2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_3D-моделирование и дизайн пространственной среды_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
3D-моделирование и дизайн пространственной среды
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
84
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Лабораторные
12
12
12
12
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
84
84
84
84
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
старший преподаватель, Б.В. Киселев;доц., Валиева Р.З. _________________
 
 
3D-моделирование и дизайн пространственной среды
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой А.Р. Вазиева 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоение дисциплины является
1.2
формирование способности собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
формирование знаний средств и методов изучения особенности формализации требований пользователей заказчика;
1.5
формирование умений  изучения  методы сбора детальной информации для формализации требований пользователей заказчика;
1.6
формирование навыков практического применения детальной информации для формализации требований пользователей заказчика.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информационные системы в дизайне рекламы
2.1.2
Курсовая работа по дисциплине "Разработка фирменного стиля"
2.1.3
Курсовая работа по модулю 8
2.1.4
Разработка фирменного стиля
2.1.5
Типографика, шрифты и визуальные коммуникации
2.1.6
Цветоведение и колористика
2.1.7
Основы композиции (пропедевтика)
2.1.8
Основы теории и методы дизайна
2.1.9
Технологии дизайн-проектирования
2.1.10
Основы изобразительной грамоты
2.1.11
Пакеты векторной графики
2.1.12
Пакеты растровой графики
2.1.13
Проектирование и администрирование баз данных
2.1.14
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.15
2.1.16
2.1.17
2.1.18
2.1.19
2.1.20
Информационное обеспечение дизайн-проектирования
2.1.21
Информационные системы в дизайне пространственной среды
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-6: способностью собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика
 
Знать:
 
перечень основных графических 3-D редакторов, применяемых в дизайн-проектировании
 
основной инструментарий проектного моделирования в графических 3-D редакторах
 
принципы переноса проектной идеи в цифровую среду
 
 
Уметь:
 
пользоваться основными графическими 3-D редакторами в области дизайн-проектирования
 
использовать возможности готовых 3-D аналогов не нарушая авторские права
 
визуализировать проектную идею с помощью 3-D технологий
 
 
Владеть:
 
визуализировать проектную идею с помощью 3-D технологий
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
навыками редактирования и построения 3-D объектов
 
методикой оптимального использования инструментов моделирования при работе с графическими 3-D 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
технические и программные средства построения трехмерных графических изображений, их характеристики и параметры;
3.1.2
основы построения графических изображений;
3.1.3
основные принципы и приемы работы в программах компьютерной графики: 3D Studio Max, Adobe Photoshop, Corel Draw,
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выбрать одну или несколько графических программ для построения двух- и трехмерных изображений;
3.2.2
оценить возможности использования графических программ различного класса при заданном составе аппаратного обеспечения;
3.2.3
уверенно работать с каждой из перечисленных выше графических программ на уровне пользователя
3.2.4
работать с одной из этих программ на уровне квалифицированного пользователя.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
использования графических средств, построения изображений и их использования для подготовки печатных документов и Веб-страниц;
3.3.2
преобразования (импорта - экспорта) графических файлов из одного формата в другой;
3.3.3
установки программных средств компьютерной графики в операционной системе Windows, Linux;
3.3.4
практической работы с современными программными средствами компьютерной графики.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 3D-моделирование и дизайн пространственной среды 

 
1.1
Этапы обработки объемного изображения в Blender, моделирование, текстурирование, установка освещения, установка камеры, рендеринг. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-6
5
0
 
1.2
Построение абстрактной трехмерной сцены  в программе Blender. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ПК-6
5
0
 
1.3
Изучение интерфейса программы Blender. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-6
5
0
 
1.4
Параметрическое моделирование стандартных примитивов в программе Blender. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-6
5
0
 
1.5
Способы перемещения объектов в трехмерной компьютерной среде. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-6
5
0
 
1.6
Масштабирование трехмерных объектов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-6
5
0
 
1.7
Полигонаольное построение сетки объекта. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-6
5
0
 
1.8
Создание сцены интерьера при помощи стандартных примитивов в программе Blender. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-6
5
0
 
1.9
Изучение постановки источников освещения в сцене интерьера.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-6
5
0
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
1.10
Примине6ние модификатов "bend", "twist", FFD в Blender. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-6
5
0
 
1.11
Примине6ние модификатов "smooth", "lattice", taper Blender. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-6
5
0
 
1.12
Добавление источника света в предметную среду(направленный, рассеяный, регулировка насыщенности, цвета, работа с тенями). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-6
5
0
 
1.13
Приминение стандартных камер, фокусное расстояние, визуализация выбранных объектов, формат кадра в трехмерной среде. Ландшафт. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-6
5
0
 
 
Раздел 2. Способы в №D моделировании

 
2.1
Изучение способов применения источников освещения в виртуальной среде(направленный, рассеяный, регулировка насыщенности, цвета, работа с тенями). /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-6
5
0
 
2.2
Использование плагинов Corona, Vray. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-6
5
0
 
2.3
Рендеринг. Визуализация объекта в пространственную среду (улица, дом). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-6
5
0
 
2.4
Добавление в сцену атмосферных эффектов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-6
5
0
 
2.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-6
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачёту:

1.Что означает понятие воспроизводства предметной среды? Укажите место и роль дизайн-проектирования в процессе воспроизводства предметной среды.

2.Компьютерная графика. Оборудование.

3.Дизайн как метод использования в среде .

4.Отрасли современного дизайна

5.Основы построения композиции

6.Принцип золотого сечения.

7.Композиция в наружной рекламе

8.Методы создания изображения  векторной графики.

9 Понятия о растровой графике.

10.Принцип работы D графических программ

11.Импорт и экспорт файлов. Взаимодействие между векторной и растровой графикой.

12.Принцип работы цветовых моделей RGB, CMYK

13.Принцип золотого сечение в композиции

14.Принцип построения сайта интернет магазина

15.Логотип. Основной принцип построения. Определение.

16 Фирменный стиль. Определение. Пример.

17 Что называется графическими редакторами и какие графические редакторы вам известны? Для чего они предназначены?

18.Какие графические форматы вам известны?

19.Какие устройства обработки, хранения и передачи информации вам известны?

20.Типы анимации.

21.Принципы анимации.

22.Траектории движения.

23.Анимация свободной формы.

24.Анимация с использованием внешних управляющих структур.

25.Анимация характеристик поверхности.

 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
26.Анимация камеры.

27.Анимация света.

28.Деформаторы кожи.

29.Сочленения и степени свободы.

30.Прямая и обратная кинематика.

31.Технологии захвата движения в реальном времени.

32.Ротоскопирование.

33.Методы захвата движения.

34.Анимация по каналам.

35.Динамика движения. Физические свойства объектов.

36 Типы сил.

37.Столкновения и их обнаружение.

38.Процедурная анимация. Системы частиц.

39.Целевая анимация.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы проектных работ

1.Типы источников света.

2.Основные элементы источников света.

3.Процесс визуализации света.

4.Методы затенения поверхностей.

5.Шейдеры поверхностей.

6.Отражательная способность поверхности.

7.Текстуры поверхностей и их виды.

8.Методы наложения текстур поверхностей.

9.Этапы процесса рендеринга.

10.Методы рендеринга.

11.Типы камер с точки зрения композиции и постановки.

12.Зрительная пирамида.

13.Виды съемки.

14.Углы расположения камеры.

15.Движения камеры.

16.Понятие кадрирования. Методы кадрирования.

17.Композитинг и сопряжение изображений.

18.Традиционные методы композитинга.

19.Композитинг с использованием масок и операторов.

20.Композитинг без испоьзования масок.

21.Монтаж и последовательности изображений.

22.Понятия визуального ритма и темпа.

23.Переходы между фрагментами.

24.Точечный свет

25.Спот

26.Бесконечно удаленный свет

27.Зональный свет

28.Линейный свет

29.Рассеянный свет

30.Основные элементы источника света:

31.Положение и ориентация

32.Цвет и интенсивность

33.Ослабление и затухание конуса

34.Угол раствора конуса

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Селезнев В. А. 
Компьютерная графика : учебник и практикум для  бакалавриата / В. А. Селезнев, С. А. Дмитроченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07393-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/436481
Москва Юрайт, 2019, 2019
 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Аббасов, И. Б.
Аббасов, И. Б. Основы трехмерного моделирования в 3DS MAX 2018 [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. Б. Аббасов. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Издательство Профобразование, 2019. — 186 c. — ISBN 978-5-4488-0041-2. — URL: http://www.iprbookshop.ru/64050.html   — URL: для авторизир. пользователей: учебное пособие
Саратов : Профобразование, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Говорова, С. В.
Говорова, С. В. Инженерная и компьютерная графика [Электронный ресурс] : лабораторный практикум / С. В. Говорова, И. А. Калмыков. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь : Издательство Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 165 c. — ISBN 2227-8397. —URL: http://www.iprbookshop.ru/69382.html : лабораторный практикум
Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университе, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Архитектура, строительство, дизайн  http://www.archjournal.ru
 
Э2
Ландшафтные решения www.zs-z.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. URL:http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.  URL:https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
CorelDRAW Graphics Suite 2019 Education License (Windows) (5-50): Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Академическая версия Rhino 5 для Windows (30 мест):Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.3
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
RAD Studio Architect Concurrent AcademicEdition 1 Year Term License:Государственный контракт  № 10 от 29.09.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Creative Cloud for enterprise All Apps Multiple Platforms Multi European Languages Level 2 (10 - 49) Shared Device Education License Lab and Classroom Renewal: Государственный контракт №8 от 29.09.21, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-414 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность:специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия. 
 
7.2
2-403 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия. 
 
7.3
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждым обучающимся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог  работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.  

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося . В процессе самостоятельной работы обучающейся обучается  профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и 

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся , исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.