Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Принципы педагогического воздействия. Структура работы ПМПК по комплектованию групп коррекционной направленности.
Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ.
Использование наглядно – дидактического материала для проведения занятий с детьми с ОВЗ.
Особенности формирования лексико –грамматических категорий, фонематических процессов, мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОВЗ
Развитие речемыслительной деятельности в группе компенсирующей направленности на основе сочетания и моделирования инновационных технологий.
Работа логопеда с педагогами и родителями детей с ОВЗ.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к зачету
1. Специальная (коррекционная) педагогика как наука и сфера общественной практики. Предмет, объект и задачи специальной педагогики.
2. Определение понятия «Лица с ограниченными возможностями здоровья (развития)». Психолого-педагогическая характеристика данной категории детей.
3. Определение понятий: «Лица с особыми образовательными потребностями», «специальные образовательные условия».
4. Основные виды нарушений развития у детей. (Классификация, психолого-педагогическая характеристика различных видов дизонтогенеза).
5. Основные закономерности нарушенного («отклоняющегося») развития; их учет в практике коррекционного обучения и воспитания.
6. Понятие о сложной структуре нарушений развития. Первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта развития.
7. Основные категории (группы) детей с отклонениями в развитии.
8. Типы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста.
9. Типы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с отклонениями в развитии школьного возраста.
10. Коррекционные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья системы здравоохранения и социальной помощи населению.
11. Сложные дефекты, их причины и виды.
12. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.
13. Понятие "коррекция дефекта".
14. Дизонтогенез, его параметры (по В.В. Лебединскому).
15. Дети с проблемами здоровья и жизнедеятельности.
16. Дети с недостатками интеллекта. Формы умственной отсталости.
17. Особенности детей с умственной отсталостью.
18. Специальное (коррекционное) образование умственно отсталых детей.
19. Понятие "задержка психического развития". Причины и категории задержки развития.
20. Коррекционное образование детей с задержкой психического развития.
21. Вариативные модели дошкольного образования детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики.
22. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.
23. Условия, обеспечивающие специальные образовательные потребности детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.
24. Психолого - педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в процессе инклюзивного образования.
25. Психолого - педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения в процессе инклюзивного образования.
26. Психолого - педагогическое сопровождение детей с ЗПР в процессе инклюзивного образования.
27. Психолого - педагогическое сопровождение детей с интеллектуальным недоразвитием в процессе инклюзивного образования.
28. Психолого - педагогическое сопровождение детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в процессе инклюзивного образования.
29. Психолого - педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в процессе инклюзивного образования.
30. Психолого - педагогическое сопровождение детей с СДВГ в процессе инклюзивного образования.
32. Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования
33. Междисциплинарное взаимодействие специалистов в организации психолого-педагогического сопровождения особого ребенка в инклюзивном ДОУ
34. Нормативно - правовое обеспечение инклюзивного образования лиц с ОВЗ в России.
35. Деятельность специалиста по инклюзии (координатор) в образовательном учреждении
36. Технология деятельности консилиума образовательного учреждения по сопровождению образовательной инклюзии ребенка с ОВЗ
37. Диагностико-консультативная работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.
38. Служба психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного обучения.
39. Задачи и функции тьютора в условиях инклюзивной практики.
40. Инклюзивное и специально образование - проблемы и перспективы
Многообразие подходов к интерпретации понятия «Инклюзивное образование».
41. Международные правовые документы, составляющие нормативно-правовые
основы инклюзивного образования.
42. Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ.
43. Разграничение понятий «интегрированное образование лиц с ОВЗ» и
«инклюзивное образование лиц с ОВЗ».
44. Модели образовательной интеграции детей школьного возраста с ограниченными
возможностями здоровья.
45. Сущность, функции и структура инклюзивного процесса обучения.
46. Коррекционно-развивающие технологии в системе обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения.
47. Условия, обеспечивающие специальные образовательные потребности детей с ОВЗ
в условиях инклюзивного обучения.
48. Диагностико-консультативная работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного
обучения.
49. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного
обучения
50. Социально-педагогическая работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного
обучения.
51. Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях
инклюзивного обучения.
52. Структура и содержание деятельности службы психолого-педагогического
сопровождения в условиях инклюзивного обучения.
53. Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве.
54. Принципы построения индивидуальных программ психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии.
55.Медико-социально-педагогический патронаж.
56. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. Формы организации
специального образования.
57. Школьные системы специального образования.
58. Профессиональная ориентация, профессиональное образование лиц с ограниченной
трудоспособностью.
59. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями.
60.Основные отрасли инклюзивного образования.
Темы письменных докладов с обсуждением
1. Организация психологической и педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в Российской Федерации.
2. Организация социальной, психологической и педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития в зарубежных странах.
3. Научная концепция Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития ребенка» и ее значение для специальной психологии и коррекционной педагогики.
4. Учение Л.С. Выготского о своеобразии развития личности ребенка с дефектом как методологическая основа коррекционной педагогики и психологии.
5. Основные закономерности процесса аномального (отклоняющегося) развития. Эволюция научных взглядов на данную проблему.
6.Понятие аномального развития, дефекта и психического дизонтогенеза.
7. Психологические параметры дизонтогенеза.
8. Причины возникновения дефектов.
9. Механизм возникновения дефектов (по Л.С. Выготскому).
10. Проблема нормы, патологии, пограничных состояний.
11. Особенности психического развития аномальных детей.
12. Отклонения от нормативов развития.
13. Предмет и задачи сурдопедагогики, специфика сурдопсихологии.
14. Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация.
16. Специальные образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха (ДОУ,
школы I и II вида).
17. Особенности учебно-воспитательного процесса в специальных учебных учреждениях
для детей с нарушениями слуха.
18. Предмет и задачи тифлопедагогики, специфика тифлопсихологии.
19. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.
20. Классификация лиц с нарушениями зрения.
21. Специальные образовательные учреждения для детей с нарушениями зрения (ДОУ,
школы III и IV вида).
22. Особенности учебно-воспитательного процесса в специальных учебных учреждениях
для детей с нарушениями зрения.
23. Задержка психического развития (ЗПР) как нарушение психического развития.
24. Классификация ЗПР: - ЗПР церебрально-органического происхождения, - ЗПР
конституционального происхождения, - ЗПР соматогенного происхождения, - ЗПР
психогенного происхождения.
25. Обратимость дефекта при задержанном типе развития.
26. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР дошкольного и младшего
школьного возраста.
27. Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР.
28.Патология речевого развития и характеристика причин, способствующих ее
возникновению и закреплению.
29. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.
30. Психолого-педагогическая классификация детей, имеющих нарушения речи.
Селюкова Е. А., Герасимова В. Н., Ильядис С. А. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 167-169. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1462/).https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1462
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов с обсуждением, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.