2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Основы общей педагогики_ введение в педагогическую деятельность_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
123
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
123
123
123
123
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Гарнышева Т.В. _________________
 
 
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой М.М.Гумерова

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся представления о педагогике как научной дисциплине, сформировать педагогические сознания в единстве личностной и профессиональной «Я-концепции»
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать научно-педагогические  мировоззрения в процессе овладения обучающимися системой историко- педагогических знаний,  ценностных основ педагогической профессии
1.4
сформировать системы знаний о педагогике как науке и практике
1.5
сформировать интерес к педагогической деятельности, раскрыть ее гуманистические и культурологические сущности
1.6
сформировать умения и навыки самообразования, стимулировать интерес к историко-педагогической, психолого- педагогической литературе
1.7
сформировать представления о начальных умениях научно-исследовательской деятельности в области педагогики
1.8
сформировать основы профессионального педагогического общения (взаимодействия)
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
В ходе освоения школьной программы
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.2
История педагогики и образования
2.2.3
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.5
Социальная психология
2.2.6
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.7
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.8
Образовательное право
2.2.9
Основы экологической культуры
2.2.10
Педагогика раннего возраста
2.2.11
Правоведение
2.2.12
Практикум по дошкольной педагогике
2.2.13
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.14
Психолого-педагогический практикум
2.2.15
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.16
Курсовая работа по начальному образованию
2.2.17
Философия
2.2.18
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.19
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.20
Организация дошкольного образования
2.2.21
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.22
Поликультурное образование
2.2.23
Психология педагогической деятельности
2.2.24
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие
2.2.25
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.2.26
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.27
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.28
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.29
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.30
Производственная преддипломная практика
2.2.31
Психология семьи и семейного воспитания
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные категории и понятия педагогики в аспекте формирования научного мировоззрения
 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат педагогики для формирования научного мировоззрения
 
анализировать основные характеристики педагогического мастерства в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе подходов к воспитанию, возникающих в учебно- воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по категориям педагогики в аспекте формирования научного мировоззрения
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе подходов к воспитанию, возникающих в учебно-воспитательном процессе
 
 
 
ОПК-1:      готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности 
 
Знать:
 
профессионально важные качества будущей профессии, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
методику оценивания профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
определять характеристики профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
 
диагностировать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
 
определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности
 
навыками составления профессиограммы в зависимости от задач профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно- воспитательного процесса
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды
 
 
 
ОПК-4:      готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования
 
Знать:
 
структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования
 
требования к качеству реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно- правовых актов в сфере образования
 
требования к образовательным результатам в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования
 
 
Уметь:
 
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач
 
оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования
 
анализировать и оценивать результаты, последствия действий (бездействий) в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования
 
 
Владеть:
 
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач  сферы образования
 
навыками подбора пакета нормативных правовых  актов сферы образования для решения конкретных профессиональных задач
 
навыками разработки локальных нормативно-правовых актов в сфере образования
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
философские и социогуманитарные знания о роли различных факторов в формировании личности
3.1.2
личностные и профессиональные качества педагога, его профессиональную компетентность
3.1.3
теоретические, методические и технологические  основы  педагогического процесса
3.1.4
способы, средства установления взаимодействия со всеми участниками (обучающиеся, родители, коллеги) образовательного процесса
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать знания педагогики в ходе прохождения педагогической практики
3.2.2
смоделировать и проанализировать профессиограмму современного педагога
3.2.3
использовать полученные знания при организации воспитательной и внеучебной работы с детьми
3.2.4
использовать способы и средства при взаимодействии с участниками образовательного процесса
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.2.5
использовать полученные знания при решении научно -  исследовательских задач и выполнении рефератов
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
формами, методами и условиями формирования научного мировоззрения
3.3.2
навыком реализации проектной и инновационной деятельности в образовании
3.3.3
навыком осуществления психолого-педагогической поддержки,  сопровождения, установления контактов и взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса
3.3.4
способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.), совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общая характеристика

педагогической профессии.

 
1.1
Педагогическая деятельность: сущность и специфика /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
1.2
Функции и виды профессиональной деятельности педагога /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
 
Раздел 2. Профессиональная

деятельность и личность педагога

 
2.1
Структура педагогической деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
2.2
Структура педагогичсеких способностей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
 
Раздел 3. Требования государственного образовательного

стандарта высшего образования к личности и

профессиональной компетентности педагога

 
3.1
Сущность профессионально- педагогической культуры /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
3.2
Стили педагогического общения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
3.3
Особенности педагогического общения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
 
Раздел 4. Требования федерального государственного образовательного

стандарта высшего образования к личности и

профессиональной компетентности педагога

 
4.1
Профессиональные и личностные качества педагога /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4.2
Педагогическое мастерство, сущность и составляющие /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
 
Раздел 5. Профессионально- личностное становление и развитие педагога

 
5.1
Особенности профессиональной этики педагога /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
5.2
Понятие этика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
5.3
Составляющие этики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
 
Раздел 6. История педагогики и образования

как область научного знания

 
6.1
Возникновение воспитания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
6.2
Концепции происхождения воспитания  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
6.3
Зарождение воспитания как особого вида деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
 
Раздел 7. . Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества

 
7.1
Воспитание и школа в античном мире /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
7.2
Философы древней Греции о воспитании  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
7.3
Афины и Спарта как пример педагогической мысли в древней Греции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

3
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
 
Раздел 8. Воспитание и образование в эпоху средневековья

 
8.1
Педагогическая мысль на средневековом Востоке  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
8.2
Воспитание и школа в Византии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
8.3
Воспитание и образование в эпоху средневековья. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Раздел 9. Эпоха Возрождения

 
9.1
Педагогическая мысль эпохи Возрождения и реформации  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
9.2
Школа и воспитание в западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
9.3
Воспитание и обучение в эпоху Нового времени.

Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIXв.до 80х г.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
 
Раздел 10. Зарубежная педагогика

и школа в конце XIX в. начале XX в.

 
10.1
Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
10.2
Классики педагогики 19 века /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
10.3
Полемика вокруг школы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
 
Раздел 11. Школа и педагогика Руси, России, СССР

 
11.1
Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.)

Воспитание и обучение в России в XVIII в.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
11.2
Школа и педагогика в России до 90-х годов XIX в.

Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX в. (до 1917 г.)

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
11.3
Современная педагогическая мысль России / /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
 
Раздел 12. Педагогика как наука, ее объект.

Категориальный аппарат педагогики.

 
12.1
Определение, объект, предмет и задачи педагогики /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
12.2
Основные категории педагогики /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
12.3
Функции и методы педагогики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
 
Раздел 13. Образование как общественное явление и педагогический процесс

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
13.1
Человек как индивид, индивидуальность и личность. Движущие силы и условия развития личности  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
13.2
Признаки развитости личности  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
 
Раздел 14. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства

 
14.1
Психогенетическая теория развития личности. Роль деятельности в развитии личности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
14.2
Роль институтов семьи и образования в становлении личности  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
 
Раздел 15. Взаимосвязь педагогической науки и практики

 
15.1
Связь педагогики с другими науками /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
15.2
Связь педагогической науки с практикой /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
15.3
Система педагогических наук  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
 
Раздел 16. Методология в педагогической деятельности

 
16.1
Методологические принципы и подходы в педагогике  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
16.2
Понятие «методология педагогической науки» /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
16.3
Методологическая культура педагога  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
16.4
Структура научно-педагогического исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
 
Раздел 17. Научные исследования в педагогике

 
17.1
Методы и логика педагогического исследования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
17.2
Логика исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
17.3
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ОК-1 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ПК-11
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Общее понятие о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики.

2. Категории педагогической науки: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.

3. Сущность образования как общественного явления и как особой формы социальной жизни. Роль образования в процессе социализации человека.

4. Исторический характер образования и важнейшие этапы его развития. Образование как педагогический феномен.

5. Сущность педагогического процесса как системы, как целостного явления, его структура. Движущие силы педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие и его виды.

6. Единство воспитания и обучения в педагогическом процессе. Цель как системообразующий компонент образовательной системы. Конкретно-исторический характер целей воспитания и обучения, источники целеполагания (человек, общество).

7. Общая характеристика системы образования.

8. Образовательный процесс как динамическая педагогическая система.

9. Принципы организации педагогического процесса.

10. Педагогическая наука и педагогическая практика как различные способы освоения педагогической действительности.

11. Функции педагогической науки и педагогической практики. Основные способы влияния педагогической науки на педагогическую практику. Стимулирующее влияние педагогической практики на развитие педагогической науки.

12. Единство и различие основных видов педагогической деятельности. Схема взаимодействия и взаимного влияния педагогической науки и педагогической практики.

13. Связь педагогики с другими науками — философией, психологией, социологией, этикой, биологией, теорией систем, теорией управления.

14. Основные модели соотношения и взаимного влияния педагогики и других наук.

15. Сущность понятия «методология педагогической науки». Уровни методологии педагогики.

16. Философские основания педагогики (экзистенциализм, позитивизм, прагматизм, неотомизм, диалектический материализм).

17. Общенаучный уровень методологии педагогики: понятие о системном и целостном подходах. Конкретно научный уровень методологии педагогики.

18. Личностный, деятельностный, культурологический подходы: их сущность, основные положения. Основные методологические принципы педагогики.

19. Понятие методологической культуры. Сущность и структура методологической культуры педагога.

20. Основные характеристики научно-педагогического исследования: актуальность, проблема, тема, цель, задачи, объект и предмет исследования; гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Логика и динамика исследовательского поиска.

21. Методы  педагогического исследования и их характеристика.

22. Возникновение  и становление педагогической профессии.

23. Общая характеристика  и особенности педагогической профессии.

24. Профессиональная деятельность и личность педагога.

25. Специфика деятельности учителя сельской школы.

26. Возрастание социальной значимости и педагогической деятельности в современном обществе.

27. Социально и профессионально обусловленные функции педагога.

28. Основные виды педагогической деятельности.

29. Структура и содержание педагогической деятельности.

30. Коллективный характер педагогической деятельности.

31. Творческая природа труда учителя.

32. Общая и профессиональная культура педагога.

33. Профессиональная деятельность и  профессионально – значимые качества личности педагога.

34. Профессиональная  этика.

35. Педагогический такт.

36. Педагогическое мастерство, основные психолого – педагогические предпосылки и условия его формирования.

37. Требования высшего профессионального образования к  личности и профессиональной компетентности педагога.

38. Сущность понятия «профессиональной компетентности»  педагога.

39. Структура  «профессиональной компетентности»  педагога.

40. Содержание теоретической готовности педагога.

41. Содержание практической готовности педагога.

42. Соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства.

43. Система профессиональной подготовки педагогических кадров .

44. Понятие профессионального самовоспитания  его роль в становлении личности педагога.

45. Возникновение воспитания

46. Концепции происхождения воспитания

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
47. Зарождение воспитания как особого вида деятельности

48. Воспитание и школа в античном мире

49. Философы древней Греции о воспитании. Афины и Спарта как пример педагогической мысли в древней Греции

50. Педагогическая мысль на средневековом Востоке

51. Воспитание и школа в Византии

52. Педагогическая мысль эпохи Возрождения и реформации

53. Школа и воспитание в западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации

54. Воспитание и обучение в эпоху Нового времени.

55. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIXв.до 80х г.

56. Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами

57. Классики педагогики 19 века

58. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.)

59. Воспитание и обучение в России в XVIII в.

60. Школа и педагогика в России до 90-х годов XIX в.

61. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX в. (до 1917 г.)

62. Современная педагогическая мысль России

Задания:

1. Раскройте основные педагогические принципы, обоснованные В.Ратке и Я.А.Коменским, и покажите их развитие в истории образования и в наши дни.

2. Подготовить рассказ об известном деятеле образования (просветителе) или учебном заведении Великого Новгорода.

3. Раскройте отношение К.Д.Ушинского к зарубежным теориям воспитания и обучения. Покажите вклад К.Д.Ушинского в развитие педагогического образования в России.

4. Подготовить небольшое сообщение об одной из альтернативных школ начала ХХ в. Показать взаимосвязь реформаторских педагогических идей и практического опыта в России и за рубежом.

5. Современники Л.Н.Толстого называли его "русским Руссо". Насколько справедливо такое суждение?

6. Некоторые исследователи на Западе называют А.С.Макаренко представителем альтернативной педагогики. Почему? Согласны ли Вы с этим мнением?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Тематика письменных докладов:

1.Идеи гуманно-личностного подхода в воспитании Ш.А. Амонашвили

2.Концепция самовоспитания и самореализации личности Л.И. Рувинского

3.Концепция воспитания творческой личности Б.Т. Лихачева

4.Концепция гуманного воспитания А.А. Бодалева

5.Зарубежные воспитательные системы (по выбору)

6.Отечественные воспитательные системы (по выбору)

7. Принципы воспитания в современных воспитательных концепциях и системах (В.А. Караковского, Н.К. Таланчука, Е.Н. Щурковой, О.С. Газмана и др.)

8. «Материнская школа» Я.А. Коменского.

9.«Законы хорошо организованной школы» Я.А. Коменского.

10. «Великая дидактика» Я.А. Коменского.

11.Профессиональный стандарт педагога.

12. Психологически взгляды В.Н.Сороки-Росинского

13. Годы исканий С.Т.Шацкого

14. А.С.Макаренко – педагог и писатель

15. «Сто советов молодому учителю»: В.А.Сухомлинский о работе учителя

16. Происхождение педагогической деятельности

17. Непрофессиональная педагогическая деятельность

18. Педагогическая деятельность как профессия

19..Кто может заниматься профессиональной педагогической деятельностью

20.Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности

21. Ценностные характеристики педагогической деятельности

22. Происхождение педагогической деятельности

23. Непрофессиональная педагогическая деятельность

24. Педагогическая деятельность как профессия

25.Кто может заниматься профессиональной педагогической деятельностью

26.Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности

27. Ценностные характеристики педагогической деятельности

28.История   становления   образовательных   учреждений   —«школ» для профессиональной подготовки учителей- педагогов

29.Понятия «профессия» и «специальность»

30.Классификация профессий

31.Профессиографический метод. Профессиограмма педагога

32.Структура   качеств   личности.   Профессиональная   компетентность педагога

33.Диагностика исходного уровня знаний о профессии педагога

34.Какие типы образовательных учреждений были характерны для различных исторических периодов жизни человека?

35.Всегда ли родители отдавали детей в школы? Если нет, почему? Кто обучал и воспитывал детей?

 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
36.Какие   типы  школ  произвели  на вас  наибольшее  впечатление, почему?

37.Кто   такие   педагоги,   жрецы,   дидаскалы,   педономы,   педотрибы, грамматики   (литераты)?   Что   между   ними общего,   что   различного?

38.Представьте себя на месте педагога (жреца, педонома, педотриба и пр.), представьте себе то образовательное учреждение, в котором он работал, опишите предполагаемую вами деятельность педагога.

39. Напишите небольшое сочинение на тему «Один день дидаскала».

40. Когда   в   России   стали   сознательно   подходить   к   подготовке педагогов?

41. Какие современные педагогические профессии вам известны?

42. Каждая трудовая деятельность направлена на какой-то предмет или явление с целью преобразования, изменения его и, при помощи различных средств, орудий, инструментов, на достижение определенных результатов

43. Что преобразует,  изменяет педагог в процессе своей деятельности?   К   чему   прикладывает   свои   трудовые   усилия? (перечислите)

44. К чему стремится педагог в процессе своей деятельности?

45. Чего он желает достичь? Каковы цели его деятельности?

46. Что использует педагог для достижения цели? Какими средствами   он   пользуется?   Каковы   «орудия» педагогического труда? (перечислите)

47. Какие средства педагог должен применять для достижения цели?

48. Что можно считать результатами педагогической деятельности'?

49. По каким показателям педагог может судить о достижении результатов в своей повседневной деятельности?

50. Назовите основные трудности, с которыми приходится сталкиваться   педагогу,   преграды,   которые   приходится   ему преодолевать в своей деятельности'?

51. Каждая профессиональная деятельность протекает в определенных условиях.

52. Каковы   преимущества   условий   педагогической деятельности по сравнению с другими профессиями?

53.Чем, по сравнению с другими профессиями, хуже условия труда педагога?

54.Для успешной деятельности необходимо быть подготовленным соответствующим образом. Профессионал должен обладать определенными качествами, иметь необходимые знания, уметь выполнять различные операции.

55.Какими качествами должен обладать педагог? Какие особенности личности способствуют успеху педагогической деятельности?

56.Какие знания и умения наиболее необходимы педагогу?

57.Какие учителя нравятся детям?

58.Какие требования предъявляет к педагогу администрация?

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПД Фонд оценочных средств по учебной дисциплине.

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бермус, А.Г.
Теоретическая педагогика: учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12324- 1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447338
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Старикова, Л. Д. 
Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для вузов / Л. Д. Старикова, М. Л. Вайнштейн. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 125 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07379-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434153
Москва : Издательство Юрайт, , 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Иванов, Е. В.
История и методология педагогики и образования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Иванов. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 173 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07233-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/438820 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 13
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Загвязинский, В. И.
Загвязинский, В. И.  Методология педагогического исследования : учебное пособие для вузов / В. И. Загвязинский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 105 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07865-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471973
Юрайт, 2021.
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Асратян, Н.М.
Педагогическое пространство поликультурного образования в Поволжье  : учебно-методическое пособие / Н. М. Асратян, Д. Ш. Гильманов, А. Г. Мухаметшин ; под редакцией Л. Г. Ахметов. —  Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. — 91 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70482.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
Э2
Видеолекция по теме:"Современная ситуация в российском образовании" Лекция В.И. Загвязинского URL: https://www.youtube.com/watch?v=IxGMMuH6TM8 
 
Э3
Презентация "Жизнь и деятельность А.С.Макаренко". - URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5686676866946746889&text 
 
Э4
Презентация "об Адольфе Дистервеге". - URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5414024878078937485&text
 
Э5
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

 
стр. 14
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе 

 
стр. 15
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно-творческих заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в 

 
стр. 16
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.