2022-2023_b44_03_05 И и ИЯ 182 гр__plx_История древнего мира_История и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История древнего мира
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Иностранный язык
 
экзамен 2 зачет с оценкой 1
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
102
аудиторные занятия
114
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
7 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
252
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
18 5/6
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
30
30
48
48
Практические
36
36
30
30
66
66
Итого ауд.
54
54
60
60
114
114
Кoнтактная рабoта
54
54
60
60
114
114
Сам. работа
54
54
48
48
102
102
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
144
144
252
252
 
 
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р соц. наук, Проф, Дырин С.П. _________________
 
 
История древнего мира
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся системы знаний и представлений о развитии мирового исторического процесса и его закономерностях на этапе древности, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметной области "Всеобщая история" и ориентации на становление личностных характеристик выпускника школы, в том числе духовно-нравственных, через урочную и внеурочную деятельность, необходимых для устойчивой конкурентоспособности на рынке труда в качестве учителя истории.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся взгляд на историю как единый процесс, поле взаимодействия личности, социума, культуры, установить соотношение общего и особенного в развитии цивилизаций;
1.4
сформировать умения рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения;
1.5
сформировать умения находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп;
1.6
осуществить педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний по истории древнего мира;
1.7
осуществить поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
1.8
понимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
1.9
осуществить духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «История древнего мира» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История России XIX века
2.2.2
История средних веков
2.2.3
Источниковедение истории зарубежных стран
2.2.4
Источниковедение истории России
2.2.5
Общая и социальная психология
2.2.6
Производственная практика по воспитательной работе
2.2.7
Возрастная и педагогическая психология
2.2.8
Психолого-педагогический практикум
2.2.9
Учебная архивная  практика
2.2.10
Антропология
2.2.11
История России новейшего времени
2.2.12
Методика обучения предмету "история"
2.2.13
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.14
Новая история стран Европы и Америки
2.2.15
Социология
2.2.16
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.17
Курсовая работа по истории России
2.2.18
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.2.19
Методика обучения предмету "обществознание"
2.2.20
Новейшая  история стран Европы и Америки
2.2.21
Производственная педагогическая практика
2.2.22
Технологии и средства цифрового обучения
2.2.23
Этика и эстетика
2.2.24
Курсовая работа по Всеобщей истории
2.2.25
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.26
Учебная культурно-просветительская  практика
2.2.27
Историография всеобщей истории
 
стр. 4
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
2.2.28
Историография отечественной истории
2.2.29
История (история России, всеобщая история)
2.2.30
История государственности и права тюркских народов
2.2.31
История мировой культуры
2.2.32
История Татарстана
2.2.33
Культурология
2.2.34
Курсовая работа по обществознанию
2.2.35
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.36
Политология
2.2.37
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.38
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.39
Источниковедение истории России
2.2.40
Аналитическое чтение
2.2.41
Историография отечественной истории
2.2.42
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.43
Источниковедение истории зарубежных стран
2.2.44
Производственная практика по воспитательной работе
2.2.45
Учебная архивная  практика
2.2.46
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.47
Производственная педагогическая практика
2.2.48
Учебная музейная  практика
2.2.49
Историография всеобщей истории
2.2.50
Практикум по аудированию
2.2.51
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методику поиска, критического анализа и синтеза информации в области истории древнего мира;
3.1.2
особенности исторического и культурного развития разных стран и цивилизаций в древний период;
3.1.3
методику и технологии приминения знаний в области истории древнего мира в практической деятельности для духовно-нравственного воспитания обуающихся на основе базовых и национальных ценностей;
3.1.4
специальный терминологический и понятийный аппарат истории древнего мира, её место в системе исторической науки.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать методику поиска, критического анализа и синтеза информации в области истории древнего мира;
3.2.2
характеризовать особенности исторического и культурного развития разных стран и цивилизаций в древний период;
 
стр. 5
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
3.2.3
применять методику и технологии приминения знаний в области истории древнего мира в практической деятельности для духовно-нравственного воспитания обуающихся на основе базовых и национальных ценностей;
3.2.4
использовать специальный терминологический и понятийный аппарат в области истории древнего мира.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методикой поиска, критического анализа и синтеза информации в области истории древнего мира;
3.3.2
навыками анализа особенностей исторического и культурного развития разных стран и цивилизаций в древний период;
3.3.3
методикой и технологиями приминения знаний в области истории древнего мира в практической деятельности для духовно-нравственного воспитания обуающихся на основе базовых и национальных ценностей;
3.3.4
навыками использования специального терминологического и понятийного аппарата в области истории древнего мира.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История первобытного общества

 
1.1
История первобытного общества /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
1.2
Родовой строй и его разложение /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
1.3
Первобытная культура /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
 
Раздел 2. Древние государства Востока

 
2.1
История Древнего Востока /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
2.2
Древний Египет /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
2.3
Египетское царство /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
2.4
Культура Древнего Египта /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
2.5
Древнейшие государства Междуречья /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
2.6
Древнее общество Междуречья по сводам законов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
2.7
Культура Древней Месопотамии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
2.8
Хеттское государство /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
2.9
Государства Ближнего Востока в XVIII-VI вв. до н.э. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
2.10
Государства Восточного Средиземноморья /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
2.11
Держава Ахеменидов /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
2.12
Древняя Индия /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
2.13
Культура Древнего Ирана, Средней Азии и Индии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
2.14
История Древнего Китая /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
2.15
Культура Древнего Китая /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
1
0
 
 
Раздел 3. Древняя Греция

 
3.1
Древние государства Эллады /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
3.2
Древняя Спарта и Аттика /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
3.3
Греция накануне персидских войн /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
3.4
Греко-персидские войны /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
3.5
Социально-экономическое и политическое развиие Греции в V-IV вв. до н.э. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
3.6
Культура Древней Греции /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
3.7
Греция и Македонская держава /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
3.8
Держава Александра Македонского /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
3.9
Культура классической Греции /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
 
стр. 7
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
Раздел 4. Древний Рим

 
4.1
Возникновение Римской республики /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
4.2
Экспансия Рима на Италийском полуострове и Средиземноморье /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
4.3
Культура Римской республики /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
4.4
Римская рабовладельческая держава /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
4.5
Социальные движения и реформы в Древнем Риме /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
4.6
Культура Римской империи /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
4.7
Становление Римской империи /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

6
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
4.8
Римская империя и ее падение /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
4.9
Возникновение и рання история христианства /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
4.10
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
ОПК-8.1 УК-1.3 УК-5.1 ОПК-4.1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

1 семестр

Вопросы к зачету (с оценкой):

1)Предмет изучения истории первобытного общества и его значение.

2)Источники изучения первобытной истории.

3)Антропосоциогенез и его комплексный характер.

4)Варианты периодизации древнейшей истории.

5)Возникновение родовой общины и отношений, связанных с ней.

6)Расцвет родового строя

7)Кризис и распад первобытнообщинного строя

8)Первобытная культура

9)Предмет истории Древнего Востока.

10)Географическое положение, природные условия и население Древнего Египта. Источники по истории Древнего Египта

11)Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпохи Раннего и Древнего царств. Характерные черты восточной деспотии.

12)Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Среднего царства.

13)Внешняя политика древнеегипетского государства в эпохи Древнего и Среднего царств.

14)Древний Египет в эпоху гиксосского завоевания.

15)Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Нового царства.

16)Реформы Эхнатона

17)Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Позднего царства

 
стр. 8
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
18)Внешняя политика египетских фараонов в период Нового и Позднего царств.

19)Культура Древнего Египта.

20)Географическое положение, природные условия и население Древнего Междуречья. Периодизация истории Древней Месопотамии.

21)Первые города-государства Шумера.

22)Объединение Двуречья под властью Аккада. Саргон Древний.

23)Шумер и Аккад в период III династии Ура.

24)Древнейшие своды законов Междуречья. Законы Хаммурапи: происхождение, структура, источники.

25)Хеттское государство.

26)Государство Митанни.

27)Ассирийская военная держава.

28)Нововавилонское царство.

29)Государство Урарту.

30)Древняя Финикия и Израильско-Иудейское царство.

31)Держава Ахеменидов.

32)Индская цивилизация. Хараппа и Мохеджо-Даро.

33)Индия в период правления династии Маурьев.

34)Китай в эпохи Шан-Инь и Чжоу.

35)Китай в эпоху Цинь и  Хань.

36)Культура Древнего Китая.

Задание: работа с исторической картой и источником.

2 семестр

Вопросы к экзамену:

1)Древние государства Эллады.

2)Древняя Спарта и Аттика.

3)Реформы Солона.

4)Тирания Писистрата и реформы Клисфена.

5)Греко-персидские войны.

6)Афинский морской и Пелопонесский союзы.

7)Правление Перикла.

8)Афинская конституция при Перикле.

9)Пелопоннесская война.

10)Культура Древней Греции в крито-минойскую, крито-микенскую и архаичную эпохи.

11)Греция и Македонское царство в IV в.

12)Держава Александра Македонского.

13)Эллинистические государства.

14)Культура Греции в эпоху классики.

15)Возникновение Римской республики.

16)Этрусские и самнитские войны. Завоевание Римом Италии.

17)Пунические войны.

18)Римское владычество в Средиземноморье.

19)Культура Римской республики.

20)Римская рабовладельческая держава.

21)Социальные движения в Древнем Риме.

22)Реформы в Древнем Риме.

23)Культура Римской империи

24)Становление Римской империи.

25)Римская империя во второй половине I – начале III вв.

26)Закат и падение Западной Римской империи.

27)Возникновение и ранняя история христианства.

28)Римская армия в императорскую эпоху.

29)Город Помпеи и его обитатели.

30)Культурно-историческое значение римского права.

Задание: работа с исторической картой и источником.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1 семестр

1.Религия древнего Египта.

2.Религиозная реформа Амен-Хотэпа IV - Эхн-Атона.

3.Культура древнего Египта.

4.Религия древних персов.

5.Египет и соседние народы.

6.Пирамиды и их строители.

7.Египетские писцы и их положение в египетском обществе.

8.Религиозные культы и обряды древних египтян.

 
стр. 9
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
9.Фараон и подданные в Древнем Египте.

10.Эхнатон и его реформы.

11.Система власти в Древнем Египте: фараоны и их администрация.

12.Боги Древнего Египта.

13.Власть и общество в эллинистическом Египте.

14.Женщины в обществе эллинистического Египта.

15.Культура и религии древнего Шумера.

16.Экономика и общественные отношения в Вавилонии в эпоху Хаммурапи.

17.Культура и религия древнего Вавилона.

18.Ассирийская мировая держава: аспекты политической и военной истории.

19.Веды - как источник по истории древней Индии эпохи Маурьев.

20.Экономика и общественные отношения эпохи Маурьев в Индии.

21.Религия и культура древней Индии эпохи Маурьев.

22.Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае.

23.Реформы Шан Яна при царе Сяо-Гупе 361-338 гг. до н.э.

24.Внутренняя и внешняя политика Цинь Ши Хуанди 221-210 гг. до н.э.

25.Империя Хань - III-I вв. до н.э.

26.Внутренняя и внешняя политика У-Ди - 140-87 гг. до н.э.

27.Реформы Ван-Мана 8-23 гг. до н.э.

28.Культура Древнего Китая.

29.Луньюй (рассуждение и беседы) - главное сочинение раннего конфуцианства.

30.Философские и исторические идеи трактата Мэн-цзн-Мэн-Кэ.

31.Шицзин (Книга песен) - энциклопедия древней китайской жизни второй четверти I тыс. до н.э.

32.Поэзия Цюй-Юане

33.Поэзия Сун-Юя

34.Исторические записки (Ши-Цзи) Сыма Цяня - как исторической источник.

35.“Ханьская история (Ханьшу) - Бань-Ту - как исторический источник.

2 семестр

1.Гомер Илиада - как исторический источник.

2.Гомер Одиссея - как исторический источник.

3.Гесиод Труды и дни - как исторический источник.

4.Эсхил Орестея - как исторический источник.

5.Софокл Антигона - как исторический источник.

6.Эврипид Ипполит - как исторический источник.

7.Аристофан Женщины в народном собрании.

8.Демосфен Речи - как исторический источник.

9.Исократ - как исторический источник.

10.Геродот - великий историк античности.

11.Фукидид  - великий историк античности.

12.Ксенофонт  - великий историк античности.

13.Плутарх  - великий историк античности.

14.Полибий  - великий историк античности.

15.Тит Ливий  - великий историк античности.

16.Публий Корнелий Тацит - как историк.

17.Светоний “Жизнь двенадцати цезарей” - как исторический источник.

18.Аменхотэп IV - Эхнатон - 1372-1354 гг. до н.э.

19.Рамзесс II 1301-1235 гг. до н.э.

20.Саргон I 2316-2266 гг. до н.э.

21.Хаммурапи 1792-1750 гг. до н.э.

22.Ашшурбанипал 669-626 гг. до н.э.

23.Дарий I 521-486 гг. до н.э.

24.Чандрагунта 317-293 гг. до н.э.

25.Ашока 286-232 гг. до н.э.

26.Шан-Ян 361-338 гг. до н.э.

27.Цинь Ши Хуанди 221-210 гг. до н.э.

28.Ван-Ман 8-23 гг. до н.э.

29.Конфуций 551-479 гг. до н.э.

30.Солон 594 г. до н.э.

31.Эфиальт 462-457 гг. до н.э.

32.Перикл 443-429 гг. до н.э.

33.Александр Македонский 356-323 гг. до н.э.

34.Цицерон 106-30 гг. до н.э.

35.Цезарь 100-44 гг. до н.э.

36.Октавиан 30 г. до н.э. - 14 г. н.э.

37.Траян 98-117 гг.

38.Константин I 306-337 гг.

39.Марк Аврелий 161-180 гг. 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
История Древнего мира: учебник и практикум для бакалавриата / под общей редакцией Т. В. Кудрявцевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 437 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05055-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433718
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Поляк, Г.Б. и др.
Всемирная история: учебник для студентов вузов;/ Поляк Г.Б., Маркова А.Н., Андреева И.А., Айсина Ф.О., Бородина С.Д., Воскресенская Н.О., Квасов А.С., Кривцова Н.С., Мурашова Е.М., Носов В.Е., Носова Г.В., Скворцова Е.М., Топалова Ю.И., Черноскулов В.И. - 3-е издание. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 888с. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71211.html
Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017
 
Л2.2
Панченко, А. Б. 
История Древнего Востока: учебно-методическое пособие в модульной технологии / А. Б. Панченко. — Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2015. — 124 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86988.html 
Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2015
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Несмелова, М.Л.
История Древнего мира: пракческое пособие / М. Л. Несмелова, А. Ю. Несмелов. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 371 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-00035-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437901
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Канал истории. - URL: http://www.historychannel.com
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 11
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-218 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-207 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету (с оценкой).

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего 

 
стр. 13
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.