2022-2023_z44_03_01 НО 2241_ 2244_plx_Методика обучения математике в начальной школе с практикумом_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения математике в начальной школе с практикумом
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
экзамен 2 зачет с оценкой 2, 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
17
самостоятельная работа
207
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
7 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
252
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
8
8
12
12
Практические
4
4
12
12
16
16
Итого ауд.
8
8
20
20
28
28
Кoнтактная рабoта
8
8
20
20
28
28
Сам. работа
60
60
147
147
207
207
Часы на контроль
4
4
13
13
17
17
Итого
72
72
180
180
252
252
 
 
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцента, Мустафина Светлана Фаниловна _________________
 
 
Методика обучения математике в начальной школе с практикумом
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся готовност реализовывать профессиональную педагогическую деятельность в процессе обучения математике в начальной школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучение предмета методики обучения математике и его составляющих;
1.4
освоение современных знаний о закономерностях процесса обучения с учетом специфики математики как учебного предмета;
1.5
формирование основных профессиональных практических умений организации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения математике.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Входные знания, умения и навыки формируются на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.2
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
2.2.3
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
2.2.4
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.2.5
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.6
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.2.7
Теория литературы и практика читательской деятельности
2.2.8
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.2.9
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
2.2.10
Учебная технологическая практика
2.2.11
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.2.12
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.13
Географическое образование младших школьников
2.2.14
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.15
Искусство и технология в начальной школе
2.2.16
Курсовая работа по "Методике преподавания в начальной школе по областям"
2.2.17
Курсовая работа по "Теории и технологии начального образования по областям"
2.2.18
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.19
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.2.20
Производственная педагогическая  практика
2.2.21
Производственная педагогическая практика
2.2.22
Производственная педагогическая практика
2.2.23
Философия  
2.2.24
Экологическое образование младших школьников
2.2.25
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.26
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.27
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.28
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.29
Работа с одаренными детьми
2.2.30
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
стр. 4
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
технологию разработки основных и дополнительных образовательных программ, отдельных их компонентов, в том числе с использованием ИКТ;
3.1.2
технологию разработки планируемых результатов образования обучающихся и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
3.1.3
формулировки образовательных результатов образования обучающихся в рамках дисциплины "Математика" (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки);
3.1.4
основы отбора диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.1.5
предмет, цели, задачи обучения математике в начальной школе;
3.1.6
основные компоненты методической система обучения математике в начальной школе;
3.1.7
положения и теоретические основы построения процесса обучения математическому содержанию в начальном курсе математики;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать программу развития УУД средствами дисциплины "Математика", в том числе и с применением ИКТ;
3.2.2
разрабатывать планируемые результаты образования обучающихся и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки);
3.2.3
отбирать диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов образования обучающихся;
3.2.4
применять теоретические знания в ситуации решения методических задач;
3.2.5
проектировать и осуществлять организацию познавательной деятельности обучающихся в соответствии с целями и задачами начального математического образования;
3.2.6
выбирать подходы, обеспечивающие достижение запланированных результатов образования обучающихся.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками осуществления контроля и оценки сформированности результатов образования обучающихся, выявления и корректировки трудностей в обучении;
3.3.2
способами диагностирования промежуточных результатов образования обучающхся и способов диагностирования результатов образования выпускника начальной школы на контрольном этапе;
3.3.3
владения навыками поиска информации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности;
3.3.4
владения навыками работы с учебной и методической литературой на бумажных и электронных носителях.
3.3.5
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теория методики обучения математике в начальной школе

 
стр. 5
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
1.1
Современная система математического образования в России: история и перспективы развития /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.2
Роль и место математического образования в современном обществе. Основные тенденции развития математического образования в России /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.3
Система математического образования в России /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.4
Нормативно-правовые акты в сфере образования и требования к результатам начального математического образования   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.5
Федеральное ядро содержания общего образования. ФГОС НОО. Примерная программа по математике. Рабочая программа по математике /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.6
Нормативно-правовые акты в сфере математического образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.7
Методика обучения математике: её предмет и составляющие (содержательная и организационная) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.8
Предмет методики обучения математики. Связь методики обучения математике с другими науками /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.9
Методическая система обучения математике. Характеристики целостного подхода к процессу обучения математике. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
1.10
Процесс обучения математике в начальной школе. Содержание обучения математике в начальной школе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.11
Процесс обучения математике как система. Подготовительный (дочисловой) период обучения математике. Содержание обучения в подготовительный период  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.12
Процесс обучения математике как система. Содержание обучения математике в начальной школе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.13
Процесс обучения математике /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.14
Методы обучения математике. Частные методы обучения математике в процесссе достижения метатапрдметных образовательных результатов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.15
Методы и формы обучения математике /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.16
Урок математики в начальной школе. Классификации уроков. Структура современного урока /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.17
Определение целей и задач урока, планирование его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.18
Этапы организации урока и его анализ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
1.19
Система подготовки учителя к уроку математики.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.20
Типовые задания по формированию УУД на уроках математики /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.21
Учебные задания и их функции. Конструирование и оценка учебных заданий, напрввленных на формирование УУД у младших школьников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.22
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.23
Наглядные средства обучения математике. Современные средства обучения математике (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний, тренажеры, виртуальные конструкторы и т.д.) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
1.24
Средства обучения математике в начальной школе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
1.25
Учебник как основное средство обучения и его функции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
1.26
Характерные особенности учебников математики в альтернативных программах по математике в начальной школе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
1.27
Организация обучения математике в школе 1-4 класс /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
стр. 8
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
1.28
Приемы умственной деятельности и их формирование у млдаших школьников при обучении математике /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
 
Раздел 2. Планирование процесса обучения математике

 
2.1
Виды планирования при обучении математике /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
2.2
Разработка основных и дополнительных образовательных программ в системе начального математического образования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
2.3
Разработка программы формирования образовательных результатов  и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
2.4
Планирование изучения темы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
2.5
Формы представления сценария отдельного урока /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
2.6
Планирование процесса обучения математике /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
 
Раздел 3. Контроль знаний при обучении математике

 
3.1
Цель и функции контроля в процессе обучения математике /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
стр. 9
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
3.2
Виды, формы и средства контроля и оценки сформированности образовательных результатов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.3
Итоговый контроль по математике за курс начальной школы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.4
Методика организации контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в процессе обучения математике  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.5
Контроль достижений ребенка в дочисловой период обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.6
Выявление и анализ типичных ошибок учащихся, их причины /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.7
Пути ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся (различные элементы математического содержания) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.8
Контроль и оценка образовательных результатов обучающихся по математике /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
 
Раздел 4. Основные понятия начального курса математики и особенности их своения млдашими школьниками 

 
4.1
Дифференцированное обучение математике в условиях системно-деятельностного подхода /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
стр. 10
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
4.2
Натуральное число. Цифра. Сравнение чисел, Смысл действия сложения и вычитания. Свойства сложения. Число и цифра 0 /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
4.3
Десятичная система счисления. Нумерация чисел. Величины. Смысл действия и деления. Деление суммы на число. Деление с остатком /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
4.4
Уравнение. Геометрические фигуры. Доли и дроби. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
4.5
Алгоритм письменного сложения и вычитания. Алгоритм письменного умножения. Алгоритм письменного деления /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
4.6
Обучение решению задач. Решение задач арифметическим методом.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
4.7
Подготовительный этап к решению задач. Организация деятельности обучающихся в процессе решения задач /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
4.8
Методические приемы обучения млдаших школьников решению задач /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
4.9
Различные подходы к построению урока математики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
4.10
Методический анализ урока математики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

7
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
стр. 11
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
4.11
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

13
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Современная система математического образования в России: история и перспективы развития.

2. Нормативно-правовые акты в сфере образования и требования к результатам начального математического образования.

3. Общая характеристика содержания математического образования в начальных классах. Структура и содержание примерной программы по математике. Характеристика вариативных программ начального курса математики.

4. Представление о методах обучения. Методы проблемно-диалогического обучения. Методы, используемые на разных этапах изучения нового материала.

5. Универсальные учебные действия, входящие в содержание начального математического образования. Характеристика личностных, метапредметных и предметных результатов начального математического образования.

6. Формы организации образовательного процесса по математике в начальной школе: урок, внеурочная и внеклассная работа.

7. Урок как интегративная технология образовательного процесса. Виды уроков. Структура урока и содержание его этапов.

8. Учебные задания и их функции.

9. Этапы подготовки учителя к уроку математики в начальной школе.

10. Планирование урока. Виды форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

11. Анализ урока математики в начальной школе. Самоанализ урока.

12. Контроль знаний учащихся по математике: определение, цель, функции, виды и средства контроля. Система оценивания сформированности УУД по математике.

13. Средства обучения математике в начальной школе. Перечень средств  обучения математике в начальной школе. Характеристика современных средств обучения математике в начальной школе. Учебник как основное средство обучения и его функции. Характерные особенности современного учебника.

Вопросы к экзамену:

1. Современная система математического образования в России: история и перспективы развития.

2. Нормативно-правовые акты в сфере образования и требования к результатам начального математического образования.

3. Общая характеристика содержания математического образования в начальных классах. Структура и содержание примерной программы по математике. Характеристика вариативных программ начального курса математики.

4. Представление о методах обучения. Методы проблемно-диалогического обучения. Методы, используемые на разных этапах изучения нового материала.

5. Универсальные учебные действия, входящие в содержание начального математического образования. Характеристика личностных, метапредметных и предметных результатов начального математического образования.

6. Формы организации образовательного процесса по математике в начальной школе: урок, внеурочная и внеклассная работа.

7. Урок как интегративная технология образовательного процесса. Виды уроков. Структура урока и содержание его этапов.

8. Учебные задания и их функции.

9. Этапы подготовки учителя к уроку математики в начальной школе.

10. Планирование урока. Виды форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

11. Анализ урока математики в начальной школе. Самоанализ урока.

12. Контроль знаний учащихся по математике: определение, цель, функции, виды и средства контроля. Система оценивания сформированности УУД по математике.

13. Средства обучения математике в начальной школе. Перечень средств  обучения математике в начальной школе. Характеристика современных средств обучения математике в начальной школе. Учебник как основное средство обучения и его функции. Характерные особенности современного учебника.

14. Роль математической речи в развитии мышления и коммуникации младших школьников. Теоретические основы развития математической речи. Условия развития математической речи.

15. Виды планирования при обучении математике.

16. Разработка основных и дополнительных образовательных программ в системе начального математического образования.

17. Планирование изучения темы.

18. Формы представления сценария отдельного урока.

19. Цель и функции контроля в процессе обучения математике.

20. Виды, формы и средства контроля и оценки сформированности образовательных результатов.

21. Итоговый контроль по математике за курс начальной школы.

22. Методика организации контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в процессе обучения математике 

 
стр. 12
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

I.  Примеры заданий по аналитической работе с источниками:

Задание 1.

1. Составьте картотеку статей журнала "Начальная школа" (2000 - 2019) по темам:

1)Подготовительный (дочисловой) период обучения математике в альтернативных учебниках математики;

2)Методика и технология обучения нумерации натуральных чисел в альтернативных учебниках математики;

3)Обучение решению тексовых арифметических задач в альтернативных учебниках математики;

4)Элементы геометрии в альтернативных учебниках математики.

5)Методика и технология формирования вычислительных навыков в альтернативных методических системах обучения;

6)Методика обучения решению текстовых задач;

7) Методика обучения элементам геометрии в начальных классах.

Задание 2.

По книге Пышкало А.М. "Методика обучения элементам геометрии в начальных классах (М.: Просвещенеие, 1973. - Текст : электронный // URL: http://www.mathedu.ru/lib/books/pyshkalo_metodika_obucheniya_elementam_geometrii_1973) ознакомьтесь с видами геометрических задач. Приведите примеры задач каждого вида из различных учебников математики.

Задание 3

По книге Карасёва П.А. "Элементы нагляядной геометрии в школе" (М.: Учпедгиз, 1955 - Текст : электронный // URL: http://www.mathedu.ru/lib/books/karasev_elementy_naglyadnoy_geometrii_v_shkole_1955/#64) ознакомьтесь с построением геометрических фигур и их моделей в младших классах начальной школы (Глава V). Применяются ли предложенные способы построения геометрических фигур и их моделей в современных учебниках математики? Ответ проиллюстрируйте примерами.

Задание 4.

Составьте библиографический список по проблеме «Урок как организационная форма обучения». Подготовьте развернутые аннотации 3-4 источникам.

Задание 5.

Найдите в журнале "Начальная школа" статьи, посвященные методике обучения решению задач, и выпишите приемы, способствующие формированию умения проводить поиск решения задачи. Какие приемы на ваш взгляд наиболее эффективны? Обратите внимание на последовательность ознакомления учащихся со способами разбора задачи и на использование наглядной интерпретации при обучении учащихся решению задач, а также на способы разбора задач с точки зрения доступности для учащихся и целесообразности их выбора. Согласны ли вы с мнениями авторов?

II. Примеры тем для устных сообщений:

1. Репродуктивный метод обучения математике в начальной школе: плюсы и минусы.

2. Принцип наглядности как средство формирования у первоклассников умений оперировать различными знаками (подтвердите свои выводы заданиями из учебника математики Г.В. Дорофеева).

3. Поверхность, линия, точка как исходное предзнание в обучении младших школьников элементам геометрии.

4. Задания для первоклассников, формирующие умения осуществлять перевод математической информации с языка знаков-икон на повседневный язык и обратно.

5. Теоретико-множественная методическая содержательная линия курса математики УМК "Школа 2100".

6. Обучение построению таблиц как средства поиска решения текстовой задачи.

7. Математическое развитие младших школьников в процессе формирования понятия "величина".

8. Равные, равновеликие, равносоставленные многоугольники.

9. Виды симметрий плоских фигур.

10. Гуманитарные аспекты курса математики начальной школы.

III. Примеры тестовых заданий:

1. В соответствии с современной научной концепцией начальное математическое образование является:

1. частью системы среднего математического образования;

2. своеобразной самостоятельной ступенью математики;

3. способом введения учащихся в основы математики;

4. средством развития приемов умственной деятельности.

2. Ядром − компонентами методической системы обучения математике являются цели, содержание, обучения, __________________________________________и взаимосвязи между ними:

1. методы;

2. средства;

3. организационные формы;

4. верно 1, 2, 3.

3. Метапредметными результатами изучения математики младшими школьниками не являются:

1. умения анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

2. освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, геометрических фигурах;

3. способность моделировать и определять логику решения практической и учебной задачи;

4. умения планировать, контролировать, корректировать ход выполнения заданий.

 
стр. 13
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 

4. Основным этапом работы над задачей считается:

1. анализ текста;

2. краткая запись задачи;

3. поиск плана решения;

4. реализация плана решения;

5. верно 1, 3 и 4.

5. Укажите верное суждение:

1. внеурочная работа — это обязательные систематические занятия педагога с учащимися в свободное от основных занятий время;

2. урок − это основная форма обучения младших школьников математике теоремы;

3. к видам внеурочной работы относятся: домашняя работа учащихся, групповая работа, фронтальная работа;

4. основными методами обучения младших школьников математике являются наблюдение и эксперимент.

6. Основной формой обучения математике в начальных классах является :

1. урок;

2. домашняя работа учащихся;

3. внеурочная работа учащихся;

4. экскурсия.

7. В чем заключается пропедевтическая роль изучения геометрического материала в начальном курсе математики:

1. в рассмотрении различных геометрических фигур;

2. в обучении решению текстовых задач на основе составления чертежа;

3. в проведении практической работы с геометрическими фигурами;

4. в подготовке к изучению систематического курса геометрии.

8. Задача по типу деление «по содержанию»:

1. 12 карандашей разложили в 3 коробки поровну. Сколько карандашей в каждой коробке?

2. 12 кроликов рассадили в 3 клетки поровну. Сколько кроликов оказалось в клетке?

3. 12 морковок раздали 3 кроликам поровну. Сколько морковок получил кролик?

4. 12 коробок разложили по 3 ящикам поровну. Сколько коробок оказалось в ящике?

5. 12 булочек разложили на тарелки по 3 булочки. Сколько потребовалось тарелок?

9. С переходом (в связи с измерением) к новой более крупной единицы длины связано:

1. деление натуральных чисел;

2. сложение натуральных чисел;

3. вычитание натуральных чисел;

4. умножение натуральных чисел;

5. умножение и сложение натуральных чисел.

10. Изучение письменной нумерации включает вопросы только:

1. чтения чисел;

2. записи чисел;

3. чтения и записи чисел;

4. выполнения действий над числами;

5. записи, чтения чисел и выполнения арифметических действий над числами.

11. На каком уровне изучаются вопросы алгебраической пропедевтики в начальных классах:

1. на уровне общих представлений;

2. на уровне понятий;

3. на наглядном уровне;

4. на практическом уровне.

12. Ложно высказывание «В начальных классах школы деление целых неотрицательных чисел вводится на основе:

1. разбиения множества на попарно непересекающиеся подмножества;

2. выделения подмножества;

3. практических упражнений;

4. связи с умножением: (a : b = c  c  b = a);

5. теоретико-множественного подхода, но без теоретико-множественной символики.

IV. Примеры методических заданий:

Методическая задача 1.

Проанализируйте приведенное рассуждение учащегося при решении примера 3*49 по следующим параметрам: правильность, рациональность, грамотность речи. Укажите, возможно ли применение альтернативных решений и какова их целесообразность.

Рассуждение: "Заменяем число 49 суммой разрядных слагаемых (40+9), получаем пример 3*(40+9), применяем правило умножения числа на сумму, выполняем вычисления: 3*40=120, 3*9=27, 120+27=147".

 
стр. 14
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
Методическая задача 2.

дана пара задач: 1) "В первой коробке - 6 карандашей, а во второй - на 2 больше. Сколько карандашей во второй коробке?"; 2) "В первой коробке - 6 карандашей, а во второй - в 2 раза больше. Сколько карандашей во второй коробке?".

Какие методические приемы из предложенных ниже наиболее эффективны при решении этой пары задач:

а)сравнение задач и их решений;

б)поиск разных способов решения;

в)изменение вопроса задачи с определнной целью;

г)объяснение выражений, составленных по данному условию задачи;

д)постановка вопросов к данному условию?

Методическая задача 3.

Рассмотрите вариант работы над приведенными ниже задачами:

А. Учащиеся одного класса собрали 50 кг лекарственных трав, а другого - в 2 раза больше. Сколько килограммов лекарственных трав собрали учащиеся двух классов?

Б. Учащиеся одного класса собрали 50 кг лекарственных трав, а другого - в 2 раза меньше. Сколько килограммов лекарственных трав собрали оба класса?

Вариант 1. Под руководством учителя учащиеся записали кратко условие первой задачи, разбор проводился от данных к вопросу. Коллективно составили план решения задачи. Другая задача была задана на дом.

Вариант 2. учитель предложил прочитать и сравнить задачи и, не решая их установить, в ответе какой задачи получится большее число. Первую задачу учащиеся решали самостоятельно, а вторая была задана на дом.

Вариант 3. Учитель предложил учащимся прочитать и сравнить обе задачи. затем записал решение этих задач (50*2+50=150; 50:2+50=75) на доске и дал задание: выбрать решение для каждойзадачи и пояснить каждое выполняемое действие. На дом были даны аналогичные задачи.

Какой из вариантов вы хотели бы использовать на практике? Почему? Как еще можно организовать работу учащихся над задачами?

V. Пример задания по проектированию урока/фрагмента урока

задание 1.

Спроектируйте урок на тему "Множество. Элемент множества", все задания которого объединены сюжетом.

Задание 2.

Разработайте фрагмент урока по теме "Раньше, позже. Сначала, потом". Воспользуйтесь заданиями, приведенными в учебнике "Математика" для 1 класса, часть 1, по системе "Школа России". Подготовьте презентацию.

Задание 3.

Сконструируйте фрагмент урока на тему "Умножение многозначного числа на однозначное". Составьте задания, направленное на закрепление умений использовать данный алгоритм. Подготовьте сообщение.

Задание 4.

Предложите проект фрагмента урока, на котором учащиеся:

а) "открывают" прием сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд;

б) выделяют величину "масса" как свойство предметов окружающей среды;

в) выявляют зависимость результатов сложения и вычитания от изменения значений одного из компонентов.

Задание 5.

Разработайте развернутый конспект урока ознакомления с долями.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шадрина, И.В.
Шадрина, И. В.  Методика преподавания начального курса математики : учебник и практикум для вузов / И. В. Шадрина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08528-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489701
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
Л1.2
Далингер, В. А. 
Далингер, В. А.  Методика обучения математике в начальной школе : учебное пособие для вузов / В. А. Далингер, Л. П. Борисова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 187 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07529-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490910
Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 15
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Истомина-Кастровская, Н.Б.
Истомина-Кастровская, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе : учебник / Н.Б. Истомина-Кастровская, И.Ю. Иванова, З.Б. Редько, Т.В. Смолеусова, Н.Б. Тихонова — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 301 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). – ISBN 978-5-16-014058 (print) ISBN 978-5-16-106601-0 (online) www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5beafd8e271b34.7177438  https://new.znanium.com/read?id=337356 
Москва : ИНФРА-М, 2019
 
Л2.2
Истомина-Кастровская, Н.Б.
Истомина-Кастровская, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Практикум : учеб. пособие / Н.Б. Истомина-Кастровская, Ю.С. Заяц. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2020. — 198 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). ISBN 978-5-16-014059-9 (print) ISBN 978-5-16-106602-7 (online) www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5bcf2aeadffeb9.42154579 https://new.znanium.com/read?id=344441 
Москва : ИНФРА-М, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Миронов, А.В.
Как построить урок в соответствии с ФГОС: Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А.В. Миронов - 174с. ISBN 987-5-7057-4148-9. 
Волгоград: Учитель, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. [http://fgos.ruс]
 
Э2
Федеральный образовательный портал "Российское образование"  [http://www.edu.ru]
 
Э3
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [http://n-shkola.ru]
 
Э4
Издательский дом «Первое сентября». Начальная школа [http://nsc.1september.ru]
 
Э5
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [http://festival.1september.ru]
 
Э6
Образовательный портал "Школьное математическое образование"  [http://школьнаяматематика.РФ]
 
Э7
Сайт образовательной системы Л.В. Занкова [http://zankov.ru]
 
Э8
Сайт образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова [http://www.lbz.ru]
 
Э9
Сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» [https://www.sch2000.ru]
 
Э10
Сайт УМК «Гармония [http://umk-garmoniya.ru]
 
Э11
Сайт УМК "Перспектива" [http://old.prosv.ru/umk/perspektiva]
 
Э12
Сайт УМК «Планета знаний»  https://ast.ru 
 
Э13
Сайт УМК «Школа России» http://school-russia.prosv.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 16
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-231 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общие требования к организации образовательного процесса

Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием учебных занятий. Язык обучения (преподавания) — русский. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения, который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в информационной образовательной среде.

Занятия лекционного типа

Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.

На первой лекции лектор обязан предупредить студентов, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.

Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.

Занятия семинарского типа

Семинарские занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.

Основной формой проведения семинаров является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

-ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;

-участие в дискуссиях;

-выполнение проектных и иных заданий;

-ассистирование преподавателю в проведении занятий.

Ответ должен быть аргументированным, развернутым, не односложным, содержать ссылки на источники.

Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.

Оценивание заданий, выполненных на семинарском занятии, входит в накопленную оценку.

Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

 
стр. 17
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
Цели самостоятельной работы:

-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

-углубление и расширение теоретических знаний;

-формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;

-развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;

-формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-развитие исследовательских умений и академических навыков.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:

-цель и содержание задания;

-сроки выполнения;

-ориентировочный объем работы;

-основные требования к результатам работы и критерии оценки;

-возможные типичные ошибки при выполнении.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

-просматривать основные определения и факты;

-повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;

-изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;

-самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;

-использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;

-выполнять домашние задания по указанию преподавателя.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.