афинянин и спартанец о своих государствах» /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.13
Законы Ликурга /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.14
Афинский морской союз /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.15
Древнегреческая тирания. Ролевая игра «Афиняне (отец и сын) об Афинах при Солоне и /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.16
Пелопонесские войны /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.17
Греция и Македония в IV в. до н.э. Александр Македонский /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.18
Возвышение Македонии /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.19
Эллинистические государства. Северное Причерноморье в эпоху /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.20
Культура Древней Греции /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.21
Древнегреческая философия: самостоятельное изучение первоисточников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.22
Древний Рим. Царский перод /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.23
Реформы братьев Гракхов /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.24
Внешняя политика Рима в III-I вв. до н.э. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.25
Римские провинции в республиканскую и императорскую эпохи /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.26
Октавиан Август и становление принципата /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.27
Кризис Римской империи в III в. Доминат /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.28
Падение Римской империи и его причины /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.29
/Экзамен/

Э1 Э2 Э3

36
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1)Предмет изучения истории первобытного общества и его значение.

2)Источники изучения первобытной истории.

3)Антропосоциогенез и его комплексный характер.

4)Варианты периодизации древнейшей истории.

5)Возникновение родовой общины и отношений, связанных с ней.

6)Расцвет родового строя

7)Кризис и распад первобытнообщинного строя

8)Первобытная культура

9)Предмет истории Древнего Востока.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
10)Географическое положение, природные условия и население Древнего Египта. Источники по истории Древнего Египта

11)Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпохи Раннего и Древнего царств. Характерные черты восточной деспотии.

12)Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Среднего царства.

13)Внешняя политика древнеегипетского государства в эпохи Древнего и Среднего царств.

14)Древний Египет в эпоху гиксосского завоевания.

15)Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Нового царства.

16)Реформы Эхнатона

17)Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Позднего царства

18)Внешняя политика египетских фараонов в период Нового и Позднего царств.

19)Культура Древнего Египта.

20)Географическое положение, природные условия и население Древнего Междуречья. Периодизация истории Древней Месопотамии.

21)Первые города-государства Шумера.

22)Объединение Двуречья под властью Аккада. Саргон Древний.

23)Шумер и Аккад в период III династии Ура.

24)Древнейшие своды законов Междуречья. Законы Хаммурапи: происхождение, структура, источники.

25)Хеттское государство.

26)Государство Митанни.

27)Ассирийская военная держава.

28)Нововавилонское царство.

29)Государство Урарту.

30)Древняя Финикия и Израильско-Иудейское царство.

31)Держава Ахеменидов.

32)Индская цивилизация. Хараппа и Мохеджо-Даро.

33)Индия в период правления династии Маурьев.

34)Китай в эпохи Шан-Инь и Чжоу.

35)Китай в эпоху Цинь и  Хань.

36)Культура Древнего Китая.

37)Древние государства Эллады.

38)Древняя Спарта и Аттика.

39)Реформы Солона.

40)Тирания Писистрата и реформы Клисфена.

41)Греко-персидские войны.

42)Афинский морской и Пелопонесский союзы.

43)Правление Перикла. Афинская конституция при Перикле.

44)Пелопоннесская война.

45)Культура Древней Греции в крито-минойскую, крито-микенскую и архаичную эпохи.

46)Греция и Македонское царство в IV в.

47)Держава Александра Македонского.

48)Эллинистические государства.

49)Культура Греции в эпоху классики.

50)Возникновение Римской республики.

51)Этрусские и самнитские войны. Завоевание Римом Италии.

52)Пунические войны.

53)Римское владычество в Средиземноморье.

54)Культура Римской республики.

55)Римская рабовладельческая держава.

57)Культура Римской империи.

58)Становление Римской империи.

59)Римская империя во второй половине I – начале III вв.

60)Закат и падение Западной Римской империи.

Задания: работа с исторической картой и источником.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1.Религия древнего Египта.

2.Религиозная реформа Амен-Хотэпа IV - Эхн-Атона.

3.Культура древнего Египта.

4.Культура и религии древнего Шумера.

5.Экономика и общественные отношения в Вавилонии в эпоху Хаммурапи.

6.Культура и религия древнего Вавилона.

7.Ассирийская мировая держава: аспекты политической и военной истории.

8.Веды - как источник по истории древней Индии эпохи Маурьев.

9.Экономика и общественные отношения эпохи Маурьев в Индии.

10.Религия и культура древней Индии эпохи Маурьев.

11.Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае.

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
12.Реформы Шан Яна при царе Сяо-Гупе 361-338 гг. до н.э.

13.Внутренняя и внешняя политика Цинь Ши Хуанди 221-210 гг. до н.э.

14.Империя Хань - III-I вв. до н.э.

15.Внутренняя и внешняя политика У-Ди - 140-87 гг. до н.э.

16.Реформы Ван-Мана 8-23 гг. до н.э.

17.Культура Древнего Китая.

18.Луньюй (рассуждение и беседы) - главное сочинение раннего конфуцианства.

19.Философские и исторические идеи трактата Мэн-цзн-Мэн-Кэ.

20.Шицзин (Книга песен) - энциклопедия древней китайской жизни второй четверти I тыс. до н.э.

21.Поэзия Цюй-Юане

22.Поэзия Сун-Юя

23.Исторические записки (Ши-Цзи) Сыма Цяня - как исторической источник.

24.“Ханьская история (Ханьшу) - Бань-Ту - как исторический источник.

25.Гомер Илиада - как исторический источник.

26.Гомер Одиссея - как исторический источник.

27.Гесиод Труды и дни - как исторический источник.

28.Эсхил Орестея - как исторический источник.

29.Софокл Антигона - как исторический источник.

30.Эврипид Ипполит - как исторический источник.

31.Аристофан Женщины в народном собрании.

32.Демосфен Речи - как исторический источник.

33.Исократ - как исторический источник.

34.Геродот - великий историк античности.

35.Фукидид  - великий историк античности.

36.Ксенофонт  - великий историк античности.

37.Плутарх  - великий историк античности.

38.Полибий  - великий историк античности.

39.Тит Ливий  - великий историк античности.

40.Публий Корнелий Тацит - как историк.

41.Светоний “Жизнь двенадцати цезарей” - как исторический источник.

42.Аменхотэп IV - Эхнатон - 1372-1354 гг. до н.э.

43.Рамзесс II 1301-1235 гг. до н.э.

44.Саргон I 2316-2266 гг. до н.э.

45.Хаммурапи 1792-1750 гг. до н.э.

46.Ашшурбанипал 669-626 гг. до н.э.

47.Дарий I 521-486 гг. до н.э.

48.Чандрагунта 317-293 гг. до н.э.

49.Ашока 286-232 гг. до н.э.

50.Шан-Ян 361-338 гг. до н.э.

51.Цинь Ши Хуанди 221-210 гг. до н.э.

52.Ван-Ман 8-23 гг. до н.э.

53.Конфуций 551-479 гг. до н.э.

54.Солон 594 г. до н.э.

55.Эфиальт 462-457 гг. до н.э.

56.Перикл 443-429 гг. до н.э.

57.Александр Македонский 356-323 гг. до н.э.

58.Цицерон 106-30 гг. до н.э.

59.Цезарь 100-44 гг. до н.э.

60.Октавиан 30 г. до н.э. - 14 г. н.э.

61.Траян 98-117 гг.

62.Константин I 306-337 гг.

63.Марк Аврелий 161-180 гг. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
История Древнего мира: учебник и практикум для бакалавриата / под общей редакцией Т. В. Кудрявцевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 437 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05055-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433718
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Г. Н. Питулько, Ю. Н. Полохало, Е. С. Стецкевич, В. В. Шишкин ; под ред. Г. Н. Питулько
Всемирная история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и Средних веков: учебник для академического бакалавриата / Г. Н. Питулько, Ю. Н. Полохало, Е. С. Стецкевич, В. В. Шишкин ; под редакцией Г. Н. Питулько. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 129 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08094-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433478 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Дьяконова И.М., Нероновой В.Д., Свенцицкой И.С.
История древнего мира. Книга 2. Расцвет древних обществ: 2-е изд., исправ.
М.: Наука, 1983
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
 
Э2
 
Э3
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
ЛогоМиры 3.0. (Интегрированная творческая среда). Windows XP\Vista\7\8\10; MacOS 10.5–10.13 на класс:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Sanako: программное обеспечение для лингафонного программно-аппаратного комплекса:Договор №БВ/1/2018 от 29.12.2018
6.3.1.3
Microsoft Win Pro 10 32-bit/64 Russian Russia Only USB FQC-09118: Договор б/н от 29.12.2018, договор №2345 от 17.07.2019
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: доска, учебно-наглядные пособия. 
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-103а Помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.(423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: стеллажи, учебно-наглядные пособия.
 
7.5
1-104а Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 11
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
7.6
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
7.7
1-115 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются 

 
стр. 13
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.