Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Вопросы к зачету:
1. Современная система математического образования в России: история и перспективы развития.
2. Нормативно-правовые акты в сфере образования и требования к результатам начального математического образования.
3. Общая характеристика содержания математического образования в начальных классах. Структура и содержание примерной программы по математике. Характеристика вариативных программ начального курса математики.
4. Представление о методах обучения. Методы проблемно-диалогического обучения. Методы, используемые на разных этапах изучения нового материала.
5. Универсальные учебные действия, входящие в содержание начального математического образования. Характеристика личностных, метапредметных и предметных результатов начального математического образования.
6. Формы организации образовательного процесса по математике в начальной школе: урок, внеурочная и внеклассная работа.
7. Урок как интегративная технология образовательного процесса. Виды уроков. Структура урока и содержание его этапов.
8. Учебные задания и их функции.
9. Этапы подготовки учителя к уроку математики в начальной школе.
10. Планирование урока. Виды форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.
11. Анализ урока математики в начальной школе. Самоанализ урока.
12. Контроль знаний учащихся по математике: определение, цель, функции, виды и средства контроля. Система оценивания сформированности УУД по математике.
13. Средства обучения математике в начальной школе. Перечень средств обучения математике в начальной школе. Характеристика современных средств обучения математике в начальной школе. Учебник как основное средство обучения и его функции. Характерные особенности современного учебника.
Вопросы к экзамену:
1. Современная система математического образования в России: история и перспективы развития.
2. Нормативно-правовые акты в сфере образования и требования к результатам начального математического образования.
3. Общая характеристика содержания математического образования в начальных классах. Структура и содержание примерной программы по математике. Характеристика вариативных программ начального курса математики.
4. Представление о методах обучения. Методы проблемно-диалогического обучения. Методы, используемые на разных этапах изучения нового материала.
5. Универсальные учебные действия, входящие в содержание начального математического образования. Характеристика личностных, метапредметных и предметных результатов начального математического образования.
6. Формы организации образовательного процесса по математике в начальной школе: урок, внеурочная и внеклассная работа.
7. Урок как интегративная технология образовательного процесса. Виды уроков. Структура урока и содержание его этапов.
8. Учебные задания и их функции.
9. Этапы подготовки учителя к уроку математики в начальной школе.
10. Планирование урока. Виды форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.
11. Анализ урока математики в начальной школе. Самоанализ урока.
12. Контроль знаний учащихся по математике: определение, цель, функции, виды и средства контроля. Система оценивания сформированности УУД по математике.
13. Средства обучения математике в начальной школе. Перечень средств обучения математике в начальной школе. Характеристика современных средств обучения математике в начальной школе. Учебник как основное средство обучения и его функции. Характерные особенности современного учебника.
14. Роль математической речи в развитии мышления и коммуникации младших школьников. Теоретические основы развития математической речи. Условия развития математической речи.
15. Виды планирования при обучении математике.
16. Разработка основных и дополнительных образовательных программ в системе начального математического образования.
17. Планирование изучения темы.
18. Формы представления сценария отдельного урока.
19. Цель и функции контроля в процессе обучения математике.
20. Виды, формы и средства контроля и оценки сформированности образовательных результатов.
21. Итоговый контроль по математике за курс начальной школы.
22. Методика организации контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в процессе обучения математике
I. Примеры заданий по аналитической работе с источниками:
Задание 1.
1. Составьте картотеку статей журнала "Начальная школа" (2000 - 2019) по темам:
1)Подготовительный (дочисловой) период обучения математике в альтернативных учебниках математики;
2)Методика и технология обучения нумерации натуральных чисел в альтернативных учебниках математики;
3)Обучение решению тексовых арифметических задач в альтернативных учебниках математики;
4)Элементы геометрии в альтернативных учебниках математики.
5)Методика и технология формирования вычислительных навыков в альтернативных методических системах обучения;
6)Методика обучения решению текстовых задач;
7) Методика обучения элементам геометрии в начальных классах.
Задание 2.
По книге Пышкало А.М. "Методика обучения элементам геометрии в начальных классах (М.: Просвещенеие, 1973. - Текст : электронный // URL: http://www.mathedu.ru/lib/books/pyshkalo_metodika_obucheniya_elementam_geometrii_1973) ознакомьтесь с видами геометрических задач. Приведите примеры задач каждого вида из различных учебников математики.
Задание 3
По книге Карасёва П.А. "Элементы нагляядной геометрии в школе" (М.: Учпедгиз, 1955 - Текст : электронный // URL: http://www.mathedu.ru/lib/books/karasev_elementy_naglyadnoy_geometrii_v_shkole_1955/#64) ознакомьтесь с построением геометрических фигур и их моделей в младших классах начальной школы (Глава V). Применяются ли предложенные способы построения геометрических фигур и их моделей в современных учебниках математики? Ответ проиллюстрируйте примерами.
Задание 4.
Составьте библиографический список по проблеме «Урок как организационная форма обучения». Подготовьте развернутые аннотации 3-4 источникам.
Задание 5.
Найдите в журнале "Начальная школа" статьи, посвященные методике обучения решению задач, и выпишите приемы, способствующие формированию умения проводить поиск решения задачи. Какие приемы на ваш взгляд наиболее эффективны? Обратите внимание на последовательность ознакомления учащихся со способами разбора задачи и на использование наглядной интерпретации при обучении учащихся решению задач, а также на способы разбора задач с точки зрения доступности для учащихся и целесообразности их выбора. Согласны ли вы с мнениями авторов?
II. Примеры тем для устных сообщений:
1. Репродуктивный метод обучения математике в начальной школе: плюсы и минусы.
2. Принцип наглядности как средство формирования у первоклассников умений оперировать различными знаками (подтвердите свои выводы заданиями из учебника математики Г.В. Дорофеева).
3. Поверхность, линия, точка как исходное предзнание в обучении младших школьников элементам геометрии.
4. Задания для первоклассников, формирующие умения осуществлять перевод математической информации с языка знаков-икон на повседневный язык и обратно.
5. Теоретико-множественная методическая содержательная линия курса математики УМК "Школа 2100".
6. Обучение построению таблиц как средства поиска решения текстовой задачи.
7. Математическое развитие младших школьников в процессе формирования понятия "величина".
8. Равные, равновеликие, равносоставленные многоугольники.
9. Виды симметрий плоских фигур.
10. Гуманитарные аспекты курса математики начальной школы.
III. Примеры тестовых заданий:
1. В соответствии с современной научной концепцией начальное математическое образование является:
1. частью системы среднего математического образования;
2. своеобразной самостоятельной ступенью математики;
3. способом введения учащихся в основы математики;
4. средством развития приемов умственной деятельности.
2. Ядром − компонентами методической системы обучения математике являются цели, содержание, обучения, __________________________________________и взаимосвязи между ними:
1. методы;
2. средства;
3. организационные формы;
4. верно 1, 2, 3.
3. Метапредметными результатами изучения математики младшими школьниками не являются:
1. умения анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;
2. освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, геометрических фигурах;
3. способность моделировать и определять логику решения практической и учебной задачи;
4. умения планировать, контролировать, корректировать ход выполнения заданий.
4. Основным этапом работы над задачей считается:
1. анализ текста;
2. краткая запись задачи;
3. поиск плана решения;
4. реализация плана решения;
5. верно 1, 3 и 4.
5. Укажите верное суждение:
1. внеурочная работа — это обязательные систематические занятия педагога с учащимися в свободное от основных занятий время;
2. урок − это основная форма обучения младших школьников математике теоремы;
3. к видам внеурочной работы относятся: домашняя работа учащихся, групповая работа, фронтальная работа;
4. основными методами обучения младших школьников математике являются наблюдение и эксперимент.
6. Основной формой обучения математике в начальных классах является :
1. урок;
2. домашняя работа учащихся;
3. внеурочная работа учащихся;
4. экскурсия.
7. В чем заключается пропедевтическая роль изучения геометрического материала в начальном курсе математики:
1. в рассмотрении различных геометрических фигур;
2. в обучении решению текстовых задач на основе составления чертежа;
3. в проведении практической работы с геометрическими фигурами;
4. в подготовке к изучению систематического курса геометрии.
8. Задача по типу деление «по содержанию»:
1. 12 карандашей разложили в 3 коробки поровну. Сколько карандашей в каждой коробке?
2. 12 кроликов рассадили в 3 клетки поровну. Сколько кроликов оказалось в клетке?
3. 12 морковок раздали 3 кроликам поровну. Сколько морковок получил кролик?
4. 12 коробок разложили по 3 ящикам поровну. Сколько коробок оказалось в ящике?
5. 12 булочек разложили на тарелки по 3 булочки. Сколько потребовалось тарелок?
9. С переходом (в связи с измерением) к новой более крупной единицы длины связано:
1. деление натуральных чисел;
2. сложение натуральных чисел;
3. вычитание натуральных чисел;
4. умножение натуральных чисел;
5. умножение и сложение натуральных чисел.
10. Изучение письменной нумерации включает вопросы только:
1. чтения чисел;
2. записи чисел;
3. чтения и записи чисел;
4. выполнения действий над числами;
5. записи, чтения чисел и выполнения арифметических действий над числами.
11. На каком уровне изучаются вопросы алгебраической пропедевтики в начальных классах:
1. на уровне общих представлений;
2. на уровне понятий;
3. на наглядном уровне;
4. на практическом уровне.
12. Ложно высказывание «В начальных классах школы деление целых неотрицательных чисел вводится на основе:
1. разбиения множества на попарно непересекающиеся подмножества;
2. выделения подмножества;
3. практических упражнений;
4. связи с умножением: (a : b = c c b = a);
5. теоретико-множественного подхода, но без теоретико-множественной символики.
IV. Примеры методических заданий:
Методическая задача 1.
Проанализируйте приведенное рассуждение учащегося при решении примера 3*49 по следующим параметрам: правильность, рациональность, грамотность речи. Укажите, возможно ли применение альтернативных решений и какова их целесообразность.
Рассуждение: "Заменяем число 49 суммой разрядных слагаемых (40+9), получаем пример 3*(40+9), применяем правило умножения числа на сумму, выполняем вычисления: 3*40=120, 3*9=27, 120+27=147".
дана пара задач: 1) "В первой коробке - 6 карандашей, а во второй - на 2 больше. Сколько карандашей во второй коробке?"; 2) "В первой коробке - 6 карандашей, а во второй - в 2 раза больше. Сколько карандашей во второй коробке?".
Какие методические приемы из предложенных ниже наиболее эффективны при решении этой пары задач:
а)сравнение задач и их решений;
б)поиск разных способов решения;
в)изменение вопроса задачи с определнной целью;
г)объяснение выражений, составленных по данному условию задачи;
д)постановка вопросов к данному условию?
Методическая задача 3.
Рассмотрите вариант работы над приведенными ниже задачами:
А. Учащиеся одного класса собрали 50 кг лекарственных трав, а другого - в 2 раза больше. Сколько килограммов лекарственных трав собрали учащиеся двух классов?
Б. Учащиеся одного класса собрали 50 кг лекарственных трав, а другого - в 2 раза меньше. Сколько килограммов лекарственных трав собрали оба класса?
Вариант 1. Под руководством учителя учащиеся записали кратко условие первой задачи, разбор проводился от данных к вопросу. Коллективно составили план решения задачи. Другая задача была задана на дом.
Вариант 2. учитель предложил прочитать и сравнить задачи и, не решая их установить, в ответе какой задачи получится большее число. Первую задачу учащиеся решали самостоятельно, а вторая была задана на дом.
Вариант 3. Учитель предложил учащимся прочитать и сравнить обе задачи. затем записал решение этих задач (50*2+50=150; 50:2+50=75) на доске и дал задание: выбрать решение для каждойзадачи и пояснить каждое выполняемое действие. На дом были даны аналогичные задачи.
Какой из вариантов вы хотели бы использовать на практике? Почему? Как еще можно организовать работу учащихся над задачами?
V. Пример задания по проектированию урока/фрагмента урока
задание 1.
Спроектируйте урок на тему "Множество. Элемент множества", все задания которого объединены сюжетом.
Задание 2.
Разработайте фрагмент урока по теме "Раньше, позже. Сначала, потом". Воспользуйтесь заданиями, приведенными в учебнике "Математика" для 1 класса, часть 1, по системе "Школа России". Подготовьте презентацию.
Задание 3.
Сконструируйте фрагмент урока на тему "Умножение многозначного числа на однозначное". Составьте задания, направленное на закрепление умений использовать данный алгоритм. Подготовьте сообщение.
Задание 4.
Предложите проект фрагмента урока, на котором учащиеся:
а) "открывают" прием сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд;
б) выделяют величину "масса" как свойство предметов окружающей среды;
в) выявляют зависимость результатов сложения и вычитания от изменения значений одного из компонентов.
Задание 5.
Разработайте развернутый конспект урока ознакомления с долями.
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием учебных занятий. Язык обучения (преподавания) — русский. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения, который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Образовательные технологии
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в информационной образовательной среде.
Занятия лекционного типа
Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.
На первой лекции лектор обязан предупредить студентов, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.
Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.
Занятия семинарского типа
Семинарские занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.
Основной формой проведения семинаров является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:
-ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
-участие в дискуссиях;
-выполнение проектных и иных заданий;
-ассистирование преподавателю в проведении занятий.
Ответ должен быть аргументированным, развернутым, не односложным, содержать ссылки на источники.
Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.
Оценивание заданий, выполненных на семинарском занятии, входит в накопленную оценку.
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
-углубление и расширение теоретических знаний;
-формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;
-развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;
-формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
-развитие исследовательских умений и академических навыков.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.
Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.
Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:
-цель и содержание задания;
-сроки выполнения;
-ориентировочный объем работы;
-основные требования к результатам работы и критерии оценки;
-возможные типичные ошибки при выполнении.
Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:
-просматривать основные определения и факты;
-повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
-изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
-самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
-использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
-выполнять домашние задания по указанию преподавателя.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.
В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.