2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Экономика_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экономика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
экзамен 10 зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
116
аудиторные занятия
100
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
7 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
252
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
15 2/6
8 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
16
16
30
30
Практические
30
30
40
40
70
70
Итого ауд.
44
44
56
56
100
100
Кoнтактная рабoта
44
44
56
56
100
100
Сам. работа
64
64
52
52
116
116
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
144
144
252
252
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доцент, Несмеянова Е.И. _________________
 
 
Экономика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся теоретических основ экономических знаний в различных сферах деятельности и приобретение навыков экономического стиля мышления при решении задач профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах;
1.4
формирование способностей управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
1.5
формирование экономического мышления и экономической культуры;
1.6
усвоение обучаемыми теоретико-методологических основ данной дисциплины;
1.7
формирование способностей взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;
1.8
выработка навыков творческого анализа процессов экономической действительности;
1.9
формирование способностей осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении;
1.10
осмысление сути хозяйственных процессов, происходящих в современной российской экономике.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по Всеобщей истории
2.1.2
Новейшая история стран Европы и Америки
2.1.3
Производственная педагогическая практика
2.1.4
Социология
2.1.5
Учебная музейная практика
2.1.6
Историография
2.1.7
История философии
2.1.8
Культурология
2.1.9
Производственная педагогическая  практика
2.1.10
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.11
Курсовая работа по истории России
2.1.12
Методика обучения истории
2.1.13
Новая история стран Европы и Америки
2.1.14
Педагогика
2.1.15
Учебная технологическая практика
2.1.16
Архивоведение
2.1.17
История России (XIX – начало ХХ вв.)
2.1.18
История средних веков
2.1.19
Психология
2.1.20
Учебная архивная практика
2.1.21
Учебная технологическая практика
2.1.22
Философия  
2.1.23
Иностранный язык
2.1.24
Источниковедение
2.1.25
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
2.1.26
Археология
2.1.27
История древнего мира
2.1.28
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
2.1.29
Русский язык и культура речи
2.1.30
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.31
История (история России, всеобщая история)
2.1.32
Логика
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.1.33
Финансово-экономический практикум
2.1.34
Музееведение
2.1.35
Методика организации исследовательской работы по истории и обществознанию в школе
2.1.36
Исторический роман
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
УК-9: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
УК-9.1: Понимает базовые принципы экономического развития и функционирования экономики, цели и формы участия государства в экономике
 
УК-9.2: Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные экономические термины и понятия;
3.1.2
особенности малого, среднего предпринимательства и крупного корпоративного капитала;
3.1.3
особенности рыночных отношений в XXI в.;
3.1.4
принципы функционирования государственного управления
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
производить расчеты по основным экономическим показателям;
3.2.2
анализировать экономическую ситуацию на основе статистических данных;
3.2.3
выявлять причины и следствия образования экономических кризисов
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками определения перспектив экономического развития;
3.3.2
навыками анализа современного мирового хозяйства;
3.3.3
приемами экономической аргументации в ведении дискуссии;
3.3.4
методологией экономического исследования;
3.3.5
современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Экономика и ее роль в обществе

 
1.1
Материальные основы экономики /Лек/
Л1.1Л2.2 Л2.3

Э1

4
9
0
 
1.2
Кругооборот экономических благ /Пр/
Л1.1Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
9
0
 
1.3
Стадии экономического прогресса /Пр/
Л1.1Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
1.4
Главное назначение экономики /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
9
0
 
1.5
Система экономических отношений /Лек/
Л1.1Л2.2 Л2.3

Э1

2
9
0
 
1.6
Социально-экономические отношения /Пр/
Л1.1Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
9
0
 
1.7
Организационно-экономические отношения /Пр/
Л1.1Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
9
0
 
1.8
Единая система экономических отношений /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

12
9
0
 
 
Раздел 2. Секторы частного предпринимательства

 
2.1
Виды и особенности секторов частного предпринимательства /Лек/
Л1.1Л2.2 Л2.3

Э1

4
9
0
 
2.2
Рыночные отношения /Пр/
Л1.1Л2.3

Э1 Э2 Э3

4
9
0
 
2.3
Капитал и образование добавленной стоимости /Пр/
Л1.1Л2.3

Э1 Э2 Э3

4
9
0
 
2.4
Формы добавленной стоимости /Пр/
Л1.1Л2.3

Э1 Э2 Э3

4
9
0
 
2.5
Рыночное хозяйство. Теория спроса и

предложения. Экономическое

равновесие  /Ср/

Л1.1Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

14
9
0
 
 
Раздел 3. Сектор крупного корпоративного капитала

 
3.1
Особенности корпоративного капитала /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
9
0
 
3.2
Корпоративные монополии /Пр/
Л1.1Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
9
0
 
3.3
Системы корпоративных объединений /Ср/
Л1.1Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
9
0
 
3.4
Биржевые рынки корпоративного капитала /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
9
0
 
3.5
Биржевая тогровля и ее экономические законы /Пр/
Л1.1Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
9
0
 
3.6
Валютная и фондовые биржи /Пр/
Л1.1Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
9
0
 
3.7
Теневая экономика: масштабы,проблемы учета /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

14
9
0
 
3.8
/Зачёт/
Л1.1

0
9
0
 
 
Раздел 4. Государственный сектор

 
4.1
Роль государства в национальном хозяйстве /Лек/
Л1.1Л2.3

Э1

4
10
0
 
4.2
Основные направления экономической политики государства /Пр/
Л1.1Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
10
0
 
4.3
Государственные финансы и бюджет /Пр/
Л1.1Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
10
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
4.4
Новые показатели экономики страны и национальные счета /Пр/
Л1.1Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
10
0
 
4.5
Современная социальная политика государства  /Лек/
Л1.1Л2.3

Э1

4
10
0
 
4.6
Социальные отношения и их государственное регулирование /Пр/
Л1.1Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
10
0
 
4.7
Коренные преобразования социальной сферы /Пр/
Л1.1Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
10
0
 
4.8
Водействие государства на динамику демографических процессов /Ср/
Л1.1Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
10
0
 
 
Раздел 5. Экономический рост и кризисы

 
5.1
Национальная и международная экономическая динамика /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
10
0
 
5.2
Экономические циклы национального хозяйства /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
10
0
 
5.3
Современный мировой финансовый и экономический кризис /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
10
0
 
5.4
Международная экономическая динамика /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

18
10
0
 
 
Раздел 6. Всемирная экономика

 
6.1
Cовременное всемирное хозяйство /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
10
0
 
6.2
Тенденции глобализации мировой экономики /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
10
0
 
6.3
Противоречия глобализации мировой экономики /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
10
0
 
6.4
Международные торговые и валютные отношения в XXI веке /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
10
0
 
6.5
Интернациональные экономические отношения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
10
0
 
6.6
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

1.Предмет экономической науки.

2.Главное назначение экономики.

3.Кругооборот экономических благ.

4.Методы экономических исследований.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
5.Собственность как основа экономической системы.

6.Классификация собственности по типам и формам.

7.Признаки и функции собственности.

8.Основные типы собственности.

9.Приватизация. Разгосударствление и приватизация. Особенности и социально-экономические последствия российской приватизации.

10.Издержки производства, их классификация и виды.

11.Инфляция, сущность, виды и классификация инфляции.

12.Предельные издержки и прибыль.

13.Уровень рентабельности. Пути повышения рентабельности предприятия.

14.Рынок: сущность, функции, виды и типы. Преимущества и недостатки рыночной экономики

15.Функции рынка. Основные черты свободного рынка.

16.Рыночный механизм и его элементы (цена, спрос и предложение, конкуренция).

17.Спрос и предложение – важнейший инструмент рыночной экономики.

18.Микроэкономика. Сущность рынка. Основные элементы рынка.

19.Функции рыночного механизма.

20.Рынок – закономерный этап развития общества.

21.Субъекты и объекты рыночного механизма.

22.Инфраструктура рынка. Элементы инфраструктуры рынка.

23.Смешанная экономика и ее модели.

24.Роль государственной собственности в смешанной экономике.

25.Реклама как вид коммуникации.

26.Реклама в маркетинговых концепциях.

27.Понятие и функции доходов. Распределение доходов в различных экономических системах.

28.Заработная плата: сущность, формы и системы. Уровень заработной платы.

29.Бюджет семьи. Государственное регулирование доходов.

30.Деньги: происхождение и сущность денег. Теории денег.

31.Функции денег в металлической и номиналистической концепциях.

32.Безработица: ее причины, виды и последствия. Государственная, политика занятости.

33.Кредит и его основные формы.

34.Банки и их функции. Современная кредитно-денежная система.

35.Налоги: сущность, функции и классификация. Налоговая политика государства.

36.Финансы. Финансовая система государства

37.Государственный бюджет и его структура. Проблема дефицита государственного бюджета и государственного долга.

38.Внешнеторговая политика страны и ее инструменты.

39.Валютная система и валютный курс.

40.Социально-экономический последствия инфляции. Национальные регуляторы инфляции.

41.Госбюджет как ведущее звено финансовой системы. Бюджетный дефицит.

42.Мировой рынок и международная торговля.

43.Социальная политика государства и уровень жизни.

44.Финансовый кризис в Российской экономике.

45.Экономические признаки глобализации.

46.Интергационнеы процессы с участием России.

47.Миграция капитала и рабочей силы.

48.Неравномерность развития мирового хозяйства.

49.Особенности современной всемирной экономики.

50.Цели и способы интергации национальных хозяйств.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1.Экономические ресурсы и факторы производства в современной экономике.

2.Особенности современного этапа развития российской экономической теории.

3.Военно–промышленный комплекс (ВПК) и его роль в формировании прогрессивной структуры экономики России.

4.Экономика информационного общества.

5.Структура рынка в современной российской экономике: особенности и динамика

6.Пути повышения эффективности функционирования рыночного механизма в современной российской экономике

7.Предпринимательский потенциал российских фирм и пути его реализации

8.Техническая и экономическая эффективность фактора производства.

9.Естественные монополии в России. Особенности монополизации современной российской экономики

10.Динамика ВВП в современной российской экономике. Основные макроэкономические показатели российской экономики.

11.Инвестиционный потенциал и инвестиционный климат в современном отечественном хозяйстве.

12.Пути повышения финансовой стабильности в экономике России.

14.Особенности формирования и функционирования рынка ценных бумаг в современной российской экономике.

15.Факторы макроэкономической нестабильности в современной российской экономике.

16.Становление и развитие банковской системы в современной российской экономике.

17.Постиндустриальное общество как вектор переходной экономики.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
18.Рынок как экономическая основа маркетинга

19.Основы принятия маркетинговых решений в сбытовых и логистических системах

20.Виды ценовых стратегий

21.Конкурентные стратегии в условиях неопределенности

22.Маркетинговая стратегия, ориентированная на создание стоимости

23.Рыночная сегментация и поведение потребителей

24.Электронный маркетинг и Интернет для маркетологов

25.Технология продвижения бренда.

26.Современный менеджмент (изменение взглядов на управление во второй половине ХХ века).

27.Эволюция управленческой мысли с древнейших времен до настоящего времени.

28.Изменение функций менеджмента в процессе развития науки управления.

29.Возникновение школы научного менеджмента и развитие ее идей в работах последователей Ф. Тейлора.

30.Модели современного менеджмента (американская, японская, европейская и др.).

31.Роль научно–технического прогресса в становлении и развитии менеджмента.

32.Управленческая парадигма XXI века.

33.Мировое хозяйство как целостная система.

34.Интеграция — высшая форма развития мирового производственного процесса.

35.Кредитно–финансовая система мирового хозяйства.

36.США в мировой экономике.

37.3ападная Европа в мировом хозяйстве.

38.Развивающиеся страны в мировой экономике.

39.Россия в системе современных мировых хозяйственных связей.

40.Научно–технический потенциал и его роль в развитии современного мирового хозяйства.

41.Транснациональные корпорации и их роль в современных хозяйственных связях.

42.Глобальные проблемы мировой экономики.

43.Россия в мировом хозяйстве.

44.Торговые обычаи и их значение в мировой торговле.

45.Международная встречная торговля и особенности ее развития в современных условиях.

46.Значение торгово–посреднических операций в международной торговле.

47.Организация и деятельность международных товарных бирж.

48.Организация и деятельность международных аукционов.

49.Организация и техника проведения международных торгов.

50.Особенности торговли лицензиями.

51.Особенности международной аренды в современных условиях.

52.Система государственного регулирования внешнеэкономической политики в развитых странах (страна по выбору).

53.Организация международной торговли лицензиями.

54.Международный лизинг.

55.Международный франчайзинг.

56.Задачи и функции инновационного менеджмента.

57.Роль государства в стимулировании инновационной деятельности.

58.Государственная инновационная политика.

59.Роль государства в международном научно–техническом сотрудничестве.

60.Содержание и формы стратегического управления инновациями.

61.Менеджмент в малых инновационных предприятиях.

62.Сущность и методы планирования инноваций.

63.Финансирование инновационной деятельности.

64.Методы оценки эффективности инновационных проектов.

65.Учет факторов риска в инновационных проектах и способы их снижения.

66.Развитие информационных систем в инновационной сфере.

67.Роль и место интеллектуальной собственности в инновационной деятельности.

68.Менеджеры в инновационной сфере.

69.Информационное обеспечение научно–технической и инновационной деятельности.

70.Процесс создания правовой охраны и использования интеллектуального продукта. Его экспертное сопровождение.

71.Экологизация инновационной деятельности.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Борисов, Е. Ф.
Экономика: Учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 383 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-5036-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431115
Москва : Издательство Юрайт , 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Дерен, В.И.
Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 588 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09249-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/427506
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Поляков,  В. В.
Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавриата и специалитета / В. В. Поляков [и др.] ; под редакцией В. В. Полякова, Е. Н. Смирнова, Р. К. Щенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 363 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-00868-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431976 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Сидорович, А. В.
Национальная экономика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Сидорович [и др.] ; под редакцией А. В. Сидоровича. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 485 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03278-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433928
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Губина, М. А.
Мировая экономика и международные экономические отношения. Практикум : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / М. А. Губина, А. Г. Коваль, З. С. Подоба, С. Ф. Сутырин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 306 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-9916-9078-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433157
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Проект Института "Экономическая Школа". Economicus.Ru - экономический портал. - URL: Economicus.Ru
 
Э4
Министерство финансов РФ. Данные о федеральном, региональном, консолидированном бюджетах (план и кассовое исполнение), внутреннем и внешнем долге, платежном балансе РФ. - URL: www.minfin.ru
 
Э5
Центральный банк РФ. Данные об объеме и структуре денежной массы и денежной базы; процентные ставки по различным финансовым инструментам, ставка рефинансирования ЦБ РФ, количество коммерческих банков, нормативы обязательных резервов, международные резервы ЦБ РФ, платежный баланс, внешний долг РФ. - URL: www.cbr.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-209 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-213  Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-207 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.