2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Производственная педагогическая практика_История и Обществознание
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Производственная педагогическая  практика
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Истории и методики ее преподавания
Учебный план
b44.03.05 ИиО 281.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и  Обществознание

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Производственная
Тип практики
педагогическая практика
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
3
Продолжительность в часах/неделях
108/2 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Семестр (<Курс>.<Семестр на курсе>)

7(4.1)

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
3
3
3
3
Контактная работа
3
3
3
3
Сам. работа
105
105
105
105
Итого
108
108
108
108
 
Рабочую программу составил(и):
 
  преп.  Альменеев А.Г. _________________
 
 
Производственная педагогическая  практика
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
b44.03.05 ИиО 281.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Целью производственной педагогической практики является формирование у обучающихся устойчивого интереса к выбранной педагогической профессии, приобретение профессиональных умений, навыков и опыта учебной и внеучебной деятельности учителя истории и обществознания на уровне основного общего образования.
Задачами производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются:
1.выработать у обучающихся навыков практического применения профессионально-педагогических знаний, полученных в процессе теоретической подготовки;
2.сформировать умения организовывать и осуществлять воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории и обществознания, взаимодействовать с участниками образовательного процесса;
3.развить потребности в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании;
4.осуществлять педагогическое сопровождение процесса социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии учителя истории и обществознания;
5.осознать социальную значимость профессии учителя истории и обществознания, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения
 
 
 
УК-3.2: Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями
 
 
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.3: Осуществляет коммуникацию в цифровой среде для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия
 
 
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
 
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
 
 
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
 
 
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
 
 
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
 
 
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
 
 
 
ОПК-7.2: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
 
 
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
структуру  и  содержание  базовых  исторических  курсов  в различных  типах образовательных учреждений;

требования ФГОС И ИКС к реализации ООП в основной и старшей  школе и  организации  учебной  и  воспитательной  деятельности  обучающихся;

базовые национальные ценности   России  для  осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся;

различные  средства  оценивания  результатов  образовательной  деятельности  учащихся;

систему  учебно-воспитательной  работы  образовательного учреждения;

принципы  и  систему  коммуникации в образовательной деятельности;

педагогические  основы организации  учебно-познавательной  деятельности  учащихся на основе освоения системы приемов и формирования умений школьников;

различные виды и типы педагогических  ситуаций  и  алгоритмы их разрешения;

содержание, формы и методы внеклассной и внеурочной работы учителя истории;

формы  организации  познавательной  деятельности  обучающихся  в соответствии с современными  методиками  и технологиями  для  обеспечения качества  учебно-воспитательного процесса;

современные  формы  конспекта  урока  истории  и  обществознания;

Уметь:
анализировать стандарты образовательного назначения, определять их возможности для разработки основных и дополнительных образовательных программ;

производить отбор методов, приемов, педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов;

демонстрировать знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности;

осуществлять отбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся;

реализовывать различные виды речевой деятельности в учебно-научном общении, создавать тексты различных учебно-научных жанров;

демонстрировать алгоритм постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации с требованиями ФГОС;

осуществлять отбор предметного содержания, методов, приемов и технологий обучения истории, организационных форм учебных занятий, средств диагностики в соответствии с планируемыми результатами обучения;

создавать конспекты урока истории для реализации образовательных программ различных уровней

Владеть:
способами конкретизации целей обучения по классам, курсам, разделам и темам и отбора содержания исторического материала в соответствии с целями и задачами обучения;

системой воспитательной работы в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

нормативными правовыми документами в деятельности учителя истории и обществознания;

системой диагностики образовательных достижений учеников истории на различных этапах образовательного процесса,выявления и корректировки трудностей в обучении;

навыками профессионального общения в учебных и внеучебных ситуациях;

основами проектирования и реализации воспитательной деятельности в школьной практике;

основными методическими приемами организации деятельности обучающихся на всех этапах уроках истории, в процессе организации самостоятельной работы и внеурочной деятельности обучающихся;

умением разрабатывать познавательные задания по истории, определять их возможности для организации познавательной деятельности обучающихся

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.О
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Ациклические виды спорта
1
 
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2
 
Курсовая работа по истории России
3
 
Методика обучения истории
4
 
Новая история стран Европы и Америки
5
 
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
6
 
Основы вожатской деятельности
7
 
Производственная педагогическая вожатская практика
8
 
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
9
 
Педагогика
10
 
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
11
 
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
12
 
Учебная технологическая практика
13
 
Архивоведение
14
 
История средних веков
15
 
Психология
16
 
Психология воспитательных практик
17
 
Учебная архивная практика
18
 
Учебная технологическая практика
19
 
Философия  
20
 
Безопасность жизнедеятельности
21
 
Иностранный язык 
22
 
Источниковедение
23
 
Археология
24
 
История древнего мира
25
 
Основы медицинских знаний
26
 
Русский язык и культура речи
27
 
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
28
 
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
29
 
Вспомогательные исторические дисциплины
30
 
История (история России, всеобщая история)
31
 
Логика
32
 
Физическая культура и спорт
33
 
Финансово-экономический практикум
34
 
Циклические виды спорта
35
 
Музееведение
36
 
Исторический роман
37
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Курсовая работа по Всеобщей истории
1
 
Производственная педагогическая практика
2
 
Социология
3
 
Учебная музейная практика
4
 
Курсовая работа по обществознанию
5
 
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
6
 
Политология
7
 
Производственная педагогическая практика
8
 
Экономика
9
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
10
 
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
11
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
12
 
Религиоведение
13
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Семестр
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Подготовительный
 
1.1
Участие в установочной конференции на базе вуза; получение вводного инструктажа по охране труда и технике безопасности, ознакомление с основными правилами внутреннего распорядка образовательной организации; составление индивидуального плана прохождения практики /РукПр/
7
1
ОПК-8.1,ОПК-8.2,УК-3.1,УК-3.2,ОПК-3.1,ОПК-6.1
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э8,Э9
1
 
Раздел 2. Ознакомительный
 
2.1
Ознакомление с образовательно-воспитательной системой данной школы. Психолого-педагогическое изучение учащихся класса, их уровня развития, состояния здоровья, характера взаимодействия с учителями. Составление плана работы студента на практике. /Ср/
7
10
ОПК-8.1,ОПК-8.2,УК-3.1,УК-3.2,ОПК-3.1,ОПК-6.1
текущий контроль успеваемости 
Э1,Э2,Э3,Э8,Э9
 
Раздел 3. Основной
 
3.1
Консультации учителя истории и обществознания. Анализ урока истории и обществознания в РЭШ / МЭШ (по выбору обучающегося. Посещение уроков истории и обществознания их анализ. Планирование, реализация и коррекция уроков истории. Самоанализ урока истории. Овладение методикой проведения уроков истории и обществознания современными педагогическими технологиями. Проведение урока истории с использованием цифровых образовательных ресурсов: Российская электронная школа (РЭШ), Московская электронная школа (МЭШ), Learning Apps и др. Проведение воспитательных мероприятий с классом в рамках плана классного руководителя, в т.ч. с применением во внеурочной деятельности по истории и обществознанию материалов исторических и краеведческих музеев (в т.ч. информации с сайтов) /Ср/
7
75
ОПК-8.1,ОПК-8.2,УК-3.1,УК-3.2,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-4.3
Л1.1,Л2.1,Л2.3
текущий контроль успеваемости 
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8,Э9
 
Раздел 4. Аналитический
 
4.1
Обработка, анализ и систематизация результатов практики /Ср/
7
12
УК-3.2,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-4.3
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4
текущий контроль успеваемости 
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8,Э9
 
Раздел 5. Заключительный
 
5.1
Обобщение материалов практики;

подготовка отчета по итогам практики /Ср/

7
8
УК-3.2,ОПК-3.2,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-4.3
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4
текущий контроль успеваемости 
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8,Э9
 
5.2
Подведение итогов практики.

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике /РукПр/

7
2
УК-3.2,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-4.3
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4
промежуточная аттестация 
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8,Э9
2
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики– это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.

Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:

1. Титульный лист.

2. Рабочий график (план) проведения практики.

3. Индивидуальное задание обучающегося.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.

4. Результаты выполненного индивидуального задания:

4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.

4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
см. Фонд оценочных средств в Приложении к рабочей программе
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Подготовительный
ОПК-8.1, ОПК-8.2, УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-6.1
Участие в установочной конференции на базе вуза; получение вводного инструктажа по охране труда и технике безопасности, ознакомление с основными правилами внутреннего распорядка образовательной организации; составление индивидуального плана прохождения практики
текущий контроль успеваемости   
 
2
Ознакомительный
ОПК-8.1, ОПК-8.2, УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-6.1
Ознакомление с образовательно-воспитательной системой данной школы. Психолого-педагогическое изучение учащихся класса, их уровня развития, состояния здоровья, характера взаимодействия с учителями. Составление плана работы студента на практике.
текущий контроль успеваемости 
 
3
Основной
ОПК-8.1, ОПК-8.2, УК-3.1, УК-3.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-4.3
Консультации учителя истории и обществознания. Анализ урока истории и обществознания в РЭШ / МЭШ (по выбору обучающегося. Посещение уроков истории и обществознания их анализ. Планирование, реализация и коррекция уроков истории. Самоанализ урока истории. Овладение методикой проведения уроков истории и обществознания современными педагогическими технологиями. Проведение урока истории с использованием цифровых образовательных ресурсов: Российская электронная школа (РЭШ), Московская электронная школа (МЭШ), Learning Apps и др. Проведение воспитательных мероприятий с классом в рамках плана классного руководителя, в т.ч. с применением во внеурочной деятельности по истории и обществознанию материалов исторических и краеведческих музеев (в т.ч. информации с сайтов)
текущий контроль успеваемости 
 
4
Аналитический
УК-3.2, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-4.3
Обработка, анализ и систематизация результатов практики
текущий контроль успеваемости 
 
5
Заключительный
УК-3.2, ОПК-3.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2
Обобщение материалов практики;

подготовка отчета по итогам практики

Подведение итогов практики.

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике

текущий контроль успеваемости

промежуточная аттестация 

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Шоган, В. В.  Методика преподавания истории в школе [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 433 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11816-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494890. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 433 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/446190 
Л1.1
 
 
Дополнительная литература
 
Подымова Л.С.  Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01032-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510663 [Электронный ресурс]:. - Юрайт, 2023. -  – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/510663 
Л2.1
 
Шоган, В. В.  Методика обучения истории. Художественные образы на уроках истории  [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 301 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12481-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447788. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 301 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/447788 
Л2.2
 
Бахтигулова, Л. Б.   Методика воспитательной работы [Электронный ресурс]:Бахтигулова, Л. Б.  Методика воспитательной работы : учебное пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 188 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10576-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495351. -  Москва : Издательство Юрай, 2022. - 188 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/495351 
Л2.3
 
Сторожакова, Е. В. Методика обучения истории. Художественное слово на уроках истории [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / Е. В. Сторожакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12440-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496306. -  Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 305 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/496306 
Л2.4
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок». – URL: https://infourok.ru/
Э1
 
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: https://festival.1september.ru/mathematics/ 
Э2
 
Российское образование: федеральный образовательный портал: [сайт]. – Москва. - Обновляется в течение суток. –– Текст: электронный
Э3
 
История России (862-1917). – URL: http://www.history.atomlink.ru
Э4
 
История России. Обществознание : учебно-методический комплект для школы : сайт / Российский учебник. – Москва, 2016 . – URL: https://rosuchebnik.ru/
Э5
 
Мультимедийный учебник по истории России. – URL: http://www.history.ru
Э6
 
Сеть "История". – URL: http://www.thehistorynet.com
Э7
 
Электронная библиотека НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
Э8
 
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. – URL: www.iprbookshop.ru
Э9
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html

Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  

Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/

Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
2-201, Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). , Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
1
 
 
2-302а, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
2
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;

прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

ежедневно вести дневник практики;

соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

содержание отчета и доклада обучающегося;

качество ответов на вопросы;

корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение практики осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.