2022-2023_ozm44_04_01 РЯиЛ 238_plx_История лингвистических учений_Русский язык и литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История лингвистических учений
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01  Педагогическое образование, направленность (профиль)  Русский язык и литература 
 
экзамен 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
80
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
24
24
24
24
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
80
80
80
80
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
История лингвистических учений
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01  Педагогическое образование, направленность (профиль)  Русский язык и литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся лингвистического кругозора,основанного на знакомстве с историей науки о языке, с различными лингвистическими  школами и направлениями, что позволит обучающимся отбирать языковой материал для достижения образовательных результатов в школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
дать представление об объекте и предмете истории лингвистических учений, их места в кругу лингвистических и нелингвистических дисциплин
1.4
сформировать умение оценивать уровень владения  пройденным материалом  по предмету  с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
1.5
сформировать компетенции по применению полученных знаний в аспекте духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Иностранный язык в профессиональной коммуникации
2.1.2
Информационные технологии в педагогической деятельности
2.1.3
Теория литературы
2.1.4
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Метапредметное обучение
2.2.2
Методика преподавания русского языка как иностранного
2.2.3
Организация проектной и исследовательской деятельности по предметам  Русский язык, Литература
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Русская литература в контексте культур
2.2.6
Теоретические и прикладные аспекты филологического исследования текста
2.2.7
Теория современного русского литературного языка
2.2.8
Технологии представления результатов научно-исследовательской деятельности
2.2.9
Практикум по литературе
2.2.10
Практикум по русскому языку
2.2.11
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.12
Современный литературно-критический процесс
2.2.13
Производственная преддипломная практика
2.2.14
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.15
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.16
Отечественная литература
2.2.17
Функциональная грамматика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1.3: Владеет современными методиками и технологиями организации и проектирования образовательного процесса на различных уровнях филологического образования 
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
стр. 4
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
 
 
УК-5.2: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных народов, основываясь на знании этапов исторического развития общества (включая основные события, деятельность основных исторических деятелей) и культурных традиций мира (включая мировые религии, философские и этические учения), в зависимости от среды взаимодействия и задач образования
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-4.1: Умеет выбирать на государственном и иностранном (-ых) языках коммуникативно приемлемые стили делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-4.2: Умеет использовать информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения различных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-4.4: Умеет коммуникативно и культурно приемлемо вести устные деловые разговоры в процессе профессионального взаимодействия на государственном и иностранном (-ых) языках
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
стр. 5
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.1.2
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности;
3.2.2
3.2.3
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
3.2.4
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.2
основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области науки о языке;
3.3.3
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История языкознания

 
1.1
Языкознание в Древней Индии.

Языкознание в Древней Греции и Риме.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
1.2
История лингвистических учений как учебная дисциплина. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
1.3
Предмет и задачи дисциплины история лингвистических учений. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
1.4
Языкознание Древнего мира. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
1.5
Грамматика Дионисия Фракийского. Синтаксис Аполлония Дискола.

Грамматика Мелетия Смотрицкого 1617 г. Лаврентия Зизания, Лексикон Памвы Берынды.

Возникновение универсальных грамматик в европейской науке ХШ-ХVI вв. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 2. Формирование сравнительно-исторического языкознания.

 
стр. 6
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
2.1
Возникновение сравнительно-исторического языкознания. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
2.2
Философия языка Вильгельма фон Гумбольдта. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
2.3
Возникновение сравнительно-исторического языкознания (конец XVIII – начало XIX в.). /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 3. Основные направления сравнительно-исторического языкознания XIX века.

 
3.1
Натуралистическое направление. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
3.2
Логико-грамматическое направление в языкознании XIX века. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
3.3
Основные направления сравнительно-исторического языкознания XIX века. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
3.4
Психологическое направление в языкознании середины XIX века. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
3.5
Реконструкция индоевропейского праязыка.

Суть синтаксического учения Ф.И. Буслаева.

Суть синтаксического учения А.А. Потебни. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 4. Социология языка, эстетический идеализм, неограмматизм.

 
4.1
Социологическое и эстетическое направления в языкознании  конца XIX – начала XX века. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
4.2
Формирование неограмматического направления. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
4.3
Московская лингвистическая школа. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
4.4
Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
4.5
Социология языка, эстетический идеализм, неограмматизм. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
стр. 7
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
4.6
Школа «слов и вещей» Г. Шухардта.

Проблемы языка и речи, статики и динамики языка в работах И.А.Бодуэн де Куртенэ.Вопросы сравнительно-исторического языкознания в работах Ф.Ф. Фортунатова. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 5. Структурализм – ведущее направление в лингвистике 1920-1960-х гг.

 
5.1
Возникновение структурализма. Европейские структуральные школы. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
5.2
Копенгагенская школа. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
5.3
Американское языкознание 1920-1930-х гг. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
5.4
Дескриптивная лингвистика конца 1930-1950-х гг. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
5.5
Структурализм – ведущее направление в лингвистике 1920-1960-х гг. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
5.6
Проблемы фонологии и морфонологии.

Гипотеза лингвистической относительности Э.Сепира и Б.Уорфа.

Суть генеративной грамматики Н. Хомского. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 6. Лингвистика 1970-х гг. – начала XXI в.

 
6.1
Компаративистика и структурализм на современном этапе развития мирового языкознания. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
6.2
Краткая характеристика некоторых новых направлений в языкознании 1970-2000-х гг. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
6.3
Лингвистика 1970-х гг. – начала XXI в. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
6.4
Теория ностратических языков.

Понятие функционально-семантического поля. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
6.5
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.4 УК-5.2 ПК-1.3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Основные разделы общего языкознания.

2.Общая семиотика и лингвосемиотика. Особенности языковых знаков.

3.Язык как норма, система и речевая деятельность.

 
стр. 8
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
4.Язык как система систем.

5.Уровнеобразующие единицы языка.

6.Единицы языка и единицы речи: алло-эмическая система понятий.

7.Язык и культура.

8. Развитие языка.

9.Взаимодействие языков и языковые контакты.

10.Теории происхождения языка.

11.Понятие «научной парадигмы». Научные парадигмы в языкознании.

12.Лингвистические традиции Древней Индии, Китая.

13.Основные идеи и результаты восточного (греческого) варианта античной языковедческой традиции.

14.Основные идеи и результаты западного (латинского) варианта античной языковедческой традиции.

15.Первые грамматики европейских языков.

16.Языкознание эпохи Возрождения.

17.Грамматика Пор-Рояля.

18.Сравнительно-историческое языкознание в 19 в.

19.Сравнительно-историческое языкознание в 20 в.

20.Младограмматизм.

21.Казанская лингвистическая школа.

22.Московская лингвистическая школа.

23.Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра.

24.Гипотеза лингвистической относительности: от В. Гумбольдта к Б. Уорфу.

25.Структурализм и его течения.

26.Дескриптивизм, его идеи, методы и результаты.

27.Глоссематика.

28.Пражская лингвистическая школа, ее идеи, методы и результаты.

29.Роман Якобсон.

30.Генеративизм.

31.Функционализм конца 20 в.

32.Типологическое языкознание в 19 в.

33.Типологическое языкознание в 20 в.

34.Лингвистическая прагматика.

35.Психолингвистика, основные проблемы и методы.

36.Социолингвистика, основные проблемы и методы.

37.Морфологические типы языков.

38.Синтаксические типы языков.

39.Языки синтетического и аналитического строя.

40.Сравнительно-исторический метод.

43.Дистрибутивный анализ.

44.Трансформационный анализ.

45.Теории коммуникации.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика сообщений

1. Развитие Греко - римского языкознания.  

2.  Языкознание в Древней Индии.

3. Языкознание в Средние века.

4. Грамматика Пор-Рояля (А. Арно и К. Лансло).

5. Грамматики философские и филологические.

6. Языкознание в XIX веке.

7. Сравнительно-историческое языкознание в Европе

8. Логическое и психологическое направления в языкознании.

9. Лингвистические школы XIX - XX веков.

10  Лейпцигская школа.

11. Казанская лингвистическая школа И.А. Бодуэна де Куртенэ.

12. Московские школы Ф.Ф. Фортунова и А.А. Потебни

13. Женевская школа. Лингвистическая теория Ф. де Соссюра.

14. Пражский лингвистический кружок (Пражская школа функциональной лингвистики).

15.  Йельская школа.

16. Копенгагенская школа структурализма (глоссематика).

17. Американский структурализм (дескриптивная лингвистика).

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД

 
стр. 9
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Алпатов, В. М. 
История лингвистических учений: : учебник и практикум для вузов / В. М. Алпатов, С. А. Крылов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 452 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04735-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452259 
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Колесов, В. В.
История русского языкознания в 2 т. Том 1 : : учебник для вузов / В. В. Колесов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 332 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-04302-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437930 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Колесов, В. В.
 История русского языкознания в 2 т. Том 2: : учебник для вузов / В. В. Колесов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 350 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-04303-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438676
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Михалев, А. Б.
Общее языкознание. История языкознания : : конспект-справочник / А. Б. Михалев. — Москва : Прогресс-Традиция, ИНФРА-М, 2004. — 240 c. — ISBN 5-89826-203-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/21518.html 
Москва : Прогресс-Традиция, ИНФРА-М, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2

Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф

 
Э3
Филология и лингвистика – Режим доступа:http://filologia.su/sociolingvistika 
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 10
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-231 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                     Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                 Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, 

 
стр. 11
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

                            Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                       Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, а также в целом сформированности компетенций.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам, без билетов или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 минут.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить 

 
стр. 12
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу необходимо отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

                                               Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.