2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Учебная практика по ботанике
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Учебная практика по ботанике
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Географии, биологии и методик  их преподавания
Учебный план
z44.03.01 Б  2162 гр..plx

44.03.01 Педагогическое образование

 

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
заочная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Учебная
Тип практики
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
6
Продолжительность в часах/неделях
216/4 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Курс

1

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
0,5
0,5
0,5
0,5
Контактная работа
0,5
0,5
0,5
0,5
Сам. работа
211,5
211,5
211,5
211,5
Итого
216
216
216
216
 
Рабочую программу составил(и):
 
кбн доц. Смирнова А.В. _________________
 
 
 
Учебная практика по ботанике
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
z44.03.01 Б  2162 гр..plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Цель - закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся и приобретение ими практических навыков, овладение компетенциями и опытом профессиональной деятельности.
Задачи:
закрепить теоретическую подготовку и расширить практическую обучающихся по систематике растений,
способствовать развитию исследовательских умений в полевых и лабораторных условиях.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.2: Демонстрирует необходимый уровень физических кондиций для самореализации в профессиональной деятельности
 
 
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.2: Проводит отбор и применение форм, методов и технологий взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в урочной деятельности, внеурочной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ
 
 
 
ОПК-7.3: Планирует и организует деятельность основных участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
 
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
 
 
ОПК-8.4: Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
 
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
источники информации адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению;

образовательные результаты обучающихся по предмету "Биология растений";

способы взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;

особенности морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, понимать их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.

Уметь:
существлять выбор источников информации адекватных поставленным задачам и соответствующих научному мировоззрению;

формировать образовательные результаты обучающихся в рамках учебного предмета "Биология растений";

организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;

работать с различными типами определителей растений;  

анализировать морфологические особенности растений, делать их описания,  проводить зоологические экскурсии в природу.

Владеть:
навыками выбора источников информации адекватных поставленным задачам и соответствующих научному мировоззрению;

современными методиками и технологиями, в том числе и информационными, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

приемами формирования образовательных результатов обучающихся по биологии;

методами описания и определения растений;  

основными методами полевых  исследований;

навыками проведения ботанических экскурсий со школьниками.

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.О
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Анатомия и морфология человека
1
 
Биогеография
2
 
Возрастная и педагогическая психология  
3
 
Зоология
4
 
Методика обучения биологии
5
 
Общая и социальная психология 
6
 
Психолого-педагогический практикум 
7
 
Теория и технология  воспитания   
8
 
Теория и технология обучения 
9
 
Экология
10
 
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  
11
 
Методы психолого-педагогического исследования
12
 
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
13
 
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
14
 
Физиология человека
15
 
Генетика
16
 
Курсовая работа по  биологии
17
 
Микробиология
18
 
Теория эволюции
19
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
20
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
21
 
Производственная практика  по воспитательной работе
22
 
Учебная практика  по зоологии
23
 
Производственная педагогическая практика
24
 
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
25
 
Учебная практика по основам сельского хозяйства
26
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Курс
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Подготовительный
 
1.1
Ознакомление с целями и задачами практики, методикой сбора и определения  растений /РукПр/
1
0,5
ОПК-7.2,ОПК-7.3,УК-7.2,ОПК-8.1,ОПК-8.3,ОПК-8.4,ОПК-8.5
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л2.3
Э1,Э2,Э3
0,5
 
1.2
Участие в установочной конференции. Знакомство с программой практики и техникой безопасности при проведении полевых исследований. Подготовка оборудования. Распределение на бригады. Требования к оформлению полевого дневника /Ср/
1
6
ОПК-7.2,ОПК-7.3,УК-7.2,ОПК-8.1,ОПК-8.3,ОПК-8.4,ОПК-8.5
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3
 
Раздел 2. Основной
 
2.1
Овладение методикой сбора, гербаризации и этикетирования растений.

/Ср/

1
20
ОПК-7.2,ОПК-7.3,УК-7.2,ОПК-8.1,ОПК-8.3,ОПК-8.4,ОПК-8.5
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3
 
2.2
Определение представителей семейств по внешнему облику. /Ср/
1
40
ОПК-7.2,ОПК-7.3,УК-7.2,ОПК-8.1,ОПК-8.3,ОПК-8.4,ОПК-8.5
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3
 
2.3
Изучение морфологических признаков, свойственных ведущим семействам флоры высших растений района прохождения практики. /Ср/
1
40
ОПК-7.2,ОПК-7.3,УК-7.2,ОПК-8.1,ОПК-8.3,ОПК-8.4,ОПК-8.5
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3
 
2.4
Составление морфологических описаний и зарисовок растений из основных семейств.  /Ср/
1
40
ОПК-7.2,ОПК-7.3,УК-7.2,ОПК-8.1,ОПК-8.3,ОПК-8.4,ОПК-8.5
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3
 
2.5
Выполнение типовых исследовательских работ (групповых и индивидуальных). /Ср/
1
40
ОПК-7.2,ОПК-7.3,УК-7.2,ОПК-8.1,ОПК-8.3,ОПК-8.4,ОПК-8.5
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3
 
Раздел 3. Аналитический
 
3.1
Монтировка гербария и фотоотчета.  Подготовка отчетов по индивидуальному заданию. Обобщение материалов практики, подготовка отчета по итогам практики. /Ср/
1
25,5
ОПК-7.2,ОПК-7.3,УК-7.2,ОПК-8.1,ОПК-8.3,ОПК-8.4,ОПК-8.5
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л2.3
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3
 
3.2
Участие в итоговой конференции   с демонстрацией мультимедиа-презентации по результатам практики.

Сдача отчета по практике

/ЗачётСОц/

1
4
ОПК-7.2,ОПК-7.3,УК-7.2,ОПК-8.1,ОПК-8.3,ОПК-8.4,ОПК-8.5
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л2.3
промежуточная аттестация
Э1,Э2,Э3
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики– это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.

Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:

1. Титульный лист.

2. Рабочий график (план) проведения практики.

3. Индивидуальное задание обучающегося.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.

4. Результаты выполненного индивидуального задания:

4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.

4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
Представлен отдельным документом в приложении
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Подготовительный
ОПК-7.2, ОПК-7.3, УК-7.2, ОПК-8.1, ОПК-8.3, ОПК-8.4, ОПК-8.5
Ознакомление с целями и задачами практики, методикой сбора и определения  растений

Участие в установочной конференции. Знакомство с программой практики и техникой безопасности при проведении полевых исследований. Подготовка оборудования. Распределение на бригады. Требования к оформлению полевого дневника

текущий контроль успеваемости

 
2
Основной
ОПК-7.2, ОПК-7.3, УК-7.2, ОПК-8.1, ОПК-8.3, ОПК-8.4, ОПК-8.5
Овладение методикой сбора, гербаризации и этикетирования растений.

Определение представителей семейств по внешнему облику.

Изучение морфологических признаков, свойственных ведущим семействам флоры высших растений района прохождения практики.

Составление морфологических описаний и зарисовок растений из основных семейств.

Выполнение типовых исследовательских работ (групповых и индивидуальных).

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

 
3
Аналитический
ОПК-7.2, ОПК-7.3, УК-7.2, ОПК-8.1, ОПК-8.3, ОПК-8.4, ОПК-8.5
Монтировка гербария и фотоотчета.  Подготовка отчетов по индивидуальному заданию. Обобщение материалов практики, подготовка отчета по итогам практики.

Участие в итоговой конференции   с демонстрацией мультимедиа-презентации по результатам практики.

Сдача отчета по практике

текущий контроль успеваемости

промежуточная аттестация

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Афанасьева Н.Б. Ботаника. Экология растений:учебник для бакалавриата и магистратуры. - М: Юрайт, 2019. - 352
Л1.1
 
Опарин, Р. В.  Полевая практика по ботанике. Методика проведения :учебное пособие для вузов / Р. В. Опарин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 109 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12801-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496504. - Образовательная платформа Юрайт [сайт]., 2022. - 109 с.
Л1.2
 
Летние полевые практики по ботанике и зоологии : учебное пособие для вузов / А. Ю. Левых [и др.] ; под редакцией А. Ю. Левых. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 321 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14617-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497117. -  Москва : Издательство Юрайт,, . - 321 с.
Л1.3
 
 
Дополнительная литература
 
Жохова Е.В. Ботаника :учеб. пособие для вузов . - М: Юрайт, 2019. - 221
Л2.1
 
Жуйкова, Т. В.   Ботаника: анатомия и морфология растений [Электронный ресурс]:Практикум : учебное пособие для вузов . - Москва : Издательство Юрайт , 2023. - 181 с. – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/514959  
Л2.2
 
Е. В. Жохова, Н. В. Скляревская  Ботаника [Электронный ресурс]:учеб. пособие для вузов . -  Москва : Издательство Юрайт,, 2022. - 221 – Режим доступа:  https://biblio-online.ru/bcode/437694  
Л2.3
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Электронная библиотека НГПУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

Э1
 
Всероссийский педагогический портал [Электронный ресурс]  –http://методкабинет.рф/ 
Э2
 
Национальная электронная библиотека (НЭБ)  [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://нэб.рф/ 
Э3
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html

Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  

Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/

Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/

Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
2-108, Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
1
 
 
2-302а, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
2
 
 
1-105, Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оборудование и технические средства обучения: учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
3
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключенный между профильной организацией и Университетом. Обучающимся разрешается проходить практику в образовательных организациях по своему выбору.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы производственной практики;

прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

ежедневно вести дневник практики;

соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

содержание отчета и доклада обучающегося;

качество ответов на вопросы;

корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.

Подготовка отчета. Общий объем отчета    30-35страниц.  Отчет составляется  на  листах  формата А4 (210 х 297 мм), иллюстрируется схемами, графиками, рисунками и брошюруется.

Титульный лист указывается название организации, выпустившей отчет, название факультета, кафедры, группы, состав бригады, фамилии, имена и отчества преподавателей, а также место и год написания отчета.

Второй лист отчета – оглавление со списком приложений.

Основное содержание - должно содержать следующие обязательные главы:

1. Введение, в котором указывается цель и задачи, содержание учебной практики по зоологии.

2. Географическое положение района.

3. Описание маршрутов: лесопарк, водоем, лес, луг

4. Заключение. Приводятся итоги работы, предлагаются основные выводы по каждому освещенному разделу.

5. Список использованной литературы. Составляется в алфавитном порядке, источникам присваиваются номера. На каждый литературный или электронный источник должна быть поставлена ссылка в соответствующем разделе в виде номера источника в квадратных скобках.

Приложение включает результаты выполнения практических заданий.

С момента прибытия и до конца пребывания на практике обучающийся обязан вести «Дневник практики», который является составной частью отчета о практике и используется при его написании. Записи в дневнике должны быть ежедневными.

В дневнике фиксируются виды работ, их объем и краткое содержание выполненной работы. Необходимо также отразить встретившиеся в работе затруднения, их характер, какие меры были приняты для их устранения, отметить недостатки в теоретической подготовке.

Дневники периодически проверяются руководителем практики, в нем делаются отметки по его ведению, качеству выполняемой обучающимся работы. В конце практики дневник должен быть подписан обучающимся.

Письменный отчет обучающегося о прохождении практики – это описание и анализ пройденной практики от первого лица. Отчет о практике составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики. В отчете обобщаются результаты проделанной работы и делаются выводы и предложения по совершенствованию практики.

В процессе защиты обучающийся должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации, структуру и анализ материалов. По результатам защиты комиссия выставляет обучающемуся зачет с оценкой («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

 
Зачет по практике выставляется на основании выполненной работы и ответов на вопросы руководителя практики.

Вопросы:

1)Какими источниками информации пользовались при выполнении задач практики?

2)Каковы особенности животного мира района исследования? Назовите  типичные виды животных.

3)При изучении  каких тем в школе,  можно использовать материалы исследования?

4)Назовите правила поведения в природе.

5)Как вы оцениваете состояние своей физической подготовленности для самореализации в профессиональной деятельности?