(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к экзамену:
1)Предмет изучения истории первобытного общества и его значение.
2)Источники изучения первобытной истории.
3)Антропосоциогенез и его комплексный характер.
4)Варианты периодизации древнейшей истории.
5)Возникновение родовой общины и отношений, связанных с ней.
6)Расцвет родового строя
7)Кризис и распад первобытнообщинного строя
8)Первобытная культура
9)Предмет истории Древнего Востока.
11)Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпохи Раннего и Древнего царств. Характерные черты восточной деспотии.
12)Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Среднего царства.
13)Внешняя политика древнеегипетского государства в эпохи Древнего и Среднего царств.
14)Древний Египет в эпоху гиксосского завоевания.
15)Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Нового царства.
16)Реформы Эхнатона
17)Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Позднего царства
18)Внешняя политика египетских фараонов в период Нового и Позднего царств.
19)Культура Древнего Египта.
20)Географическое положение, природные условия и население Древнего Междуречья. Периодизация истории Древней Месопотамии.
21)Первые города-государства Шумера.
22)Объединение Двуречья под властью Аккада. Саргон Древний.
23)Шумер и Аккад в период III династии Ура.
24)Древнейшие своды законов Междуречья. Законы Хаммурапи: происхождение, структура, источники.
25)Хеттское государство.
26)Государство Митанни.
27)Ассирийская военная держава.
28)Нововавилонское царство.
29)Государство Урарту.
30)Древняя Финикия и Израильско-Иудейское царство.
31)Держава Ахеменидов.
32)Индская цивилизация. Хараппа и Мохеджо-Даро.
33)Индия в период правления династии Маурьев.
34)Китай в эпохи Шан-Инь и Чжоу.
35)Китай в эпоху Цинь и Хань.
36)Культура Древнего Китая.
37)Древние государства Эллады.
38)Древняя Спарта и Аттика.
39)Реформы Солона.
40)Тирания Писистрата и реформы Клисфена.
41)Греко-персидские войны.
42)Афинский морской и Пелопонесский союзы.
43)Правление Перикла. Афинская конституция при Перикле.
44)Пелопоннесская война.
45)Культура Древней Греции в крито-минойскую, крито-микенскую и архаичную эпохи.
46)Греция и Македонское царство в IV в.
47)Держава Александра Македонского.
48)Эллинистические государства.
49)Культура Греции в эпоху классики.
50)Возникновение Римской республики.
51)Этрусские и самнитские войны. Завоевание Римом Италии.
52)Пунические войны.
53)Римское владычество в Средиземноморье.
54)Культура Римской республики.
55)Римская рабовладельческая держава.
57)Культура Римской империи.
58)Становление Римской империи.
59)Римская империя во второй половине I – начале III вв.
60)Закат и падение Западной Римской империи.
Задания: работа с исторической картой и источником.
Тематика рефератов
1.Религия древнего Египта.
2.Религиозная реформа Амен-Хотэпа IV - Эхн-Атона.
3.Культура древнего Египта.
4.Культура и религии древнего Шумера.
5.Экономика и общественные отношения в Вавилонии в эпоху Хаммурапи.
6.Культура и религия древнего Вавилона.
7.Ассирийская мировая держава: аспекты политической и военной истории.
8.Веды - как источник по истории древней Индии эпохи Маурьев.
9.Экономика и общественные отношения эпохи Маурьев в Индии.
10.Религия и культура древней Индии эпохи Маурьев.
11.Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае.
13.Внутренняя и внешняя политика Цинь Ши Хуанди 221-210 гг. до н.э.
14.Империя Хань - III-I вв. до н.э.
15.Внутренняя и внешняя политика У-Ди - 140-87 гг. до н.э.
16.Реформы Ван-Мана 8-23 гг. до н.э.
17.Культура Древнего Китая.
18.Луньюй (рассуждение и беседы) - главное сочинение раннего конфуцианства.
19.Философские и исторические идеи трактата Мэн-цзн-Мэн-Кэ.
20.Шицзин (Книга песен) - энциклопедия древней китайской жизни второй четверти I тыс. до н.э.
21.Поэзия Цюй-Юане
22.Поэзия Сун-Юя
23.Исторические записки (Ши-Цзи) Сыма Цяня - как исторической источник.
24.“Ханьская история (Ханьшу) - Бань-Ту - как исторический источник.
25.Гомер Илиада - как исторический источник.
26.Гомер Одиссея - как исторический источник.
27.Гесиод Труды и дни - как исторический источник.
28.Эсхил Орестея - как исторический источник.
29.Софокл Антигона - как исторический источник.
30.Эврипид Ипполит - как исторический источник.
31.Аристофан Женщины в народном собрании.
32.Демосфен Речи - как исторический источник.
33.Исократ - как исторический источник.
34.Геродот - великий историк античности.
35.Фукидид - великий историк античности.
36.Ксенофонт - великий историк античности.
37.Плутарх - великий историк античности.
38.Полибий - великий историк античности.
39.Тит Ливий - великий историк античности.
40.Публий Корнелий Тацит - как историк.
41.Светоний “Жизнь двенадцати цезарей” - как исторический источник.
42.Аменхотэп IV - Эхнатон - 1372-1354 гг. до н.э.
43.Рамзесс II 1301-1235 гг. до н.э.
44.Саргон I 2316-2266 гг. до н.э.
45.Хаммурапи 1792-1750 гг. до н.э.
46.Ашшурбанипал 669-626 гг. до н.э.
47.Дарий I 521-486 гг. до н.э.
48.Чандрагунта 317-293 гг. до н.э.
49.Ашока 286-232 гг. до н.э.
50.Шан-Ян 361-338 гг. до н.э.
51.Цинь Ши Хуанди 221-210 гг. до н.э.
52.Ван-Ман 8-23 гг. до н.э.
53.Конфуций 551-479 гг. до н.э.
54.Солон 594 г. до н.э.
55.Эфиальт 462-457 гг. до н.э.
56.Перикл 443-429 гг. до н.э.
57.Александр Македонский 356-323 гг. до н.э.
58.Цицерон 106-30 гг. до н.э.
59.Цезарь 100-44 гг. до н.э.
60.Октавиан 30 г. до н.э. - 14 г. н.э.
61.Траян 98-117 гг.
62.Константин I 306-337 гг.
63.Марк Аврелий 161-180 гг.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.