2022-2023_zb44_03_05 ИЗОиТ 2151_ 2051_ 1951 гр__plx_Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 3
Виды контроля на курсах:
4
самостоятельная работа
66
аудиторные занятия
0
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Курсовое проектирование
2
2
2
2
Сам. работа
66
66
66
66
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
;PhD, Доцент, Большакова С.В. _________________
 
 
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины  заключается в выработке навыков самостоятельного научного исследования обучающихся через реализацию профессиональных интересов по дисциплине "Теория и методика преподавания изобразительного искусства" в процессе развития способности осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
научиться самостоятельно вести научное исследование применительно к проблемам художественного образования в школе; изучить правила ведения научного исследования и оформления его результатов;
1.4
научиться управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
1.5
совершенствовать методические навыки в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;
1.6
получить опыт публичного представления результатов научно-педагогического исследования.
1.7
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Декоративно-прикладное искусство
2.1.2
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
2.1.3
Композиция в живописи и графике
2.1.4
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.5
Скульптура и пластическая анатомия
2.1.6
Социология
2.1.7
Возрастная и педагогическая психология
2.1.8
Психолого-педагогический практикум
2.1.9
Теория и технология обучения
2.1.10
Технология обработки металла
2.1.11
Иностранный язык
2.1.12
Общая и социальная психология
2.1.13
Организация дополнительного образования (по первому профилю) Художественно-творческая деятельность
2.1.14
Основы черчения и моделирования
2.1.15
Теория и технология  воспитания
2.1.16
Технологии создания изделий из текстиля и кожи
2.1.17
История (история России, всеобщая история)
2.1.18
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.1.19
Концепции современного естествознания
2.1.20
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.21
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.22
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.23
Безопасность жизнедеятельности
2.1.24
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.25
Перспектива
2.1.26
Русский язык и культура речи
2.1.27
Физическая культура и спорт
2.1.28
Философия
2.1.29
Производственная  практика по воспитательной работе
2.1.30
Учебная ознакомительная практика
2.1.31
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)
2.1.32
Циклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Мультимедийные технологии и средства цифрового обучения в преподавании изобразительного искусства
 
стр. 4
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
2.2.2
Основы ландшафтного дизайна
2.2.3
Педагогическая практика
2.2.4
Педагогические технологии в художественном и технологическом образовании
2.2.5
Дизайн объектов труда и интерьера
2.2.6
Курсовая работа по теории и методике преподавания технологии
2.2.7
Организация дополнительного образования (по второму профилю)  Техническое творчество
2.2.8
Проектно-технологическая практика
2.2.9
Творческая исследовательская и проектная деятельности
2.2.10
Обработка конструкционных материалов
2.2.11
Технология художественной обработки дерева
2.2.12
История изобразительного искусства
2.2.13
Организация внеучебной деятельности
2.2.14
Художественная роспись
2.2.15
Технологическая (проектно-технологическая практика)
2.2.16
Производственная педагогическая практика
2.2.17
Учебная технологическая (проектно-технологическая)  практика
2.2.18
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.19
Производственная преддипломная практика
2.2.20
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.21
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.4: Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.3: Владеет умением рационального распределения временных и информационных ресурсов
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.4: Выявляет степень доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.4: Создает на русском языке грамотные и непротиворечивые письменные тексты реферативного характера
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.4: Демонстрирует умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
ОПК-2.3: Демонстрирует умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ
 
 
стр. 5
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Умеет определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.3: Применяет различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Демонстрирует знания психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные исследовательские этапы разработки курсового исследования;
3.1.2
деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
3.1.3
способы  управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни; соответствующими программно-техническими средствами;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять деловую коммуникацию в письменной и устной форме;
3.2.2
рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного исследования;
3.2.3
организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
психолого-педагогическими технологиями в разработке исследовательских действий;
3.3.2
методикой обработки исследовательской информации;
3.3.3
способами контроля и оценки формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении.
3.3.4
умением управлять своим временем, выстраивать траекторию саморазвития;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Задачи курсового исследования в области Теории и методики преподавания ИЗО в школе.

 
1.1
Изучение прикладных задач курсового проектирования в области методики преподавания ИЗО в школе. /Курс пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 УК-6.3 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-2.1 ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.4 ОПК-6.1
3
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
1.2
Определение объекта и предмета курсового исследования.Обоснование актуальности выбранной темы.

Постановки цели и конкретных задач исследования. Изучение педагогических, психологических, физиологических, специальных особенностей изобразительной деятельности школьников (в урочное и внеурочное время).

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 УК-6.3 УК-1.4 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.4 ОПК-6.1
3
0
 
1.3
Обзор основных литературных источников по теме исследования. Выбор методов (методики) проведения исследования. Ознакомление с правилами написания и оформления текста пояснительной записки к курсовому проекту в соответствии с Нормоконтролем вуза. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 УК-6.3 УК-1.3 УК-1.4 УК-4.4 ОПК-2.1 ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.4 ОПК-6.1
3
0
 
1.4
Изучение правил и технологий проведения процедур наблюдения и исследований в коллективе школьникого класса. Методики индивидуального и группового ведения экспериментальной работы.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 УК-6.3 УК-1.4 ОПК-2.1 ОПК-2.4 ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.4 ОПК-6.1
3
0
 
1.5
Структурирование теоретической части курсового исследования. Написание аппарата исследования, его утверждение. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 УК-6.3 УК-1.4 УК-4.4 ОПК-2.1 ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.4 ОПК-6.1
3
0
 
1.6
Описание процесса педагогического исследования.

Обсуждение результатов психолого-педагогического исследования. Написание 2 (3) главы курсового проекта. Изучение педагогических условий, стимулирования эффективности учебной активности школьников на уроке ИЗО.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-6.3 УК-1.4 ОПК-2.1 ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.4 ОПК-6.1
3
0
 
стр. 7
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
1.7
Написание 1 главы. Обсуждение и утверждение. Выявление основных теоретических положений исследования. Методы диагностики состояния учебного процесса на уроке ИЗО, изучение научно-методических способов повышения его эффективности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-6.3 УК-1.4 ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-6.1
3
0
 
1.8
Оформление выводов исследования, формулировка заключения. Разработка иллюстрированного приложения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 УК-6.3 УК-1.4 ОПК-2.1 ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-6.1
3
0
 
1.9
Разработка презентации к материалам курсового проектирования и написание тезисов защиты. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-6.3 УК-1.3 УК-1.4 ОПК-2.1 ОПК-2.4 ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.4 ОПК-6.1
3
0
 
1.10
Процедура защиты курсового проекта. /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 УК-6.3 УК-1.4 УК-4.4 ОПК-2.1 ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.4 ОПК-6.1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Темы курсовых работ по дисциплине «Теория и методика преподавания изобразительного искусства"

1.Императорская Академия художеств России в становлении рисования как общеобразовательного предмета.

2.Биогенетическая концепция в теории художественном образовании начала ХХ века.

3.А.В. Бакушинский – последователь теории свободного воспитания в России.

4.Формалистическое и реалистическое направления в художественном образовании в России начала ХХ века.

5.Педагогическая система Д.Н. Кардовского в практике художественных школ.

6.Ведущие педагогические направления в художественном образовании конца ХХ века.

7.Художественное образование в зарубежных школах ХХ-ХХI века.

 
стр. 8
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
8.Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей в ХХI веке.

9.Художественное образование в России на современном этапе: идеи, концепции.

10.Содержание художественного образования в школе в соответствии с ФГОС.

11.Возрастные закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.

12.Реализация духовно-нравственного потенциала традиций народной художественной культуры.

13.Аудиовизуальные технологии в художественном образовании подростков и старших школьников.

14.Аудио-, видео-, компьютерные учебные пособия в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства.

15.Развитие творческих способностей и воображения обучающихся СОШ на уроках рисования с натуры.

16.Уроки тематического рисования в школе как основа развития творческих способностей младшего школьника.

17.Особенности развития творческих способностей школьников в процессе ознакомления с видами ДПИ.

18.Методика работы по изучению и анализу формы предметов с детьми младшего школьного возраста.

19.Развитие рефлексивных умений (самоанализа, самооценки) в процессе обучения изобразительному искусству.

20.Интегрированные формы урока изобразительного искусства.

21.Психолого-педагогические основы межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в СОШ.

22.Художественно-эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на примере ДПИ какого-либо народа)

23.Формирование универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных) в рамках предмета "Изобразительное искусство".

24.Психолого-педагогические основы деятельностного подхода на уроках изобразительного искусства.

25.Метапредметные умения школьников на уроках изобразительного искусства в основной школе.

26.Применение элементов исследовательской и проектной деятельности на уроке изобразительного искусства.

27.Формирование национального самосознания учащихся на уроках изобразительного искусства (на примере ДПИ татарского народа)

28.Развитие творческих способностей обучащихся на уроках декоративного рисования (на примере изучения орнамента)

29.Национальные основы эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства (на примере декоративно – прикладного искусства татарского народа)

30.Использование национальных художественных традиций на уроках декоративного рисования в СОШ (на примере декоративно – прикладного искусства татарского, русского народов)

31.Проектная деятельность как метод обучения  изобразительному искусству в условиях введения ФГОС ООО.

32.Развитие познавательных и коммуникативных УУД через проектную деятельность на уроках изобразительного искусства.

33.Национальное воспитание школьников средствами татарского (русского) декоративно – прикладного искусства.

34.Формирование интереса к национальной культуре в процессе обучения школьников изобразительному искусству.

35.Методическое содержание и специфика современного урока изобразительного искусства.

36.Нравственное воспитание учащихся на уроках иллюстрирования литературных произведений.

37.Формирование художественных и изобразительных умений учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства (на примере какого–либо видов росписи).

38.Преемственность в формирования навыков лепки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (на примере декоративного искусства русского народа).

39.Теоретические основы обучения школьников рисованию с натуры.

40.Развитие пространственного мышления школьников на уроках конструирования из природных материалов.

41.Художественное образование и воспитание детей в учреждениях дополнительного образования

42.Художественное восприятие действительности у детей и взрослых

43.Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система.

44.Детское художественное творчество как средство эмоционального развития ребенка.

45.Художественное воспитание младших школьников в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства.

46.Современные педагогические технологии в системе эстетического воспитания и художественного образования.

47.Основы опытно-экспериментальной работы в сфере эстетического воспитания и художественного образования.

48.Концепции полихудожественного воспитания и образования (Б.П. Юсов).

49.Интеграция общего и дополнительного художественного образования в современном образовательном пространстве в условиях введения ФГОС.

50.Особенности обеспечения учебного процесса в современной системе ДХО в соответствии с принятием ФГТ.

51.Музейные формы работы с учащимися ДХО и СОШ (музейная педагогика).

52.Организация выставочной и конкурсной деятельности учащихся в СОШ и учреждениях ДХО.

53.Особенности обучения одаренных детей в СОШ и в системе ДХО.

54.Критерии анализа и оценивания детского рисунка в условиях системного обучения в учреждениях ДХО (ДХШ, ДШИ).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

 
5.3. Фонд оценочных средств
Дан в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 9
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Петрушин, В.И. 
Психология художественного творчества: Психология художественного творчества: учебное пособие : / В. И. Петрушин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 180 с.  — ISBN 978-5-534-11233-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444782
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Байбородова, Л. В.
Методология и методы научного исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06257-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/437120
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
 
Л2.2
Е. В. Зудина, Я. Я. Кайль, М. В. Самсонова [и др.].
Рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы, выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации : : учебно-методическое пособие  — Волгоград : Волгоградский государственный социально- педагогический университет, 2016. — 57 c. — ISBN 2227- 8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/57785.html  — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Волгоград : Волгоградский государственный социально- педагогический университет, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Борисов, В. Ю. 
Методика обучения преподаванию изобразительного искусства в вопросах и ответах. Готовимся к экзамену: учебно-методическое пособие : / В. Ю. Борисов, Н. Н. Борисов.  — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. — 80 c. — ISBN 978-5- 4263-0616-5. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/79057.html.
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Учимся писать введение в курсовой работе. - URL:http://kursach37.com/kak-pisat-vvedenie-k-kursovoy-rabote/
 
Э2
Астанина С.Ю. Научно-исследовательская работа студентов (современные требования, проблемы и их решения) [Электронный ресурс]: монография/ Астанина С.Ю., Шестак Н.В., Чмыхова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Современная гуманитарная академия, 2012.— 156 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/16934.— ЭБС «IPRbooks»
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL:https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
Э4
Электронный каталог НГПУ - URL:http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 10
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по курсовому проектированию

1. Начальным этапом выполнения курсовой работы является обоснование актуальности выбора темы. На этом этапе обучающимся осмысливается выбор темы курсовой работы, проводится анализ роли и значения выбранной темы. Осуществляется согласование темы курсовой работы с научным руководителем. После утверждения выбранной темы на первой консультации научный руководитель в общих чертах знакомит обучающегося с содержанием будущей работы, рекомендует основные литературные источники, дает задание, следуя которому обучающийся должен составить план курсовой работы. Первоначально составленный план является предварительным и по мере написания работы может меняться путем внесения дополнительных пунктов или их сокращения.

В ходе последующих консультаций преподавателем разъясняются принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы (проекта), даются ответы на вопросы обучающихся.

Таким образом, курсовая работа выполняется в соответствии с заданием, которое получает студент, исходя из темы курсовой работы.

2. Поиск и выбор источников и литературы по теме является одним из важнейших этапов работы над курсовой работой. На этом этапе осуществляется самостоятельный поиск первичного материала по теме, проводится его систематизация, обобщение, анализ с точки зрения полноты изложения, теоретической и методической новизны в исследовании темы. Особое внимание при этом обращается на подбор материала и соответствующую его обработку.

Обязательным условием при написании курсовой работы является использование не только учебных и учебно методических, но и периодических изданий. Важнейший источник теоретических идей и фактов – нормативно-правовые и нормативно-методические документы по исследуемой теме. Литература по теме подбирается в систематических (тематических) и алфавитных каталогах, имеющихся в каждой библиотеке.

При изучении литературы обучающийся должен отбирать и осмысливать необходимый для курсовой работы материал, исходя из намеченных разделов будущей работы. Рекомендуется сразу отмечать, в какой части работы будет использован тот или иной материал, то или иное положение, развиваемое автором соответствующего литературного источника.

3. Результаты проведенного анализа источников и литературы и собственные выводы приводятся в виде текста. На этом этапе происходит раскрытие темы, в текстовой форме излагаются полученные результаты согласно разработанному плану. Курсовую работу необходимо дополнить таблицами и рисунками (схемами, диаграммами и т. д.), приложениями, конкретизирующими, обобщающими, систематизирующими предлагаемый материал.

Все сведения, взятые из конкретного источника и используемые при написании курсовой работы, должны быть снабжены соответствующей ссылкой на его номер в списке использованных источников.

4. Оформление результатов проведенного исследования, необходимых по тексту вставок, ссылок и приложений; составление списка использованных источников; окончательное оформление курсовой работы и представление ее на рецензирование и оценку научному руководителю.

Оформление курсовой работы слагается из ряда последовательных операций, выполнение которых не менее важно, чем написание текста и которые требуют большого количества времени. К числу таких операций относятся тщательная проверка и редактирование текста перед распечаткой; уточнение названий отдельных частей работы (глав, параграфов); составление содержания работы с соответствующей рубрикацией; тщательная проверка приводимых в тексте цитат, ссылок, формул, латинских названий; перепечатка текста с соблюдением всех правил орфографии; составление списка использованных источников; изготовление иллюстративных материалов и титульного листа, соединение всех частей работы и ее скрепление.

 4. Защита курсовой работы

Курсовая работа защищается обучающимся в период сессии. Выступление рекомендуется подготовить по следующему плану:

1) цель выполнения данной работы;

2) краткое изложение содержания темы;

3) рекомендации для практического использования результатов работы;

4) основные использованные источники.

Структура курсовых работ

В курсовых работах выделяются следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основной текст, заключение, список литературы, приложения.

Титульный лист оформляется по единым требованиям с указанием наименования министерства, вуза, факультета, кафедры; темы курсовой работы; сведений об исполнителе, о научном руководителе, о допуске к защите, места и года выполнения.

Оглавление содержит перечень структурных элементов курсовых с указанием номеров страниц.

Введение является вступлением к работе. В нем обосновывается выбор темы курсовой работы, определяется ее актуальность и значимость для науки и практики.

Актуальность исследуемой темы и её обоснование: выявление значимости данной темы в современных условиях и оценку 

 
стр. 11
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
ее современного состояния. Необходимо указать на не изученность или недостаточную изученность темы в теоретическом обучении. Таким образом, студент должен кратко аргументировать причину выбора именно данной темы.

Определение актуальности темы является важнейшей частью научно-исследовательской деятельности, позволяет установить место предмета исследования в общей совокупности исследуемых проблем. С этой целью рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется текущее состояние, определяются границы исследования (объект, предмет), формируется основная цель, и устанавливаются задачи работы.

По объему оно должно занимать не более 1-3 страниц.

В структуре основной текстовой части должны быть выделены главы (1, 2), а в их составе – параграфы (1.1, 1.2), последовательно и логично раскрывающие содержание работы. Названия глав и параграфов должны быть сформулированы, по возможности, кратко и отражать их содержание. Названия параграфов не должны повторять названия глав. Основной текст курсовой работы делится на главы и параграфы.

Первая глава работы носит, как правило, теоретический характер. В ней раскрывается суть и природа того явления, изучению которого посвящена исследовательская работа, приводится краткий обзор литературы по избранной теме исследования, критически рассматриваются точки зрения различных авторов в их исторической последовательности, обосновывается позиция автора по дискуссионным вопросам темы. По объему первая глава не должна превышать 40% всей работы.

Вторая глава носит практический характер. Важно не только глубоко изучить существующую практику, но и осмыслить ее на основе анализа собранного материала. Задачей анализа является обзор и оценка практического материала, касающегося выбранной темы исследования. В результате проведенного анализа необходимо выявить основные проблемы по рассмотренной теме.

В этой же главе должны быть определены пути совершенствования в методике обучения иностранным языкам, общепринятые способы и средства решения возникающих проблем, возможность их использования в деятельности объекта исследования, обоснованы возможные подходы к устранению выявленных недостатков и определены конкретные меры по общему повышению эффективности деятельности объекта исследования.

В заключении содержатся основные выводы по работе, исходя из поставленных задач, указывается практическая значимость исследования, даются конкретные предложения и методические рекомендации, намечаются основные направления дальнейшей разработки проблемы. Выводы формулируются в тезисной форме либо в конце каждой главы, либо в заключении. Выводы и предложения должны непосредственно вытекать из анализа тех или иных проблем в рамках темы исследования и самого текста работы, быть конкретными, четкими, лаконичными, ориентированными на практическое использование.

Список литературы включает все использованные в ходе исследования источники, которые подаются в алфавитном порядке с указанием фамилии и инициалов авторов, года и места издания, количества страниц. Основным требованием к списку использованных источников является использование при выполнении работы  источнков, изданных за последние 5 лет. Опись фондовых материалов и адреса электронных сайтов приводятся после основной литературы.

Приложения выделяются в том случае, если есть объемные табличные, расчетные или другие материалы, которые имеют вспомогательное значение для достижения цели работы.

Основные требования к оформлению курсовых работ

Работа должна быть грамотно написана, отпечатана: на белой бумаге формата  А4 (210х297 мм) на одной стороне листа на компьютере.

1. Шрифт Times New Roman, № 14, интервал – 1,5, выравниваниепо ширине, отступ 1,25см.

Текст работы следует размещать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Таблицы и иллюстрации оформляются согласно требованиям.

К иллюстрациям относятся: рисунки, фотоснимки, карты, схемы, графики, диаграммы и др.  Правила оформления иллюстраций:

1) иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Название рисунка помещают под иллюстрацией. Если в тексте только 1 иллюстрация, то  ее не нумеруют;

2) иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором упоминаются впервые;

3) на все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.

2. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется сверху по центру, размер шрифта 10. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы

параграфа и текста должно быть  один интервал.

3. Общий объем курсовой работы  не должен превышать 30  страниц.  Подготовленный в соответствии с вышеуказанными требованиями текст  работы оформляется в папку–скоросшиватель.

4. Когда информация приводится из литературного источника, необходимо указать ссылку на источник в виде номера в списке литературы.  Например, [5] означает, что в тексте приведена ссылка на источник под номером 5.  Цитаты должны заключаться в кавычки, при этом указывается  номер источника по списку  и страница этого источника, например, [5, с.12].

5. При написании текстовой части не рекомендуется вести изложение от первого лица: «Я считаю», «По моему мнению» и т.п. Желательно выражать мысль в безличной форме: «на основе проведенного исследования»,  «в ходе анализа выяснено» «в ходе исследования установлено» и т.п. Возможно использование местоимений множественного числа первого лица: «на наш взгляд», «нами было выявлено» и т.п.

6. В список литературы в алфавитном порядке включаются все источники информации, использованные при написании работы: сборники, энциклопедии, словари, документы, статьи, журналы, монографии, сайты интернет и др.

Нумерация ведётся арабскими цифрами с точкой. В первую очередь пишутся законы, далее литературные источники, далее сайты интернет.

Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ.

Методические указания к выполнению презентации курсовой работы

 
стр. 12
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.

Общие требования к презентации:

• Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

• Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название учебного заведения; фамилия, имя, отчество автора, номер группы.

• Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

• Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1. Определение целей.

2. Сбор информации об аудитории.

3. Определение основной идеи презентации.

4. Подбор дополнительной информации.

5. Планирование выступления.

6. Создание структуры презентации.

7. Проверка логики подачи материала.

8. Подготовка заключения.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.