2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Курсовая работа по дисциплинеМетодика обучения изобразительному искусству_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Курсовая работа по дисциплине"Методика обучения изобразительному искусству
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 7
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
70
аудиторные занятия
2
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Курсовое проектирование
2
2
2
2
Итого ауд.
2
2
2
2
Кoнтактная рабoта
2
2
2
2
Сам. работа
70
70
70
70
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
;PhD, доц., Большакова С.В. _________________
 
 
Курсовая работа по дисциплине"Методика обучения изобразительному искусству
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины  заключается в выработке навыков самостоятельного научного исследования обучающихся через реализацию профессиональных интересов по дисциплине "Методика обучения изобразительному искусству" в процессе развития способности осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
научиться самостоятельно вести научное исследование применительно к проблемам художественного образования в школе; изучить правила ведения научного исследования и оформления его результатов;
1.4
научиться управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
1.5
совершенствовать методические навыки в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;
1.6
изучить методику исследовательских действий, необходимую в применении в дальнейшей педагогической работе;
1.7
получить опыт публичного представления результатов научно-педагогического исследования.
1.8
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Компьютерные и мультимедийные технологии в СОШ
2.1.2
Компьютерные технологии в художественном образовании
2.1.3
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.4
Основы проектирования
2.1.5
Основы черчения и моделирования
2.1.6
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.7
Психолого-педагогический практикум
2.1.8
Технология ведения домашнего хозяйства
2.1.9
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.10
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.11
Основы пластической анатомии
2.1.12
Педагогические технологии
2.1.13
Скульптура
2.1.14
Социальная психология
2.1.15
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.16
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)    
2.1.17
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.18
Основы цветоведения
2.1.19
Курсовой проект по дисциплине "Рисунок"
2.1.20
Основы декоративно-прикладного искусства
2.1.21
Перспектива
2.1.22
Теория обучения
2.1.23
Скульптура
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Искусство глины в скульптуре
2.2.2
Искусство скульптуры
2.2.3
История дизайна
2.2.4
Книжная графика
2.2.5
Методика организации внеурочной художественно-творческой деятельности школьника
2.2.6
Основы дизайна
2.2.7
Педагогические технологии в художественном образовании
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Резьба по гипсу
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.2.10
Технология художественной обработки материалов
2.2.11
Художественная лепка
2.2.12
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.13
Батик
2.2.14
Гобелен
2.2.15
Декоративная композиция
2.2.16
Художественная графика
2.2.17
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.18
Академическая живопись
2.2.19
Лепка в художественном творчестве детей
2.2.20
Технологии обработки стекла
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования.
 
ОПК-2.2: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся.
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов.
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
образовательные маршруты для воспитания и развития с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
3.1.2
рекомендованные образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.1.3
методику организации сотрудничества обучающихся, поддерживать их активность, инициативность, самостоятельность, развивать творческие способности;
3.1.4
общие подходы к руководству учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять способы осуществления обучения, воспитания и развития с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
3.2.2
изпользовать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.2.3
организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность, самостоятельность, развивать творческие способности;
3.2.4
руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
современными способами осуществления обучения, воспитания и развития с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
3.3.2
основными видами образовательных программ по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.3.3
навыками организации сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность, самостоятельность, развивать творческие способности;
3.3.4
умением руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Задачи курсового исследования в области Теории и методики преподавания ИЗО в школе.

 
1.1
Изучение прикладных задач курсового проектирования в области методики преподавания ИЗО в школе. /Курс пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
7
0
 
1.2
Определение объекта и предмета курсового исследования.Обоснование актуальности выбранной темы.

Постановки цели и конкретных задач исследования. Изучение педагогических, психологических, физиологических, специальных особенностей изобразительной деятельности школьников (в урочное и внеурочное время).

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
7
0
 
1.3
Обзор основных литературных источников по теме исследования. Выбор методов (методики) проведения исследования. Ознакомление с правилами написания и оформления текста пояснительной записки к курсовому проекту в соответствии с Нормоконтролем вуза. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
7
0
 
1.4
Изучение правил и технологий проведения процедур наблюдения и исследований в коллективе школьникого класса. Методики индивидуального и группового ведения экспериментальной работы.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
7
0
 
1.5
Структурирование теоретической части курсового исследования. Написание аппарата исследования, его утверждение. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
7
0
 
 
Раздел 2. Этапы педагогического курсового исследования в области теории и методики обучения ИЗО.

 
2.1
Написание 1 главы. Обсуждение и утверждение. Выявление основных теоретических положений исследования. Методы диагностики состояния учебного процесса на уроке ИЗО, изучение научно-методических способов повышения его эффективности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

14
7
0
 
2.2
Ход экспериментального педагогического исследования.

Обсуждение результатов психолого-педагогического исследования. Написание 2 (3) главы курсовой работы. Изучение педагогических условий, стимулирования эффективности учебной активности школьников на уроке ИЗО.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э3

14
7
0
 
2.3
Оформление выводов исследования, формулировка заключения. Разработка иллюстрированного приложения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э3 Э4

10
7
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.4
Разработка презентации к материалам курсового проектирования и написание тезисов защиты. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

8
7
0
 
2.5
Процедура защиты курсового проекта. /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

2
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

1.Назовите основные методы научного исследования в педагогических науках.

2.Объясните методологию деятельностного подхода в исследовании проблем современного художественного образования.

3.Какие научные методы использовались в курсовой работе?

4.Назовите методы формирования и развития умений и навыков работы графическими материалами у школьников 5-7 классов.

5.Какие методы активизации творческой деятельности детей на уроках изобразительного искусства вы знаете?

6.Объясните роль академического обучения в системе отечественного художественного образования.

7.Организация коллективной работы учащихся на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности.

8.Развивающие дидактические игры в системе изобразительного искусства (привести примеры).

9.Раскройте особенности эстетического воспитания детей 1–7 классов на уроках изобразительного искусства посредством изучения особенностей национальной культуры.

10.Какие вы знаете методы активизации творческой деятельности в создании орнаментальных композиций на уроках декоративного рисования (5– 7 кл.)?

11.В чем преимущество интегративного подхода на уроках изобразительного искусства в 7 классе?

12.Назовите этапы формирования и развития объемно-конструктивного мышления детей на уроках рисования с натуры  

(1–9 кл.).

13.Какие экспериментальные методы используются в анализе изобразительной деятельности школьников?

14.Какие педагогические технологии исспользуются в проведении урока изобразительного искусства типа открытия новых знаний?

15.Назовите основные научные школы в педагогике изобразительного искусства.

 
5.2. Темы письменных работ
Темы курсовых работ по дисциплине «Методика обучения изобразительному искусству"

1.Изучение наследия императорской Академия художеств России в становлении рисования как общеобразовательного предмета.

2.Биогенетическая концепция в теории художественном образовании начала ХХ века.

3.А.В. Бакушинский – последователь теории свободного воспитания в России.

4.Формалистическое и реалистическое направления в художественном образовании в России начала ХХ века.

5.Педагогическая система Д.Н. Кардовского в практике художественных школ.

6.Ведущие педагогические направления в художественном образовании конца ХХ века.

7.Художественное образование в зарубежных школах ХХ-ХХI века.

8.Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей в ХХI веке.

9.Художественное образование в России на современном этапе: идеи, концепции.

10.Содержание художественного образования в школе в соответствии с ФГОС.

11.Возрастные закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.

12.Реализация духовно-нравственного потенциала традиций народной художественной культуры.

13.Аудиовизуальные технологии в художественном образовании подростков и старших школьников.

14.Аудио-, видео-, компьютерные учебные пособия в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства.

15.Развитие творческих способностей и воображения обучающихся СОШ на уроках рисования с натуры.

16.Уроки тематического рисования в школе как основа развития творческих способностей младшего школьника.

17.Особенности развития творческих способностей школьников в процессе ознакомления с видами ДПИ.

18.Методика работы по изучению и анализу формы предметов с детьми младшего школьного возраста.

19.Развитие рефлексивных умений (самоанализа, самооценки) в процессе обучения изобразительному искусству.

20.Интегрированные формы урока изобразительного искусства.

21.Психолого-педагогические основы межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в СОШ.

22.Художественно-эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на примере ДПИ какого-либо народа)

23.Формирование универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных) в рамках предмета "Изобразительное искусство".

24.Психолого-педагогические основы деятельностного подхода на уроках изобразительного искусства.

25.Метапредметные умения школьников на уроках изобразительного искусства в основной школе.

26.Применение элементов исследовательской и проектной деятельности на уроке изобразительного искусства.

27.Формирование национального самосознания учащихся на уроках изобразительного искусства (на примере ДПИ 

 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
татарского народа)

28.Развитие творческих способностей обучащихся на уроках декоративного рисования (на примере изучения орнамента)

29.Национальные основы эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства (на примере декоративно – прикладного искусства татарского народа)

30.Использование национальных художественных традиций на уроках декоративного рисования в СОШ (на примере декоративно – прикладного искусства татарского, русского народов)

31.Проектная деятельность как метод обучения  изобразительному искусству в условиях введения ФГОС ООО.

32.Развитие познавательных и коммуникативных УУД через проектную деятельность на уроках изобразительного искусства.

33.Национальное воспитание школьников средствами татарского (русского) декоративно – прикладного искусства.

34.Формирование интереса к национальной культуре в процессе обучения школьников изобразительному искусству.

35.Методическое содержание и специфика современного урока изобразительного искусства.

36.Нравственное воспитание учащихся на уроках иллюстрирования литературных произведений.

37.Формирование художественных и изобразительных умений учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства (на примере какого–либо видов росписи).

38.Преемственность в формирования навыков лепки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (на примере декоративного искусства русского народа).

39.Проблемы внедрения требований ФГОС в предметную область "Искусство".

40.Развитие пространственного мышления школьников на уроках конструирования из природных материалов.

41.Художественное образование и воспитание детей в учреждениях дополнительного образования

42.Художественное восприятие действительности у детей и взрослых

43.Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система.

44.Детское художественное творчество как средство эмоционального развития ребенка.

45.Художественное воспитание младших школьников в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства.

46.Современные педагогические технологии в системе эстетического воспитания и художественного образования.

47.Основы опытно-экспериментальной работы в сфере эстетического воспитания и художественного образования.

48.Проблемы развития коммуникативных и регулятивных УУД на уроке изобразительного искусства.

49.Интеграция общего и дополнительного художественного образования в современном образовательном пространстве в условиях введения ФГОС.

50.Особенности обеспечения учебного процесса в современной системе ДХО в соответствии с принятием ФГТ.

51.Музейные формы работы с учащимися ДХО и СОШ (музейная педагогика).

52.Организация выставочной и конкурсной деятельности учащихся в СОШ и учреждениях ДХО.

53.Особенности обучения одаренных детей в СОШ и в системе ДХО.

54.Критерии анализа и оценивания детского рисунка в условиях системного обучения в учреждениях ДХО (ДХШ, ДШИ).

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Петрушин, В.И. 
Психология художественного творчества: Психология художественного творчества: учебное пособие : / В. И. Петрушин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 180 с.  — ISBN 978-5-534-11233-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444782
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Байбородова, Л. В.
Методология и методы научного исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06257-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/437120
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Е. В. Зудина, Я. Я. Кайль, М. В. Самсонова [и др.].
Рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы, выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации : : учебно-методическое пособие  — Волгоград : Волгоградский государственный социально- педагогический университет, 2016. — 57 c. — ISBN 2227- 8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/57785.html  — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Волгоград : Волгоградский государственный социально- педагогический университет, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Борисов, В. Ю. 
Методика обучения преподаванию изобразительного искусства в вопросах и ответах. Готовимся к экзамену: учебно-методическое пособие : / В. Ю. Борисов, Н. Н. Борисов.  — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. — 80 c. — ISBN 978-5- 4263-0616-5. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/79057.html.
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Учимся писать введение в курсовой работе. - URL:http://kursach37.com/kak-pisat-vvedenie-k-kursovoy-rabote/
 
Э2
Астанина С.Ю. Научно-исследовательская работа студентов (современные требования, проблемы и их решения) [Электронный ресурс]: монография/ Астанина С.Ю., Шестак Н.В., Чмыхова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Современная гуманитарная академия, 2012.— 156 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/16934.— ЭБС «IPRbooks»
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL:https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
Э4
Электронный каталог НГПУ - URL:http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
7.2
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к курсовой работе

1. Начальным этапом выполнения курсовой работы является обоснование актуальности выбора темы. На этом этапе обучающимся осмысливается выбор темы курсовой работы, проводится анализ роли и значения выбранной темы. Осуществляется согласование темы курсовой работы с научным руководителем. После утверждения выбранной темы на первой консультации научный руководитель в общих чертах знакомит обучающегося с содержанием будущей работы, рекомендует основные литературные источники, дает задание, следуя которому обучающийся должен составить план курсовой работы. Первоначально составленный план является предварительным и по мере написания работы может меняться путем внесения дополнительных пунктов или их сокращения.

В ходе последующих консультаций преподавателем разъясняются принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы (проекта), даются ответы на вопросы обучающихся.

Таким образом, курсовая работа выполняется в соответствии с заданием, которое получает студент, исходя из темы курсовой работы.

2. Поиск и выбор источников и литературы по теме является одним из важнейших этапов работы над курсовой работой. На этом этапе осуществляется самостоятельный поиск первичного материала по теме, проводится его систематизация, обобщение, анализ с точки зрения полноты изложения, теоретической и методической новизны в исследовании темы. Особое внимание при этом обращается на подбор материала и соответствующую его обработку.

Обязательным условием при написании курсовой работы является использование не только учебных и учебно методических, но и периодических изданий. Важнейший источник теоретических идей и фактов – нормативно-правовые и нормативно-методические документы по исследуемой теме. Литература по теме подбирается в систематических (тематических) и алфавитных каталогах, имеющихся в каждой библиотеке.

При изучении литературы обучающийся должен отбирать и осмысливать необходимый для курсовой работы материал, исходя из намеченных разделов будущей работы. Рекомендуется сразу отмечать, в какой части работы будет использован тот или иной материал, то или иное положение, развиваемое автором соответствующего литературного источника.

3. Результаты проведенного анализа источников и литературы и собственные выводы приводятся в виде текста. На этом этапе происходит раскрытие темы, в текстовой форме излагаются полученные результаты согласно разработанному плану. Курсовую работу необходимо дополнить таблицами и рисунками (схемами, диаграммами и т. д.), приложениями, конкретизирующими, обобщающими, систематизирующими предлагаемый материал.

Все сведения, взятые из конкретного источника и используемые при написании курсовой работы, должны быть снабжены соответствующей ссылкой на его номер в списке использованных источников.

4. Оформление результатов проведенного исследования, необходимых по тексту вставок, ссылок и приложений; составление списка использованных источников; окончательное оформление курсовой работы и представление ее на рецензирование и оценку научному руководителю.

Оформление курсовой работы слагается из ряда последовательных операций, выполнение которых не менее важно, чем написание текста и которые требуют большого количества времени. К числу таких операций относятся тщательная проверка и редактирование текста перед распечаткой; уточнение названий отдельных частей работы (глав, параграфов); составление содержания работы с соответствующей рубрикацией; тщательная проверка приводимых в тексте цитат, ссылок, формул, латинских названий; перепечатка текста с соблюдением всех правил орфографии; составление списка использованных источников; изготовление иллюстративных материалов и титульного листа, соединение всех частей работы и ее скрепление.

5. Защита курсовой работы

Курсовая работа защищается обучающимся в период сессии. Выступление рекомендуется подготовить по следующему плану:

1) цель выполнения данной работы;

2) краткое изложение содержания темы;

3) рекомендации для практического использования результатов работы;

4) основные использованные источники.

Структура курсовых работ

В курсовых работах выделяются следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основной текст, заключение, список литературы, приложения.

Титульный лист оформляется по единым требованиям с указанием наименования министерства, вуза, факультета, кафедры; темы курсовой работы; сведений об исполнителе, о научном руководителе, о допуске к защите, места и года выполнения.

Оглавление содержит перечень структурных элементов курсовых с указанием номеров страниц.

Введение является вступлением к работе. В нем обосновывается выбор темы курсовой работы, определяется ее актуальность и значимость для науки и практики.

Актуальность исследуемой темы и её обоснование: выявление значимости данной темы в современных условиях и оценку ее современного состояния. Необходимо указать на не изученность или недостаточную изученность темы в теоретическом обучении. Таким образом, студент должен кратко аргументировать причину выбора именно данной темы.

Определение актуальности темы является важнейшей частью научно-исследовательской деятельности, позволяет установить место предмета исследования в общей совокупности исследуемых проблем. С этой целью рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется текущее состояние, определяются границы 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
исследования (объект, предмет), формируется основная цель, и устанавливаются задачи работы.

По объему оно должно занимать не более 1-3 страниц.

В структуре основной текстовой части должны быть выделены главы (1, 2), а в их составе – параграфы (1.1, 1.2), последовательно и логично раскрывающие содержание работы. Названия глав и параграфов должны быть сформулированы, по возможности, кратко и отражать их содержание. Названия параграфов не должны повторять названия глав. Основной текст курсовой работы делится на главы и параграфы.

Первая глава работы носит, как правило, теоретический характер. В ней раскрывается суть и природа того явления, изучению которого посвящена исследовательская работа, приводится краткий обзор литературы по избранной теме исследования, критически рассматриваются точки зрения различных авторов в их исторической последовательности, обосновывается позиция автора по дискуссионным вопросам темы. По объему первая глава не должна превышать 40% всей работы.

Вторая глава носит практический характер. Важно не только глубоко изучить существующую практику, но и осмыслить ее на основе анализа собранного материала. Задачей анализа является обзор и оценка практического материала, касающегося выбранной темы исследования. В результате проведенного анализа необходимо выявить основные проблемы по рассмотренной теме.

В этой же главе должны быть определены пути совершенствования в методике обучения иностранным языкам, общепринятые способы и средства решения возникающих проблем, возможность их использования в деятельности объекта исследования, обоснованы возможные подходы к устранению выявленных недостатков и определены конкретные меры по общему повышению эффективности деятельности объекта исследования.

В заключении содержатся основные выводы по работе, исходя из поставленных задач, указывается практическая значимость исследования, даются конкретные предложения и методические рекомендации, намечаются основные направления дальнейшей разработки проблемы. Выводы формулируются в тезисной форме либо в конце каждой главы, либо в заключении. Выводы и предложения должны непосредственно вытекать из анализа тех или иных проблем в рамках темы исследования и самого текста работы, быть конкретными, четкими, лаконичными, ориентированными на практическое использование.

Список литературы включает все использованные в ходе исследования источники, которые подаются в алфавитном порядке с указанием фамилии и инициалов авторов, года и места издания, количества страниц. Основным требованием к списку использованных источников является использование при выполнении работы  источнков, изданных за последние 5 лет. Опись фондовых материалов и адреса электронных сайтов приводятся после основной литературы.

Приложения выделяются в том случае, если есть объемные табличные, расчетные или другие материалы, которые имеют вспомогательное значение для достижения цели работы.

Основные требования к оформлению курсовых работ

Работа должна быть грамотно написана, отпечатана: на белой бумаге формата  А4 (210х297 мм) на одной стороне листа на компьютере.

1. Шрифт Times New Roman, № 14, интервал – 1,5, выравниваниепо ширине, отступ 1,25см.

Текст работы следует размещать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Таблицы и иллюстрации оформляются согласно требованиям.

К иллюстрациям относятся: рисунки, фотоснимки, карты, схемы, графики, диаграммы и др.  Правила оформления иллюстраций:

1) иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Название рисунка помещают под иллюстрацией. Если в тексте только 1 иллюстрация, то  ее не нумеруют;

2) иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором упоминаются впервые;

3) на все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.

2. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется сверху по центру, размер шрифта 10. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы

параграфа и текста должно быть  один интервал.

3. Общий объем курсовой работы  не должен превышать 30  страниц.  Подготовленный в соответствии с вышеуказанными требованиями текст  работы оформляется в папку–скоросшиватель.

4. Когда информация приводится из литературного источника, необходимо указать ссылку на источник в виде номера в списке литературы.  Например, [5] означает, что в тексте приведена ссылка на источник под номером 5.  Цитаты должны заключаться в кавычки, при этом указывается  номер источника по списку  и страница этого источника, например, [5, с.12].

5. При написании текстовой части не рекомендуется вести изложение от первого лица: «Я считаю», «По моему мнению» и т.п. Желательно выражать мысль в безличной форме: «на основе проведенного исследования»,  «в ходе анализа выяснено» «в ходе исследования установлено» и т.п. Возможно использование местоимений множественного числа первого лица: «на наш взгляд», «нами было выявлено» и т.п.

6. В список литературы в алфавитном порядке включаются все источники информации, использованные при написании работы: сборники, энциклопедии, словари, документы, статьи, журналы, монографии, сайты интернет и др.

Нумерация ведётся арабскими цифрами с точкой. В первую очередь пишутся законы, далее литературные источники, далее сайты интернет.

Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ.

Методические указания к выполнению презентации курсовой работы

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.

Общие требования к презентации:

-презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

-первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название 

 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
учебного заведения; фамилия, имя, отчество автора, номер группы.

-следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

-дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.