(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
2. Считаете ли Вы бесспорным признак распостранения литературного языка на всей территории обитания нации? Аргументируйте свою точку зрения.
3. Считаете ли Вы бесспорным признак охвата литературным языков всех слоев общества? Если да, то объясните, на каком языке говорит традиционное крестьянство.
4. Можно ли считать какие-либо признаки литературного языка более существенными (обязательными) или меннее существенными (необязательными)?
5. Варьируются ли признаки литературного языка в зависимости от этапа его развития?
6. Почему начало современного этапа развития русского литературного языка соответсвует времени творчества Пушкина?
7. Сформулируйте основные принципы использования языковых средств в художественном тексте в творчестве Пушкина. Как изменилась роль народно-разговорного речевого пласта в литературном языке?
8. Проанализируйте состав языковых средств одного из стихотворений Пушкина (по Вашему выбору).
9. Какие признаки литературного языка принадлежат и языку естественному? Ккакие признаки литературного языка отличают его от языка естественного?
10. Какие признаки естественного языка характеризуют и литератрный язык?
11. Свойственно ли речи системность? Если да, то как соотносятся понятия языка и речи?
12. Как Вы понимаете свойство историзма литературного языка?
13. Назовите основания, по которым устную литературную речь можно включить в состав литературного языка.
14. Прокомментируйте мысль В.В.Виноградова о литературном языке как системе систем.
15. В чем специфика литературной нормы сравнительно с нормой естественного языка?
16. Что такое национальный язык? Охаректеризуйте соотношения национального и литературного языка.
17. Как вы понимаете термин "культура речи" применительно к нацинальному языку?
18. Назовите языковые образования, состовляющие национальный язык.
19. Охаректеризуйте понятие дифференциации и неоднородности языка применительно к литературному и национальному языку. Почему языковые средства образований, входящих в национальный язык, не соотносительны? Приведите пример несоотносительности, сопоставив жаргонное и диалектное слово.
20. Охаректеризуйте роль московского наречия становлении устной литературной речи.
21. Перечислите пртзнаки литературного языка, отличающие его от других образований национального языка.
22. Представляется ли Вам уместнным термин "социальный диалект" вне признака его территориальности?
23. Как вы понимаете термины "говор", "наречие", "диалект"?
24. В чем вы видете разницу между диалектом и жаргоном?
25. Какие языковые функции свойственны деловой речи? Как они сказываются на ее членении? Приведите Ваш пример современной деловой бумаги. Проанализируйте его.
26. Выберете любой текст из приведенных научных и любой текст из приведенных деловых. Возникают ли затруднения при их сравнении? Какие?
27. Расскажите о своих наблюдениях над современной деловой речью различных жанров.
28. Охаректеризуйте две разновидности деловой речи. Привидите свои наблюдения.
29. Охаректерезуйте факторы вычленения научной и деловой речи. Какие факторы у них общие? Какие различные? Осветите, исходя из этого, вопрос о выборе решения, считать ли эти этапы одной или двумя разновидностями. Приведите возможную аргументацию.
30. Согласны ли Вы с тем, что научной и деловой речи не свойственно эстетическая функция? Обоснуйте ваше мнение материалом. Если Вас не убедило приведенное в параграфе аргументация, опровергните ее.
2. Какое из прочитанных вами произведений современных писателей привлекло Ваше внимание своеобразие привлеченных языковых средств? Охарактеризуйте их обзразно-словесную функцию, обратившись к тексту. Выделите
3. Выберете одну из приведенных в списке литературы работ и изложите ее содержание на семинаре. Выделите спорные вопросы. Пользуясь работами других авторов и вашими соображениями, обсудите их вместе с коллегами по семинару.
4. Проанализируйте стихотворение в прозе И.С.Тургенева "Как хороши, как свежи были розы..." Почему писатель так определил его жанр?
5. Охарактерезуйте лексическую сиситему письменной научной речи.
6. Охаректерезуйте морфологическую, словообразовательную и синтаксическую систему письменной научной речи.
7. Сделайте детальный лексических, словообразовательный и синтаксический разбор трех текстов на выбор.
8. Найдите в любом научном тексте предложно-падежные конструкции средства союзной связи.
9. Возможен ли перевод на общепонятный язык с помощью общелитературных языковых средств следующего заголовка стастьи: Термическая деструкция полисилоксанов, содержащих гетерозвенья в цепи и модифицированных низкомолекулярными добавками. Что поддается переводу и что нет? Какие языковые средства остаются за вычетом непонятного неспециалисту?
10. Проанализируйте отрывок. Выделите разряды языковых средств.
2. Признаки литературного языка.
3. Истоки современного русского литературного языка.
4. Возникновения древнерусского литературного языка.
5. Этапы развития и формирования русского литературного языка.
6. Язык и система.
7. Норма и узус.
8. Теория литературного языка в свете теории языка и речи.
9. Признаки национального языка.
10. Территориальные диалекты.
11. Региональные варианты литературного языка.
12. Структура национального языка.
13. Факторы членения современного русского литературного языка.
14. Историческая обусловленность двух типов существования современного русского литературного языка.
15. Особенности книжно-письменного типа современного русского литературного языка.
16. Научная речь как разновидность современного русского литературного языка.
17. Деловая речь как разновидность современного русского литературного языка.
18. Публицистическая речь как разновидность современного русского литературного языка.
19. Художественная речь как разновидность современного русского литературного языка.
20. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка.
21. Устно-литературная речь как явление литературного языка.
22. Устно-разговорная речь как разновидность современного русского литературного языка.
23. Радио и телевизионная речь как разновидность современного русского лдитературного языка.
24. Устная научная речь как разновидность современного русского литературного языка.
25. Методические вопросы преподавания устной литературной речи.
26. Изменения функционирования современного русского литературного языка в последние годы.
27. Моделирование сиситемы и структуры современного русского литературного языка.
28. Действие факторов членения современного русского литературного языка.
29. Функциональные вариативные ряды языковых средств.
30. Система и структура современного русского литературного языка.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.