2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Образовательные программы начальной школы_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Образовательные программы начальной школы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н., Доцент, Захарова И.М. _________________
 
 
Образовательные программы начальной школы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование готовности использовать знание основных образовательных программ для учащихся младшего школьного возраста;
1.2
Задачи освоения:
1.3
сформировать готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
1.4
сформировать способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
1.5
сформировать способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка;
1.6
сформировать готовность организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Входные знания, умения и навыки формируются на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.2
Формирование учебной деятельности в начальной школе
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен к участию в коллективной работе по проектированию и реализации программ развития и воспитания обучающихся
 
ПК-1.1: Знает: технологии проектирования образовательных программ и систем; нормативно-правовые основы профессиональной деятельности; условия, способы и средства личностного и профессионального саморазвития
 
ПК-1.2: Умеет: проектировать образовательные программы для разных категорий, обучающихся; проектировать программу личностного и профессионального развития
 
ПК-1.3: Владеет: способностью анализировать подходы и модели к проектированию программ психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в системе образования, опытом проектной деятельности; навыками проектирования и реализации векторов профессионального и личностного саморазвития
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания.
3.1.2
образовательные программы и государственные образовательные стандарты системы начального общего образования.
3.1.3
основную образовательную программу образовательной организации
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать рекомендуемые методы и приёмы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей.
3.2.2
использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся младшего школьного возраста
3.2.3
организовывать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
современными технологиями педагогической деятельность
3.3.2
технологией проектного обучения
3.3.3
технологией составления программ обучения и воспитания
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Раздел 1. Сущность содержания образования, стандарт образования, нормативные документы, регламентирующие держание начального общего образования

 
1.1
Нормативно-правовое обеспечение образовательной

деятельности в начальной школе

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.2
Стратегии социального проектирования и конструирования

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.3
Требования стандарта к организации учебно- воспитательного процесса в

начальной школе

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.4
Диагностический инструментарий оценивания результатов освоения программ начального общего образования

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.5
Содержание современного начального образования /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 2. Основная образовательная программа начального образования.

 
2.1
Классификация развивающих программ начальной школы и их содержательная характеристика

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.2
Образовательная программа Л.В. Занкова /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.3
Образовательная программа Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.4
Образовательная программа «Школа России» (под ред. А.А. Плешакова) /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.5
Образовательная программа «Начальная школа XXI века» (Научный рук. Н.Ф. Виноградова) /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.6
Образовательная программа «Перспективная начальная школа» (научный рук. - Н.А. Чуракова) /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.7
Образовательная программа «Школа 2100» (научный рук. - Л.Г. Петерсон)

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.8
Проектирование основной образовательной Программы образовательной организации (начальная школа)

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.9
Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начальной школы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.10
Образовательные программы начального образования /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
2.11
Традиционные программы обучения в начальной школе  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.12
Оценка достижений планируемых резльтатов в начальной школе   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.13
Зарубежный опыт в работе начальной школы  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.14
Формы, средства, методы,технологии организации и реализации учебно- воспитательного процесса в начальной школе

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.15
Мониторинг развития УУД у детей младшего школьного возраста  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.16
Мониторинг личностного развития детей младшего школьного возраста   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.17
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный контроль.

Примерный перечень заданий к зачету:

1.Сущность содержания образования

2.Стандарт образования как стратегия образования

3.Нормативные документы, регламентирующие содержание начального общего образования

4.Особенности первой ступени общего образования

5.Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в начальной школе

6.Теории обучения, воспитания и развития как основа составления программ

7.Основные образовательные программы для обучающихся младшего школьного возраста.

8.Содержание современного начального образования

9.Стратегии социального проектирования и конструирования

10.ФГОС начального общего образования.

11.Содержание и требования Федерального государственного стандарта начального общего образования

12.Нормативность как основание создание программ начального общего образования

13.Принципы организации и осуществления учебно- воспитательного процесса в начальной школе.

14.Требования стандарта к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе

15.Основная образовательная программа начального общего образования.

16.Классификация развивающих программ начальной школы и их содержательная характеристика

17.Традиционные программы: сущность, содержание, недостатки

18.Развивающие программы: сущность, содержание, недостатки

19.Комплексность исследования результатов освоения начального общего образования

20.Диагностический инструментарий оценивания результатов освоения программ начального общего образования

21.Практические формы организации учебно-воспитательной работы в начальной школе

22.Формы, средства, методы, технологии организации и реализации учебно-воспитательного процесса в начальной школе

23.Формы и методы внеурочной деятельности в начальной школе

24.Модель внеурочной деятельности учащихся начальных классов в рамках ФГОС

25.Организация проектной работы учащихся начальных классов в рамках ФГОС

Задания:

Приведите примеры заданий и упражнений образовательной программы Начальная школа 21 века»

Приведите примеры заданий и упражнений образовательной программы «Школа 2100»

Приведите примеры заданий и упражнений образовательной программы «Школа России»

Приведите примеры заданий и упражнений образовательной программы «Гармония»

Приведите примеры заданий и упражнений образовательной программы «Перспективная начальная школа»,

Приведите примеры заданий и упражнений образовательной программы «Классическая начальная школа»,

Приведите примеры заданий и упражнений образовательной программы «Планета знаний»,

Приведите примеры заданий и упражнений образовательной программы «Перспектива».

Приведите примеры заданий и упражнений образовательной программы  развивающих систем: Л. В. 

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Примерная тематика рефератов:

1.Три источника» и «три составные части» стандарта.

2.Стандарт как общественный договор.

3.Ориентация на конечный результат.

4.Система документов, обеспечивающих функционирование стандарта.

5.Разработка содержания образования, определяющего пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу.

6.Разработка и внедрение технологий, обеспечивающих реализацию стандарта в учебно-воспитательном процессе начальной школы

7.Нормативные, методологические основы разработки программ

8.Начальная школа 21 века» 9. «Школа 2100»

10.«Школа России»

11.«Гармония»

12.«Перспективная начальная школа»,

13.«Классическая начальная школа»,

14.«Планета знаний»,

15.«Перспектива».

16.Программы развивающих систем: Л. В. Занкова; Д. Б. Эльконина

– В. В. Давыдова Особенности организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе

17.Сущность и содержание понятие «образовательный процесс».

18.Основные требования к организации образовательного процесса в начальной школе.

19.Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию образовательного процесса в начальной школе.

20.Творчество учащихся. Влияние творческой среды на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

21.Реализация проблемного обучения как условие развития одаренных учащихся.

22.Традиционные программы: сущность, содержание, технологии реализации

23.Развивающие программы: сущность, содержание, технологии реализации

24.Традиционные программы и развивающие программы: проблемы реализации

25.Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования)

26.Использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки

27.Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач

28.Оценка динамики образовательных достижений обучающихся

29.Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.

30.Формы организации и реализации учебно-воспитательного процесса в начальной школе

31.Средства организации и реализации учебно-воспитательного процесса в начальной школе

32.Методы и технологии организации и реализации учебно- воспитательного процесса в начальной школе

33.Нормативно-правовая документация организации внеурочной деятельности в начальной школе

34.Принципы и содержание внеурочной деятельности

35.Направления, формы и ожидаемые результаты реализации модели внеурочной деятельности в начальной школе

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение ФОС к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Фугелова Т.А.
Образовательные программы начальной школы : учебник и практикум для вузов / Т. А. Фугелова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 465 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11269-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495647
Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Фокин Ю.Г.
Теория и технология обучения. Деятельностный подход : учебное пособие для вузов / Ю. Г. Фокин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 241 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05712-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493656 : учебное пособие
Юрайт, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Рожков, А. И.
Образовательное право : учебник для вузов / А. И. Рожков [и др.] ; под редакцией А. И. Рожкова, В. Ю. Матвеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 376 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12877-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489440
Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство образования и науки РФ https://минобрнауки.рф/документы/922 
 
Э2
Консультант плюс http://www.consultant.ru/
 
Э3
Гарант http://www.garant.ru/
 
Э4
Журнал Нормативные документы образовательного учреждения https://e.normobr.ru/?utm_source=menobr.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=menobr.ru_rubric_ndou
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обещающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимися.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимися  времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-с  ОВЗ  устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.