(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Р.З. Валиева
ции
2.Народные росписи Прикамья, Приуралья, Урала и Сибири
3.Художественная роспись по дереву центральных районов России.
4.Художественная роспись по дереву стран Ближнего Зарубежья.
/Ср/
Э2 Э3 Э4 Э9
2.Росписи Вологодской области.
3.Карельская роспись
4.С.-Петербургский район (Волховская, петербургская росписи).
/Ср/
Э1 Э3 Э7 Э8 Э9
1.Росписи Архангельской области (Пермогорская, Ракульская, Борецкая, Мезенская, Пижемская, Пучугская, Шенкурская, Олонецкая (Онежская), Каргопольская и др.)
2. Росписи Вологодской области (Гаютинская, Кичменгская, Шекснинская золочёнка, Вытегорская, Уфтюжская сундучная, Глубоковская, Кирилловская (Белозёрская), Пинежская, Великоустюгская, Грязовецкая, Харовская, Урюпинская и др.)
Л/З № 2. Освоение двухфазного мазка в живописной манере росписей Русского Севера
1.Карельская (Петрозаводская) роспись
2.Волховская роспись (С.- Петербургский район).
/Лаб/
Э3 Э7 Э9
Э3 Э9
2. Декоративная роспись Урала (Кемеровская,Урало-Сибирская).
/Ср/
Э3 Э7 Э10
Э3 Э7
Э3 Э7
Э3 Э6 Э7
Э3
Э3
2.Особенности орнаментальной композиции в точечной росписи (точка, разметка поверхности.
3.Стилевые направления.
Практическая работа: Выполнение грунтовки для гладких и пористых поверхностей
2.Выполнение (создание «жемчужин) на гладких и пористых поверхностях при помощи специальных красок и контуров
3.Составление конструктивно-линейного рисунка орнаментальной (декоративной) композиции для будущего изделия с выбором определённого стилевого направления (этнического, филигранного и т.д.) .
4. Выбор цветовой гаммы и составление 2 эскизов в цвете (монохромной нюансной с плавным переходом и контрастной росписи)
5. Подготовка поверхности (грунтовка, разметка) и нанесение рисунка на изделие по выбору студента
/Лаб/
Э3 Э10 Э11
Э3 Э11
Э3 Э10
Э3 Э7
Э3 Э7
Э3 Э4
Э3
Э3 Э8 Э9
Э3 Э4
Э3
Э3 Э10 Э11
Э2 Э3
Э3
Э3 Э11
Э3 Э7 Э10 Э11
Э3 Э12 Э13
Вопросы к зачету:
Раздел 1. Художественная роспись по дереву в России и в Ближнем Зарубежье
1.Художественная роспись по дереву северных районов России.
2.Народные росписи Прикамья, Приуралья, Урала и Сибири
3.Художественная роспись по дереву центральных районов России.
4.Художественная роспись по дереву стран Ближнего Зарубежья.
Раздел 2. Художественная роспись по дереву северных районов России.
1.Росписи Архангельской области (Пермогорская, Ракульская, Борецкая, Мезенская, Пижемская, Пучугская, Шенкурская, Олонецкая (Онежская), Каргопольская и др.)
2. Росписи Вологодской области (Гаютинская, Кичменгская, Шекснинская золочёнка, Вытегорская, Уфтюжская сундучная, Глубоковская, Кирилловская (Белозёрская), Пинежская, Великоустюгская, Грязовецкая, Харовская, Урюпинская и др.)
Раздел 3. Народные росписи Прикамья, Приуралья и Урала
1.Приуральский регион (Обвинская роспись Прикамья Пермской области, Краснокамская роспись игрушек, Вятская роспись Кировской области).
2. Декоративная роспись Урала (Кемеровская,Урало-Сибирская).
Раздел 4. Росписи по дереву Ближнего Зарубежья
1.Петриковская и Киевская роспись (Украина).
Раздел 5. Технология точечной росписи.
1.Закономерности декоративной композиции и цветовая палитра контурной росписи (орнаментально- композиционные построения, нюансная и контрастная роспись).
2.Особенности орнаментальной композиции в точечной росписи (точка, разметка поверхности.
3.Стилевые направления.
Раздел 6. Художественная обработка ткани
1.Художественная роспись ткани. Русская набойка.
2.Технология холодной росписи ткани
3.Технология горячего батика
4.Смешанная техника
5.Узелковый батик.
6.Лоскутное шитьё. История возникновения лоскутной техники (Англия, Северная Америка, Россия). Квилт.
Раздел 7. Керамика
1. Виды керамики, разновидности
2.История
3.Керамика в России
4.Технология производства керамических изделий
5.Гончарное производство, материалы
6.Роспись керамических изделий.
Примерный перечень контрольных вопросов:
1.Виды керамики. Основные промыслы.
2. Глиняная игрушка
3. Виды художественной обработки текстильных материалов (вышивка, роспись, кружево, аппликация, гобелен).
4.Вышивка, художественное ткачество (машинное, ручное).
5.Кружевоплетение. Способы плетения, места распространения.
6. Художественная роспись ткани.
7.Художественная обработка дерева. Основные виды и направления.
8. Северные росписи по дереву.
Задания к зачёту:
Раздел 2. Художественная роспись по дереву северных районов России.
Задание 1. Изучение основных элементов северных росписей Архангельского и Вологодского края. Выполнение традиционных элементов графических росписей по отдельным областям северных районов России:
А) Росписи Архангельской области (Пермогорская, Ракульская, Борецкая, Мезенская, Пижемская, Пучугская, Шенкурская, Олонецкая (Онежская), Каргопольская и др.)
Б) Росписи Вологодской области (Гаютинская, Кичменгская, Шекснинская золочёнка, Вытегорская, Уфтюжская сундучная, Глубоковская, Кирилловская (Белозёрская), Пинежская, Великоустюгская, Грязовецкая, Харовская, Урюпинская и др.)
-Карельская (Петрозаводская) роспись
-Волховская роспись (С.- Петербургский район).
Раздел 5. Технология точечной росписи.
Задание 2. Выполнение точечной росписи на изделии (керамика, дерево).
Раздел 6. Художественная обработка ткани.
Задание 3. Выполнение упражнений на создание различных эффектов в росписи ткани: "эфекта лепестка", "эффекта жилок", "дождевых капель".
Задание 4. Создание эскиза в цвете и шаблона росписи. Выполнение росписи ткани в технике "холодный" батик.
Раздел 4. Росписи по дереву Ближнего Зарубежья.
Задание 1. Изучение выразительных возможностей Петриковской и Киевской росписи. Выполнение основных элементов росписи.
Задание 2. Выполнение эскиза композиции росписи изделия. Выполнение росписи на изделии (на выбор).
Раздел 5. Технология точечной росписи.
Задание 3. Выполнение (создание «жемчужин) на гладких и пористых поверхностях при помощи специальных красок и контуров
Задание 4. Составление конструктивно- линейного рисунка орнаментальной (декоративной) композиции для будущего изделия с выбором определённого стилевого направления (этнического, филигранного и т.д.).
Задание 5. Выбор цветовой гаммы и составление 2 эскизов в цвете (монохромной нюансной с плавным переходом и контрастной росписи)
Задание 6. Подготовка поверхности (грунтовка, разметка) и нанесение рисунка на изделие по выбору обучающегося.
Раздел 6. Художественная обработка ткани.
Задание 7. Практическое изучение русской набойки (работа с резервом, имитация русской набойки.
Задание 8. Выполнение эскиза орнаментальной композиции "пэчворка" с использованием традиционных узоров и техник -"соты", "гексагон", "квилт", "крейзи" и др.
Задание 9. Подготвка ткани, раскрой, пошив изделия в технике лоскутного шиться с использованием традиционных узоров и техник (панно).
Раздел 7. Керамика.
Задание 10. Выполнение эскиза глинянного изделия.
Задание 11. Изучение основных приёмов в лепке. Практическая работа по созданию лепного изделия (народная глиняная игрушка) с последующим обжиком, грунтовкой и росписью.
Темы рефератов:
1.Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры.
2.Организационно-методические основы организации занятий по декоративно-прикладному творчеству в школе.
3.Исходные принципы при художественном конструировании.
4.Композиция в народном декоративно-прикладном искусстве.
5.Орнамент. Виды и структура орнамента.
6.Резьба по дереву – как вид декоративно-прикладного творчества.
7.Виды резьбы по дереву.
8.Русская деревянная игрушка.
9.Русские художественные лаки.
10.Технология работы с соломой.
11.Технология лепки по мотивам народных игрушек.
12.Технология работы с бисером.
13.Пэчворк.
14.Бумажная пластика.
15.Макрамэ.
16.Работа с природными материалами.
17.Бисероплетение.
18.Искусство войлоковаляния.
Роспись по дереву.
К выполнению творческих заданий по изучению традиций «верхового письма» хохломской росписи.
Процесс освоения росписи по дереву достаточно сложен. Он требует терпения и усидчивости. Поэтому осваивать его необходимо постепенно.
Предлагаемый ряд упражнений позволит изучить основные приемы хохломской росписи, ее орнаментальные композиции. Упражнения рекомендуется выполнять в той последовательности, в которой они расположены.
Для начала работы необходимо иметь:
- краски гуашевые желтого, красного, зеленого и черного цветов;
- кисти беличьи № 2 и № 3;
- белая плотная бумага или стекло;
- вода, палитра.
Прежде чем выполнять упражнение следует подробно ознакомиться с ним, внимательно рассмотреть иллюстрации, обращая внимание на специфику письма, проанализировать особенности композиции и последовательность работы над росписью. Предложенные упражнения могут выполняться как на листе бумаги, так и на стекле масляными красками. Если элемент не получился, то со стекла можно сразу стереть рисунок и начать новый. Что бы придать уверенность и твердость руки, рекомендуется на первых парах намечать карандашом на листе бумаги основной стебель или контур мотива.
Итогом обучения могут служить творческие задания. В них проявляется инициативность студента, так как он исходит не из образцов, а из идеи, которую нужно воплотить в материале, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
Упражнение 1.
Осваивать технику хохломского письма следует с простейшего элемента «травка». В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом.
Кисточку необходимо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа, при этом кисть руки опирается на мизинец.
В упражнение включены главные элементы «травки»:
«Травинки» – это мазки с небольшим плавным утолщением. При выполнении элемента кончик кисти надо медленно двигать к себе, постепенно прижимая ее к плоскости бумаги.
«Капельки» – рисуются приемом плавного прикладывания кисти к бумаге, ведя ее на себя.
«Усики» – выполняются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
«Завитки» – выполняются с легким нажимом в середине элемента.
«Усики» и «завитки» рисуют от корешка.
Для написания мазка с изгибом кисть следует вращать в ту сторону, куда должна изгибаться травка.
Упражнение 2.
Для закрепления умения написания элементов травного орнамента необходимо выполнить небольшие «кустики», состоящие из симметрично расположенных более простых элементов – «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».
При выполнении упражнения надо следить за тем, чтобы «кустики» не получались однообразными по рисунку и размерам, а также выдерживать определенный ритм.
Упражнение 3.
В травной росписи весь орнамент держится на стебле, к которому приписываются кустики, капельки, травки. Поэтому на следующем этапе работы следует научиться проводить ведущую линию или стебель – «криуль».
Для этого намечают волнообразную линию на листе бумаги. Взяв кисть, необходимо провести линию почти одной толщины. Затем узор усложняется добавлением красных и черных кустиков.
Упражнение 4.
Роспись «под листок». Основу росписи составляют остроконечные или округлые листья, соединенные по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля.
Листочки пишутся зеленым цветом, а также в сочетании с коричневым и желтым. При выполнении данной росписи необходимо следить за тем, чтобы мотив «листок» как бы продолжал движение стебля.
Упражнение 5.
Роспись «под ягодку». В данной росписи используются цветочные и ягодные мотивы. Для выполнения маленьких цветов и ягодок используется печатка-тычок. Тычок делается из бумаги, для чего полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку.
Крупные ягоды рисуются кистью, а затем декорируются «разживками»
желтого и черного цветов.
Росписи «под листок» и «под ягодку» обогащаются травным узором, который в таких композициях пишется зеленой, красной, коричневой красками.
Упражнение 6.
Роспись «березка». Для выполнения элемента «березка» используется тычок, изготовленный из фактурной ткани. Ткань складывается пополам и скручивается в тугую трубочку. Краски на тычке должно быть мало, чтобы отпечаток на бумаге имел вид спирали.
Данная роспись дополняется травными элементами зеленого и черного цветов, причем «кустики» зеленого цвета должны быть симметрично расположены по обеим сторонам ветки.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.