Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова И.М.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Перечень вопросов и заданий к зачету (1 семестр)
1. Обновленные ФГОС НОО и требования Профессионального стандарта. педагога.
2. Характеристика ФГОС НОО с точки зрения реализации задач развития младшего школьника.
3. Разработка рабочих программ в НОО (структурные компоненты, принципы построения, условия реализации)
4. Особенности учебно-методических комплектов в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
5. Особенности построения учебных предметов в методике развивающего обучения.
6. Организационные механизмы реализации основной образовательной программы в начальной школе.
7. Современные технологии и методы организации образовательного процесса в начальной школе.
8. Современные модели организации обучения
9. Методы и средства обучения младших школьников
10. Педагогическое обоснование специфики технологий, методов и методик обучения в начальной школе
11. Формы организации учебного процесса в НОО. Модели взаимодействия в образовательном процессе
12. Современные урок в начальной школе: от проектирования к реализации
13. Виды педагогических технологий. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач.
14. Виды развивающих задач и технология их реализации на уроках разных типов.
15. Деятельностные технологии в современной начальной школе
16. Особенности проектирования уроков в логике технологии развивающего обучения
17. Особенности проектирования образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей обучающихся
18. Проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особых образовательных потребностей.
19. Проектирование и реализация программы преодоления трудностей в обучении обучающихся.
20. Технология разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с особыми образовательными потребностями.
21. Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса.
22. Педагогические технологии поддержки обучающихся в образовательном процессе
23. Сравнительная характеристика технологии развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова
24. Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса. Классические и интерактивные технологии и методики обучения
25. Технология проектной деятельности как средство формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся.
26. Опыт использования цифровых технологий и цифровых образовательных ресурсов в практике учителей
26. Цифровой симулятор как технология дополненной реальности.
28. Информационно-коммуникативные технологии в начальном образовании
29. Специфика педагогических технологий, ориентированных на обучение обучающихся с ОВЗ (обзор и проблематизация)
30. Анализ технологического и методического обеспечения учебных дисциплин начальной школы.
31. Современные технологии организации образовательного процесса в начальной школе
32. Современные информационно-коммуникативные технологии.
33. Методика и технология проектирования деятельностного урока.
34. Технология дифференцированного обучения.
35. Технология проектирования урока с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
36. Технология проектирования учебной ситуации на уроке.
37. Педагогические технологии поддержки обучающихся в образовательном процессе
38. Стратегия обучения. Выбор стратегий и технологий обучения.
39. Особенности деятельности учителя и учащихся при использовании различных методов и технологий обучения.
40. Технология формирующего и критериального оценивания.
41. Педагогическое обоснование специфики технологий, методов и методик обучения в начальной школе.
42. Формы организации учебного процесса в НОО. Модели взаимодействия в образовательном процессе.
43. Современные урок в начальной школе: от проектирования к реализации.
44. Анализ технологического и методического обеспечения учебных дисциплин начальной школы.
45. Особенности разработки уроков в логике системно-деятельностного подхода.
46. Особенности организации коллективно-распределенных форм учебной деятельности на уроке.
47. Особенности внедрения авторских технологий и методик обучения в практику обучения.
48. Особенности содержания обучения и принципы построения образовательной среды в условиях сельской школы.
49. Вариативность содержания начального образования.
50. Основные педагогические подходы и концепции и особенности их реализации в начальном образовании.
Задание. Разработайте учебный кейс, содержащий фрагмент постановки учебной задачи на уроке.
Контрольная работа
Вариант 1
1. Развивающее обучение и современное образование.
2. Понятие о развивающем обучении. Различные технологии развивающего обучения.
3. Научные понятия и способ их изложения при построении учебных предметов по методике РО.
4. Психологические особенности учения младших школьников.
Вариант 2
Задание. Раскройте логико-предметные основы теории учебной деятельности согласно следующего плана:
1. Методологические и дидактические принципы построения учебных предметов в системе развивающего обучения (РО).
2. Особенности построения учебного предмета «Русский язык» в методике РО.
3. Особенности построения учебного предмета «Математика» в методике РО.
4. Особенности построения учебного предмета «Литература как предмет эстетического цикла» в методике РО.
Вариант 3
Задание. Раскройте специфику организации совместной учебной деятельности младших школьников согласно следующего плана:
1. Психологическая природа учебного взаимодействия и сотрудничества.
2. Начало формирования совместной деятельности. Сотрудничество с учителем как психолого-педагогическое условие формирования и развития кооперативных форм учебной деятельности.
3. Совместная учебная деятельность, ее формы.
4. Технология и методика организации групповой работы учащихся.
Вариант 4
Задание. Раскройте особенности становления субъекта учебной деятельности согласно следующего плана:
1. Субъект учебной деятельности и его развитие в младшем школьном возрасте.
2. Развитие основных характеристик субъекта учебной деятельности (учебная самостоятельность, активность, умение учиться и др.).
3. Становление коллективного субъекта учебной деятельности.
4. Индивидуализация учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Тест.
1. Выберите признак, указывающий на сформированность у учащегося умения учиться
а) ребенок быстро выполняет задание, не проверяет правильность, говорит, что все сделал, и просит дать ему следующее
б) ребенок дословно пересказывает выученный текст, затрудняется выделить главную мысль
в) ребенок быстро прочитывает текст, в котором есть незнакомые слова, о которых он не задает вопросы
г) ребенок говорит взрослому о своем незнании, неумении, непонимании и формулирует при этом причины своих трудностей
2. В соответствии с требованиями ФГОС НОО структура планируемых результатов строится с учётом следующих требований:
а) определение динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка
б) определение возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета
в) выделение основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности системы образования различного уровня, педагогов, обучающихся
г) системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей
3. Учебная задача это…
а) типовые способы действий учителя
б) задача, при решении которой ученик вынужден искать общий принцип подхода к целому классу частных задач
в) любое задание по предмету, которое получает ученик для выполнения на урок
г) задача из учебника, входящего в федеральный перечень
4. Образовательная ситуация это …
а) любая ситуация на уроке
б сценарий взаимодействия педагогов и обучающихся по поводу определенного содержания образования для выполнения задач
в) учебное задание и совокупность условий окружающей среды
г) происшествие между учениками, которое вызывает определенные трудности для учителя
5. Действие контроля, связанное с решением учебной задачи представляет собой
а) определение того, насколько практическое действие соответствует идеальной форме выполненного данного действия (правильный ответ)
б) определение возможных границ применимости найденного способа
в) ориентация учеников в пространстве возможных идей относительно способов преобразования объекта
г) самостоятельную работу учащихся
6. С точки зрения теории развивающего обучения интерес младшего школьника к содержанию учебного материала вызван
а) содержанием, которое раскрывает сущность мира (правильный ответ)
б) введением игровых методов обучения
в) красочным оформлением современных учебников
г) интересными рассказами учителя
7. Учебная деятельность осуществляется в форме
б) в индивидуальной форме
в) кооперации
г) индивидуальной форме
8. Учебная деятельность на начальном этапе обучения школьника носит
а) совместно-распределенных характер (правильный ответ)
б) индивидуальный характер
в) общественный характер
г) дифференцированный характер
9. «Принять учебную задачу от учителя» для младшего школьника означает
а) воспротивиться знакомому, переставшему работать способу действий (правильный ответ)
б) внимательно выслушать, что требуется сделать
в) внимательно выслушать, что требуется делать и выполнить по инструкции
г) самостоятельно решать задачу
10. Действия учителя, направленные на организацию детского поиска по решению учебной задачи
а) исключение возможности подражания готовым образцам действия (правильный ответ)
б) предоставление детям возможности свободно выдвигать предположения о том, как выйти из затруднения (правильный ответ)
в) фиксация детских гипотез, организация обсуждения и анализа детских проб (правильный ответ)
г) не принятие во внимание неправильных ответов детей
д) подготовка готовых образцов действия
е) стараться не обнаруживать свое собственное незнание
: учебник и практикум
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов проблемной дискуссии, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, сборники и др.).
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка познавательных задач, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; подготовка доклада с презентацией, выполнение
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: устный ответ как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор выполнения практического задания и контрольной раблты (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачет являются контрольным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет обучающийся может ознакомиться заранее.
При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета с оценкой.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.