2022-2023_b44_03_05 ДО и НО 211_plx_Методика и технологии обучения в начальной школе_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика и технологии обучения в начальной школе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
 
зачет 2
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
17 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
58
58
58
58
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.псх.наук, доцент, Захарова И.М. Олейник Н.С. _________________
 
 
Методика и технологии обучения в начальной школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И.М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать компетенции обучающихся в области современных методик и технологий начального образования и практической готовности к осуществлению трудовых действий согласно ФГОС НОО.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать систему научных знаний  о методике работы учителя начальной школы на основе изучения современных педагогических технологий и методик обучения
1.4
сформировать у обучающихся  умения организовать учебно-познавательную деятельность младших школьников с применением деятельностных технологий и методик обучения
1.5
сформировать общие представления об авторских технологиях, раскрыть особенности технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов с младшими школьниками
1.6
сформировать умения по решению педагогических задач в рамках разнообразных педагогических технологий и методик обучения
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Входные знания, умения и навыки формируются на предыдущей ступени образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
2.2.2
Педагогика
2.2.3
Теория и технологии литературного развития детей
2.2.4
Теория и технологии начального языкового образования
2.2.5
Теория и технологии развития речи детей
2.2.6
Учебная практика по теории и технологиям дошкольного образования
2.2.7
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение
2.2.8
Психология воспитательных практик
2.2.9
Учебная практика  по естествознанию
2.2.10
Учебная технологическая практика
2.2.11
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.2.12
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.2.13
Теория и технологии физического развития детей
2.2.14
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.2.15
Учебная технологическая практика
2.2.16
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.17
Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
2.2.18
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.2.19
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.20
Теория литературы и практика читательской деятельности
2.2.21
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.2.22
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.23
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
2.2.24
Методика обучения математике в начальной школе с практикумом
2.2.25
Производственная педагогическая  практика
2.2.26
Теория и технологии начального математического образования
2.2.27
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
2.2.28
Искусство и технология в начальной школе
2.2.29
Организация дополнительного образования в дошкольном образовании
2.2.30
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.31
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.32
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.33
Производственная педагогическая практика
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
2.2.34
Работа с одаренными детьми
2.2.35
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.36
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.37
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.38
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.39
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
2.2.40
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.41
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.42
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.43
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.44
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
2.2.45
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
2.2.46
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО; ФГОС НОО
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.2: Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
нормативно-правовые нормы осуществления профессиональной деятельности и нормы профессиональной этики
3.1.2
содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.1.3
содержание и виды образовательных программ и УМК начальной школы, различные формы обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять профессиональную деятельность  в соответствии с нормативными правовыми актами сфере и нормами профессиональной этики
3.2.2
реализовывать содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.2.3
ориентироваться в многообразии образовательных программ и осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с ФГОС НОО
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
3.3.2
формами, методами и приемами организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся,осуществлять профессиональную деятельность  в соответствии с нормативными правовыми актами сфере и нормами профессиональной этики
3.3.3
навыками и приемами отбора учебного содержания для его реализации в различных формах в соответствии с требованиями ФГОС НОО
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Раздел 1. Нормативно-правовое обеспечение процессов преподавания и обучения

 
1.1
Обновленные ФГОС НОО и требования Профессионального стандарта педагогаКлассификация современных педагогических технологий и методик обучения  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
1.2
Разработка рабочих программ в НОО (структурные компоненты, принципы построения, условия реализации) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
1.3
Принципы построения педагогической технологии как метода организации и управления педагогическим процессом /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
1.4
Классические и интерактивные технологии и методики обучения  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
 
Раздел 2. Методические основы обучения младших школьников

 
2.1
Методы и средства обучения младших школьников /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
2.2
Педагогическое обоснование специфики технологий, мотодов и методик обучения в начальной школе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
2.3
Формы организации учебного процесса  в НОО. Модели взаимодействия в образовательном процессе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
2.4
Современные урок в начальной школе: от проектирования к реализации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
2.5
Классификация педагогических технологий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
 
Раздел 3. Организация учебного процесса на уроке (технология и методика обучения)

 
3.1
Виды педагогических технологий. Обусловленность пед. технологий характером педагогических задач /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3.2
Технология проблемного обучения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
3.3
Деятельностные технологии в современной начальной школе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
3.4
Технологии проектной и учебно-исследовательской деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
3.5
Коммуникативные и игровые технологии обучения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
3.6
Технологический ресурс современного обучения   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
3.7
Особенности проектирования уроков в логике технологии развивающего обучения   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
3.8
Обзор методик и технологий начальном образовании  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
3.9
Возможности и риски использования педагогических технологий в НОО /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
 
Раздел 4.  Современные методики и технологии обучения младших школьников

 
4.1
Сравнительная характеристика технологии развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.2
Инновационные технологии и инновационная деятельность  в системах развивающего образования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.3
Специфика педагогических технологий, ориентированных на обучение обучающихся с ОВЗ (обзор и проблематизация) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.4
Авторские технологии и методики обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.5
Принципы организации образовательного процесса на основе применения деятельностных технологий /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
4.6
Анализ технологического и методического обеспечения  учебных дисциплин начальной школы  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.7
Технологии контроля и оценки в учебном процессе в начальной школе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.8
Особенности разработки уроков в логике системно-деятельностного подхода  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.9
Специфика реализации урока с проектирование индивидуального образовательного маршрута /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.10
Типы дизонтогенеза. Обучение детей с ОВЗ. Специфика образовательных учреждений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.11
Учитель  начальных классов и его участие в медико-психолого-педагогической комиссии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.12
Применение педагогических технологий в учловиях сельской школы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.13
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э2 Э3 Э4

0
ПК-1.2 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Перечень вопросов и заданий к зачету (2 семестр)

1. Обновленные ФГОС НОО и требования Профессионального стандарта. педагога.

2. Характеристика ФГОС НОО с точки зрения реализации задач развития младшего школьника.

3. Разработка рабочих программ в НОО (структурные компоненты, принципы построения, условия реализации)

4. Особенности учебно-методических комплектов в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

5. Особенности построения учебных предметов в методике развивающего обучения.

6. Организационные механизмы реализации основной образовательной программы в начальной школе.

7. Современные технологии и методы организации образовательного процесса в начальной школе.

8. Современные модели организации обучения

9. Методы и средства обучения младших школьников

10. Педагогическое обоснование специфики технологий, методов и методик обучения в начальной школе

11. Формы организации учебного процесса в НОО. Модели взаимодействия в образовательном процессе

12. Современные урок в начальной школе: от проектирования к реализации

13. Виды педагогических технологий. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач.

14. Виды развивающих задач и технология их реализации на уроках разных типов.

15. Деятельностные технологии в современной начальной школе

16. Особенности проектирования уроков в логике технологии развивающего обучения

17. Особенности проектирования образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей обучающихся

18. Проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особых образовательных потребностей.

19. Проектирование и реализация программы преодоления трудностей в обучении обучающихся.

20. Технология разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с особыми образовательными потребностями.

21. Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса.

22. Педагогические технологии поддержки обучающихся в образовательном процессе

23. Сравнительная характеристика технологии развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова

24. Современные педагогические технологии   как средство оптимизации образовательного процесса. Классические и интерактивные технологии и методики обучения

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
25. Технология проектной деятельности как средство формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся.

26. Опыт использования цифровых технологий и цифровых образовательных ресурсов в практике учителей

26. Цифровой симулятор как технология дополненной реальности.

28. Информационно-коммуникативные технологии в начальном образовании

29. Специфика педагогических технологий, ориентированных на обучение обучающихся с ОВЗ (обзор и проблематизация)

30. Анализ технологического и методического обеспечения учебных дисциплин начальной школы.

31. Современные технологии организации образовательного процесса в начальной школе

32. Современные информационно-коммуникативные технологии.

33. Методика и технология проектирования деятельностного урока.

34. Технология дифференцированного обучения.

35. Технология проектирования урока с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

36. Технология проектирования учебной ситуации на уроке.

37. Педагогические технологии поддержки обучающихся в образовательном процессе

38. Стратегия обучения. Выбор стратегий и технологий обучения.

39. Особенности деятельности учителя и учащихся при использовании различных методов и технологий обучения.

40. Технология формирующего и критериального оценивания.

41. Педагогическое обоснование специфики технологий, методов и методик обучения в начальной школе.

42. Формы организации учебного процесса в НОО. Модели взаимодействия в образовательном процессе.

43. Современные урок в начальной школе: от проектирования к реализации.

44. Анализ технологического и методического обеспечения учебных дисциплин начальной школы.  

45. Особенности разработки уроков в логике системно-деятельностного подхода.  

46. Особенности организации коллективно-распределенных форм учебной деятельности на уроке.

47. Особенности внедрения авторских технологий и методик обучения в практику обучения.

48. Особенности содержания обучения и принципы построения образовательной среды в условиях сельской школы.

49. Вариативность содержания начального образования.

50. Основные педагогические подходы и концепции и особенности их реализации в начальном образовании.

Задание. Разработайте учебный кейс, содержащий фрагмент постановки учебной задачи на уроке.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

Вариант 1

Задание. Раскройте логико-психологические и логико-дидактические основы теории учебной деятельности согласно следующего плана:

1. Развивающее обучение и современное образование.

2. Понятие о развивающем обучении. Различные технологии развивающего обучения.

3. Научные понятия и способ их изложения при построении учебных предметов по методике РО.

4. Психологические особенности учения младших школьников.

Вариант 2

Задание.  Раскройте логико-предметные основы теории учебной деятельности согласно следующего плана:

1. Методологические и дидактические принципы построения учебных предметов в системе развивающего обучения (РО).

2. Особенности построения учебного предмета «Русский язык» в методике РО.

3. Особенности построения учебного предмета «Математика» в методике РО.

4. Особенности построения учебного предмета «Литература как предмет эстетического цикла» в методике РО.

Вариант 3

Задание. Раскройте специфику организации совместной учебной деятельности младших школьников согласно следующего плана:

1. Психологическая природа учебного взаимодействия и сотрудничества.

2. Начало формирования совместной деятельности. Сотрудничество с учителем как психолого-педагогическое условие формирования и развития кооперативных форм учебной деятельности.

3. Совместная учебная деятельность, ее формы.

4. Технология и методика организации групповой работы учащихся.

Вариант 4

Задание. Раскройте особенности становления субъекта учебной деятельности согласно следующего плана:

1. Субъект учебной деятельности и его развитие в младшем школьном возрасте.

2. Развитие основных характеристик субъекта учебной деятельности (учебная самостоятельность, активность, умение учиться и др.).

3. Становление коллективного субъекта учебной деятельности.

4. Индивидуализация учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Тест.

1. Выберите признак, указывающий на сформированность у учащегося умения учиться

а) ребенок быстро выполняет задание, не проверяет правильность, говорит, что все сделал, и просит дать ему следующее

б) ребенок дословно пересказывает выученный текст, затрудняется выделить главную мысль

в) ребенок быстро прочитывает текст, в котором есть незнакомые слова, о которых он не задает вопросы

г) ребенок говорит взрослому о своем незнании, неумении, непонимании и формулирует при этом причины своих трудностей

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
2. В соответствии с требованиями ФГОС НОО структура планируемых результатов строится с учётом следующих требований:

а) определение динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка

б) определение возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета

в) выделение основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности системы образования различного уровня, педагогов, обучающихся

г) системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей

3.  Учебная задача это…

а) типовые способы действий учителя

б) задача, при решении которой ученик вынужден искать общий принцип подхода к целому классу частных задач

в) любое задание по предмету, которое получает ученик для выполнения на урок

г) задача из учебника, входящего в федеральный перечень

4. Образовательная ситуация это …

а) любая ситуация на уроке

б сценарий взаимодействия педагогов и обучающихся по поводу определенного содержания образования для выполнения задач

в) учебное задание и совокупность условий окружающей среды

г) происшествие между учениками, которое вызывает определенные трудности для учителя

5. Действие контроля, связанное с решением учебной задачи представляет собой

а) определение того, насколько практическое действие соответствует идеальной форме выполненного данного действия (правильный ответ)

б) определение возможных границ применимости найденного способа

в) ориентация учеников в пространстве возможных идей относительно способов преобразования объекта

г) самостоятельную работу учащихся

6. С точки зрения теории развивающего обучения интерес младшего школьника к содержанию учебного материала вызван

а) содержанием, которое раскрывает сущность мира (правильный ответ)

б) введением игровых методов обучения

в) красочным оформлением современных учебников

г) интересными рассказами учителя

7. Учебная деятельность осуществляется в форме

а) учебного сотрудничества (правильный ответ)

б) в индивидуальной форме

в) кооперации

г) индивидуальной форме

8. Учебная деятельность на начальном этапе обучения школьника носит

а) совместно-распределенных характер (правильный ответ)

б) индивидуальный характер

в) общественный характер

г) дифференцированный характер

9. «Принять учебную задачу от учителя» для младшего школьника означает

а) воспротивиться знакомому, переставшему работать способу действий (правильный ответ)

б) внимательно выслушать, что требуется сделать

в) внимательно выслушать, что требуется делать и выполнить по инструкции

г) самостоятельно решать задачу

10. Действия учителя, направленные на организацию детского поиска по решению учебной задачи

а) исключение возможности подражания готовым образцам действия (правильный ответ)

б) предоставление детям возможности свободно выдвигать предположения о том, как выйти из затруднения (правильный ответ)

в) фиксация детских гипотез, организация обсуждения и анализа детских проб (правильный ответ)

г) не принятие во внимание неправильных ответов детей

д) подготовка готовых образцов действия

е) стараться не обнаруживать свое собственное незнание

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонды оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Землянская, Е. Н.
Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13271-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457366

:  учебник и практикум

Москва, Юрайт, 2020
 
Л1.2
Л. В. Байбородова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской
Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии : учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452318: учебник и практикум для вузов /
Москва, Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Хакимова, Н.Г.. Мухаметшин, А.Г. Галиакберова, А.А. Федекин, И.Н.
Проблемы теории обучения и воспитания младших школьников: история и современность [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.Г. Хакимова, А.Г. Мухаметшин, А.А. Галиакберова, И.Н. Федекин; под ред. А.Г. Мухаметшина .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО "НГПУ", 2019 .— 345 с. — Электронная версия печатной публикации.: учебное пособие
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019
 
Л2.2
Суртаева, Н. Н.
Педагогические технологии : учебное пособие для вузов / Н. Н. Суртаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10405-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456296: учебное пособие
Москва, Юрайт, 2920
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Хакимова, Н.Г.
Теория обучения младших школьников [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.Г. Хакимова, — .— Н.Челны : НИСПТР, 2013 .— 223 с. — () .— Электронная версия печатной публикации<URL:http://bibl:81/books/Труды преподавателей/Хакимова НГ Теория обучения мл. шкл..pdf>.: учебное пособие
Набережные Челны: Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, 2013
 
Л3.2
Захарова, И.М. ,Хакимова,Н.Г.
Методические  материалы по разработке и апробации кейс- заданий для Сертификации выпускников бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 и 44.03.05 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс] / под ред. И.М. Захаровой, Н.Г. Хакимовой .— Н.Челны : НГПУ, 2016 .— 88 с. Электронная версия печатной публикации <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./0054-кейс-задания_Захарова_Хакимова_НГПУ.pdf>.: методические рекомендации
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Гэри Банч. "Педагогические технологии инклюзивного образования в обучении школьников. Видео-лекция. URL: https://www.youtube.com/watch?v=I9c39T8y16Q

 
Э2
Павлова С.А. Педагогические технологии. Видео-лекция.-  URL: https://www.youtube.com/watch?v=0fRLlkNXJD4
 
Э3
Технология обучения.- URL: https://stepik.org/course/46949
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 11
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.7
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов проблемной дискуссии,   диалога  между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка познавательных задач, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; подготовка доклада с презентацией, выполнение практического задания, подготовка к тестированию.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: устный ответ, разбор выполнения практического задания и контрольной работы (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачет являются контрольным этапом  изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний  обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.

При подготовке к зачёту  обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт  призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету  начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет обучающийся может ознакомиться заранее.

При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, 

 
стр. 13
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета с оценкой.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.