(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Постановки цели и конкретных задач исследования. Изучение педагогических, психологических, физиологических, специальных особенностей изобразительной деятельности школьников (в урочное и внеурочное время).
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Обсуждение результатов психолого-педагогического исследования. Написание 2 (3) главы курсовой работы. Изучение педагогических условий, стимулирования эффективности учебной активности школьников на уроке ИЗО.
/Ср/
Э3
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
1.Назовите основные методы научного исследования в педагогических науках.
2.Объясните методологию деятельностного подхода в исследовании проблем современного художественного образования.
3.Какие научные методы использовались в курсовой работе?
4.Назовите методы формирования и развития умений и навыков работы графическими материалами у школьников 5-7 классов.
5.Какие методы активизации творческой деятельности детей на уроках изобразительного искусства вы знаете?
6.Объясните роль академического обучения в системе отечественного художественного образования.
7.Организация коллективной работы учащихся на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности.
8.Развивающие дидактические игры в системе изобразительного искусства (привести примеры).
9.Раскройте особенности эстетического воспитания детей 1–7 классов на уроках изобразительного искусства посредством изучения особенностей национальной культуры.
10.Какие вы знаете методы активизации творческой деятельности в создании орнаментальных композиций на уроках декоративного рисования (5– 7 кл.)?
11.В чем преимущество интегративного подхода на уроках изобразительного искусства в 7 классе?
12.Назовите этапы формирования и развития объемно-конструктивного мышления детей на уроках рисования с натуры
(1–9 кл.).
13.Какие экспериментальные методы используются в анализе изобразительной деятельности школьников?
14.Какие педагогические технологии исспользуются в проведении урока изобразительного искусства типа открытия новых знаний?
15.Назовите основные научные школы в педагогике изобразительного искусства.
1.Изучение наследия императорской Академия художеств России в становлении рисования как общеобразовательного предмета.
2.Биогенетическая концепция в теории художественном образовании начала ХХ века.
3.А.В. Бакушинский – последователь теории свободного воспитания в России.
4.Формалистическое и реалистическое направления в художественном образовании в России начала ХХ века.
5.Педагогическая система Д.Н. Кардовского в практике художественных школ.
6.Ведущие педагогические направления в художественном образовании конца ХХ века.
7.Художественное образование в зарубежных школах ХХ-ХХI века.
8.Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей в ХХI веке.
9.Художественное образование в России на современном этапе: идеи, концепции.
10.Содержание художественного образования в школе в соответствии с ФГОС.
11.Возрастные закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.
12.Реализация духовно-нравственного потенциала традиций народной художественной культуры.
13.Аудиовизуальные технологии в художественном образовании подростков и старших школьников.
14.Аудио-, видео-, компьютерные учебные пособия в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства.
15.Развитие творческих способностей и воображения обучающихся СОШ на уроках рисования с натуры.
16.Уроки тематического рисования в школе как основа развития творческих способностей младшего школьника.
17.Особенности развития творческих способностей школьников в процессе ознакомления с видами ДПИ.
18.Методика работы по изучению и анализу формы предметов с детьми младшего школьного возраста.
19.Развитие рефлексивных умений (самоанализа, самооценки) в процессе обучения изобразительному искусству.
20.Интегрированные формы урока изобразительного искусства.
21.Психолого-педагогические основы межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в СОШ.
22.Художественно-эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на примере ДПИ какого-либо народа)
23.Формирование универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных) в рамках предмета "Изобразительное искусство".
24.Психолого-педагогические основы деятельностного подхода на уроках изобразительного искусства.
25.Метапредметные умения школьников на уроках изобразительного искусства в основной школе.
26.Применение элементов исследовательской и проектной деятельности на уроке изобразительного искусства.
27.Формирование национального самосознания учащихся на уроках изобразительного искусства (на примере ДПИ
28.Развитие творческих способностей обучащихся на уроках декоративного рисования (на примере изучения орнамента)
29.Национальные основы эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства (на примере декоративно – прикладного искусства татарского народа)
30.Использование национальных художественных традиций на уроках декоративного рисования в СОШ (на примере декоративно – прикладного искусства татарского, русского народов)
31.Проектная деятельность как метод обучения изобразительному искусству в условиях введения ФГОС ООО.
32.Развитие познавательных и коммуникативных УУД через проектную деятельность на уроках изобразительного искусства.
33.Национальное воспитание школьников средствами татарского (русского) декоративно – прикладного искусства.
34.Формирование интереса к национальной культуре в процессе обучения школьников изобразительному искусству.
35.Методическое содержание и специфика современного урока изобразительного искусства.
36.Нравственное воспитание учащихся на уроках иллюстрирования литературных произведений.
37.Формирование художественных и изобразительных умений учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства (на примере какого–либо видов росписи).
38.Преемственность в формирования навыков лепки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (на примере декоративного искусства русского народа).
39.Проблемы внедрения требований ФГОС в предметную область "Искусство".
40.Развитие пространственного мышления школьников на уроках конструирования из природных материалов.
41.Художественное образование и воспитание детей в учреждениях дополнительного образования
42.Художественное восприятие действительности у детей и взрослых
43.Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система.
44.Детское художественное творчество как средство эмоционального развития ребенка.
45.Художественное воспитание младших школьников в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства.
46.Современные педагогические технологии в системе эстетического воспитания и художественного образования.
47.Основы опытно-экспериментальной работы в сфере эстетического воспитания и художественного образования.
48.Проблемы развития коммуникативных и регулятивных УУД на уроке изобразительного искусства.
49.Интеграция общего и дополнительного художественного образования в современном образовательном пространстве в условиях введения ФГОС.
50.Особенности обеспечения учебного процесса в современной системе ДХО в соответствии с принятием ФГТ.
51.Музейные формы работы с учащимися ДХО и СОШ (музейная педагогика).
52.Организация выставочной и конкурсной деятельности учащихся в СОШ и учреждениях ДХО.
53.Особенности обучения одаренных детей в СОШ и в системе ДХО.
54.Критерии анализа и оценивания детского рисунка в условиях системного обучения в учреждениях ДХО (ДХШ, ДШИ).
1. Начальным этапом выполнения курсовой работы является обоснование актуальности выбора темы. На этом этапе обучающимся осмысливается выбор темы курсовой работы, проводится анализ роли и значения выбранной темы. Осуществляется согласование темы курсовой работы с научным руководителем. После утверждения выбранной темы на первой консультации научный руководитель в общих чертах знакомит обучающегося с содержанием будущей работы, рекомендует основные литературные источники, дает задание, следуя которому обучающийся должен составить план курсовой работы. Первоначально составленный план является предварительным и по мере написания работы может меняться путем внесения дополнительных пунктов или их сокращения.
В ходе последующих консультаций преподавателем разъясняются принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы (проекта), даются ответы на вопросы обучающихся.
Таким образом, курсовая работа выполняется в соответствии с заданием, которое получает студент, исходя из темы курсовой работы.
2. Поиск и выбор источников и литературы по теме является одним из важнейших этапов работы над курсовой работой. На этом этапе осуществляется самостоятельный поиск первичного материала по теме, проводится его систематизация, обобщение, анализ с точки зрения полноты изложения, теоретической и методической новизны в исследовании темы. Особое внимание при этом обращается на подбор материала и соответствующую его обработку.
Обязательным условием при написании курсовой работы является использование не только учебных и учебно методических, но и периодических изданий. Важнейший источник теоретических идей и фактов – нормативно-правовые и нормативно-методические документы по исследуемой теме. Литература по теме подбирается в систематических (тематических) и алфавитных каталогах, имеющихся в каждой библиотеке.
При изучении литературы обучающийся должен отбирать и осмысливать необходимый для курсовой работы материал, исходя из намеченных разделов будущей работы. Рекомендуется сразу отмечать, в какой части работы будет использован тот или иной материал, то или иное положение, развиваемое автором соответствующего литературного источника.
3. Результаты проведенного анализа источников и литературы и собственные выводы приводятся в виде текста. На этом этапе происходит раскрытие темы, в текстовой форме излагаются полученные результаты согласно разработанному плану. Курсовую работу необходимо дополнить таблицами и рисунками (схемами, диаграммами и т. д.), приложениями, конкретизирующими, обобщающими, систематизирующими предлагаемый материал.
Все сведения, взятые из конкретного источника и используемые при написании курсовой работы, должны быть снабжены соответствующей ссылкой на его номер в списке использованных источников.
4. Оформление результатов проведенного исследования, необходимых по тексту вставок, ссылок и приложений; составление списка использованных источников; окончательное оформление курсовой работы и представление ее на рецензирование и оценку научному руководителю.
Оформление курсовой работы слагается из ряда последовательных операций, выполнение которых не менее важно, чем написание текста и которые требуют большого количества времени. К числу таких операций относятся тщательная проверка и редактирование текста перед распечаткой; уточнение названий отдельных частей работы (глав, параграфов); составление содержания работы с соответствующей рубрикацией; тщательная проверка приводимых в тексте цитат, ссылок, формул, латинских названий; перепечатка текста с соблюдением всех правил орфографии; составление списка использованных источников; изготовление иллюстративных материалов и титульного листа, соединение всех частей работы и ее скрепление.
5. Защита курсовой работы
Курсовая работа защищается обучающимся в период сессии. Выступление рекомендуется подготовить по следующему плану:
1) цель выполнения данной работы;
2) краткое изложение содержания темы;
3) рекомендации для практического использования результатов работы;
4) основные использованные источники.
Структура курсовых работ
В курсовых работах выделяются следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основной текст, заключение, список литературы, приложения.
Титульный лист оформляется по единым требованиям с указанием наименования министерства, вуза, факультета, кафедры; темы курсовой работы; сведений об исполнителе, о научном руководителе, о допуске к защите, места и года выполнения.
Оглавление содержит перечень структурных элементов курсовых с указанием номеров страниц.
Введение является вступлением к работе. В нем обосновывается выбор темы курсовой работы, определяется ее актуальность и значимость для науки и практики.
Актуальность исследуемой темы и её обоснование: выявление значимости данной темы в современных условиях и оценку ее современного состояния. Необходимо указать на не изученность или недостаточную изученность темы в теоретическом обучении. Таким образом, студент должен кратко аргументировать причину выбора именно данной темы.
Определение актуальности темы является важнейшей частью научно-исследовательской деятельности, позволяет установить место предмета исследования в общей совокупности исследуемых проблем. С этой целью рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется текущее состояние, определяются границы
По объему оно должно занимать не более 1-3 страниц.
В структуре основной текстовой части должны быть выделены главы (1, 2), а в их составе – параграфы (1.1, 1.2), последовательно и логично раскрывающие содержание работы. Названия глав и параграфов должны быть сформулированы, по возможности, кратко и отражать их содержание. Названия параграфов не должны повторять названия глав. Основной текст курсовой работы делится на главы и параграфы.
Первая глава работы носит, как правило, теоретический характер. В ней раскрывается суть и природа того явления, изучению которого посвящена исследовательская работа, приводится краткий обзор литературы по избранной теме исследования, критически рассматриваются точки зрения различных авторов в их исторической последовательности, обосновывается позиция автора по дискуссионным вопросам темы. По объему первая глава не должна превышать 40% всей работы.
Вторая глава носит практический характер. Важно не только глубоко изучить существующую практику, но и осмыслить ее на основе анализа собранного материала. Задачей анализа является обзор и оценка практического материала, касающегося выбранной темы исследования. В результате проведенного анализа необходимо выявить основные проблемы по рассмотренной теме.
В этой же главе должны быть определены пути совершенствования в методике обучения иностранным языкам, общепринятые способы и средства решения возникающих проблем, возможность их использования в деятельности объекта исследования, обоснованы возможные подходы к устранению выявленных недостатков и определены конкретные меры по общему повышению эффективности деятельности объекта исследования.
В заключении содержатся основные выводы по работе, исходя из поставленных задач, указывается практическая значимость исследования, даются конкретные предложения и методические рекомендации, намечаются основные направления дальнейшей разработки проблемы. Выводы формулируются в тезисной форме либо в конце каждой главы, либо в заключении. Выводы и предложения должны непосредственно вытекать из анализа тех или иных проблем в рамках темы исследования и самого текста работы, быть конкретными, четкими, лаконичными, ориентированными на практическое использование.
Список литературы включает все использованные в ходе исследования источники, которые подаются в алфавитном порядке с указанием фамилии и инициалов авторов, года и места издания, количества страниц. Основным требованием к списку использованных источников является использование при выполнении работы источнков, изданных за последние 5 лет. Опись фондовых материалов и адреса электронных сайтов приводятся после основной литературы.
Приложения выделяются в том случае, если есть объемные табличные, расчетные или другие материалы, которые имеют вспомогательное значение для достижения цели работы.
Основные требования к оформлению курсовых работ
Работа должна быть грамотно написана, отпечатана: на белой бумаге формата А4 (210х297 мм) на одной стороне листа на компьютере.
1. Шрифт Times New Roman, № 14, интервал – 1,5, выравниваниепо ширине, отступ 1,25см.
Текст работы следует размещать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Таблицы и иллюстрации оформляются согласно требованиям.
К иллюстрациям относятся: рисунки, фотоснимки, карты, схемы, графики, диаграммы и др. Правила оформления иллюстраций:
1) иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Название рисунка помещают под иллюстрацией. Если в тексте только 1 иллюстрация, то ее не нумеруют;
2) иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором упоминаются впервые;
3) на все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.
2. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется сверху по центру, размер шрифта 10. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы
параграфа и текста должно быть один интервал.
3. Общий объем курсовой работы не должен превышать 30 страниц. Подготовленный в соответствии с вышеуказанными требованиями текст работы оформляется в папку–скоросшиватель.
4. Когда информация приводится из литературного источника, необходимо указать ссылку на источник в виде номера в списке литературы. Например, [5] означает, что в тексте приведена ссылка на источник под номером 5. Цитаты должны заключаться в кавычки, при этом указывается номер источника по списку и страница этого источника, например, [5, с.12].
5. При написании текстовой части не рекомендуется вести изложение от первого лица: «Я считаю», «По моему мнению» и т.п. Желательно выражать мысль в безличной форме: «на основе проведенного исследования», «в ходе анализа выяснено» «в ходе исследования установлено» и т.п. Возможно использование местоимений множественного числа первого лица: «на наш взгляд», «нами было выявлено» и т.п.
6. В список литературы в алфавитном порядке включаются все источники информации, использованные при написании работы: сборники, энциклопедии, словари, документы, статьи, журналы, монографии, сайты интернет и др.
Нумерация ведётся арабскими цифрами с точкой. В первую очередь пишутся законы, далее литературные источники, далее сайты интернет.
Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ.
Методические указания к выполнению презентации курсовой работы
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.
Общие требования к презентации:
-презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
-первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название
-следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
-дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.