2022-2023_b09_03_03 ПИвД 222_ 122_ 022_ 922 гр__plx_Основы композиции (пропедевтика)_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы композиции (пропедевтика)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
 
экзамен 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
34
34
34
34
Лабораторные
34
34
34
34
Итого ауд.
68
68
68
68
Кoнтактная рабoта
68
68
68
68
Сам. работа
76
76
76
76
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
PhD, К.п.н., доцент, Большакова С.В.;PhD, старш.преп. , Батаева Л.А. _________________
 
 
Основы композиции (пропедевтика)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - углубление уровня освоения компетенций  обучающихся в области основ композиции  как способа организации визуальной информации для применения   в профессиональной деятельности в сфере дизайн-проектирования.
1.2
Задачиосвоениядисциплины:
1.3
развитькомпозиционноемышлениеобучающихся;
1.4
ознакомить с композицией как способом организации визуальной информации;
1.5
изучить терминологию композиции ее основные законы и правила;
1.6
научить формулировать композиционную задачу дизайн-проекта;
1.7
научить обучающихся выполнять грамотный композиционный анализ дизайн-объектов;
1.8
обучить алгоритму композиционно-графических действий по созданию образа объектов дизайна.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Пакеты векторной графики
2.2.2
Типографика, шрифты и визуальные коммуникации
2.2.3
Цветоведение и колористика
2.2.4
Технологии дизайн-проектирования пользовательского интерфейса
2.2.5
Цифровая иллюстрация
2.2.6
Информационное обеспечение дизайн-проектирования
2.2.7
Программирование на PHP
2.2.8
Разработка фирменного стиля
2.2.9
Web-дизайн
2.2.10
Разработка web-приложений
2.2.11
Информационные системы в дизайне рекламы
2.2.12
Компьютерное моделирование
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Инфографика визуальных данных
2.2.15
Программные средства создания мультимедиа приложений
2.2.16
Проектная графика и реклама
2.2.17
Производственная преддипломная практика
2.2.18
Разработка программных приложений
2.2.19
Технологии трехмерного моделирования анимации
2.2.20
Дизайн сайта
2.2.21
3D-моделирование и дизайн пространственной среды
2.2.22
Программные средства создания анимационных приложений
2.2.23
Технологии компьютерной визуализации информации
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен создавать объекты графики и графического дизайна интерфейса
 
ПК-2.1: Знать способы и технологии разработки объектов графики и графического дизайна интерфейса
 
ПК-2.2: Уметь создавать объекты графики и графического дизайна интерфейса с использованием информационных технологий
 
ПК-2.3: Владеет навыками проектирования элементов графического дизайна интерфейса в соответствии с потребностями заказчика
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
термины и понятия композиции как информационно-творческой системы;
3.1.2
основные закономерности композиционной разработки проектно-дизайнерской информации;
 
стр. 4
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
3.1.3
композиционные способы представления информации заказчику.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить композиционный анализ информации, согласно требованиям заказчика;
3.2.2
самостоятельно осваивать современные композиционные средства обработки информации;
3.2.3
выполнять формализацию и реализацию проектных задач заказчика композиционными средствами;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками средств описания и композиционного анализа требований пользователей заказчика;
3.3.2
навыками проведения предпроектного обследования предметной области дизайна средствами композиции;
3.3.3
навыками  композиционного разбора  проектной информации для формализации требований пользователей заказчика.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основныезаконыкомпозиции

 
1.1
Задачи дисциплины. Понятие: "пропедевтика в дизайне". Основные закономерности композиционной структуры изображения. 1. Закон целостности 2. Закон контрастов 3. Закон подчинённости всех средств композиции идейному замыслу 4. Закон новизны 5. Закон жизненности или 6. Закон типизации воздействия рамы на композицию  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
1.2
Выполнение формальных композиций: -контраст и нюанс;  -закон типизации  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
1.3
Композиционный центр: моноцентрическая и полицентрическая композиция. Анализкомпозиции /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
1.4
Упражнения на явление целостности, отсутствие целостности, доминанты. Абстрактная композиция из геометрических фигур /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
 
Раздел 2. Типы композиции

 
2.1
1. Замкнутая композиция  2. Открытая композиция   3. Ассиметричная композиция       4.Статичная композиция   5. Динамичнаякомпозиция  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
2.2
Выполнение различных типов композиций:        открытых и закрытых; статичных и динамичных; симметричных и асимметричных /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
2.3
Этно-дизайн. Выполнить симметричную орнаментальную композицию и ассиметричный узор, на основе нциональных мотвов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
 
Раздел 3. Приёмы и средства композиции

 
стр. 5
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
3.1
1. Точечная композиция   2. Линейно- ленточная композиция  3.Плоскостная композиция 4. Объёмнаякомпозиция 5. Глубинно-пространственнаякомпозиция  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
3.2
Выполнение различных форм композиции в упражнениях: точечная; линейно-ленточная; плоскостная; объёмная и глубинно- пространственная /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
3.3
Уравновешенная, линейная композиция из трех-четырех простых геометрических фигур /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
3.4
Принципы группировки и подобия в создании композиции дизайн-объектов. Цветкаксмысловойэлемент в композициидизайн-объекта /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
3.5
Цвет как средство композиции в дизайне (символические, сигнальные, эмоциональные свойства цвета) в объектах дизайна  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
3.6
Цвет как средство композиции в дизайне (символические, сигнальные, эмоциональные свойства цвета) в объектах дизайна  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
3.7
Компбинаторика - универсальный композиционный метод в дизайне. Комбинация форм, комбинация цвета, комбинация фактуры /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
3.8
Комбинаторика как композициооный метод разработки образа дизайн- объекта /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
3.9
Комбинаторика. Упражнения на организацию плоскости подобными элементами: Из трёх основных геометрических фигур создать серию графических знаков. Возможен аппликативный метод /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
 
Раздел 4. Композиция в различных видах изобразительного искусства и дизайна. Предпроектное исследование. Бриф. Композиционная разработка дизайна объекта.

 
4.1
Прикладные задачи в создании композиции. Предпроектное исследование. Бриф.

2.Общие и частные законы композиции применительно к сфере дизайна: графического, средового.

Композиция на плоскости - графический дизайн.

3.Композиция в дизайне интерьера.

4.Особенности композиции в промышленном дизайне.

5.Декоративная функция композиции . Стилизация

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
стр. 6
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
4.2
Выполнить композицию дизайна интерьера, используя перспективу /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
4.3
Провести анализ аналогов. Выполнить композицию дизайна интерьера, используя перспективу /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
4.4
Особенности шрифтовых композиций. Обзор истории развития шрифта. Образность шрифта. Элементы буквы  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
4.5
Упражнения с различными видами шритфовых гарнитур /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
4.6
Выполнить в графике шрифтовую композицию как элемент средового или интерьерного дизайна /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
4.7
Выполнить модульную композицию для решения интерьера /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
4.8
Изучить примеры использования композиционного принция модульности в оформлении интерьера /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
4.9
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

36
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.       

Контрольные вопросы к экзамену

1. Композиция как учебный предмет в подготовке дизайнера.

2. Композиция в графическом дизайне.

3. Линейная композиция.

4. Пятно в композиции.

5. Точка в композиции.

6. Группировка как принцип составления композиции.

7. Виды композиционных контрастов.

8. Ритм в дизайн-композиции.

9. Движение в изобразительной композиции.

10. Движение в цветовой композиции.

11. Фрагментарная композиция.

12. Симметрия и асимметрия в композиции.

13. Средства композиции: ракурс, пропорции, фактура.

14. Применение средств пропедевтики в дизайн-проектировании.

15. Композиционный анализ проектных аналогов в разных отраслях дизайна (по выбору).

16. Композиционная схема – основа структуры дизайн-объекта.

17. Модульная сетка как композиционный принцип в дизайне.

18. Синтез изображения и шрифта в графической композиции.

19.Плоскостная и объемно-пространственная композиция в дизайне.

20. Ведущие зарубежные и отечественные школы дизайна (по выбору).

 
стр. 7
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
21.Композиционная комбинаторика: принципы организации изображения.

22.Композиционная комбинаторика: примеры в разных отраслях дизайна.

23.Дизайн-проектирование на основе модульного принципа.

24.Способы трансформации изображения в дизайне.

25.Стилизация изображения в дизайне: основные принципы.

26.Прикладные задачи образного решения в композиции.

27.Виды прикладной графики в дизайне.

28.Декоративные приемы в композиции и графике в дизайне.

29.Этностиль в дизайне.

30.Экостиль в дизайне.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.     

Темы рефератов

1. Определение дизайна. Виды и направления в дизайне.

2. Основные виды композиции.

3. Графические средства выражения художественного образа.

4. Средства гармонизации художественной формы.

5. Цельность композиции.

6. Виды ритмов (статика и динамика).

7. Виды симметрии и асимметрии.

8. Закон контраста.

9. Основные виды композиционных структур

10. Цвет, как средство гармонизации и выражения художественного образа

11. Фронтальная плоскостная композиция

12. Пространственная композиция

13. Объемно-пространственная композиция

14. Школа БАУХАУС

15. Школа пропедевтики и ВХУТЕМАСа

16. Организация сложной композиционной структуры с использованием различныхсредств гармонизации.

17. Графические иллюзии.

18.Композиционный центр и его виды.

19.Композиционные средства выразительности.

20.Пространственная композиция и ее признаки.

21.Синтез изображения и шрифта в графической композиции

22.Плоскостная и объемно-пространственная композиция в дизайне.

23.Ассоциативная композиция в дизайне.

24.Прием оверлеппинга в дизайн-композиции.

25.Монтажная композиция в дизайне.

26.Композиционная схема – основа структуры дизайн-объекта.

27. Виды композиционных схем в дизайн-эскизировании.

28.Фактура как средство выразительности в дизайне.

29.Пятно как принцип организации в композиции произведения и дизайн-объекта

30.Принципы коллажа в дизайне.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильина, Т. В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов : 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429148
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Бадян, В. Е.
Основы композиции [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / В. Е. Бадян, В. И. Денисенко. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, Трикста, 2017. — 225 c. — 978-5-8291-2506-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60032.html: учебное пособие для вузов
М. : Академический Проект, Трикста, 2017
 
стр. 8
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Погосская, Ю. В. 
Композиция. учебно-методическое пособие: / Ю. В. Погосская. —— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. — 35 c. — 2227-8397. Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks» [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/77569.html.
Набережные Челны:Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Средства композиции.: [сайт]. – URL:  http://www.coposic.ru/sredstva-kompozitsii– Текст: электронный
 
Э2
Сущность творчества  : [сайт]. – URL: http://www.coposic.ru/suschnost-tvorchestva/– Текст: электронный
 
Э3
Конструкция и композиция   : [сайт]. – URL: http://m.slovari.yandex.ua/article.xml?book– Текст: электронный
 
Э4
Основные законы композиции: [сайт]. – URL:   http://www.coposic.ru/osnovnye-zakony/. – Текст: электронный
 
Э5
Правила композиции: [сайт]. – URL:   http://www.coposic.ru/pravila/– Текст: электронный
 
Э6
Средства композиции: [сайт]. – URL:  http://www.coposic.ru/sredstva-kompozitsii/– Текст: электронный
 
Э7
Композиция в интерьере: [сайт]. – URL:  http://www.coposic.ru/stankovaya-kartina/interer/– Текст: электронный
 
Э8
Определение композиции и ее свойства: [сайт]. – URL:   http://www.kodiz.ru/abcompos/compozbs.html– Текст: электронный
 
Э9
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
Э10
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э11
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-312 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины начинается с ознакомления обучающегося с содержанием рабочей программы дисциплины (РПД). РПД в электронном и бумажном видах представлена в библиотеке вуза.Рекомендуем обратить особое внимание на ожидаемые результаты, приведенные в перечне знаний и умений, которые обучающийся  должен приобрести в ходе изучения данного предмета, на содержание вопросов к  текущему контролю знаний.

Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающемуся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

Лабораторные занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам изобразительно-композиционной деятельности под руководством педагога.

Целью лабораторных занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Аудиторные занятия отводятся упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к свойствам, средствам, правилам, приемам и закономерностям композиции как особому способу организации информации. При этом особо подчеркивается, что все средства построения художественного произведения, закономерности и приемы выражения композиционного центра, ритма, равновесия, статики и динамики, тона, цвета, колорита не являются самоцелью, а служат наиболее яркому выражению содержания произведения; установкам на разработку эскизов композиций практических заданий (раскрытие целей, задач и содержания практических заданий).

Студенты овладевают необходимым умением анализа композиционной структуры произведений искусства и дизайн-объектов. Беседы в процессе теоретического разбора композиционных проблем произведения служат основой углубления теоретических знаний и способствуют анализу текущих практических заданий с объяснением ошибок и причин их появления.

Выработка практических навыков в работе над формальной композицией состоит в выполнении последовательных, методически выстроенных этапов:

- формулирование идеи (замысла), разработка темы специфическими средствами дизайна;

- поиск формального (схематического), пластического, цветового и решения

- разработкакомпозиционноговариантазадания.

- выполнение итоговой работы раскрывает умение обучающихся воплощать композицию различными выразительными средствами.

При подготовке к лабораторным занятиям желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: подбор студентом литературы из списка рекомендованной; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана лабораторной работы из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, информационные порталы и др.); создание набора наглядных пособий.

Для более точного понимания материала лабораторных занятий рекомендуется перед каждым из занятий повторить соответствующую тему лекции. Подводя итоги лабораторной работы можно использовать следующие критерии 

 
стр. 10
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
(показатели) оценки ответов и выполнения практических заданий: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце лабораторной работы рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков и исправления ошибок в выполнении заданий.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к лабораторным занятиям; написание докладов; выполнение контрольных работ.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы лабораторных занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора источников литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основноевремяонимогутуделитьуглубленномуизучению

отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить  примерами. Ответ должен быть построен логично. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.Экзамен может проводиться письменно в виде теста.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь. Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать 

 
стр. 11
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Методические указания для лиц с ОВЗ.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.