(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э3 Э5 Э6
Э5 Э6
Э3 Э5 Э6
Э3 Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э5 Э6
Э3 Э5 Э6
Э3 Э5 Э6
Э3 Э5 Э6
Э1 Э2 Э5 Э6
Э5 Э6
Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э5 Э6
Э2 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э2 Э5 Э6
Э1 Э2 Э5 Э6
Вопросы и задания к зачету:
1.Специфические особенности форм дизайнерской деятельности.
2.Влияние выбора средств проектирования на ход проектирования, на характер и формы будущего объекта, на степень его проработки, методы предъявления.
3.Дизайн –как специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно –пространственной среды.
4.Виды декорирования интерьеров.
5.Визуальные средства коммуникации.
6.Основные средства графического изображения в формировании предметно –пространственной среды.
7.Роль монументально –декоративного искусства в общекультурном процессе.
8.Традиционные и современные монументально –декоративные средства в организации пространственной композиции.
9.Основы художественного языка монументально –декоративного искусства.
10.Стилизация в дизайне.
11.Анализ выразительных средств организации пространств.
12.Анализ предметно –пространственной среды в различных видах дизайна.
13.Пространственная графика -как особая форма суперграфики.
14.Роль шрифтовых и абстрактно –декоративных композиций, суперграфики, арт –дизайна, декоративной организации пространственных структур.
15.Специфика применения визуальных коммуникаций и декоративных решений в интерьере и экстерьере.
16.Средовые системы различного ранга и степени сложности.
17.Функционально –образное единство средовых объектов и систем.
18.Мобильные средовые объекты.
19.Типы классификации средовых объектов.
20.Интерьер как внутреннее архитектурное пространство (размеры, формы, конструкции, декор внутреннего пространства).
21.Выражение через интерьер эстетических, социальных, профессиональных и других сторон эпохи.
22.Интерьер как среда обитания человека.
23.Правила использования инструментов и материалов в творческой работе.
24.Многовариативные композиционные решения творческой работе.
25.Художественная обработка материала (в зависимости от поставленной задачи).
26.Процесс декорирования –как завершающий этап работы над творческой композицией.
Примерный перечень заданий к зачету (с оценкой):
1. С помощью прилагаемого плана жилища в масштабе М=1:100 создайте эскизный проект интерьера прихожей. Считайте, что в этом доме живет молодая пара, и прихожую следует обставлять, исходя из её требований. Проанализируйте, где лучше всего обустроить места для хранения вещей. Высота потолков - 3 м, высота дверей - 2,1 м. Постройте в масштабе М=1:50 развёртки всех четырёх стен прихожей. Нариуйте в цвете предметы мебели и источники освещения.
2.Рассмотрите изображение интерьера на иллюстрации и подумайте, как и какими способами можно изменить данный интерьер, чтобы впечатление от пространства стало иным. Нарисовать от руки небольшой эскиз и описать его.
3.На примерном плане жилища обозначена кухня площадью 9 кв.м. с дверью и окном. Обставьте эту кухню с учётом проживания молодой семьи и вышеперечисленных требований. Постройте план обстановки и укажите, какие и где находятся предметы мебели и втроенной техники. Постройте три вида на стены (развёртки). построения выполняйте в мастабе М=1:20 (1м=5 см).
4.Построение изометрической проекции кухни и основных предметов мебели по предварительному эскизу.
5. На примерном плане жилища, найдите комнату площадью 11,5 кв.м. оборудуйте как детскую для двух мальчиков 3 лет и
6. Разработать и выполнить фрагменты эскизного проекта обустройства спальни для молодой супружеской пары. При выполнении интерьера спальни и развёртки одной из стен (М=1:50) используйте разные графические техники. Предусмотрите в проекте только основные предметы мебели.
7. Выполните копию цветного изображения несложного интерьера на планшете при помощи акварельной отмывки и последующей доработкой штриховкой и растушёвкой.
8. Проектирование интерьера. Выберете самостоятельно вариант планировки квартиры, а затем в масштабе М=1:50 выполните чертёж плана и развёртки стен с изображёнными на них мебелью, оборудованием, светильниками. Элементы должны взаимодействовать между собой не только функционально, но и композиционно. Изображение выполняется в цвете, с передачей фактурных особенностей материалов отделки поверхностей.
9. Выполните произвольный фрагмент интерьера в технике эскизной графики (перспектива и материал графического исполнения необходимо выбрать самостоятельно).
10. Составьте спецификацию на отделку поверхностей, освещение, основные предметы мебели и оборуование квартиры, планировку которой разрабатывали ранее.
11. Выполните цветной вид (развёртку) одной из стен вашей комнаты с оконными проёмами в М=1:25. Подберите такой вид затеняющего устройства, который является наиболее оптимальным с точки зрения пользования, так и с точки зрения соответствия стил. вашего интерьера. Изобразите средствами проектной графики фрагмент этого затемняющего устройства с передачей как конструктивных, так и цветофактурных особенностей.
12. Проанализируйте существующую планировку вашего жилища и решите, где наиболее целесообразно оборудовать рабочее место. Характер рабочего места выберите сами, исходя из того, каким основным видом деятельности либо хобби вы занимаетесь в домашних условиях (например, макетирование дизайнерских объектов, изобразительная деятельность, моделирование одежды, проектная графика. разведение кактусов и т.д.). Спроектируйте своё рабочее место, подберите к нему соответствующую мебель, оборудование и освещение.Указать масштаб, характер рабочего места, основные размеры и спецификацию.
13. Планировочное решение интереьра в масштабе М=1:50 в соответствии с планом помещения и его описанием. Внести в таблицу мебель и основные предметы декора интерьера и других элементов, с указанием технических данных и размеров. Выполнить план этого интерьера в цвете с фактурой, цветом и формой. Выполнить развёртку двух стен комнаты и одной стены в санузле.
Примерные темы рефератов:
1. Архитектура и материальная культура Древнего Египта.
2. Архитектура и материальная культура Древней Греции.
3. Архитектура и материальная культура Древнего Рима.
4. Архитектура и мебель раннего средневековья (Романская эпоха). Формирование романского стиля.
5. Готическая архитектура. Мебельное искусство и дома.
6. Архитектура и мебельное искусство Европейского Возрождения.
7. Архитектура и мебельное искусство Венгерского Возрождения.
8. история перспективного изображения.
9. Архитектура, мебельное искусство и принципы создания интерьеров эпохи барокко.
10 История применения цвета в дизайне интерьера жилых и общественных помещений.
11. Отличитеьные черты стиля рококо, характерная мебель и принципы создания интерьеров.
12. Классицизм: архитектура, мебель, дизайн интерьера жилищ.
13. Характерные особенности стилей ампир и видермайер, мебельное искусство и дизайн жилища.
14. Историзм и эклектизм в искусстве и архитектуре XIX века.
15. Влияние промышленной революции 18-19 вв. на материальную культуру, фирменный стиль мебели Тоне: история создания и пластические особенности.
16. Художественные устремления, архитектура, мебель и интерьеры на стыке 19-20 вв. Стиль модерн.
17. Стиль "Арт-деко" и его основные признаки в дизайне мебели и интерьеров.
18. Признаки и стили художественного направления модернизм в архитектуре и дизайне мебели первой половины 20 века.
19. Баухауз дизайнерская школа нового типа.
20. Стили и тенденции развития материальной культуры на примерах дизайна мебели.
Примерный перечень заданий:
1. Изложение проектной концепции квартиры площадью 20 кв.м. для молодой пары.
2.Изложение проектной концепции квртиры площадью 40 кв.м. для молодой семейной пары.
3. Изложение проектной концепции малогабаритной квартиры в чердачном этаже площадью 48 кв. м.
4.Изложение проектной концепции в мансарде площадью 50 кв. м для молодой семейной пары.
5.Изложение проектной концепции панельной квартиры площадью 60 кв.м. для молодой пары.
6.Изложение проектной концепции дачного домика с участком и пристройкой на площади 60 кв.м. для молодой семейной пары.
7.Изложение проектной концепции квартиры площадью 70 кв.м. для молодой семейной пары.
8.Описание по иллюстрациям интерьеров различных стилей (расположение элементов и деталей в порядке их важности с точки проявления стиля).
В учебном процессе дисциплины «Декорирование интерьера» используются методы обучения, которые представляют собой систему правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой, с преподавателем, с компьютером, с учебной литературой, при котором происходит освоение нового опыта, получение новых знаний и предоставляется возможность для самореализации личности учащихся.
Применяются:
а) неимитационные (практические занятия)
б) имитационные методы обучения -иммитационно-моделирующие игры (разработка методических или технологических решений).
Практические занятия строятся на практическом освоении студентами научно-теоретических основ деятельности в дизайне. Цель которых состоит в инструментализации знаний, превращение их в средство для решения учебно-исследовательских задач.
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.
Методические указания к лекциям:
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Требования к содержанию рефератов:
- материал, использованный в реферате, должен относится строго к выбранной теме;
- необходимо изложить основные аспекты проблемы не только грамотно,но и в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической,событийной и др.)
- при изложении следует сгруппировать идеи разных авторов по общноститочек зрения или по научным школам;
- реферат должен заканчиваться подведением итогов проведенной исследовательской работы: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения по рассматриваемому вопросу.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ роцедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.