2022-2023_z44_03_01 НО 2241_ 2244_plx_Организация внеурочной деятельности по математике и информатике в начальной школе_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация внеурочной деятельности по математике и информатике в начальной школе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Мустафина С.Ф. _________________
 
 
Организация внеурочной деятельности по математике и информатике в начальной школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.М.Захарова

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся готовности к организации внеурочной деятельности младших школьников по математике и информатике в начальной школе
1.2
Задачи
1.3
содействовать формированию системы базовых теоретических знаний внеурочной деятельности по математике и информатике в начальной школе;
1.4
содействовать формированию умений работать с компонентами математического содержания: понятиями, утверждениями, алгоритмами и правилами, задачами, преобразованиями.
1.5
содействовать формированию умений работать с компонентами информатики в начальной школе.  
1.6
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы вожатской деятельности
2.1.2
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.3
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.4
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.5
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
2.1.6
Психология воспитательных практик
2.1.7
Учебная практика  по естествознанию
2.1.8
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Работа с одаренными детьми
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС НОО и спецификой учебного занятия
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, двигательной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных мероприятий (по выбору)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные методы и технологии организации внеурочных занятий по математике и информатике у младших школьников, особенности использования современных методов, технологий организации внеурочных занятий;
3.1.2
задачи развития мышления младших школьников входе подготовки и проведении внеурочных занятий по математике и информатике на основе основной образовательной программы;
3.1.3
традиционные методы и приемы решения и реализации задач развития мышления в ходе внеурочных занятий по математике и информатике.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать современные методы и технологии обучения на внеурочных занятиях по математике и информатике у младших школьников;
3.2.2
подбирать и анализировать методические рекомендации по использованию современных методов и технологий организации внеурочных занятий по математике и информатике;
3.2.3
решать задачи развития мышления средствами математики, планировать образовательные результаты, связанные с реализацией развивающего курса младших школьников на внеурочных занятиях по математике и информатике.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами использования современных методов по организации и проведению внеурочных занятий по математике и информатике;
3.3.2
способами развития мышления учащихся в ходе внеурочных занятий по математике и информатике;
 
стр. 4
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
3.3.3
навыками применения методов и форм организации и проведения внеурочных занятий по математике и информатике;
3.3.4
навыками отбора и реализации наиболее рациональных элементов технологии, способствующей развитию мышления младших школьников средствами математики и информатики.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические  основы внеклассной работы по математике

 
1.1
Роль и место внеурочной деятельности по математике и ннформатике  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
1.2
Содержание внеурочной деятельности по математике и информатике в начальной шокле /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
1.3
Значение внеклассных форм обучения и их развитие /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
1.4
Методика внекласной работы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
1.5
Внеклассная работа по математике и информатике в начальной школе /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
1.6
Формирование и развитие интереса к математике /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
1.7
Формирование и развитие интереса к математике /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
 
Раздел 2. Внеклассная работа по математике как средство развития активности младших школьников

 
2.1
Особенности проведения внеклассных занятий по математике /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.2
Особенности проведения внеклассных занятий по математике /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.3
Организация деятельности младших школьников направленная на решение логических задач для 2 класса /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.4
Организация деятельности младших школьников направленная на решение логических задач для 3 класса /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.5
Организация деятельности младших школьников направленная на решение логических задач для 4 класса /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.6
Организация деятельности младших школьников направленная на решение комбинаторных задач для 2 класса /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.7
Организация деятельности младших школьников направленная на решение комбинаторных задач для 3 класса /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.8
Организация деятельности младших школьников направленная на решение комбинаторных задач для 4 класса /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.9
Организация деятельности младших школьников направленная на изучение геометрического материала для 2 класса /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
2.10
Организация деятельности младших школьников направленная на изучение геометрического материала для 3 класса /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.11
Организация деятельности младших школьников направленная на изучение геометрического материала для 4 класса /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.12
Особенности проведения внеклассных занятий по информатике /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.13
Методы и приёмы развития активности обучающихся начальной школы /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.14
Методы и приёмы развития активности обучающихся начальной школы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.15
Способы обоснования истинности суждений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.16
Приемы умственной деятельности при организации внеурочной деятельности по математике у младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.17
Методика проведения внеурочной деятельности по математике /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.18
Виды проведения внеурочной деятельности по математике /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.19
Виды проведения внеурочной деятельности по информатике /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

5
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.20
Методика проведения внеурочной деятельности по информатике /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

5
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
2.21
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-2.1 ПК-2.2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Методические задания к зачету

1) Составить конспект внеклассного занятия в с постановкой проблемной ситуации и с применением подводящего диалога при разрешении этой ситуации на темы :

–Нумерация чисел в пределах 10;

–Сложение и вычитание двузначных чисел;

–Письменное умножение и деление.

2) Разработать содержание математического КВН для 4класса.

3) Описать логику обдумывания внеклассного занятия по математике , используя систему вопросов, определяющих общий способ деятельности учителя при подготовке к проведению этого занятия.

4.Составить портфолио игровых форм проведения внеклассных занятий по математике в начальной школе.

2. Зарождение инновационных процессов в начальном математическом образовании в массовом движении учителей – новаторов.

3. Использование и внедрение новшеств в начальном математическом образовании.

4. Новизна в начальном математическом образовании, ее разновидности.

5. Структура инновационной деятельности в начальном обучении математике.

6. Приёмы введения новшеств в начальном обучении математике.

7. Экспериментальная работа как составная часть инновационной деятельности в начальном математическом образовании.

8. Приоритетные направления инновационной деятельности в начальном математическом образовании.

9. Проблемный подход  в преподавании математики в начальной школе.

10. Инновации в целях и принципах начального обучения математике

11. Инновации в содержании образования в начальной школе.

12. Инновации в средствах начального обучения математике и методике их

применения .

13. Инновации в методах начального обучения математике.

 
стр. 6
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
14. Инновации в организации процесса начального обучения математике.
 
5.2. Темы письменных работ
Тематика рефератов

Вопросы для обсуждения

1) Какие образовательные, воспитательные, развивающие и практические задачи в соответствии с программой необходимо решить в процессе проведения внеклассных занятий  по математике в начальной школе?

2) В чём заключается  суть современной технологии проведения внеклассной работы с младшими школьниками?

3) В чём заключаются особенности проведения внеклассных занятий  по математике в начальной школе?

4) Дайте сравнительную характеристику урочных и внеурочных занятий по математике в начальной школе?

5) В чём заключаются особенности проблемного обучения?

6) Роль и место внеклассной работы с младшими школьниками по математике?

7) Основы методики внеклассной работы по математике в начальной школе?

8) Формы внеклассной работы по математике,  ее организации и проведении.

9) Цели проведения  внеклассных занятий  по математике в начальной школе?

10) Виды внеклассных занятий  по математике в начальной школе?

11) Краткий исторический обзор развития математического образования младших школьников в России

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Волкова, Л.В.
Основы организации внеурочной деятельности младших школьников : учебно-методическое пособие / Л. В. Волкова. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. — 103 c. — ISBN 978-5-85218-986-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86375.html

Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет , 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Муштавинская, И. В., Кузнецова, Т.С.
Внеурочная деятельность. Содержание и технологии реализации: : методическое пособие / И. В. Муштавинская, Т. С. Кузнецова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 256 c. — ISBN 978-5-9925-1121-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/68593.html
Санкт-Петербург: КАРО, 2016
 
Л2.2
Турик, Л. А. 
Турик, Л. А.  Педагогические технологии: дебаты : учебное пособие для вузов / Л. А. Турик, Д. П. Ефимченко ; под общей редакцией Л. А. Турик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10826-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494750
Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru 
 
Э2
МетаШкола — интернет-кружки и олимпиады https://metaschool.ru
 
Э3
Российская страница международного математического конкурса «Кенгуру» http://mathkang.ru/
 
Э4
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
 
стр. 7
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-231 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в 

 
стр. 8
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
дисциплины.

Методические указания к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.