2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Практикум по декоративно-прикладному искусству_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Практикум по декоративно-прикладному искусству
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 6
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
116
аудиторные занятия
100
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
16 2/6
17 2/6
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
32
32
34
34
34
34
100
100
Итого ауд.
32
32
34
34
34
34
100
100
Кoнтактная рабoта
32
32
34
34
34
34
100
100
Сам. работа
40
40
38
38
38
38
116
116
Итого
72
72
72
72
72
72
216
216
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Валиева Р.З. _________________
 
 
Практикум по декоративно-прикладному искусству
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Р.З. Валиева

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели освоения дисциплины:
1.2
сформировать у обучающихся систему знаний, умений и навыков в области использования средств выразительности декоративных техник и технологий при создании предметов декоративно-прикладного искусства , применения их возможностей в организации образовательной и выставочной среды;  формирование навыков практического применения знаний о декоративных технологиях в профессиональной педагогической деятельности в образовательных учреждениях для решения  задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
углубление знаний обучающихся, развитие их умений, навыков в декоративно-прикладной деятельности;
1.5
обучение использованию приемов декоративных технологий и средств выразительности декоративно-прикладного искусства в профессиональной деятельности педагога в области изобразительного и декоративно прикладного искусства; развитие у обучающихся профессиональных творческих умений;
1.6
овладеть способностью выявления культурных потребностей различных социальных групп;
1.7
ознакомиться с закономерностями и средствами композиции в декоративном искусстве, с основополагающими принципами формообразования предметно-пространственной   среды на современном этапе развития научно- технического прогресса и культуры.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.2
Основы пластической анатомии
2.1.3
Противодействие коррупции
2.1.4
Основы цветоведения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.2
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.3
Технология художественной обработки дерева
2.2.4
Технология художественной обработки материалов
2.2.5
Методика организации внеурочной художественно-творческой деятельности школьника
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Художественная лепка
2.2.8
Батик
2.2.9
Декоративная живопись
2.2.10
Искусство национального костюма
2.2.11
История изобразительного искусства РТ
2.2.12
Художественная роспись
2.2.13
Кожаная мозаика
2.2.14
Основы дизайна
2.2.15
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.16
История изобразительного искусства народов Поволжья
2.2.17
Искусство современного костюма
2.2.18
Художественная обработка стекла
2.2.19
Гобелен
2.2.20
Декорирование интерьера
2.2.21
История дизайна
2.2.22
Искусство скульптуры
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
ПК-13: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп 
 
Знать:
 
основы формирования культурных потребностей различных социальных групп  
 
критерии формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
методику формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
Уметь:
 
анализировать культурные потребности различных социальных групп; 
 
выделить характеристики культурных потребностей различных социальных групп  по заданным критериям
 
составлять направления формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
Владеть:
 
навыками описания культурных потребностей различных социальных групп 
 
навыками анализа преимуществ и недостатков формирования культурных потребностей различных социальных групп  по имеющимся характеристикам
 
навыками разработки программы формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
практические формы реализации произведений декоративно-прикладного искусства (технологию, инструменты и материалы);
3.1.2
закономерности построения декоративной композиции в народном декоративно-прикладном искусстве;
3.1.3
современные тенденции в декоративно-прикладном искусстве (применение различных новых способов декорирования предметов ДПИ, использование интерактивных технологий в изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства);
3.1.4
принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения своего творческого замысла; способы применения элементов декоративно-прикладного искусства на практике;
3.1.5
основные виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства России и Ближнего Зарубежья;
3.1.6
культурные потребности различных социальных групп;
3.1.7
выразительные средства и спектр их применения в различных видах ДПИ;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать теоретические знания о  декоративно-прикладном искусстве в  практической работе, в  курсовых работах и проектах, а также  и  в профессиональной деятельности (умение применять знания на практике, вводить элементы ДПИ в учебное содержание предметов художественного цикла в школе);
3.2.2
использовать знания для дальнейшей разработки оригинальных  авторских проектов (в том числе в итоговой выпускной квалификационной работе) с содержанием декоративно-прикладного искусства;
3.2.3
способствовать формированию у обучающихся школ творческого воображения, образного мышления, воспитанию у них художественно-эстетической культуры и художественного вкуса  средствами декоративного искусства;
3.2.4
решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.3
Владеть:
3.3.1
практическими навыками в различных видах ДПИ, технологических особенностях изделий декоративно-прикладного искусства (профессионального и народного);
3.3.2
навыками в использовании композиционных закономерностей, декоративных возможностей,  художественно-образной целостности формы, стилевой общности; в  национальном декоративно-прикладном искусстве (виды, специфические особенности, область применения, центры народных промыслов в регионе и т.д.), а также о декоративно-прикладном искусстве зарубежных стран.
3.3.3
навыками передачи художественного опыта в образовательном учреждении, способностью выявлять культурные потребности различных социальных групп.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Художественная роспись по дереву в России и в Ближнем Зарубежье

 
1.1
1.Художественная роспись по дереву северных районов России.

2.Народные росписи Прикамья, Приуралья, Урала и Сибири

3.Художественная роспись по дереву центральных районов России.

4.Художественная роспись по дереву стран Ближнего Зарубежья.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.2

Э2 Э3 Э4 Э9

10
ПК-13
4
0
 
 
Раздел 2. Художественная роспись по дереву северных районов России.

 
2.1
Самостоятельное изучение раздела:    1.Росписи Архангельской области

2.Росписи Вологодской области.

3.Карельская роспись

4.С.-Петербургский район (Волховская, петербургская росписи).

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э7 Э8 Э9

10
ПК-13
4
0
 
2.2
Изучение основных элементов северных росписей Архангельского и Вологодского края.Выполнение традиционных элементов графических росписей по отдельным областям северных районов России

1.Росписи Архангельской области (Пермогорская, Ракульская, Борецкая, Мезенская, Пижемская, Пучугская, Шенкурская, Олонецкая (Онежская), Каргопольская и др.)

2. Росписи Вологодской области (Гаютинская, Кичменгская, Шекснинская золочёнка, Вытегорская, Уфтюжская сундучная, Глубоковская, Кирилловская (Белозёрская), Пинежская, Великоустюгская, Грязовецкая, Харовская, Урюпинская и др.)

Л/З № 2. Освоение двухфазного мазка в живописной  манере росписей Русского Севера

1.Карельская (Петрозаводская) роспись

2.Волховская роспись (С.- Петербургский район).

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э3 Э7 Э9

32
ПК-3
4
0
 
2.3
Выполнение эскиза росписи изделия в традициях русского Севера. Роспись изделия. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3 Э9

10
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 3. Народные росписи Прикамья, Приуралья и Урала

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.1
Самостоятельное изучение раздела:  1.Приуральский регион (Обвинская роспись Прикамья Пермской области, Краснокамская роспись игрушек, Вятская роспись Кировской области).

2. Декоративная роспись Урала (Кемеровская,Урало-Сибирская).

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э3 Э7 Э10

10
ПК-13
4
0
 
 
Раздел 4. Росписи по дереву Ближнего Зарубежья

 
4.1
Самостоятельное изучение раздела:  Петриковская и Киевская роспись (Украина). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3 Э7

6
ПК-13
5
0
 
4.2
Изучение выразительных возможнотей Петриковской и Киевской росписи. Выполнение основных элементов росписи. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3 Э7

8
ПК-13 ПК-3
5
0
 
4.3
Выполнение эскиза композиции украинской росписи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3 Э6 Э7

6
ПК-13
5
0
 
4.4
Выполнение росписи на изделии (на выбор:                                 1. Подготовка к росписи  (грунотовка)   2. Роспись                              3. Финишное покрытие /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

20
ПК-3
5
0
 
4.5
Норвежская роспись. Изучение элементов росписи. Эскиз композиции росписи. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3

6
ПК-13
5
0
 
 
Раздел 5. Технология точечной росписи. 

 
5.1
1.Закономерности декоративной композиции и цветовая палитра контурной росписи (орнаментально-композиционные построения, нюансная и контрастная роспись).

2.Особенности орнаментальной композиции в точечной росписи (точка, разметка поверхности.

3.Стилевые направления.

Практическая работа:               Выполнение грунтовки для гладких и пористых поверхностей

2.Выполнение (создание «жемчужин) на гладких и пористых поверхностях при помощи специальных красок и контуров

3.Составление конструктивно-линейного рисунка орнаментальной (декоративной) композиции для будущего изделия с выбором определённого стилевого направления (этнического, филигранного и т.д.) .

4. Выбор цветовой гаммы и составление 2 эскизов в цвете (монохромной нюансной с плавным переходом и контрастной росписи)

5. Подготовка поверхности (грунтовка, разметка) и нанесение рисунка на изделие по выбору студента

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э10 Э11

12
ПК-3
5
0
 
5.2
Выполнение точечной росписи на изделии (керамика, дерево) /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э11

14
ПК-3
5
0
Творческое задание
 
 
Раздел 6. Художественная обработка ткани

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
6.1
Самостоятельное изучение раздела:  Художественная роспись ткани       1.Технология холодной росписи ткани          2.Технология горячего батика     3.Смешанная техника 4. Узелковый батик /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э3 Э10

4
ПК-3
6
0
 
6.2
Практическое изучение русской набойки (работа с резервом). Имитация русской набойки. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э3 Э7

4
ПК-13
6
0
 
6.3
Выполнение упражнений на создание различных эффектов в росписи ткани: "эфекта лепестка", "эффекта жилок", "дождевых капель" /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э3 Э7

10
ПК-3
6
0
 
6.4
Создание эскиза в цвете и шаблона росписи /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э3 Э4

6
ПК-3
6
0
 
6.5
Выполнение росписи ткани в технике "холодный" батик /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э3

12
ПК-3
6
0
 
6.6
Самостоятельное изучение раздела:  Лоскутное шитьё      1. История возникновения лоскутной техники (Англия, Северная Америка, Россия)    2. Квилт             3. Геометрия лоскутного шитья     4. Материалы и инструменты          5. Подготовка ткани, раскрой, сборка полотна             6. Традиционные узоры и техники ("соты", "гексагон", "квилт", "крейзи" и др.) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э3 Э8 Э9

4
ПК-3
6
0
 
6.7
Выполнение эскиза орнаментальной композиции "пэчворка" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э3 Э4

4
ПК-3
6
0
 
6.8
Поготвка ткани, раскрой, пошив изделия в технике лоскутного шиться (панно). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3

8
ПК-3
6
0
 
 
Раздел 7. Керамика

 
7.1
Самостоятельное изучение раздела:           1. Виды керамики, разновидности     2.История                                    3.Керамика в России              4.Технология производства керамических изделий                           5.Гончарное производство, материалы          6.Роспись керамических изделий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э10 Э11

4
ПК-3
6
0
 
7.2
Выполнение эскиза глинянного изделия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3

2
ПК-3
6
0
 
7.3
Изучение основных приёмов в лепке /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3

2
ПК-3
6
0
 
7.4
Практическая работа по созданию лепного изделия (народная глиняная игрушка) с последующим обжиком, грунтовкой и росписью. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э11

6
ПК-3
6
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
7.5
Самостоятельная работа - проект изделия ДПИ: 1.Выбор изделия                         2.Ход работы                       3.Технология                      4.Обоснование                                5.Контроль качества /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э7 Э10 Э11

6
ПК-3
6
0
 
 
7.6
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э12 Э13

0
ПК-13 ПК-3
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

Раздел 1. Художественная роспись по дереву в России и в Ближнем Зарубежье

1.Художественная роспись по дереву северных районов России.

2.Народные росписи Прикамья, Приуралья, Урала и Сибири

3.Художественная роспись по дереву центральных районов России.

4.Художественная роспись по дереву стран Ближнего Зарубежья.

Раздел 2. Художественная роспись по дереву северных районов России.

1.Росписи Архангельской области (Пермогорская, Ракульская, Борецкая, Мезенская, Пижемская, Пучугская, Шенкурская, Олонецкая (Онежская), Каргопольская и др.)

2. Росписи Вологодской области (Гаютинская, Кичменгская, Шекснинская золочёнка, Вытегорская, Уфтюжская сундучная, Глубоковская, Кирилловская (Белозёрская), Пинежская, Великоустюгская, Грязовецкая, Харовская, Урюпинская и др.)

Раздел 3. Народные росписи Прикамья, Приуралья и Урала

1.Приуральский регион (Обвинская роспись Прикамья Пермской области, Краснокамская роспись игрушек, Вятская роспись Кировской области).

2. Декоративная роспись Урала (Кемеровская,Урало-Сибирская).

Раздел 4. Росписи по дереву Ближнего Зарубежья

1.Петриковская и Киевская роспись (Украина).

Раздел 5. Технология точечной росписи.

1.Закономерности декоративной композиции и цветовая палитра контурной росписи (орнаментально- композиционные построения, нюансная и контрастная роспись).

2.Особенности орнаментальной композиции в точечной росписи (точка, разметка поверхности.

3.Стилевые направления.

Раздел 6. Художественная обработка ткани

1.Художественная роспись ткани. Русская набойка.

2.Технология холодной росписи ткани

3.Технология горячего батика

4.Смешанная техника            

5.Узелковый батик.

6.Лоскутное шитьё. История возникновения лоскутной техники (Англия, Северная Америка, Россия). Квилт.                   

Раздел 7. Керамика

1. Виды керамики, разновидности

2.История                     

3.Керамика в России        

4.Технология производства керамических изделий

5.Гончарное производство, материалы

6.Роспись керамических изделий.

Примерный перечень контрольных вопросов:

1.Виды керамики. Основные промыслы.

2. Глиняная игрушка

3. Виды художественной обработки текстильных материалов (вышивка, роспись, кружево, аппликация, гобелен).  

4.Вышивка, художественное ткачество (машинное, ручное).  

5.Кружевоплетение. Способы плетения, места распространения.             

6. Художественная роспись ткани.  

7.Художественная обработка дерева. Основные виды и направления.

8. Северные росписи по дереву.

Задания к зачёту:

Раздел 2. Художественная роспись по дереву северных районов России.

Задание 1. Изучение основных элементов северных росписей Архангельского и Вологодского края. Выполнение традиционных элементов графических росписей по отдельным областям северных районов России:

А) Росписи Архангельской области (Пермогорская, Ракульская, Борецкая, Мезенская, Пижемская, Пучугская, Шенкурская, Олонецкая (Онежская), Каргопольская и др.)

Б) Росписи Вологодской области (Гаютинская, Кичменгская, Шекснинская золочёнка, Вытегорская, Уфтюжская сундучная, Глубоковская, Кирилловская (Белозёрская), Пинежская, Великоустюгская, Грязовецкая, Харовская, Урюпинская и др.)

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
В) Освоение двухфазного мазка в живописной манере росписей Русского Севера

-Карельская (Петрозаводская) роспись

-Волховская роспись (С.- Петербургский район).

Раздел 5. Технология точечной росписи.

Задание 2. Выполнение точечной росписи на изделии (керамика, дерево).

Раздел 6. Художественная обработка ткани.

Задание 3. Выполнение упражнений на создание различных эффектов в росписи ткани: "эфекта лепестка", "эффекта жилок", "дождевых капель".

Задание 4. Создание эскиза в цвете и шаблона росписи. Выполнение росписи ткани в технике "холодный" батик.

Раздел 4. Росписи по дереву Ближнего Зарубежья.

Задание 1. Изучение выразительных возможностей Петриковской и Киевской росписи. Выполнение основных элементов росписи.

Задание 2. Выполнение эскиза композиции росписи изделия. Выполнение росписи на изделии (на выбор).

Раздел 5. Технология точечной росписи.

Задание 3. Выполнение (создание «жемчужин) на гладких и пористых поверхностях при помощи специальных красок и контуров

Задание 4. Составление конструктивно- линейного рисунка орнаментальной (декоративной) композиции для будущего изделия с выбором определённого стилевого направления (этнического, филигранного и т.д.).

Задание 5. Выбор цветовой гаммы и составление 2 эскизов в цвете (монохромной нюансной с плавным переходом и контрастной росписи)

Задание 6. Подготовка поверхности (грунтовка, разметка) и нанесение рисунка на изделие по выбору обучающегося.

Раздел 6. Художественная обработка ткани.

Задание 7. Практическое изучение русской набойки (работа с резервом, имитация русской набойки.

Задание 8. Выполнение эскиза орнаментальной композиции "пэчворка" с использованием традиционных узоров и техник -"соты", "гексагон", "квилт", "крейзи" и др.

Задание 9. Подготвка ткани, раскрой, пошив изделия в технике лоскутного шиться  с использованием традиционных узоров и техник (панно).

Раздел 7. Керамика.

Задание 10. Выполнение эскиза глинянного изделия.

Задание 11. Изучение основных приёмов в лепке. Практическая работа по созданию лепного изделия (народная глиняная игрушка) с последующим обжиком, грунтовкой и росписью.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1.Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры.

2.Организационно-методические основы организации занятий по декоративно-прикладному творчеству в школе.

3.Исходные принципы при художественном конструировании.

4.Композиция в народном декоративно-прикладном искусстве.

5.Орнамент. Виды и структура орнамента.

6.Резьба по дереву – как вид декоративно-прикладного творчества.

7.Виды резьбы по дереву.

8.Русская деревянная игрушка.

9.Русские художественные лаки.

10.Технология работы с соломой.

11.Технология лепки по мотивам народных игрушек.

12.Технология работы с бисером.

13.Пэчворк.

14.Бумажная пластика.

15.Макрамэ.

16.Работа с природными материалами.

17.Бисероплетение.

18.Искусство войлоковаляния.                       

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении  к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соколов, М. В,  Соколова М.С.
Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / М.В. Соколов, М. С. Соколова  - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017 -467 с. -  — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71803.htm : учебное пособие
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017
 
Л1.2
Соколов, М. В. 
Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие  /М.В. Соколов - Саратов: Ай Пи Эр Медиа , 2017 - 467 с. - ISBN 978-5-4486-0248 — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71803.htm : учебное пособие 
Ай Пи Эр Медиа, 2017
 
Л1.3
Г. Ф.Шауро, Л. О. Малахова
Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / Г.Ф. Шауро, Л.О. Малахова - Москва: РИПО, 2015 - 176 с.- ISBN 978-985-503-539-9. — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:http://www.iprbookshop.ru/67663.html (: учебное пособие 
РИПО, 2015
 
Л1.4
Хворостов, А. С. 
Художественная обработка дерева : учебник для вузов / А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов ; под общей редакцией А. С. Хворостова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11129-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: //urait.ru/bcode/444515:  учебник для вузов
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Большакова, С. В. 
Большакова, С. В. Практикум в декоративно-прикладном искусстве [Электронный ресурс]: графические технологии. Учебное пособие для студентов вузов по дисциплине «Практикум в декоративно-прикладном искусстве», обучающихся по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям)» (Декоративно-прикладное искусство и дизайн) http://www.iprbookshop.ru/60704.html : Учебное пособие для студентов вузов
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Валиева Р.З., Вазиева А.Р.
Практикум по декоративно-прикладному искусству и дизайн-проектированию:учебно-методическое пособие / Р.З. Валиева, А.Р. Вазиева -Набережные Челны: ФГБОУ ВО "НГПУ", 2019 -90 с. - Электронная библиотечная система НГПУ - Режим доступа URL: ttp://bibl:81/books/Дизайн/Практикум по ДПИ и дизайн-проектированию_национальный сувенир_Валиева РЗ_Вазиева АР.pdf>.:
Набережные Челны: НГПУ, 2019
 
Л3.2
Валиева Р.З.
Практикум по художественной обработке материалов и декоративно-прикладному искусству: учебно-методическое пособие / Р.З. Валиева, А.Р. Вазиева -:Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 - 157 с. - URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./Валиева РЗ_Практикум по худож обработке и ДПИ.pdf ): учебно-методическое пособие 
Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Борецкая роспись [сайт]- URL:http://www.artscroll.ru/page.php?id=3424 (дата обращения 12.08.2018)
 
Э2
Декоративно-прикладное искусство и образование. Эл. журнал: [сайт]- URL:http://dpio.ru/arxiv/v1/v2_3.htm (дата обращения 17.09.2018)
 
Э3
Декоративно-прикладное искусство России  : [сайт]- URL:http://bnr.narod.ru/cat/cat_1.html  (дата обращения 10.08.2018)
 
Э4
Искусство /Период.  издание   : [сайт]- URL:http://art.1september.ru/index.php (дата обращения 10.08.2018)
 
Э5
Кемеровская роспись. Ярмарка мастеров: [сайт]- URL:http://www.livemaster.ru/topic/104594-kak-rozhdaetsya-shkatulka-ili-o-tom-kak-ya-risuyu-romashki-i-vasilki (дата обращения 28.08.2018)
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Э6
Основные элементы народной росписи. Азбука народной росписи:  : [сайт]- URL:http://www.liveinternet.ru/users/lotos-n/post242287460 (дата обращения 28.07.2018)
 
Э7
Свободная художественная энциклопедия.artorbita.ru  : [сайт]- URL: http://artorbita.ru (дата обращения 20.08.2018)
 
Э8
Уфтюжская роспись. culture-art : [сайт]- URL:https://culture-art.ru/%D1%83%D1%84%D1%82%D1%8E%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/ (дата обращения 15.07.2018)
 
Э9
Виды росписей Архангельской области. Студенческая библиотека онлайн : [сайт]- URL:https://studbooks.net/1034721/kulturologiya/vidy_rospisey_arhangelskoy_oblasti (дата обращения 23.08.2018)
 
Э10
Эл. журнал « Наука и  жизнь»  - Декоративно-прикладное искусство
 
Э11
Электронный каталог «Орнамент всех времён и народов» (СайтJettyART) 
 
Э12
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э13
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-103 Лаборатория цифровых технологий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к выполнению лабораторных работ

Роспись по дереву.

К выполнению творческих заданий по изучению традиций «верхового письма» хохломской росписи.

Процесс освоения росписи по дереву достаточно сложен. Он требует терпения и усидчивости. Поэтому осваивать его необходимо постепенно.

Предлагаемый ряд упражнений позволит изучить основные приемы хохломской росписи, ее орнаментальные композиции. Упражнения рекомендуется выполнять в той последовательности, в которой они расположены.

Для начала работы необходимо иметь:

- краски гуашевые желтого, красного, зеленого и черного цветов;

- кисти беличьи № 2 и № 3;

- белая плотная бумага или стекло;

- вода, палитра.

Прежде чем выполнять упражнение следует подробно ознакомиться с ним, внимательно рассмотреть иллюстрации, обращая внимание на специфику письма, проанализировать особенности композиции и последовательность работы над росписью. Предложенные упражнения могут выполняться как на листе бумаги, так и на стекле масляными красками. Если элемент не получился, то со стекла можно сразу стереть рисунок и начать новый. Что бы придать уверенность и твердость руки, рекомендуется на первых парах намечать карандашом на листе бумаги основной стебель или контур мотива.

Итогом обучения могут служить творческие задания. В них проявляется инициативность студента, так как он исходит не из образцов, а из идеи, которую нужно воплотить в материале, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

Упражнение 1.

Осваивать технику хохломского письма следует с простейшего элемента «травка». В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом.

Кисточку необходимо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа, при этом кисть руки опирается на мизинец.

В упражнение включены главные элементы «травки»:

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
«Осочки» – самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.

«Травинки» – это мазки с небольшим плавным утолщением. При выполнении элемента кончик кисти надо медленно двигать к себе, постепенно прижимая ее к плоскости бумаги.

«Капельки» – рисуются приемом плавного прикладывания кисти к бумаге, ведя ее на себя.

«Усики» – выполняются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» – выполняются с легким нажимом в середине элемента.

«Усики» и «завитки» рисуют от корешка.

Для написания мазка с изгибом кисть следует вращать в ту сторону, куда должна изгибаться травка.

Упражнение 2.

Для закрепления умения написания элементов травного орнамента необходимо выполнить небольшие «кустики», состоящие из симметрично расположенных более простых элементов – «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».

При выполнении упражнения надо следить за тем, чтобы «кустики» не получались однообразными по рисунку и размерам, а также выдерживать определенный ритм.

Упражнение 3.

В травной росписи весь орнамент держится на стебле, к которому приписываются кустики, капельки, травки. Поэтому на следующем этапе работы следует научиться проводить ведущую линию или стебель – «криуль».

Для этого намечают волнообразную линию на листе бумаги. Взяв кисть, необходимо провести линию почти одной толщины. Затем узор усложняется добавлением красных и черных кустиков.

Упражнение 4.

Роспись «под листок». Основу росписи составляют остроконечные или округлые листья, соединенные по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля.

Листочки пишутся зеленым цветом, а также в сочетании с коричневым и желтым. При выполнении данной росписи необходимо следить за тем, чтобы мотив «листок» как бы продолжал движение стебля.

Упражнение 5.

Роспись «под ягодку». В данной росписи используются цветочные и ягодные мотивы. Для выполнения маленьких цветов и ягодок используется печатка-тычок. Тычок делается из бумаги, для чего полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку.

Крупные ягоды рисуются кистью, а затем декорируются «разживками»

желтого и черного цветов.

Росписи «под листок» и «под ягодку» обогащаются травным узором, который в таких композициях пишется зеленой, красной, коричневой красками.

Упражнение 6.

Роспись «березка». Для выполнения элемента «березка» используется тычок, изготовленный из фактурной ткани. Ткань складывается пополам и скручивается в тугую трубочку. Краски на тычке должно быть мало, чтобы отпечаток на бумаге имел вид спирали.

Данная роспись дополняется травными элементами зеленого и черного цветов, причем «кустики» зеленого цвета должны быть симметрично расположены по обеим сторонам ветки.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.