2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Производственная педагогическая практика_Русский язык и Литература
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Производственная педагогическая  практика
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Русской и татарской филологии
Учебный план
b44.03.05 РЯиЛ 232.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Русский язык и Литература

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Производственная
Тип практики
педагогическая практика
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
3
Продолжительность в часах/неделях
108/2 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Семестр (<Курс>.<Семестр на курсе>)

7(4.1)

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
3
3
3
3
Контактная работа
3
3
3
3
Сам. работа
105
105
105
105
Итого
108
108
108
108
 
Рабочую программу составил(и):
 
к.филол.н. доц. Потанина Александра Виктровна _________________
 
 
Производственная педагогическая  практика
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна 

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Цель производственной педагогической практики – научить обучающихся применять полученные дисциплинарные, психолого-педагогические и методические знания в практической деятельности учителя русского языка и литературы; использовать возможности производственной практики для приобретения профессиональных умений и опыта практической деятельности.
Задачами производственной педагогической практики, в соответствии с трудовыми функциями определенными профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н, являются:
-способствовать формированию у обучающихся навыков коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
-развивать способность обучающихся к самоорганизации, потребность в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании;
-способствовать формированию навыков осуществления обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей;
-формировать у обучающихся готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования;
-развивать у будущих учителей способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;
-способствовать овладению основами профессиональной этики и речевой культуры;
-способствовать формированию навыков решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения
 
 
 
УК-3.2: Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями
 
 
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.3: Осуществляет коммуникацию в цифровой среде для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия
 
 
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
 
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
 
 
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
 
 
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
 
 
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
 
 
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
 
 
 
ОПК-7.2: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
 
 
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
-правовые нормы достижения поставленной цели в сфере реализации проекта;

-основы деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);

-особенности использования ИКТ-технологий для поиска необходимой информации при решении стандартных коммуникативных задач;

-межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;

-средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности;

-природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность;  

-условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи;

-основы профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

-основные компоненты основных и дополнительных образовательных программ;

-цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;

-приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

-формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

-образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки;

-диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;

-психофизиологические, возрастные, познавательные особенности обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями;

-методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;

-принципы работы современных информационных технологий при решении задач профессиональной деятельности.

Уметь:
-определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта;

-осуществлять поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;

-выбирать коммуникативные стратегии и тактики при ведении деловых переговоров;

-выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей;

-использовать средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности;

-оценивать и анализировать риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов;

 
-проектировать  безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества;

-демонстрировать приемы оказания первой помощи;

-организовывать образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;

-разрабатывать программы отдельных учебных предметов, в том числе программы дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки);

-определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;

-применять различные приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

-применять формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

-осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;

-осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями;

-осуществлять урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки;

-использовать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности.

Владеть:
-навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументации их выбора;

-навыком  поиска необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;

-навыком выбора коммуникативных стратегий и тактик при ведении деловых переговоров;

-навыком взаимодействия с учетом национальных и социокультурных особенностей;

-навыком использования средств и методов физической культуры, необходимых для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности;

-навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды;

-навыками оказания первой помощи;

-навыком выстраивания образовательного процесса в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;

-навыком разработки программы развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ;

-навыком разработки планируемых результатов обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки);

-навыком определения и формулировки целей и задач учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;

-навыком применения различных приемов мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

-навыком применения форм, методов, приемов и средств организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

-навыком применения различных диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;

-опытом выявления трудностей в обучении и корректировки путей достижения образовательных результатов;

-методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний;

-навыком применения современных информационных технологий для решения задач профессиональной деятельности.

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.О
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Ациклические виды спорта
1
 
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2
 
Основы вожатской деятельности
3
 
Производственная педагогическая вожатская практика
4
 
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
5
 
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
6
 
Педагогика
7
 
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
8
 
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
9
 
Учебная технологическая практика
10
 
Безопасность жизнедеятельности
11
 
Психология
12
 
Психология воспитательных практик
13
 
Учебная технологическая практика
14
 
Учебная читательская практика
15
 
Иностранный язык 
16
 
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
17
 
Философия  
18
 
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
19
 
Детская литература
20
 
История (история России, всеобщая история)
21
 
Учебная практика по русскому языку и литературе
22
 
Основы медицинских знаний
23
 
Русский язык и культура речи
24
 
Физическая культура и спорт
25
 
Финансово-экономический практикум
26
 
Фольклор
27
 
Циклические виды спорта
28
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
1
 
Курсовая работа по русскому языку
2
 
Производственная педагогическая практика
3
 
Стилистика
4
 
Учебная практика по риторике
5
 
Курсовая работа по литературе
6
 
Организация внеурочной деятельности по литературе
7
 
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
8
 
Производственная педагогическая практика
9
 
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
10
 
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
11
 
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
12
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
13
 
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
14
 
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
15
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
16
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Семестр
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Подготовительный
 
1.1
Получение индивидуального задания на практику. Знакомство с содержанием РП по данному типу практики, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной  практики на промежуточной аттестации.

Знакомство с администрацией, внутренним распорядком учреждения, с оснащением кабинетов русского языка и литературы, с имеющейся учебной и другой профессионально-ориентированной литературой, библиотекой. Распределение обучающихся по классам, закрепление за учителями русского языка и литературы и классными руководителями. /Ср/

7
4
ОПК-8.1,ОПК-8.2,УК-3.1,УК-3.2,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-4.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8
 
1.2
Организация и проведение установочной конференции. Ознакомление с содержанием РП по данному типу практики, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации. Проведение инструктажа по правилам противопожарной безопасности и охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. /РукПр/
7
0,5
ОПК-8.1,ОПК-8.2,УК-3.1,УК-3.2,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-4.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8
0,5
 
Раздел 2. Ознакомительный
 
2.1
Знакомство с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Знакомство с оснащением кабинетов русского языка и литературы, с имеющейся учебной и другой профессионально-ориентированной литературой, библиотекой. /Ср/
7
4
ОПК-8.1,ОПК-8.2,УК-3.1,УК-3.2,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-4.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8
 
2.2
Распределение обучающихся по классам, закрепление за учителями русского языка и литературы и классными руководителями. /РукПр/
7
0,5
ОПК-8.1,ОПК-8.2,УК-3.1,УК-3.2,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-4.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э2,Э3,Э4,Э6,Э7,Э8
0,5
 
Раздел 3. Основной
 
3.1
Наблюдение и анализ уроков русского языка и литературы в прикрепленном классе;

изучение методической и научно-методической литературы;

разработка плана зачетных учебных занятий;  выполнение заданий.

Разработка следующих материалов:

- 8 конспектов просмотренных  уроков по русскому языку и литературе;

- анализ 8 просмотренных уроков по русскому языку и литературе;

-технологические карты 4 зачетных  уроков;

-самоанализы 4 зачетных  уроков;

-конспект /сценарий внеурочного мероприятия внеурочного мероприятия;

-самоанализ внеурочного мероприятия;

-доклад по теме «Метапредметные образовательные результаты как требование ФГОС»;

-психолого-педагогический портрет одного ученика

/Ср/

7
89
ОПК-8.1,ОПК-8.2,УК-3.1,УК-3.2,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-4.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8
 
3.2
Проверка технологических карт зачетных уроков и сценария внеурочного мероприятия. Посещение зачетных уроков и внеурочного мероприятия. Проверка анализов уроков и внеурочного мероприятия. Консультации по выполнению иных  работ, предусмотренных индивидуальным заданием. /РукПр/
7
1
ОПК-8.1,ОПК-8.2,УК-3.1,УК-3.2,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-4.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8
1
 
Раздел 4. Аналитический
 
4.1
Обобщение материалов практики. Подготовка отчета по итогам практики документации. /Ср/
7
4
ОПК-8.1,ОПК-8.2,УК-3.1,УК-3.2,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-4.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8
 
4.2
Обобщение материалов практики. /РукПр/
7
0,5
ОПК-8.1,ОПК-8.2,УК-3.1,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-4.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э2,Э3,Э4,Э6,Э7,Э8
0,5
 
Раздел 5. Заключительный
 
5.1
Обобщение материалов практики. Подготовка отчета по итогам практики. Участие в итоговой конференции.Защита отчета по практике. Сдача отчетной документации по  практике.  /Ср/
7
4
ОПК-8.1,ОПК-8.2,УК-3.1,УК-3.2,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-4.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8
 
5.2
Организация и проведение итоговой конференции. Проверка отчетной документации. /РукПр/
7
0,5
ОПК-8.1,ОПК-8.2,УК-3.1,УК-3.2,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-4.3
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л3.1
промежуточная аттестация
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8
0,5
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики– это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.

Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:

1. Титульный лист.

2. Рабочий график (план) проведения практики.

3. Индивидуальное задание обучающегося.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.

4. Результаты выполненного индивидуального задания:

4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.

4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
Фонд оценочных средств представлен отдельным документом в приложениии.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Подготовительный
ОПК-8.1, ОПК-8.2, УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-4.3
Получение индивидуального задания на практику. Знакомство с содержанием РП по данному типу практики, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной  практики на промежуточной аттестации.

Знакомство с администрацией, внутренним распорядком учреждения, с оснащением кабинетов русского языка и литературы, с имеющейся учебной и другой профессионально-ориентированной литературой, библиотекой. Распределение обучающихся по классам, закрепление за учителями русского языка и литературы и классными руководителями.

Организация и проведение установочной конференции. Ознакомление с содержанием РП по данному типу практики, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации. Проведение инструктажа по правилам противопожарной безопасности и охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
2
Ознакомительный
ОПК-8.1, ОПК-8.2, УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-4.3
Знакомство с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Знакомство с оснащением кабинетов русского языка и литературы, с имеющейся учебной и другой профессионально-ориентированной литературой, библиотекой.

Распределение обучающихся по классам, закрепление за учителями русского языка и литературы и классными руководителями.

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
3
Основной
ОПК-8.1, ОПК-8.2, УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-4.3
Наблюдение и анализ уроков русского языка и литературы в прикрепленном классе;

изучение методической и научно-методической литературы;

разработка плана зачетных учебных занятий;  выполнение заданий.

Разработка следующих материалов:

- 8 конспектов просмотренных  уроков по русскому языку и литературе;

- анализ 8 просмотренных уроков по русскому языку и литературе;

-технологические карты 4 зачетных  уроков;

-самоанализы 4 зачетных  уроков;

-конспект /сценарий внеурочного мероприятия внеурочного мероприятия;

-самоанализ внеурочного мероприятия;

-доклад по теме «Метапредметные образовательные результаты как требование ФГОС»;

-психолого-педагогический портрет одного ученика

Проверка технологических карт зачетных уроков и сценария внеурочного мероприятия. Посещение зачетных уроков и внеурочного мероприятия. Проверка анализов уроков и внеурочного мероприятия. Консультации по выполнению иных  работ, предусмотренных индивидуальным заданием.

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
4
Аналитический
ОПК-8.1, ОПК-8.2, УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-4.3
Обобщение материалов практики. Подготовка отчета по итогам практики документации.

Обобщение материалов практики.

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
5
Заключительный
ОПК-8.1, ОПК-8.2, УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-4.3
Обобщение материалов практики. Подготовка отчета по итогам практики. Участие в итоговой конференции.Защита отчета по практике. Сдача отчетной документации по  практике.

Организация и проведение итоговой конференции. Проверка отчетной документации.

текущий контроль успеваемости   

промежуточная аттестация

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Дроздова, О. Е.   Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение:учебник и практикум для вузов / О. Е. Дроздова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12611-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448021. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 
Л1.1
 
Ланин, Б. А.  Методика преподавания литературы :учебная хрестоматия : учебное пособие / Б. А. Ланин. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 339 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-05383-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/409404. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 
Л1.2
 
Суртаева, Н. Н.   Педагогические технологии :учебное пособие для вузов / Н. Н. Суртаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10405-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456296. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 
Л1.3
 
 
Дополнительная литература
 
Ашанина, Е. Н.  [и др.] ; под редакцией  Ашаниной, Е. Н.,  Ежова, С. П. Современные образовательные технологии  [Электронный ресурс]:: учебное пособие для вузов / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454163 . - Москва : Издательство Юрайт, 2020. -  – Режим доступа: Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454163  
Л2.1
 
под общей редакцией Л. Л. Рыбцовой Современные образовательные технологии :учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. Л. Рыбцова [и др.] ; под общей редакцией Л. Л. Рыбцовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 92 с. – (Университеты России). – ISBN 978-5-534-05581-8. –Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/441628 . - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 
Л2.2
 
 
Методические разработки
 
составитель А. В. Потанина  Методические указания по прохождению производственной практики [Электронный ресурс] :направление подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование" (с двумя профилями подготовки) профили подготовки "Русский язык" и "Литература" : учебно-методическое пособие / составитель А. В. Потанина .— Набережные Челны : НГПУ, 2020 .— 51 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/МУ по прохождению производ практики_44.03.05 Пед образование_профили Русский язык и Литература_УМП_сост А.В. Потанина_2020_932.pdf>. - Набережные Челны : "НГПУ", 2020. - 
Л3.1
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Всероссийский педагогический портал
Э1
 
Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт
Э2
 
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования
Э3
 
Российское образование: федер. образоват. портал
Э4
 
Сообщество взаимопомощи учителей
Э5
 
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Э6
 
Электронная гуманитарная библиотека
Э7
 
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Э8
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html

Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  

Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/

Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
1-101, Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
1
 
 
1-228, Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
2
 
 
1-117, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
3
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;

прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

ежедневно вести дневник практики;

соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

содержание отчета и доклада обучающегося;

качество ответов на вопросы;

корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.