2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Культурология_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Культурология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет с оценкой 7
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
18
16
18
Итого ауд.
32
34
32
34
Кoнтактная рабoта
32
34
32
34
Сам. работа
76
76
76
76
Итого
108
110
108
110
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доктор социолог. наук, профессор, Дырин С.П. _________________
 
 
Культурология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний и представлений в области истории культурологической мысли в социально-историческом, этическом и философском контекстах, способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся на основе базовых национальных ценностей, а также в способности разрабатывать и реализовывать в профессиональной деятельности психолого-педагогические технологии необходимые для индивидуализации обучения, в том числе лиц с особыми образовательными потребностями.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Определить место культурологии в системе современных гуманитарных наук; знать основные подходы к определению понятия «культура», уметь охарактеризовать ее роль в жизни общества и человека, иметь представление о видах и типах культур.
1.4
Овладеть знаниями о сущности крупнейших культурологических теорий; освоить необходимый минимум теоретических знаний об исторических типах культур, знать основные культурно-исторические центры и цивилизации, особенности их функционирования.
1.5
выработать навыки анализа процессов и тенденций социокультурной среды современности, помочь ориентироваться в мире культуры;
1.6
выработать способность к адекватному восприятию различных национальных культур;
1.7
выработать понимание преобразующих функций культуры, способствовать гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по Всеобщей истории
2.1.2
Методика обучения предмету "обществознание"
2.1.3
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.1.4
Новейшая  история стран Европы и Америки
2.1.5
Педагогическая практика
2.1.6
Экономика
2.1.7
Организация дополнительного образования (по второму профилю)
2.1.8
Технологии и средства цифрового обучения
2.1.9
Этика и эстетика
2.1.10
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.11
Курсовая работа по истории России
2.1.12
Методика обучения предмету "история"   
2.1.13
Новая история стран Европы и Америки
2.1.14
Организация внеучебной деятельности
2.1.15
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.16
Антропология
2.1.17
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.18
Социология
2.1.19
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.20
История России XIX века
2.1.21
История средних веков
2.1.22
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)   Архивное дело в практике краеведческой работы
2.1.23
Психолого-педагогический практикум
2.1.24
Теория и технология обучения
2.1.25
Иностранный язык
2.1.26
Общая и социальная психология
2.1.27
Практика по воспитательной работе
2.1.28
Теория и технология  воспитания   
2.1.29
Археология
2.1.30
История древнего мира
2.1.31
История мировых  религий
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.1.32
История России с древнейших времен до конца XVIII века
2.1.33
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.34
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.35
Русский язык и культура речи
2.1.36
История России новейшего времени
2.1.37
Археология Вятско-Камского края
2.1.38
Производственная педагогическая практика
2.1.39
Учебная культурно-просветительская  практика
2.1.40
Производственная летняя педагогическая  практика
2.1.41
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.42
Музееведение
2.1.43
Методика организации исследовательской работы по истории и обществознанию в школе
2.1.44
Исторический роман
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Актуальные проблемы Великой Отечественной войны
2.2.5
История русской литературы XIX-XX в.
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные этапы развития культурологической мысли и фундаментальные концепции культурологического знания;
3.1.2
основные понятия культурологии;
3.1.3
различные типологии культур;
3.1.4
процессы культурогенезе и роль человека в становлении и развитии культуры;
3.1.5
основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;
3.1.6
динамику культуры и особенности культурных эпох, характер и тенденции современной культуры
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать на практике методы культурологии в свойе профессиональной деятельности;
3.2.2
формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры;
3.2.3
использовать современные источники информации для получения новых знаний в области культурологии;
3.2.4
решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внучебной деятельности, опираясь на опыт и знания культурологии;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки и реализации культурно-просветительских программ в своей профессиональной деятельности;
3.3.2
навыками анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых, культурологических проблем;
3.3.3
навыками продуктивного общения с представителями различных культур, опытом социального общения.
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Структура и состав современного культурологического знания

 
1.1
Состав современного культурологического знания /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-5.1
7
0
 
1.2
Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
1.3
Структура и состав современного культурологического знания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
7
0
 
 
Раздел 2. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология 

 
2.1
Предпосылки возникновения культурной антропологии в XIX в. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-5.1
7
0
 
2.2
Культура и природа /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
2.3
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
7
0
 
 
Раздел 3. Культурология  и история культуры

 
3.1
Российская культурологическая мысль XX века /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
3.2
Культурология и история культуры /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
7
0
 
3.3
Теории возникновения человека и культуры /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-5.1
7
0
 
 
Раздел 4. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований

 
4.1
Культурология как теоретическая и прикладная дисциплина /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-5.1
7
0
 
4.2
Инкультурация и социализация /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
4.3
Методы культурологических исследований /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
7
0
 
 
Раздел 5. Основные понятия культурологии

 
5.1
Культура как базовое понятие в культурологии

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-5.1
7
0
 
5.2
Культура и искусство /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
5.3
Основные понятия культурологии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
7
0
 
 
Раздел 6. Типология культур

 
6.1
Типология культур /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
7
0
 
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Раздел 7. Восточные и западные типы культур

 
7.1
Восточные и западные типы культур /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-5.1
7
0
 
7.2
Культурная самоидентичность /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
7.3
Восточные и западные типы культур /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
7
0
 
 
Раздел 8. Человек и культура

 
8.1
Культурная модернизация /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
8.2
Человек и культура /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
7
0
 
 
Раздел 9. Этническая и национальная культура

 
9.1
Понятие этническая и национальная культура /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-5.1
7
0
 
9.2
Глобальные проблемы современности /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
9.3
Этническая и национальная культура /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
7
0
 
 
Раздел 10. Культура древнего мира

 
10.1
Специфика первобытной культуры. Миф и мифологическая картина мира /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-5.1
7
0
 
10.2
Культура древнего мира /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
 
Раздел 11. Культура античности

 
11.1
Культура античности

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-5.1
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1.Культурология как наука. Предмет культурологии. Место и роль культурологии в составе гуманитарного знания.

2.Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология.

3.Морфология культуры.

4.Методы культурологических исследований. Системные и сравнительные исследования в культурологии.

5.Понятие культуры. Подходы к определению культуры. Эволюция субъекта культуры.

6.Функции культуры.

7.Структура культуры. Материальная и духовная культура. Традиционная культура. Субкультура. Контркультура.

8.Понятие «цивилизация»: его формирование и основные значения. Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация».

9.Понятие культуры в эпоху Античности, в Средневековье, в эпоху Возрождения, в эпоху Просвещения.

10.Марксистская концепция культуры.

11.Культурологическая концепция Ф. Ницше.

12.Философия культуры О. Шпенглера.

13.Культурологическая концепция А. Д. Тойнби.

14.Концепция осевого времени К. Ясперса.

15.Психологическая интерпретация культуры: концепция З. Фрейда и К. Г. Юнга.

16.Антропологическое направление в изучении культуры (Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Л. Уайт).

17.Структурно-функциональный подход к пониманию культуры (К. Леви-Стросс, Р. Барт).

18.Постструктурализм (Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж. Ф. Лиотар).

19.Западноевропейские концепции игровой культуры (И. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет).

20.Информационные модели культуры (М. Мак-Люэн, О. Тоффлер, Дж. Несбитт).

21.Отечественная культурологическая мысль ХIХ-ХХ вв. (Н. Бердяев, Н. Я. Данилевский, В. Соловьев, Л. Гумилев).

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
22.Типология культур. Основания дифференциации культур.

23.Культура первобытного общества.

24.Культура Древних цивилизаций (Египет, Месопотамия).

25.Восточный тип культуры: типологическая целостность Востока (Индия, Китай, Япония).

26.Западный тип культуры: типологическая целостность Запада.

27.Античность как тип культуры.

28.Западноевропейская средневековая культура.

29.Культура Византии.

30.Культура средневекового Востока.

31.Возрождение как явление культуры: стадиально-типологический анализ.

32.Реформация и духовная жизнь Европы.

33.Культура Запада в Новое время.

34.Русская и российская культура: типологическая характеристика.

35.Специфика России в мировой культуре.

36.Современная культура. Постмодерн в культуре XX века.

37.Этническая и национальная культура. Массовая и элитарная культура.

38.Язык и символы культуры. Знаковые системы. Виды языков культуры.

39.Культурные коды. Коды дописьменной, письменной и экранной культуры.

40.Искусство как форма культуры.

41.Виды искусства и их взаимодействие.

42.Направления, течения и стили в искусстве.

43.Ценности и нормы. Ценностная система. Понятие нормы. Обычаи.

44.Религия как культурное явление. Роль религии и культуры в развитии общества.

45.Культура и личность.

46.Социализация и инкультурация.

47.Национальный характер (русские, американцы, китайцы, японцы).

48.Культура и общество. Типы человеческих сообществ и их культура.

49.Культура и природа.

50.Экологическая культура. Культура и глобальные проблемы современности.

Задание:

Подготовить рецензию по прочитанной монографии (Н. Я. Данилевский, А. Н. Афанасьев, Л. Н. Толстой, Ф. Ф. Зелинский).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий и контроль успеваемости

Контрольная работа

Раздел 1-6

Вариант 1: Элитарная культура как антипод массовой культуры

Вариант 2: Глобальные проблемы и экология культуры

Раздел 7-11

Вариант 1: Специфика городской культуры Средневековья

Вариант 2: Человек и мир в искусстве модернизма

Текущий контроль

Тематика эссе

1. Игра как феномен культуры

2. Преемственность и новаторство в культуре

3. Язык и его роль в культуре

4. Материальная и духовная культура

5. Роль культуры в жизни человека и общества

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Розин, В.М.
Культурология: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.М. Рогозин. —3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 410 с. — ISBN 978-5-534-05510-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/kulturologiya-441387.
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Еникеева, Д. М.
Культурология: учебное пособие / Д.М. Еникеева. — 2-е изд. — Саратов: Научная книга, 2019. — 159 с. — ISBN 978-5-9758-1799-0. — Текст : электронный // ЭБС IPRbooks [сайт]. —  URL: http://www.iprbookshop.ru/81016.html.
Саратов : Научная книга, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Нестерова, О.А.
Культурология. История культуры: Практикум : учебное пособие для вузов / О. А. Нестерова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 319 с.. — ISBN 978-5-534-07933-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/424000 (
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL:  https://elibrary.ru 
 
Э3
Ежедневный интернет-журнал Культурология.Ру. – URL: http://www.kulturologia.ru/ 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).   Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-207 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.