(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Р.З. Валиева
ции
2. Роль применения техники и технологии в жизнедеятельности человека. Воздействие сферы проживания на жизнедеятельность человека.
3. Экология дома.
4. Расчет основных показателей ведения домашнего хозяйства. /Пр/
Э3
Э3
Э3
Э3
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Вопросы к зачету:
1.Правила ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью; способы удаления пятен с одежды; способы ремонта одежды заплатами ручным и машинным способом.
2.Правила хранения шерстяных и меховых изделий, средства защиты их от моли.
3.Способы поднятия петель на трикотажных изделиях.
4.Общие сведения из истории интерьера, национальные традиции.
5.Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом.
6.Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приема пищи, отдыха и общения членов семьи, приемы гостей , зоны сна, санитарно-гигиенической зоны.
7.Требования к интерьеру прихожей, кухни, детской комнаты, способы оформления интерьера.
8.Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры.
9.Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления. Понятие о профессии дизайнера.
10.Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах.
11.Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение.
12.Типы ламп, виды светильников. Системы управления светом. Типы освещения.
13.Роль комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения.
14.Понятие о фитодизайне.
15.Санитарно-гигиенические требования к предметам и средствам ухода за кожей и волосами.
16.Единство стиля костюма, прически, косметики, правила пользования средствами косметики.
задания к зачёту:
1.Расчет расходных материалов (краска, обои, плитка, половое покрытие и т.д.), электропроводки по каждому помещению.
2.Обустройство данного объекта электробытовой техникой, сантехникой, вентиляцией, безопасность и т.д. (с обоснованием и приведением примеров).
3.Общая примерная смета расходов по данному проекту
Темы письменных работ к проектной работе:
1. Расчет метража жилого пространства для данной группы лиц, и соотнесение с данными условиями задачи (сколько требуется для каждого жильца по нормам и сколько есть в наличие по условиям задачи), конструктивное решение данности, с соблюдением законодательства РФ.
2. Определение назначения помещений и их планировка (чертеж).
3. Дизайн помещений: подбор цветов, материалов отделки, стиль дизайна, освещение, мебель, текстиль и т.д. (с обоснованием по каждому пункту и образцами).
4. Расчет расходных материалов (краска, обои, плитка, половое покрытие и т.д.), электропроводки по каждому помещению.
5. Обустройство данного объекта электробытовой техникой, сантехникой, вентиляцией, безопасность и т.д. (с обоснованием и приведением примеров).
6. Общая примерная смета расходов по данному проекту.
Темы рефератов
Раздел 1. Концепция ведения домашнего хозяйства
Особенности в устройства хозяйства в первобытных племенах.
Особенности устройства хозяйства в первобытнообщинном строе.
Возникновение семьи как ячейки общества.
Возникновения общества (какие условия способствовали)
Возникновения государства (Аристотель)
Особенности домашнего устройства древнего Египта
Особенности домашнего устройства древней Греции.
Особенности домашнего устройства древнего Рима.
Особенности домашнего устройства Передняя Азия (Северо-западная Азия) Ассирия, Вавилон, Персия,
Особенности домашнего устройства Древней Руси.
Особенности домашнего устройства древней Италии (этруски)
Особенности домашнего устройства древней Германии
Особенности домашнего устройства древней Византии
Варвары (кочующие племена) и их устройства домашнего хозяйства. Скифы. Микены, Крит, Кипр.
Раздел 2. Факторы стабильности домашней среды
Особенности домашних услуг.
Экономическая база семьи.
Книга домашнего учета.
Нормативный расчет жилого пространства для семьи.
Особенности семейных традиций.
Совместное проживание нескольких поколений.
Услуги няни (гувернантки).
Особенности домоправителя.
Личное пространство членов семьи.
Особенности домашнего интерьера относительно проживающих членов семьи.
Особенности домашнего сервиса
Рабочий персонал в доме.
Расчет метража строительных
Раздел 3. Бытовая техника, используемая в доме.
Рассмотреть «полезные» качества бытовой техники (выбрать определенный вид)
Экологичность строительных материалов.
Особенности эксплуатации бытовой техники (выбрать определенный вид)
Разгадка штрихкода.
Особенности символов на вещах, товарах.
Компьютерная техника и способы ухаживания за ней.
Техника сотовой связи.
Кухонная техника (выбрать определенный вид)
Гигиеничные свойства бытовой техники.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
Методические указания к выполнению самостоятельных работ:
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа по дисциплине включает:
- изучение дополнительной учебно-методической и справочной литературы,
- подготовку к практическим занятиям (поиск информации, подбор иллюстративного материала).
Самостоятельное изучение теоретических вопросов по каждому из разделов дисциплины способствует более осмысленному выполнению практических работ и творческих заданий; выработке практических навыков последовательной работы над выполнением проекта (вынашивание идеи, выделение цели и задач, гипотезы и способы решения проблемы); подготавливает студента к педагогической деятельности в школе.
Написание контрольной работы предполагает разработку проекта по технологии ведения домашнего хозяйства для конкретной группы жильцов и на определенной жилой площади.
Сюда входят следующие составляющие:
1. Расчет метража жилого пространства для данной группы лиц, и соотнесение с данными условиями задачи (сколько требуется для каждого жильца по нормам и сколько есть в наличие по условиям задачи), конструктивное решение данности, с соблюдением законодательства РФ.
2. Определение назначения помещений и их планировка (чертеж).
3. Дизайн помещений: подбор цветов, материалов отделки, стиль дизайна, освещение, мебель, текстиль и т.д. (с обоснованием по каждому пункту и образцами).
4. Расчет расходных материалов (краска, обои, плитка, половое покрытие и т.д.), электропроводки по каждому помещению.
5. Обустройство данного объекта электробытовой техникой, сантехникой, вентиляцией, безопасность и т.д. (с обоснованием и приведением примеров).
6. Общая примерная смета расходов по данному проекту.
Проект выполняется в электронном виде и сдается на проверку на электронном носителе.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.