(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова И.М.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э3 Э4 Э6
Вопросы к зачету.
1. «Окружающий мир» в современной начальной школе. Как представлен «Окружающий мир» в ФГОС и Примерных программах?
2. Урок «Окружающего мира». Проанализируйте разработку одного из уроков «Окружающего мира». Соответствует ли содержание урока требованиям ФГОС? Что бы вы изменили в содержании урока исходя из ФГОС?
3. Деятельностный метод при изучении «Окружающего мира». Покажите на примере одной из разработок урока
4. Проанализируйте формулировку целей (задач) в готовой разработке урока. Ответьте на вопросы: выделено ли в качестве отдельных целей (задач) формирование УУД? удобны ли обозначенные цели (задачи) для последующей проверки достигнутых результатов? Предложите свой вариант формулирования целей урока.
5. Обучение школьников принятию и определению учебной цели. Проанализируйте разработку урока: отражен ли в ней момент целепологания. Если «да» то в какой форме? Предложите свой вариант.
6. Обучение школьников умению планировать учебные действия. Проанализируйте разработку урока: отражен ли в ней момент планирования? Если «да» то в какой форме? Предложите свой вариант использования приема планирования применительно к данному уроку.
7. Обучение школьников умению оценивать результаты своей деятельности. Проанализируйте разработку урока. Как в нем отражен момент оценивания результатов работы школьников? Предложите свой вариант оценки полученных результатов применительно к данному уроку.
8. Способы организации «деятельностного» урока. Проанализируйте разработку урока: отражает ли структура урока реализацию деятельностного метода? Предложите свой вариант структуры урока.
9. В чем особенность реализации деятельностного метода (подхода) при изучении «Окружающего мира» в системе Эльконина-Давыдова? Проиллюстрируйте ответ примером.
10. Игровая деятельность на уроках «Окружающего мира». Проанализируйте разработку урока: вводилась ли игровая деятельность в содержание урока? Если «да», то с какой целью? Использовался ли занимательный материал? Какой?
11. Приобщение школьников к постановке опытов.
Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Ответьте на вопросы: в каком качестве представлены опыты в учебнике: в качестве задания, которое предлагается выполнить детям или в качестве иллюстрации к тексту учебника; какие опыты показались вам наиболее интересными, почему?
12. Приобщение школьников к экспериментированию. Покажите возможности школьного курса «Окружающий мир» в приобщении детей к экспериментированию. Какое место в эксперименте занимает опыт?
13. Приобщение школьников к предметному моделированию. Покажите, как используется глобус и настольная лампа при изучении смены времени суток и сезонов года.
14. Обучение школьников знаково-символическому моделированию. Объясните, как используются знаки, символы, знаково-символические модели при изучении «Окружающего мира» в системе Эльконина-Давыдова, в других образовательных программах.
15. Обучение школьников действиям сравнения и классификации. Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Ответьте на вопросы: какие задания на сравнение и классификацию приводятся в учебнике. Попытайтесь их упорядочить.
16. Развитие навыков выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Какие связи предлагается там рассматривать: парные, цепочки, сети, временные или пространственные, эмпирические или причинно-следственные? Приведите пример графического отображения связей.
17. Освоение школьниками исторического подхода и методов истории. Проанализируйте содержание исторических тем одного из учебников «Окружающего мира». Предполагается ли в них ознакомление школьников с методами истории? Если «да», то каким образом?
18.Приведите примеры реализации географического, экологического, краеведческого подходов при изучении окружающего мира.
19. Овладение школьниками методом наблюдений. Как можно организовать систематические наблюдения за сезонными изменениями в окружающем мире в структуре учебно-исследовательской деятельности?
20. Экскурсии при изучении окружающего мира. Перечислите и проанализируйте с точки зрения возможностей для экскурсионного изучения окружающего мира объекты своей местности.
Вопросы и задания к экзамену
1. «Окружающий мир» в современной начальной школе. Как представлен «Окружающий мир» в ФГОС и Примерных программах?
2. Урок «Окружающего мира». Проанализируйте разработку одного из уроков «Окружающего мира». Соответствует ли содержание урока требованиям ФГОС? Что бы вы изменили в содержании урока исходя из ФГОС?
3. Деятельностный метод при изучении «Окружающего мира». Покажите на примере одной из разработок урока соотношение «деятельностного» и традиционных методов обучения.
4. Проанализируйте формулировку целей (задач) в готовой разработке урока. Ответьте на вопросы: выделено ли в качестве отдельных целей (задач) формирование УУД? удобны ли обозначенные цели (задачи) для последующей проверки достигнутых результатов? Предложите свой вариант формулирования целей урока.
5. Обучение школьников принятию и определению учебной цели. Проанализируйте разработку урока: отражен ли в ней момент целепологания. Если «да» то в какой форме? Предложите свой вариант.
6. Обучение школьников умению планировать учебные действия. Проанализируйте разработку урока: отражен ли в ней момент планирования? Если «да» то в какой форме? Предложите свой вариант использования приема планирования применительно к данному уроку.
7. Обучение школьников умению оценивать результаты своей деятельности. Проанализируйте разработку урока. Как в нем отражен момент оценивания результатов работы школьников? Предложите свой вариант оценки полученных результатов применительно к данному уроку.
8. Способы организации «деятельностного» урока. Проанализируйте разработку урока: отражает ли структура урока реализацию деятельностного метода? Предложите свой вариант структуры урока.
9. В чем особенность реализации деятельностного метода (подхода) при изучении «Окружающего мира» в системе Эльконина-Давыдова? Проиллюстрируйте ответ примером.
11. Приобщение школьников к постановке опытов.
Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Ответьте на вопросы: в каком качестве представлены опыты в учебнике: в качестве задания, которое предлагается выполнить детям или в качестве иллюстрации к тексту учебника; какие опыты показались вам наиболее интересными, почему?
12. Приобщение школьников к экспериментированию. Покажите возможности школьного курса «Окружающий мир» в приобщении детей к экспериментированию. Какое место в эксперименте занимает опыт?
13. Приобщение школьников к предметному моделированию. Покажите, как используется глобус и настольная лампа при изучении смены времени суток и сезонов года.
14. Обучение школьников знаково-символическому моделированию. Объясните, как используются знаки, символы, знаково-символические модели при изучении «Окружающего мира» в системе Эльконина-Давыдова, в других образовательных программах.
15. Обучение школьников действиям сравнения и классификации. Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Ответьте на вопросы: какие задания на сравнение и классификацию приводятся в учебнике. Попытайтесь их упорядочить.
16. Развитие навыков выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Какие связи предлагается там рассматривать: парные, цепочки, сети, временные или пространственные, эмпирические или причинно-следственные? Приведите пример графического отображения связей.
17. Освоение школьниками исторического подхода и методов истории. Проанализируйте содержание исторических тем одного из учебников «Окружающего мира». Предполагается ли в них ознакомление школьников с методами истории? Если «да», то каким образом?
18.Приведите примеры реализации географического, экологического, краеведческого подходов при изучении окружающего мира.
19. Овладение школьниками методом наблюдений. Как можно организовать систематические наблюдения за сезонными изменениями в окружающем мире в структуре учебно-исследовательской деятельности?
20. Экскурсии при изучении окружающего мира. Перечислите и проанализируйте с точки зрения возможностей для экскурсионного изучения окружающего мира объекты своей местности.
21. Особенности учебного проектирования в начальной школе. Примеры учебных проектов, связанных с «Окружающим миром».
22. Внеурочная деятельность. Виды внеурочной деятельности. Проанализируйте Примерную программу внеурочной деятельности (приложение к стандарту). Какие направления внеурочной деятельности можно считать «внеурочным продолжением» «Окружающего мира»?
23. Учебно-исследовательская деятельность на пришкольном учебно-опытном участке. Приведите пример организации эксперимента по изучению влияния экологических факторов на рост и развитие сельскохозяйственных растений.
24. Классный уголок «Мир вокруг нас». Приведите пример организации эксперимента по изучению влияния экологических факторов на рост и развитие комнатных растений.
25. Формирование целостной картины мира. Охарактеризуйте основные направления работы учителя по формированию у младших школьников целостной картины мира.
26. Интеграция содержания образования как средство формирования целостной картины Мира. Проанализируйте содержание программы (учебника) одного из курсов «Окружающего мира» с целью выявления приемов, способствующих интеграции в сознании школьников обществоведческой и естествоведческой составляющих Мира
27. Экологическое образование в процессе изучения «Окружающего мира». Проанализируйте содержание примерной программы «Окружающего мира» (приложение к Стандарту) с целью выявления в их содержании экологической составляющей.
28. Возможности курса «Окружающий мир» в экологическом образовании младших школьников. С использованием учебника приведите примеры введения экологической составляющей в содержание различных тем «Окружающего мира».
29. Покажите возможности формирование установки на здоровый образ жизни при изучении темы «Организм человека» (с использованием учебника «Окружающий мир»).
30. Формирование правил безопасного поведения в природной среде. Выделите наиболее актуальные вопросы данной темы применительно к условиям вашей местности.
31. Формирование правил безопасного поведения на дорогах. Выделите наиболее актуальные вопросы применительно к вашему населенному пункту.
32. Воспитание патриотизма и уважительного отношения к другим народам Земли. Проанализируйте содержание школьного учебника «Окружающий мир». Выделите темы, направленные на формирование названных компетенций.
33. Формирование нравственных и экологических отношений. Покажите возможности курса «Окружающий мир» в формировании названных отношений (с использованием программ и школьных учебников).
34. Формирование эстетических отношений. Покажите возможности курса «Окружающий мир» в формировании названных отношений (с использованием программ и школьных учебников).
35. Особенности современной системы оценивания образовательных достижений школьников при изучении «Окружающего мира»: что оценивается, кем оценивается, как оценивается (уровненный подход к оценке, соотнесение с планируемыми достижениями, оценка индивидуального прогресса).
36. Характеристика диагностических материалов по «Окружающему миру». Приведите примеры компетентностно-ориентированных заданий закрытого и открытого типа.
37. Подготовка учителя к уроку. Составление проекта урока. Проанализируйте одну из готовых разработок урока на соответствие урока ФГОС.
38. Составление рабочей программы курса «Окружающий мир». Какие изменения и дополнения необходимо внести в авторскую программу при составлении собственной рабочей программы? (На примере одной из авторских рабочих
39. Исследовательская работа в области методики изучения «Окружающего мира». Какие темы в области методики «Окружающего мира» вы считаете наиболее актуальными? Как можно организовать исследование по одной из названных тем?
40. Какую из авторских программ «Окружающего мира» вы выбрали бы для своей профессиональной деятельности? Ответ обоснуйте.
Практические задания
Проанализируйте одну из готовых (взятых из «поурочников») разработок уроков.Отражен ли в них момент целепологания? Если «да», то в какой форме?
Разработайте свой вариант целепологания применительно к данному уроку. Обсудите и оцените полученные результаты. Вариант диагности умения учителя (студента) определять цели урока и привлекать к этому школьников (3-4 классы) приводится в разд. 7.5.
Проанализируйте одну из разработок уроков. Отражен ли в них момент работы по плану или обучение школьников планировать свои действия? Если «до», то в какой форме?
Разработайте свой вариант использования приема планирования применительно к данному уроку. Обсудите и оцените полученные результаты. Вариант диагностики приводится в разд. 7.5.
Проанализируйте одну из готовых разработок уроков. Как отражен в них момент оценивания результатов работы школьников?
Разработайте свой вариант оценки применительно к анализируемой разработке. Обсудите и оцените полученные результаты. (Вариант диагностики умений учителя привлекать школьников к процедуре оценивания приводится в разд. 7.5.)
А) Проанализируйте на предмет отражения деятельностного метода одну из разработок уроков (разработки можно взять из соответствующих методических пособий или из Интернета).
Б). Возьмите за основу разработку урока с традиционной структурой и перестройте ее в соответствии с технологией «деятельностного» урока с применением информационно-коммуникативных технологий.
1. Способы реализации деятельностного метода при изучении окружающего мира
2. Формирование и развитие познавательных УУД на уроках «Окружающего мира»
3. Формирование и развитие регулятивных УУД на уроках «Окружающего мира»
4. Формирование и развитие экологических отношений в процессе изучения окружающего мира
5. Формирование и развитие нравственных отношений в процессе изучения окружающего мира
6. Формирование и развитие эстетических отношений в процессе изучения окружающего мира
7. Современные подходы к оцениванию достигнутых результатов по естествознанию и обществознанию
8. Специфика реализации ФГОС при изучении окружающего мира в УМК «Перспектива» («Школа 2100», «Школа России», развивающих систем Занкова, Эльконина-Давыдова …)
9. Реализация межпредметных связей при изучении курса «Окружающий мир»
10. Возможности использования опыта дореволюционных методистов (А.Я. Герд, Л.С. Севрук и др.) в современном начальном естествознании
11.. Формирование и развитие биологических понятий в курсе “Окружающий мир”
12. Формирование и развитие географических понятий в курсе “Окружающий мир”
13. Формирование и развитие экологических понятий в курсе “Окружающий мир”
14. Формирование и развитие обществоведческих (исторических) понятий в курсе “Окружающий мир”
15. Проблемные методы при изучении окружающего мира
16. Методы и приемы стимулирования познавательного интереса в процессе изучения окружающего мира
17. Методика проведения экскурсий
18. Организация наблюдений за объектами и явлениями окружающего мира
19. Краеведение и краеведческий принцип при изучении “Окружающего мира”
20. Преемственность изучения окружающего мира между ДОУ и начальной школой
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к экзамену
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим эта¬пом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы жела¬тельно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.