2022-2023_ozm44_04_01 РЯиЛ 238_plx_Методика преподавания русского языка как иностранного_Русский язык и литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика преподавания русского языка как иностранного
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01  Педагогическое образование, направленность (профиль)  Русский язык и литература 
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
11 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
58
58
58
58
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Методика преподавания русского языка как иностранного
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01  Педагогическое образование, направленность (профиль)  Русский язык и литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся системы научных и практических знаний по проблеме методики преподавания русского языка как иностранного, а также умений к использованию данной методики в профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения учебной дисциплины:
1.3
познакомить обучающихся с методикой преподавания русского языка как иностранного в контексте формирования иноязычной коммуникативной компетенции
1.4
научить применять современные технологии, методы, приемы, средства обучения русскому языку как иностранному
1.5
научить планировать, проводить, анализировать урок / серию уроков по русскому языку как иностранному
1.6
обеспечить методическую подготовку в соответствии с последними тенденциями содержания обучения
1.7
формировать умение осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История лингвистических учений
2.1.2
Учебная практика научно-исследовательская работа
2.1.3
Современные проблемы науки и образования
2.1.4
Теория литературы
2.1.5
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Практикум по литературе
2.2.2
Практикум по русскому языку
2.2.3
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.4
Современные образовательные технологии
2.2.5
Современный литературно-критический процесс
2.2.6
Производственная преддипломная практика
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
2.2.10
Отечественная литература
2.2.11
Функциональная грамматика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1.2: Умеет использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной  области "Русский язык", "Литература"
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1.1: Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
 
стр. 4
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1.2: Находит, критически анализирует и выбирает информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1.3: Рассматривает различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивает их преимущества и риски
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-1.4: Грамотно, логично, аргументировано формулирует собственные суждения и оценки. Предлагает стратегию действий
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
стр. 5
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
 
 
УК-1.5: Определяет и оценивает практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные этапы развития методики преподавания русского языка как иностранного
3.1.2
современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка как иностранного
3.1.3
отечественные и зарубежные уровни владения иностранным языком
3.1.4
содержание и структуру системы обучения русскому языку иностранному языку (цели, задачи обучения, подходы к обучению языку, принципы, технологии, методы, средства, организационные формы обучения)
3.1.5
особенности взаимодействия методики с базисными для нее науками (педагогикой, лингвистикой, психологией, психолингвистикой, культурологией)
3.1.6
различные приемы формирования и развития иноязычных коммуникативных умений
3.1.7
сущность критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать современные технологии в обучении русскому языку как иностранному
3.2.2
практически применять методы и приемы обучения русскому языку как иностранному
3.2.3
готовить учебные материалы для уроков и занятий с учетом этапа обучения русскому языку как иностранному
3.2.4
анализировать и оценивать уровень владения русским языком как иностранным
3.2.5
осуществлять экспертную оценку современных УМК и учебных пособий по русскому языку как иностранному
3.2.6
формулировать грамотно, логично, аргументировано суждения и оценки о собственной педагогической деятельности и деятельности коллег
3.2.7
организовывать самостоятельную работу, используя различные приемы самообразования
3.2.8
проектировать, планировать уроки по русскому языку как иностранному
3.2.9
рассматривать различные варианты решения проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивать их преимущества и риски
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом проектирования уроков по русскому языку как иностранному с использованием современных образовательных технологий для обеспечения качества образовательного процесса
3.3.2
навыками выявления проблемной ситуации в процессе анализа проблемы, определения этапов ее разрешения с учетом вариативных контекстов
3.3.3
навыками, позволяющими определять и оценивать практические последствия реализации действий по разрешению проблемной ситуации
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методика преподавания русского языка как  учебная, научная и практическая дисциплина

 
стр. 6
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
1.1
Что означает термин "методика"? Методика как учебная и научная дисциплина.Тенденции в развитии методики /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
1.2
Методика как практическая дисциплина. Методика как самостоятельная дисциплина. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
1.3
Связь методики с другими науками /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
1.4
Методы исследования в методике /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 2. Этапы и уровни владения языком

 
2.1
Проблема этапов и уровней владения языком. Уровни владения русским языком как иностранным /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
2.2
Международные экзамены и сертификаты по русскому языку как иностранному /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 3. Система обучения русскому языку как иностранному. Профили обучения

 
3.1
Система обучения и системный подход. Характеристика системы обучения языку. Функционирование системы обучения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
3.2
Понятие "профиль обучения". Дошкольный профиль. Школьный профиль. Подготовительный профиль (этап предвузовской подготовки)  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
3.3
Филологический профиль. Нефилологический профиль. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 4. Подходы к обучению языку

 
4.1
Подходы к обучению языку как методическая категория /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
4.2
Существующие классификации подходов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
стр. 7
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
4.3
Подходы с точки зрения объекта обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
4.4
Подходы с точки зрения способа обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
4.5
Социокультурный подход в обучении русскому языку как иностранному /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
4.6
Компетентностный подход в обучении русскому языку как иностранному /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 5. Цели и задачи обучения

 
5.1
Понятие "цель обучения". Виды целей обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
5.2
Практическая цель обучения русскому языку как иностранному /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
5.3
Общеобразовательная цель обучения русскому языку как иностранному /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
5.4
Воспитательная цель обучения русскому языку как иностранному /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
5.5
Развивающая цель обучения русскому языку как иностранному /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 6. Содержание обучения. Принципы обучения.Методы обучения

 
6.1
Понятие "содержание обучения". Принципы отбора содержания обучения. Структура содержания обучения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
6.2
Коммуникативная компетенция как результат обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
6.3
Предметная сторона содержания обучения. Текст как единица содержания обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
стр. 8
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
6.4
Понятие "принцип обучения". Классификация принципов обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
6.5
Три значения понятия "метод". Общеметодологические методы. Общедидактические методы. Частнодидактические методы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
6.6
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 7. Средства обучения

 
7.1
Система средств обучения. Средства обучения для преподавателя и обучающихся /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
7.2
Аудиовизуальные средства обучения. Технические средства обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 8. Процесс обучения. Организационные формы обучения

 
8.1
Учебная деятельность как основа процесса обучения. Содержание процесса обучения. Участники процесса обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
8.2
Современные технологии обучения. Виды организационных форм обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
8.3
Урок по практике языка. Структура урока. Структурная единица урока /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 9. Контроль в обучении языку

 
9.1
Цель контроля. Особенности контроля /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
9.2
Функции контроля.Виды контроля. Требования к контролю /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
9.3
Средства контроля. Формы контроля. Объекты контроля /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
9.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ПК-1.2
3
0
 
стр. 9
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1. Что означает термин "методика"? Методика как учебная и научная дисциплина.

2.Тенденции в развитии методики преподавания русского языка как иностранного.

3.Методика как практическая дисциплина. Методика как самостоятельная дисциплина.

4.Связь методики с другими науками.

5.Методы исследования в методике

6.Проблема этапов и уровней владения языком.

7.Уровни владения русским языком как иностранным.

8.Международные экзамены и сертификаты по русскому языку как иностранному.

9. Система обучения и системный подход. Характеристика системы обучения языку. Функционирование системы обучения.

10. Понятие "профиль обучения". Дошкольный профиль. Школьный профиль. Подготовительный профиль (этап предвузовской подготовки).

11. Филологический профиль. Нефилологический профиль.

12. Подходы к обучению языку как методическая категория.

13.Существующие классификации подходов.

14.Подходы с точки зрения объекта обучения.

15.Подходы с точки зрения способа обучения.

16.Социокультурный подход в обучении русскому языку как иностранному.

17. Компетентностный подход в обучении русскому языку как иностранному.

18. Понятие "цель обучения". Виды целей обучения.

19. Практическая цель обучения русскому языку как иностранному

20. Общеобразовательная цель обучения русскому языку как иностранному.

21. Воспитательная цель обучения русскому языку как иностранному.

22. Развивающая цель обучения русскому языку как иностранному.

23. Понятие "содержание обучения". Принципы отбора содержания обучения. Структура содержания обучения.

24. Коммуникативная компетенция как результат обучения.

25.Предметная сторона содержания обучения. Текст как единица содержания обучения.

26. Понятие "принцип обучения". Классификация принципов обучения.

27. Три значения понятия "метод". Общеметодологические методы. Общедидактические методы. Частнодидактические методы.

28.Прямые методы. Сознательные методы. Комбинированные методы. Интенсивные методы.

29. Система средств обучения. Средства обучения для преподавателя и обучающихся.

30.Аудиовизуальные средства обучения. Технические средства обучения.

31. Учебная деятельность как основа процесса обучения. Содержание процесса обучения. Участники процесса обучения.

32. Современные технологии обучения. Виды организационных форм обучения.

33. Урок по практике языка. Структура урока. Структурная единица урока.

34.Цель контроля. Особенности контроля.

35. Функции контроля.Виды контроля. Требования к контролю.

36.Средства контроля. Формы контроля. Объекты контроля

Задания к зачету:

1.Написать рецензию на отечественыый учебник по русскому языку как иностранному.Укажите рекомендации по совершенствованию содержания учебника.

2.Написать рецензию на зарубежный учебник по русскому языку как иностранному.Укажите рекомендации по совершенствованию содержания учебника.

3.Провести сравнительный анализ отечетсвенного и зарубежного учебника по русскому языку как иностранному.

4.Разработать конспект мультимедийный урок для обучающихся с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.

5.Разработать конспект урока на закрепление грамматических навыков для обучающихся с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.

6.Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по аудированию.

7.Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по чтению.

8.Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по говорению.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 10
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Королева, Р.М.
Методика преподавания русского языка как иностранного : учебное пособие/ Королева Р.М.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2017.— 70 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70733.html.— ЭБС «IPRbooks»
Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2017
 
Л1.2
Федотова, Н. Л. 
Методика преподавания русского языка как иностранного (практический курс) : Санкт-Петербург : Златоуст, 2019. — 192 c. — ISBN 978-5-86547-684-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81399.html
Санкт-Петербург : Златоуст, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Беляева, Л. А. 
Интерактивные средства обучения иностранному языку. Интерактивная доска : : учебное пособие для вузов / Л. А. Беляева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 157 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10853-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431686
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Федотова, Н. Л. 
Методика преподавания русского языка как иностранного : задачник к практическому курсу: Санкт-Петербург : Златоуст, 2019. — 200 c. — ISBN 978-5-86547-694-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81398.html 
Санкт-Петербург : Златоуст, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.–  Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 11
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
7.1
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                      Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                   Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях 

 
стр. 12
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                   Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                              Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

 
стр. 13
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

                                            Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.