2022-2023_zm44_04_01 ППО_plx_Русский язык в профессиональной сфере_Педагогика профессионального образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Русский язык в профессиональной сфере
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zm44.04.01 ППО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна _________________
 
 
Русский язык в профессиональной сфере
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании умений применения современных коммуникативных технологий и специальных научных знаний и результатов исследований для  профессионального взаимодействия и проектирования педагогической деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
совершенствовать систему лингвистических знаний, включающую  знание основных явлений на всех уровнях языка с готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
1.4
совершенствовать способность проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение;
1.5
совершенствовать навык учёта различных контекстов, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации при проектировании основной образовательной программы;  
1.6
совершенствовать владение конвенциями речевого общения в языковом социуме.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Русский язык в профессиональной сфере» обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Русский язык и культура речи» на предыдущем уровне обучения.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
2.2.5
2.2.6
2.2.7
2.2.8
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
 
ОПК-2.1: Знает: содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования ОП; сущность и методы педагогической диагностики особенностей обучающихся; сущность педагогического проектирования; структуру образовательной программы и требования к ней; виды и функции научно-методического обеспечения современного образовательного процесса
 
ОПК-2.2: Умеет: учитывать различные контексты, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации при проектировании ООП; использовать методы педагогической диагностики; осуществлять проектную деятельность по разработке ОП; проектировать отдельные структурные компоненты ООП
 
ОПК-2.3: Владеет: опытом выявления различных контекстов, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; опытом использования методов диагностики особенностей учащихся в практике; способами проектной деятельности в образовании; опытом участия в проектировании ООП
 
 
ОПК-8: Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
 
ОПК-8.1: Знает: особенности педагогической деятельности; требования к субъектам педагогической деятельности; результаты научных исследований в сфере педагогической деятельности
 
ОПК-8.2: Умеет: использовать современные специальные научные знания и результаты исследований для выбора методов в педагогической деятельности
 
ОПК-8.3: Владеет: методами, формами и средствами педагогической деятельности; осуществляет их выбор в зависимости от контекста профессиональной деятельности с учетом результатов научных исследований
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
эффективные способы реализации основных и дополнительных образовательных программ и их научно-методического обеспечения;
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
3.1.2
современные методики и технологии организации и проектирования  процесса обучения, воспитания и социализации при проектировании ООП на различных уровнях филологического образования;
3.1.3
методы педагогической диагностики;
3.1.4
специфику, методы, формы и средства  педагогической деятельности;
3.1.5
требования к субъектам педагогической деятельности;
3.1.6
результаты научных исследований в сфере педагогической деятельности для выбора методов в педагогической деятельности;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать эффективные способы реализации основных и дополнительных образовательных программ и их научно-методического обеспечения;
3.2.2
применять современные методики и технологии организации и проектирования  процесса обучения, воспитания и социализации при проектировании ООП на различных уровнях филологического образования;
3.2.3
использовать методы педагогической диагностики;
3.2.4
применять методы, формы и средства  педагогической деятельности  в процессе осуществления профессиональной деятельности;
3.2.5
осуществлять требования к субъектам педагогической деятельности;
3.2.6
использовать результаты научных исследований в сфере педагогической деятельности для выбора методов в педагогической деятельности;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
эффективными способами реализации основных и дополнительных образовательных программ и их научно-методического обеспечения;
3.3.2
современными методиками и технологиями организации и проектирования  процесса обучения, воспитания и социализации при проектировании ООП на различных уровнях филологического образования;
3.3.3
методами педагогической диагностики;
3.3.4
методами, формами и средствами  педагогической деятельности  в процессе осуществления профессиональной деятельности;
3.3.5
знаниями специфики и средств  педагогической деятельности  в процессе осуществления профессиональной деятельности;
3.3.6
основами  научных знаний и результатов научных исследований в сфере педагогической деятельности для выбора методов в педагогической деятельности;
3.3.7
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Современные лингвистические направления. 

 
1.1
Понятие парадигмы научного знания.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
1.2
Антропоцентрическая парадигма в лингвистике. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
 
Раздел 2. Трудные случаи морфемного членения слова. Трудные случаи словообразовательного анализа.

 
2.1
Морфема на службе формо- и словообразования.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
2.2
Морфема на службе формо- и словообразования.

Трудности, возникающие при выделении основы и окончания слова. Основа дан-ной словоформы и основа ряда словоформ. Трудности в установлении места звука [j] на стыке флексии и основы слова.

Трудные случаи словообразовательного анализа.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
2.3
Смешение сложно-суффиксального и суффиксального способов. Смешение лексико-синтаксического способа (сращения) и способа сложения основ. Разграничение суффиксов-омонимов. Нулевая аффиксация. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
 
Раздел 3. Трудные случаи морфологии.

 
3.1
Различные подходы к частям речи. Семантика слова, грамматические категории, свойственные слову, законы словоизменения, синтаксическая специфика, особенности словообразования – основные аспекты характеристики слова, используемые при решении вопроса о принадлежности слова к определённой части речи. Части речи – грамматические омонимы. Учёт комплекса признаков, на основании которых осуществляется разграничение омонимичных частей речи. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
3.2
Темпоральность. Персональность глагола. Способы словопроизводства глаголов в

современном русском языке. Современные глагольные формы.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
3.3
Части речи – грамматические омонимы. Учёт комплекса признаков, на основании которых осуществляется разграничение омонимичных частей речи. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
 
Раздел 4. Трудные случаи синтаксиса

 
4.1
Семантические типы простого предложения как основа для синтаксической синонимии. Неполное предложение как экспрессивное синтаксическое средство. Трудные случаи определения неполного предложения. Эллиптические предложения.  Синтаксические средства создания прерывистого текста: неполные предложения, энтимемы разных видов. Именительный представления. Парцелляция. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
4.2
Многоаспектная характеристика простого предложения. Понятие об актуальном членении и его текстообразующей функции.

Изучение структуры простого предложения.  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
4.3
Понятие об актуальном членении и его текстообразующей функции.

Изучение структуры простого предложения. Трудные случаи определения типов сказуемого.  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
4.4
Неглагольные связочные компоненты составных глагольных сказуемых. Приёмы определения сказуемых в трудных случаях. Фразеологизмы разной структуры в роли главных членов предложения.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
4.5
Трудности работы с фразеологическими сочетаниями.  

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
4.6
Приёмы расчленения фразеологизованных членов предложения и компонентов свободных словосочетаний.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
4.7
Современные синтаксические теории и практика анализа синтаксических единиц русского языка и речи   

Синтаксические связи: разновидности, уровни реализации, средства.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
4.8
Предикативный и номинативный минимумы предложения. Виды расширителей МСС.

Сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения.

Бессоюзные сложные предложения в сопоставлении со сложносочиненными и сложноподчиненными

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
 
Раздел 5. Основные стилистические процессы в современном языке

 
5.1
Метафоризация современной речи как способ мышления и восприятия мира  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
5.2
Основные тенденции в синтаксическом строе современного русского

языка

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
5.3
Метафоризация современной речи как способ мышления и восприятия мира  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
5.4
Интертекстуальность. Цитирование, реминисценции, аллюзии, пародии.

Языковая игра. Современная языковая ситуация

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
5.5
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачёту

1.Словообразование имен существительных.

2.Нулевая суффиксация как особый способ образования существительных.

3.Словообразование имен прилагательных.

4.Словообразование наречий.

5.Словообразование глаголов.

6.Создание оценочных значений средствами словообразования в системе частей речи.

7.Экспрессивное словообразование как отличительная черта художественной речи

8.Стилистическое использование книжных и разговорно-просторечных словообразовательных средств писателями.

9.Имя существительное как часть речи (категориальное значение, сущность морфологических признаков в сравнении с другими именами, синтаксические признаки).

10.Вопрос о классификации падежей. Значение падежей в русском языке.

11.Система современного склонения имен существительных как результат исторического развития.

12.Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Переход прилагательных в другие части речи.

13.Имя числительное как часть речи. Семантика, морфологические и синтаксические признаки.

14.Типы классификации местоимений.

15.Разряды местоимений (пример школьной классификации, признаки местоимений. Склонение различных разрядов местоимений, правописание местоимений.

16.Глагол как часть речи: значение, морфологические и синтаксические признаки глагола, формы глагола. Вопрос о спрягаемых и неспрягаемых формах глагола.

17.Инфинитив. Категория вида как ядро аспектуальности. Происхождение вида. Значение и проявление вида в русском языке.

18.Слова категории состояния как особый лексико-грамматический класс слов. Вопрос о грамматических признаках категории состояния.

19.Модальные слова как особая часть речи. Разряды по семантике, грамматические признаки, образование.

20.Предлог как часть речи. Разряды по семантике, структуре и способам образования. Стилистическая дифференциация предлогов.

21.Союз как служебная часть речи, значение, структура и способы образования. Союзы однозначные и многозначные.

22.Частицы как часть речи, семантика, структура и способы образования.

23.Междометие. Вопрос о звукоподражательных словах.

24.Предложение как основная синтаксическая единица. Признаки предложения. Предикативность как основной грамматический признак предложения. Объективная и субъективная модальность.

25.Понятие о дуплексивах и детерминантах. Синкретизм членов предложения.

26.Типы односоставных предложений и способы морфологического выражения главного члена.

27.Типы неполных предложений. Отличие неполных предложений от внешне схожих конструкций. Эллиптические предложения. Слова-предложения.

28.Простое осложненное предложение.  Виды структурно-семантического осложнения.

29.Синтаксис сложного предложения.  Сложное предложение как многоаспектная единица. Грамматические средства связи предикативных частей сложного предложения. Классификация сложных предложений.

30.Многочленные сложные предложения. Классификация многочленных сложных предложений. Многочленные сложные предложения контаминированной структуры.

31.Синтаксис текста. Монологические и диалогические формы речи. Сложное синтаксическое целое как единица монологического текста. Типы сложных синтаксических целых. Диалогическое единство как единица диалогического текста.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А. В. Глазков, Е. А. Глазкоа, Т. В. Лапутина, Н. Ю. Муравьева ; под редакцией Н. Ю. Муравьевой.
Современный русский язык : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, , 2019. 
 
Л1.2
Тарланов, З. К.
Синтаксис русского языка: университетский курс: учебник для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт,, 2019. —
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Князев, С. В. 
Современный русский язык. Фонетика: учебник для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт,, 2016. 
 
Л2.2
Колесникова, С. М. 
Современный русский язык в 3 т. Том 2. Морфология : учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2020. 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Глухова, О.П.
Русский язык в профессиональной сфере: Методические указания к самостоятельным работам студентов по дисциплине Б1.О.02.03 «Русский язык в профессиональной сфере» 
Электронная версия печатной публикации находится в электронной библиотеке НГПУ., 2019 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт» 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.7
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.8
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.9
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения курсового проектирования, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
7.2
1-303 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                   Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                 

                                                    Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков

                                                           

                                                                                                            

                                                          Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                     

                                                             Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал 

 
стр. 11
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.