2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Этика_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Этика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет с оценкой 9
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
64
64
64
64
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р социол. наук, профессор, Дырин С.П. _________________
 
 
Этика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключаются в подготовке обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности в области педагогики, осознающих этическую значимость своей будущей профессии, имеющих знания и представления о предмете современной этики и эстетики, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметной области "Обществознание", и их роли в профессиональной педагогической деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
овладение основными понятиями и теоретическими знаниями по истории  этики и эстетики,  а  также  основных  этических  концепций и категорий;
1.4
получение представлений о методологии и методах исследования в этике и эстетике;
1.5
создание целостного морального мировоззрения у обучающихся, что предполагает формирование нравственных принципов, идеалов на основе морали человечества;
1.6
выработка навыка обнаружения прекрасного и безобразного, высокого и низменного в культуре, истории, человеческой жизни.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.2
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.3
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.4
Профессиональная этика
2.1.5
Иностранный язык
2.1.6
Русский язык и культура речи
2.1.7
Музееведение
2.1.8
Методика организации исследовательской работы по истории и обществознанию в школе
2.1.9
Исторический роман
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
Актуальные проблемы Великой Отечественной войны
2.2.4
История русской литературы XIX-XX в.
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
знать этапы становления этики и эстетики;
3.1.2
фундаментальные понятия и принципы, составляющие основу этических и эстетических концепций;
3.1.3
проблемы современного этапа развития этики и эстетики;
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.1.4
историю сложения и развития основных эстетических и этических учений;
3.1.5
сущность этических и эстетических ценностей, их роль в профессиональной реализации человека и его повседневной жизни;
3.1.6
значение этических и эстетических категорий в философском осмыслении действительности;
3.1.7
основные нормы этических взаимоотношений между людьми;
3.1.8
роль искусства в человеческой жизнедеятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
в соответствии с научно-методическими требованиями готовить текущие задания в устной и письменной форме;
3.2.2
выявлять нравственное содержание пазличных видов профессиональной деятельности;
3.2.3
использовать полученные знания в педагогической деятельности в процессе воспитания учащихся;
3.2.4
применять полученные знания при решении личностных, профессиональных и социальных проблем;
3.2.5
использовать опыт морально-нравственного и эстетического осмысления действительности и навыки достойного поведения;
3.2.6
противостоять условиям и факторам профессионально-нравственной деформации.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы с научной литературой по эстетике, оформления результатов работы с литературой в виде исследования – заметки, тезисы, статьи, каталоги;
3.3.2
методами формирования нравственного сознания обучающихся;
3.3.3
профессиональным мастерством и широким кругозором;
3.3.4
навыками критической рефлексии и самооценки;
3.3.5
навыками применения этической и эстетической системы ценностей в практике повседневной жизни и профессиональной деятельности;
3.3.6
способностью оформления результатов работы с литературой в виде исследования – заметки, тезисы, статьи, каталоги.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Этика и эстетика. История этических и эстетических учений

 
1.1
Этика, ее предмет, виды, структура.Эстическое и эстетичекое учение античности. История этических и эстетических учений. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
1.2
Предмет и задачи этики. Система этических понятий. Моральное измерение личности и общества. Основные этические учения в истории человечества. Категории этики. Проблемы прикладной этики. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
1.3
Античная этика и эстетика: философская, антропологическая и социальная проблема.Аскетизм. Система спартанского воспитания. Стоицизм. Луций Аннней Сенека. Христианский аскетизм.Этика и эстетика Нового времени. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
1.4
Этика и эстетика в мифологии античного времени. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
 
Раздел 2. Нормативная этика. Высшие моральные ценности 

 
2.1
Нормативная этика. Высшие моральные ценности.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.2
Свобода и моральная ответственность личности. Этика и моральная оценка действительности. Нравственные ценности. «Золотое правило нравственности». Ксенофобия. Расизм. Толерантность.  Добро и зло, страдание и сострадание. Ригоризм. Нравственный императив И. Канта. Морально-этическая концепция представителей русского консерватизма. Этическая концепция А.С. Макаренко. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
2.3
Долг и совесть, честь и достоинство. Утилитаризм. Этико-философская доктрина. Этическая концепция.

Н.Г. Чернышевский и его роман «Что делать?».

Конформизм.

Нигилизм и нигилисты. С.Г. Нечаев и «нечаевщина». /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
2.4
Мораль в педагогической деятельности. Традиция, обычай, обряд, ритуал.

Картина нравов Европы в эпоху Возрождения. Куртуазия как тенденция современности. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
 
Раздел 3. Прикладная этика

 
3.1
Этика гражданственности: человек и общество.Европейское рыцарство. Кодекс чести. Европейские университеты.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
3.2
Этика межличностных отношений. Монастырские уставы. Монастырские школы.Профессиональные корпорации студентов и преподавателей.Этика и этикет. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
3.3
Ситуативная этика. Начальник и подчиненный.Этика и эстетика в национальном вопросе. Национализм и толерантность.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
3.4
Профессиональная этика. Профессиональный долг. Профессиональная ответственность. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
3.5
Прикладная этика. Основная проблематика и вопросы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
3.6
Корпоративная культура и ее принципы. Гуманизм.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
3.7
Профессионализм. Ориентация на прибыль и качество товаров (услуг). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
3.8
Профессиональная этика ученого, педагога, библиотекаря и работника сферы образования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Раздел 4. Основные вопросы эстетической теории

 
4.1
Эстетическое сознание. Основные эстетические категории. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
4.2
Влияние современной культуры на духовное развитие общества.Специфика художественного творчества. Ренессанс и эпоха Возрождения. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
4.3
Проблема художественного восприятия. Новое время и современность.Духовное и религиозное восприятие. Иконопись  и портретная живопись.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
4.4
Природа и сущность художественного произведения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
4.5
Примерность и конкретность в произведениях /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э4 Э5

2
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
4.6
Эстетическое как своеобразие художественного произведения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э4 Э5

2
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
4.7
Этика и эстетика: субкультура как форма проявления /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4 Э5

2
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
4.8
Особенности этики и эстетики Ренессанса и эпохи Возрождения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

4
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
4.9
Роль искусства в духовной жизни современного общества /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

4
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
4.10
Классическое в этике и эстетике и современный общественный утилитаризм. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
4.11
Социум и антисоциальное в человеке современного времени. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
4.12
Нормы и правила поведения человека в профессиональной педагогической деятельности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-5.1 ОПК-4.1 ПК-1.1 ПК-1.2
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачёту:

1.Предмет и основные задачи этики.

2.Нормативная этика: общая характеристика.

3.Этика гражданственности: основные нормы и принципы.

4.Основные проблемы экологической этики.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
5.Высшие моральные ценности в системе нормативной этики.

6.Прикладная этика: сущность и структура.

7.Ситуативная этика: этика публичных и интимных отношений.

8.Профессиональная этика.

9.Этика делового общения: предмет и специфика.

10.История этических учений: этика Древнего Востока и античности.

11.История этических учений: этика Средневековья и Возрождения.

12.История этических учений: этика Нового времени.

13.Основные направления этики ХХ века.

14.Моральные отношения и их виды.

15.Моральное поведение и его структура.

16.Историческое развитие нравственности: основные этапы и их характеристика.

17.Высшие моральные ценности: общая характеристика.

18.Смысл жизни. Счастье.

19.Дружба как высшая нравственная ценность.

20.Любовь как отношение и влечение. Этика любви.

21.Нравственная культура общества и личности.

22.Морально-этические проблемы межличностного общения.

23.Этикет как внешнее проявление нравственной культуры.

24.Эстетика как философская дисциплина. Предмет эстетики.

25.Учение о прекрасном в контексте генологии Платона.

26.Аристотель о природе и специфике искусства.

27.Основные характеристики эстетики Средневековья.

28.Эстетизм Ренессанса. Эстетические предпосылки формирования новоевропейской картины мира.

29.Учение о гении в эстетике И. Канта.

30.Философия искусства Г.В.Ф. Гегеля.

31.Соотношение эстетического и этического в философском творчестве Ф.Ницше.

32.Психоанализ о природе художественного творчества.

33.Марксистская эстетика: проблема соотношения искусства и идеологии.

34.Взаимосвязь творчества и свободы в философии Н.А. Бердяева.

35.Эстетика экзистенциализма.

36.Философско-эстетические основания модернизма.

37.Постмодернистские стратегии в теории и искусстве.

38.Прекрасное как эстетическая категория и онтологические основания красоты.

39.Комическое. Смех как эстетический феномен.

40.Трагическое как эстетическая категория. Место трагедии в искусстве и жизни.

41.Природа искусства и художественного творчества.

42.Проблема автора в эстетической теории. Талант и гениальность.

43.Природа художественного произведения.

44.Художественная форма и ее отношение к содержанию.

45.Специфика художественного восприятия.

46.Система искусств и виды искусства.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика рефератов:

1.Идеал счастья в западноевропейской этике.

2.Проблемы человека в этике ХХ века.

3.Нравы времен античности: Древняя Греция и Древний Рим.

4.Нравственные устремления раннего христианства.

5.Мораль религиозная и светская - эпоха Средневековья.

6.Бюргерский нравственный образец и его эволюция.

7.Нравственные коллизии ХХ в.

8.Соотношение индивидуального и общественного в морали.

9.Преемственность в развитии морали.

10.Традиции и инновации в развитии морали.

11.Соотношение целей и средств в моральном поступке.

12.Роль общественного мнения в моральной жизни общества.

13.Наука и нравственность.

14.Искусство и мораль.

15.Религия и нравственность.

16.Мораль и политика.

17.Мораль и право.

18.Мораль и власть.

19.Политическое насилие и нравственность.

20.Нравственный принцип толерантности в политике.

21.Формы морального протеста в демократическом обществе.

22.Моральная демагогия и политические репрессии.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
23.Национальное самосознание как фактор нравственной культуры народа.

24.Историческая память и исторический манкуртизм.

25.Нравственно-психологические основы тоталитаризма.

26.Конформизм и нонконформизм как индекс нравственной культуры.

27.Свобода и ответственность в деятельности педагога.

28.Проблема дистанции в общении педагога и учащегося.

29.Уважение и унижение ребенка - в чем они проявляются?

30.Внутренний и внешний имидж педагога.

31.Эмоциональный мир педагога.

32.Нравственные аспекты оценки педагогического труда.

33.Нравственные коллизии отношений в учительской.

34.Понятие катарсиса в истории эстетики.

35.Учение о гении в эстетике XVIII века.

36.Понятие иронии в истории эстетики.

37.Смех как эстетический феномен.

38.Искусство и быт.

39.Искусство и мода.

40.Диалогический характер художественного произведения.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гусейнов, А. А.
Этика: учебник для бакалавров / А. А. Гусейнов [и др.] ; ответственный редактор А. А. Гусейнов. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 569 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2385-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/383274
Москва : Издательство Юрайт, 2015
 
Л1.2
Никитина, И. П. 
Эстетика: учебник для бакалавров / И. П. Никитина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 676 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2606-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425230
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Скворцов, А.А.
Этика: учебник для бакалавров / А. А. Скворцов, А. А. Гусейнов ; под редакцией А. А. Гусейнова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2832-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425156
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Прозерский, В. В.
Эстетика: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Прозерский [и др.] ; под редакцией В. В. Прозерского. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 394 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9042-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433805
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Эстетические аспекты в педагогической деятельности. - URL: http://turboreferat.ru/pedagogy/jesteticheskie-aspekty-v-pedagogicheskoj-deyatelnosti/147976-750638-page1.html
 
Э2
Понятие этики как науки. Этика в контексте культуры. - URL: https://cribs.me/etika-i-estetika/ponyatie-etiki-kak-nauki-etika-v-kontekste-kultury
 
Э3
Курс лекций по этике и эстетике. - URL: https://studopedia.su/14_34788_etika-i-estetika.html
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-207 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.