2022-2023_b44_03_05 ДО и НО 211_plx_Теория и технологии литературного развития детей_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и технологии литературного развития детей
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
 
экзамен 6 зачет 3, 4, 5
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
146
аудиторные занятия
142
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
15 4/6
16 4/6
13 4/6
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
16
16
12
12
14
14
56
56
Практические
30
30
16
16
26
26
14
14
86
86
Итого ауд.
44
44
32
32
38
38
28
28
142
142
Кoнтактная рабoта
44
44
32
32
38
38
28
28
142
142
Сам. работа
64
64
40
40
34
34
8
8
146
146
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
72
72
72
72
72
72
324
324
 
 
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Шарафетдинова З.Г. _________________
 
 
Теория и технологии литературного развития детей
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.М. Захарова 

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины сформировать целостное представление о детской литературы для дошкольнов, методических основ ее использования в работе с детьми.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать представление обучающихся о современных концепциях литературного развития дошкольников и их возрастных особенностях;
1.4
сформировать представление обучающихся о диагностировании учебно-воспитательного процесса, направленного на литературное развитие детей с точки зрения соответствия требованиям программы;
1.5
сформировать умения проектировать педагогический процесс по литературному развитию детей с учетом современных технологий литературного развития детей дошкольного возраста;
1.6
сформировать умения обеспечивать методическое оснащение работы по литературному развитию дошкольников и создавать условия для литературного развития детей в дошкольной организации
1.7
сформировать представления обучающихся об особенностях организации художественно-речевой деятельности с детьми дошкольного возраста.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
2.1.2
Методика и технологии дошкольного образования
2.1.3
Методика и технологии обучения в начальной школе
2.1.4
Технологии цифрового образования
2.1.5
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.6
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.2
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
2.2.3
Методика обучения математике в начальной школе с практикумом
2.2.4
Производственная педагогическая  практика
2.2.5
Теория и технологии начального математического образования
2.2.6
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
2.2.7
Искусство и технология в начальной школе
2.2.8
Организация дополнительного образования в дошкольном образовании
2.2.9
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.10
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.11
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.12
Производственная педагогическая практика
2.2.13
Работа с одаренными детьми
2.2.14
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.15
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.16
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.17
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.18
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
2.2.19
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.20
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.21
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.22
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.23
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
2.2.24
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
2.2.25
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО; ФГОС НОО
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные компоненты дополнительных образовательных программ;
3.1.2
основы реализации образовательной программы по учебному предмету «Теории и технологии литературного развития детей»;
3.1.3
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету «Теории и технологии литературного развития детей» в соответствии с ФГОС
3.1.4
закономерности осуществления педагогической деятельности;
3.1.5
осуществлять педагогическую деятельность согласно освоенному профилю
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования по «Теории и технологии литературного развития детей»
3.2.2
реализовывать образовательную программу по «Теории и технологии литературного развития детей» в соответствии с требованиями ФГОС;
3.2.3
подбирать компоненты педагогической деятельности в соответствии с предметной областью обучения
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
дидактическими и методическими приемами разработки и технологиями реализации основных и дополнительных образовательных программ и приемами использования ИКТ;
3.3.2
навыками организации образовательного процесса на занятиях в дошкольной организации
3.3.3
навыком планирования мероприятий и решения задач педагогической деятельности;
3.3.4
методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы литературного развития детей 

 
1.1
История литературного развития детей во взаимосвязи с развитием русской словестности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.2
Зарубежные концепции литературного развития детей раннего и дошкольного возраста /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
1.3
Значение и принципы литературного развития дошкольников /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.4
Современные технологии литературного развития детей в ДОО /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.5
Психолого-педагогические основы литературного развития /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.6
Отбор художественных произведений и книг для чтения дошкольникам /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.7
Литературоведческие основы анализа художественных

произведений. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.8
Зарубежные концепции литературного развития детей раннего и дошкольного возраста /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.9
Общая характеристика возрастных особенностей восприятия и понимания произведений дошкольниками /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.10
Особенности восприятия художесветнных произведений детьми раннего возраста /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.11
Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.12
Формирование у дошкольников умения воспринимать и понимать литературные произведения /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.13
Особенности восприятия текста и иллюстраций ребенком раннего возраста /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.14
Элементы содержания литературного развития дошкольника: круг детского чтения, включающий произведения художественной литературы и фольклора /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.15
Анализ современных образовательных программ по развитию речи детей. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
1.16
Этапы формирования эстетической грамотности ребенка-читателя /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.17
Становление детской литературы и детского чтения в первой половине XIX в. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.18
Становление детской литературы и детского чтения в второй половине XIX в. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.19
Современное состояние методики детского чтения /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.20
Особенности восприятия художественной литературы, выделенные в трудах Л.С. Выготского /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.21
А.В. Запорожец о психологии восприятия ребенком дошкольником литературного произведения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.22
Особенности восприятия художественной литературы, выделенные в трудах Е.А. Флериной /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.23
Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы, выделенные в трудах Н.С. Карпинской /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.24
Особенности восприятия художественной литературы, выделенные в трудах Л.М. Гурович /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.25
Н.Н. Светловская о теории детского словесного творчества /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.26
История методики детского чтения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
1.27
Вклад В.Г.Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова в развитие детской литературы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 2. Детская литература

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
2.1
Русское устное народное творчество. Миф в литературном образовании дошкольников  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.2
Жанровая структура русского фольклора. Принципы классификации фольклорных жанров /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.3
Раннетрадиционный фольклор. Трудовые песни. Заговоры. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.4
Эпический прозаический фольклор  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.5
Эпический стихотворный фольклор /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.6
Поэтика сказки, народная сказка. Сказки о животных, Социально-бытовые сказки, Докучные сказки /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.7
Морфология волшебной сказки  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.8
Фольклор созданный взрослыми для детей /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.9
Фольклор возникший в детской среде /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.10
Занятие в ДОО с содержанием эпического прозаического и стихотворного фольклора в группе раннего возраста /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.11
Занятие в ДОО с содержанием эпического прозаического и стихотворного фольклора в младшей группе  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.12
Занятие в ДОО с содержанием эпического прозаического и стихотворного фольклора в средней группе /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.13
Занятие в ДОО с содержанием эпического прозаического и стихотворного фольклора в старшей группе  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
2.14
Чтение и анализ художественных произведений рекомендованных основной образовательной программой дошкольного образования в группе раннего возраста /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.15
Чтение и анализ художественных произведений рекомендованных основной образовательной программой дошкольного образования в младшей группе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.16
Чтение и анализ художественных произведений рекомендованных основной образовательной программой дошкольного образования в средней группе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.17
Чтение и анализ художественных произведений рекомендованных основной образовательной программой дошкольного образования в старшей группе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.18
Чтение и анализ художественных произведений рекомендованных основной образовательной программой дошкольного образования в подготовительной группе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
4
0
 
2.19
Ставноление и развитие русской детской литературы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.20
Поэзия XIX в. - детям /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.21
Поэзия XX в.- детям /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.22
Научно-познавательная литература в круге чтения дошкольников /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.23
Современная зарубежная литература в круге чтения дошокльников /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.24
Изображение ребенка в русской литературе /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.25
Литературная сказка в творчестве зарубежных писателей /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.26
Отчественная литература для детей /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
2.27
Пейзажная лирика поэтов XIX века /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.28
Сказки Пушкина в литературном развитии детей /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.29
Юмористические произведения для детей /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.30
Фольклор народов мира /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.31
Современные литературные произведения XIX века /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.32
Чтение и анализ художественных произведений рекомендованных основной образовательной программой дошкольного образования в группе раннего возраста /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.33
Чтение и анализ художественных произведений рекомендованных основной образовательной программой дошкольного образования в младшей группе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.34
Чтение и анализ художественных произведений рекомендованных основной образовательной программой дошкольного образования в средней группе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.35
Чтение и анализ художественных произведений рекомендованных основной образовательной программой дошкольного образования в старшей группе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.36
Чтение и анализ художественных произведений рекомендованных основной образовательной программой дошкольного образования в подготовительной группе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
2.37
Возникновение и развитие детской литературы XVII-XX веков /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
5
0
 
 
Раздел 3. Методика приобщения ребенка дошкольника к чтению

 
3.1
Методы работы по литературному развитию ребенка в дошкольной образовательной организации /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
стр. 10
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3.2
Виды бесед с дошкольниками и родителями /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
3.3
Приемы работы по приобщению детей к чтению /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
3.4
Формы взаимодействия ДОО и семьи по приобщению ребенка дошкольного возраста к литературному чтению /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
3.5
Сообщение детям сведений из биографии автора /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
3.6
Методика заучивания стихов наизусть в разных возрастных группах  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
3.7
Словестное творчество детей в процессе ознакомления с книгой /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
3.8
Выразительное чтение воспитателя как метод приобщения детей к книге /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
3.9
Рассказывание произведения дошкольникам /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
3.10
Методика чтения и рассказывания художественного произведения детям разного возраста /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
3.11
Беседы с дошкольниками о прочитанном художественном произведении /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
3.12
Приемы анализа художественного произведения, применяемые в дошокльном возрасте /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
3.13
Занятия по литературе в дошкольной организации /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
3.14
Художественно-речевая деятельность детей как основа их литературного развития /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
стр. 11
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3.15
Инсценирование художественных произведений. Виды инсценировок. Игры-драматизации, театрализованные игры, викторины, литературные утренники.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
3.16
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

36
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Особенности формирования читателя в дошкольном возрасте.

2. Создание детской домашней библиотеки включает:

3. Программы литературного образования дошкольников.

4. Виды игровых занятий по литературному образованию дошкольников.

5. Основные формы работы с детьми по сюжетам детских сказок.

6. Функции детской литературы в системе дошкольного образования.

7. Требования к детской литературе в системе дошкольного образования.

8. Сказки и их роль в литературном образовании детей.

9. Народная сказка и миф в литературном образовании дошкольников.

10. Сказки Пушкина в литературном образовании детей.

11. Основные тенденции развития детской литературы.

12. Поэзия Некрасова и ее роль в литературном образовании детей.

13. Татарская детская литература и ее роль в воспитании у детей культуры чтения.

14. Татарская детская литература и методика ее использования в детском саду.

15. Основные тенденции в развитии детской литературы 2-й половине XIX века.

16. «Новая» детская литература 20-30-х  гг. XX в

17. Детская литература второй половины XX века. «Золотой» век русской детской поэзии.

18. Пересказ литературного произведения и его роль в воспитании у детей литературного вкуса.

19. Зарубежная детская литература в дошкольном образовании детей.

20. Зарубежная детская литература и методика ее использования в детском саду.

21 Отечественная литература для детей

22. Возникновение детской литературы и ее развитие в XVII – XVIII  веках.

23. Сказки Пушкина как притчи о мире и человеке.

24. Основные тенденции в развитии детской литературы 2-й половине XIX века.

25. Возникновение детской литературы.

26. Русская литература XIX века.

27. Пейзажная лирика поэтов XIX века

28. Произведения К.Д. Ушинского  и Л.Н. Толстого для детей.

29. Литература конца XIX – начала XX веков.

30 Основные тенденции  развития детской литературы в XX веке.  

31 Литературная сказка XX века.  

32 Юмористические произведения для  детей.

33 Поэзия XX века.  

34 Этапы развития зарубежной детской литературы.

35 Фольклор народов мира.

36 Литературная сказка в творчестве зарубежных писателей.

37. Система понятий в учебной дисциплине Литературное образование дошкольников

38. Отбор художественных произведений и книг для чтения дошкольников

39. Методы и формы работы с родителями по приобщению к книге

40.Приемы работы по приобщению детей к чтению

Практические задания

№1

1. Подготовьте беседу с детьми старшего дошкольного возраста по предложенному литературному произведению (на выбор) С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Два жадных медвежонка», «заяц-хвастун», Н.Носов «Заплатка», М.Горький «Воробьишко», В. Бианки «Лесные домишки».

№2

1. Проведите мини-исследование с детьми старшего дошкольного возраста:

А) Прочитайте рассказ (сказку), побеседуйте с детьми 2-3 с целью выявления особенностей восприятия и понимания ими литературных произведений:

О чем этот рассказ (сказка)

Какое место тебе понравилось больше всего?

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Почему?

Кто тебе больше всех понравился?

Почему?

Почему он (герой) так поступил

Б) через несколько дней предложите детям пересказать этот рассказ (сказку) чтобы понять, что ребенок выделяет как наиболее существенное. Обобщите полученные результаты, сделайте выводы.

Какая особенность восприятия литературного произведения не свойственна детям младшего дошкольного возраста?

а) они чаще всего не понимают мотивы поступков героев;

б) для них характерна зависимость понимания текста от личного опыта;

в) хорошо осознают события, которых не было в их лич¬ном опыте;

г) у них отношение к героям эмоционально окрашено;

д) могут устанавливать легко осознаваемые связи, когда события следуют друг за другом.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Творческие задания

Разработать методическое обеспечение чтения сказки детям младшего дошкольного возраста.

Разработать методическое обеспечение чтения сказки детям старшего дошкольного возраста.

Разработать методическое обеспечение чтения стихотворения детям младшего дошкольного возраста.

Разработать методическое обеспечение чтения стихотворения детям среднего дошкольного возраста

Разработать методическое обеспечение чтения басни детям старшего дошкольного возраста.

Разработать методическое обеспечение чтения рассказа детям среднего дошкольного возраста.

Разработать методическое обеспечение чтения рассказа детям старшего дошкольного возраста.

Разработать методическое сопровождение детского чтения в семье.

Разработать диагностику литературного развития детей разных возрастных групп или проанализировать имеющиеся диагностические материалы.

Тематика рефератов

1. Особенности формирования читателя в дошкольном возрасте.

2. Создание детской домашней библиотеки включает:

3. Программы литературного образования дошкольников.

4. Виды игровых занятий по литературному образованию дошкольников.

5. Основные формы работы с детьми по сюжетам детских сказок.

6. Функции детской литературы в системе дошкольного образования.

7. Требования к детской литературе в системе дошкольного образования.

8. Сказки и их роль в литературном образовании детей.

9. Народная сказка и миф в литературном образовании дошкольников.

10. Сказки Пушкина в литературном образовании детей.

11. Основные тенденции развития детской литературы.

12. Поэзия Некрасова и ее роль в литературном образовании детей.

13. Татарская детская литература и ее роль в воспитании у детей культуры чтения.

14. Татарская детская литература и методика ее использования в детском саду.

15. Основные тенденции в развитии детской литературы 2-й половине XIX века.

16. «Новая» детская литература 20-30-х  гг. XX в

17. Детская литература второй половины XX века. «Золотой» век русской детской поэзии.

18. Пересказ литературного произведения и его роль в воспитании у детей литературного вкуса.

19. Зарубежная детская литература в дошкольном образовании детей.

20. Зарубежная детская литература и методика ее использования в детском саду.

21 Отечественная литература для детей

22. Возникновение детской литературы и ее развитие в XVII – XVIII  веках.

23. Сказки Пушкина как притчи о мире и человеке.

24. Основные тенденции в развитии детской литературы 2-й половине XIX века.

25. Возникновение детской литературы.

26. Русская литература XIX века.

27. Пейзажная лирика поэтов XIX века

28. Произведения К.Д. Ушинского  и Л.Н. Толстого для детей.

29. Литература конца XIX – начала XX веков.

30 Основные тенденции  развития детской литературы в XX веке.  

31 Литературная сказка XX века.  

32 Юмористические произведения для  детей.

33 Поэзия XX века.  

34 Этапы развития зарубежной детской литературы.

35 Фольклор народов мира.

36 Литературная сказка в творчестве зарубежных писателей.

37. Система понятий в учебной дисциплине Литературное образование дошкольников

38. Отбор художественных произведений и книг для чтения дошкольников

39. Методы и формы работы с родителями по приобщению к книге

40.Приемы работы по приобщению детей к чтению

 
стр. 13
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Н. В. Микляева 
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 450 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12763-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498837: учебник и практикум для вузов
Юрайт, 2023
 
Л1.2
Тихеева, Е. И.
Тихеева, Е. И.  Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 161 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11401-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495899 
Москва: Издательство Юрайт, 2023
 
Л1.3
Ворошнина, Л. В.
Ворошнина, Л. В.  Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практическое пособие для вузов / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 217 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06209-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492986
Юрайт, 2022
 
Л1.4
Ворошнина, Л. В. 
Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы : практическое пособие для вузов / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 302 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06211-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493953
Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Толмачева, В.М.
Зарубежная литература XX века в 2 т. Т. 2. Вторая половина XX века - начало XXI века : учебник для  бакалавриата / В. М. Толмачев [и др.] ; под редакцией В. М. Толмачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. — (Бакалавр.). — ISBN 978-5-534-08191-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433096
Москва: Юрайт, 2019
 
Л2.2
Белинский В.Г.
Белинский, В. Г.  О детской литературе и детском чтении / В. Г. Белинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 199 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09224-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475114: О детской литературе и детском чтении 
Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Книги–друзья: Список детской литературы по возрастам URL: https://ss69100.livejournal.com/2595674.html
 
Э2
Вебинары для воспитателей детских садов URL: https://www.vospitatelru.ru/besplatnye-vebinary-dlya-vospitatelej-dou-s-sertifikatom
 
Э3
Учебно-методический портал URL: https://www.uchmet.ru/events/7966/vebinary-po-doshkolnomu-obrazovaniyu/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 14
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-312 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную 

 
стр. 15
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 16
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.