2022-2023_ozm44_04_01 РЯиЛ 238_plx_Информационные технологии в педагогической деятельности_Русский язык и литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационные технологии в педагогической деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01  Педагогическое образование, направленность (профиль)  Русский язык и литература 
 
экзамен 1
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
86
аудиторные занятия
22
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
13 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
18
18
18
18
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22
22
22
22
Сам. работа
86
86
86
86
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Филатова З.М. _________________
 
 
Информационные технологии в педагогической деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01  Педагогическое образование, направленность (профиль)  Русский язык и литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование системы знаний, умений и навыков обучающихся в области использования средств информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, методов организации информационной образовательной среды.
1.2
Задачи освоения дисциплины состоят в:
1.3
ознакомлении обучающихся с современными информационными и коммуникационными технологиями, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
1.4
выработке умений эффективно использовать средства универсальных и специальных информационных технологий
1.5
овладении способами проектирования основных и дополнительных образовательных программ и разработки научно-методическое обеспечение их реализации
1.6
приобретении опыта использования программ мониторинга результатов образования обучающихся, разработке и реализации программ преодоления трудностей в обучении
1.7
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин на  предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
2.2.3
История лингвистических учений
2.2.4
Русский язык в профессиональной деятельности
2.2.5
Текстология
2.2.6
Учебная практика научно-исследовательская работа
2.2.7
Производственная педагогическая практика
2.2.8
Теоретические и прикладные аспекты филологического исследования текста
2.2.9
Теория современного русского литературного языка
2.2.10
Практикум по русскому языку
2.2.11
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.12
Современный литературно-критический процесс
2.2.13
Функциональная грамматика
2.2.14
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.15
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.16
Современные средства оценивания результатов обучения  по предметам Русский язык, Литература
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5.1: Знает принципы организации контроля и оценивания образовательных результатов обучающихся, разработки программ мониторинга; специальные технологии и методы, позволяющие разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
стр. 4
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
 
 
ОПК-5.2: Умеет применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающихся; проводить педагогическую диагностику трудностей в обучении
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОПК-5.3: Владеет действиями (умениями) применения методов контроля и оценки образовательных результатов обучающихся, программ мониторинга образовательных результатов обучающихся, оценки результатов их применения
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОПК-2.1: Знает содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования ОП; сущность и методы педагогической диагностики особенностей обучающихся; сущность педагогического проектирования; структуру образовательной программы и требования к ней; виды и функции научно-методического обеспечения современного образовательного процесса
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОПК-2.2: Умеет учитывать различные контексты, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации при проектировании ООП; использовать методы педагогической диагностики; осуществлять проектную деятельность по разработке ОП; проектировать отдельные структурные компоненты ООП
 
Знать:
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОПК-2.3: Владеет опытом выявления различных контекстов, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; опытом использования методов диагностики особенностей учащихся в практике; способами проектной деятельности в образовании; опытом участия в проектировании ООП
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-4.1: Умеет выбирать на государственном и иностранном (-ых) языках коммуникативно приемлемые стили делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-4.2: Умеет использовать информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения различных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-4.3: Умеет вести деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках
 
стр. 6
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-4.4: Умеет коммуникативно и культурно приемлемо вести устные деловые разговоры в процессе профессионального взаимодействия на государственном и иностранном (-ых) языках
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-4.5: Демонстрирует умение выполнять перевод академических и профессиональных текстов с иностранного (-ых) на государственный язык
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
процессы информатизации общества и образования;
3.1.2
ценностные основы реализации информационной педагогической деятельности;
3.1.3
нормативно-правовую базу по вопросам использования и создания программных продуктов и информационных ресурсов;
3.1.4
сущность и структуру информационных процессов в современной образовательной среде;
3.1.5
типологию электронных образовательных ресурсов,
3.1.6
педагогические технологии, эффективные в виртуальном пространстве;
3.1.7
способы взаимодействия педагога с субъектами педагогического процесса и представителями профессионального сообщества в сетевой информационной среде;
 
стр. 7
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
3.1.8
принципы организации контроля и оценивания образовательных результатов обучающихся, разработки программ мониторинга; специальные технологии и методы, позволяющие разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
организовать поиск, хранение, обработку и представление информации, ориентированной на решение педагогических задач;
3.2.2
оценить основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов и с определением педагогической целесообразности их использования в учебном процессе;
3.2.3
использовать информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения различных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках
3.2.4
применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающихся; проводить педагогическую диагностику трудностей в обучении
3.2.5
учитывать различные контексты, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации при проектировании ООП; использовать методы педагогической диагностики; осуществлять проектную деятельность по разработке ОП; проектировать отдельные структурные компоненты ООП
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования ресурсов информационной образовательной среды, осуществления выбора различных моделей использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с учетом реального оснащения образовательного учреждения, установления контактов и взаимодействия с различными субъектами сетевой информационной образовательной среды;
3.3.2
навыками совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды. методами защиты данных.
3.3.3
опытом выявления различных контекстов, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; опытом использования методов диагностики особенностей учащихся в практике; способами проектной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Информатизация общества и образования. Основные аспекты применения ИКТ в образовании. Особенности использования интернет ресурсов.

 
1.1
Средства информатизации общества и образования. Основные аспекты применения ИКТ в образовании. Основные сервисы сети, их использование в образовательных целях. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
1.2
Средства информатизации общества и образования. Основные аспекты применения ИКТ в образовании. Основные сервисы сети, их использование в образовательных целях. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
 
Раздел 2. Разработка электронных обучающих средств с использованием прикладных программ

 
стр. 8
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
2.1
Электронные ресурсы. Основные программы составления электронных ресурсов /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
2.2
Электронные ресурсы. Основные программы составления электронных ресурсов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

14
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
2.3
Создание обучающих средств на базе прикладных программных средств общего назначения. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
2.4
Создание обучающих средств на базе прикладных программных средств общего назначения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
2.5
Разработка электронного ресурса преподавателя (по предмету в соответствии с профилем). /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
2.6
Разработка электронного ресурса преподавателя (по предмету в соответствии с профилем). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
стр. 9
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
2.7
Образовательные ресурсы в свободном доступе. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
2.8
Образовательные порталы. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
2.9
Образовательные ресурсы в свободном доступе. Образовательные порталы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

18
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
 
Раздел 3. Программы диагностики знаний учащихся

 
3.1
Программы диагностики (виды, интерфейс). /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
3.2
Программы диагностики (виды, интерфейс). /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
3.3
Разработка заданий различного вида с использованием средств программ диагностики /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
стр. 10
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
3.4
Применение электронных программ для контроля знаний обучащихся /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
3.5
Разработка заданий различного вида с использованием средств программ диагностики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

18
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
3.6
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Перечислите характерные признаки процесса информатизации общества.

2. Охарактеризуйте основные направления информатизации образования в России.

3. Охарактеризуйте основные этапы информатизации образования в России в историческом аспекте.

4. Каким образом использование средств ИКТ в образовательном процессе влияет на процессы информатизации общества?

5. На поддержку каких направлений информатизации образования была направлена ФЦП РЕОИС?

6. На поддержку каких направлений информатизации образования направлен проект НФПК ИСО?

7. Охарактеризуйте педагогические цели внедрения СНИТ в образовательный процесс.

8. Как изменяется информационное взаимодействие образовательного назначения при включении в процесс интерактивного средства обучения?

9. Выявите характер влияния информационно-образовательной среды на реализацию различных функций педагога.

10. Постройте схему, демонстрирующую взаимоотношение понятий: ИКТ-компетентность, Информационная культура, ИКТ-грамотность. Обоснуйте свою точку зрения.

11. Каково назначение документа «Концепция ЭОИ»?

12. Охарактеризуйте возможные направления внедрения ЭОИР в образовательный процесс.

13. Каким образом инновационные возможности ЭОИР способны оказывать влияние на эффективность обучения?

14. Охарактеризуйте возможности включения ЭОИ типа БЭНП, ЭСУН в учебный процесс по произвольной дисциплине.

15. Кратко охарактеризуйте основные этапы создания ЭОИ.

16. Изобразите схему системы требований, предъявляемых к ЭОИ. Охарактеризуйте назначение каждой группы требований.

17. На основании какой процедуры оценки качества выдаются рекомендации к использованию ЭОИ в образовательном процессе? Кратко опишите эту процедуру.

18. Можно ли при оценке качества ЭОИ ограничиться процедурой сертификации. Да, нет, почему?

19. В чём Вы видите причину необходимости реализации в учебном процессе подходов личностно-ориентированного обучения?

20. Перечислите основополагающие принципы личностно-ориентированного обучения.

21. Как изменяется основная парадигма образования в личностно-ориентированном обучении?

22. Каковы основные принципы обучения в сотрудничестве?

23. Какие варианты (разновидности) обучения в сотрудничестве существуют? Опишите один из них.

24. Предложите способы использования ЭОИР и средств ИКТ при организации обучения в сотрудничестве.

25. Какая из технологий личностно-ориентированного обучения направлена на формирование и развития навыков рефлексии собственной деятельности? В чём суть данной технологии?

 
стр. 11
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
26. Опишите способы использования средств ИКТ в реализации технологии «Портфель ученика».

27. Какие положения положены в основу метода проектов? Каковы основные цели этого метода?

28. Какие классификации проектов возможны? Опишите одну из них.

29. Как используются ЭОИР и средства ИКТ в организации обучения методом проектов?

30. Какие виды дифференцированного обучения существуют?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Тематика рефератов:

1. Исторический обзор процесса внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование.

2. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования.

3. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.

4. Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию программных средств учебного назначения, в том числе реализованных на базе технологии Мультимедиа.

5. Основные положения теории информационно-предметной среды со встроенными элементами технологии обучения, примеры реализации в образовании.

6. Учебно-методический комплекс на базе средств информационных технологий.

7. Перспективы использования систем учебного назначения, реализованных на базе мультимедиа технологии.

8. Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке обучающих программных средств и систем.

9. Реализация возможностей экспертных систем в образовательных целях.

10.Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.

11.Влияние ИКТ на педагогические технологии.

12.Инструментальные программные средства для разработки электронных материалов учебного назначения.

13.Использование мультимедиа и ИКТ для реализации активных методов обучения.

14.Оценка и сертификация электронных дидактических средств.

15.Особенности организации и проведения учебных телеконференций.

16 Компьютерный дизайн. Это наука или искусство?

17 Антивирусы. Рейтинг антивирусных программ.

18 Социальные сети. "За" и "против".

19 Есть ли пределы развития и миниатюризации компьютеров?

20 Программы для обработки и создания видео.

21 Использование интерактивных технологий сети Интернет.

22 Использование Интернет-технологий в учебном процессе.

23 Дидактические свойства глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет

24 Этикет служебной и личной переписки.

25 Соглашения электронной почты, ее безопасность; угрозы и уязвимость.

26 Электронная почта (e-mail), ее проблемы и организация личной переписки.

27 Правонарушения в области информационных технологий.

28 Преимущества и недостатки работы с ноутбуком, нетбуком, карманным компьютером.

29 Негативное воздействие компьютера на здоровье человека и способы защиты.

30 Значение компьютерных технологий в жизни современного человека.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Зимин, В. П. 
Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1  : : учебное пособие для вузов / В. П. Зимин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 108 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08360-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434069 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Широких А.А.
Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие./ Широких А.А.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014.— 62 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32042.html.— ЭБС «IPRbooks»
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014, 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 12
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Черткова, Е. А. 
Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437244
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-310 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, 

 
стр. 13
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся, необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося.

В течение всего времени обучающиеся будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике..

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационныеобразовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающийся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающийся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

 
стр. 14
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения

(персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно: в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения); методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: •письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.