2022-2023_b44_03_05 ДО и НО 211_plx_Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Беляева Н.Л. _________________
 
 
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.М.Захарова

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся целостное представление о сущности интеграции как принципа развития педагогической теории и практики дошкольного образования, отражающего гармоничное объединение образовательных областей в единый неразрывный образовательный процесс.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Изучить возможности, достижения, потребности дошкольных образовательных учреждений в построении образовательной деятельности в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
1.4
Организовать обучение и воспитание в сфере образования с использованием принципа интеграции, охвата своим влиянием достаточно большого числа дидактических, воспитательных явлений, обеспечивающими его широкое влияние на педагогическую теорию и практику дошкольного образования.
1.5
Подготовить обучающихся к организации интегрированной образовательной деятельности в ДОО, установления гармоничных связей между выделенными системами интеграции и создание новой целостной системы образования детей дошкольного возраста в соответствии с предлагаемым результатом.
1.6
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО» обучающиеся используют входные знания, умения, навыки
2.1.2
Методика формирования УУД у младших школьников
2.1.3
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика по воспитательной работе
2.2.2
Теории и технологии литературного развития детей
2.2.3
Теория и технологии  музыкального развития детей
2.2.4
Теория и технологии  развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.5
Теория и технологии  физического развития детей
2.2.6
Теории и технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.7
Теория и технологии начального литературного образования
2.2.8
Учебная практика (теория и технология дошкольного образования)
2.2.9
Методика обучения предмету "Математика" в начальной школе
2.2.10
Социология
2.2.11
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.2.12
Методика обучения предмету "Окружающий мир" в начальной школе
2.2.13
Методика обучения предмету "Русский язык" в начальной школе
2.2.14
Курсовая работа по модулю "Теория и технологии дошкольного образования"
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Технологии и средства цифрового обучения
2.2.17
Курсовая работа по модулю 7  "Методический"
2.2.18
Методика обучения предмету "Литературное чтение" в начальной школе
2.2.19
Производственная педагогическая практика (дошкольное образование)
2.2.20
Курсовая работа по модулю "Теория и технологии начального образования по областям"
2.2.21
Организация деятельности младших школьников на занятиях по ИЗО
2.2.22
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии
2.2.23
Организация дополнительного образования в дошкольном образовании
2.2.24
Организация дополнительного образования в начальном общем образовании
2.2.25
Теория и технология образования в предметной области "Музыка"
2.2.26
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.27
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.28
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
2.2.29
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции образовательных областей (ФГОС ДО) и учебных предметов (ФГОС НОО) для организации разных видов деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Структуру, состав основной образовательной программы для ДОО,
3.1.2
Способы интеграции образовательных областей ДОО для организации разных видов деятельности детей дошкольного возраста.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Использовать теоретические знания, структуру, состав, дидактические единицы при решении профессиональных задач,
3.2.2
использовать способы интеграции образовательных областей ДОО для организации разных видов деятельности детей дошкольного возраста
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Навыками учета структуры, состава, дидактических единиц основной образовательной программы для ДОО, навыками интеграции образовательных областей для организации разных видов деятельности детей дошкольного возраста
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы организации интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО

 
1.1
Интегрированные занятия в учебно-воспитательной деятельности в ДОО. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.2
Виды интегрированных занятий в ДОО. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.3
Структура интегрированных занятий в ДОО. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.4
Актуальность интегрированного подхода. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.5
Основные принципы взаимодействия с детьми в процессе воспитательно-образовательной деятельности в ДОО. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.6
Особенности организации интегрированного процесса в ДОО. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.7
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.8
Технология использования организации образовательной деятельности. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
1.9
Деятельность детей в формировании интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.10
Гармоничное объединение образовательных областей в единый неразрывный образовательный процесс  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
1.11
Формы интеграционного образовательного процесса ДОУ. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
 
Раздел 2. Практические основы организации интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО

 
2.1
Причины потребностей интегрированных занятий в учебно-воспитательной деятельности в ДОО. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
2.2
Эффективные методы и приемы, используемые при интегрированной основной образовательной деятельности. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
2.3
Структура совместной деятельности педагога с детьми на основе интеграции. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
2.4
Использование метода проектов как одного из методов интеграции образовательных областей. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
2.5
Реализация интегрированного подхода в воспитательно-образовательном процессе. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
2.6
Составление конспектов интегрирвоанных занятий. /Пр/

4
9
0
 
2.7
Трудности проведения интегрированных занятий в ДОО. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
2.8
Факторы, способствующие интегрированию выделенных объектов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
2.9
Создание новой целостной системы образования детей дошкольного возраста  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.1 ПК-3.1
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
См.ФОС в приложении РПД
 
5.2. Темы письменных работ
См.ФОС в приложении РПД
 
5.3. Фонд оценочных средств
см. ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Микляева Н.В.
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 450 с. , 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Коломийченко Л.В.
Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования :  учебник и практикум для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 210 с, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Тихомирова. О.В.
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 155 с, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Презент
 
Э2
СтудопедиЯ
 
Э3
Инфоурок
 
Э4
МААМ.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-231 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность 

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.