Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой М.М.Гумерова
ции
педагогической профессии.
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
деятельность и личность педагога
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
стандарта высшего образования к личности и
профессиональной компетентности педагога
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
стандарта высшего образования к личности и
профессиональной компетентности педагога
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
как область научного знания
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIXв.до 80х г.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
и школа в конце XIX в. начале XX в.
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Воспитание и обучение в России в XVIII в.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX в. (до 1917 г.)
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Категориальный аппарат педагогики.
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к экзамену
1. Общее понятие о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики.
2. Категории педагогической науки: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.
3. Сущность образования как общественного явления и как особой формы социальной жизни. Роль образования в процессе социализации человека.
4. Исторический характер образования и важнейшие этапы его развития. Образование как педагогический феномен.
5. Сущность педагогического процесса как системы, как целостного явления, его структура. Движущие силы педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие и его виды.
6. Единство воспитания и обучения в педагогическом процессе. Цель как системообразующий компонент образовательной системы. Конкретно-исторический характер целей воспитания и обучения, источники целеполагания (человек, общество).
7. Общая характеристика системы образования.
8. Образовательный процесс как динамическая педагогическая система.
9. Принципы организации педагогического процесса.
10. Педагогическая наука и педагогическая практика как различные способы освоения педагогической действительности.
11. Функции педагогической науки и педагогической практики. Основные способы влияния педагогической науки на педагогическую практику. Стимулирующее влияние педагогической практики на развитие педагогической науки.
12. Единство и различие основных видов педагогической деятельности. Схема взаимодействия и взаимного влияния педагогической науки и педагогической практики.
13. Связь педагогики с другими науками — философией, психологией, социологией, этикой, биологией, теорией систем, теорией управления.
14. Основные модели соотношения и взаимного влияния педагогики и других наук.
15. Сущность понятия «методология педагогической науки». Уровни методологии педагогики.
16. Философские основания педагогики (экзистенциализм, позитивизм, прагматизм, неотомизм, диалектический материализм).
17. Общенаучный уровень методологии педагогики: понятие о системном и целостном подходах. Конкретно научный уровень методологии педагогики.
18. Личностный, деятельностный, культурологический подходы: их сущность, основные положения. Основные методологические принципы педагогики.
19. Понятие методологической культуры. Сущность и структура методологической культуры педагога.
20. Основные характеристики научно-педагогического исследования: актуальность, проблема, тема, цель, задачи, объект и предмет исследования; гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Логика и динамика исследовательского поиска.
21. Методы педагогического исследования и их характеристика.
22. Возникновение и становление педагогической профессии.
23. Общая характеристика и особенности педагогической профессии.
24. Профессиональная деятельность и личность педагога.
25. Специфика деятельности учителя сельской школы.
26. Возрастание социальной значимости и педагогической деятельности в современном обществе.
27. Социально и профессионально обусловленные функции педагога.
28. Основные виды педагогической деятельности.
29. Структура и содержание педагогической деятельности.
30. Коллективный характер педагогической деятельности.
31. Творческая природа труда учителя.
32. Общая и профессиональная культура педагога.
33. Профессиональная деятельность и профессионально – значимые качества личности педагога.
34. Профессиональная этика.
35. Педагогический такт.
36. Педагогическое мастерство, основные психолого – педагогические предпосылки и условия его формирования.
37. Требования высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога.
38. Сущность понятия «профессиональной компетентности» педагога.
39. Структура «профессиональной компетентности» педагога.
40. Содержание теоретической готовности педагога.
41. Содержание практической готовности педагога.
42. Соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства.
43. Система профессиональной подготовки педагогических кадров .
44. Понятие профессионального самовоспитания его роль в становлении личности педагога.
45. Возникновение воспитания
46. Концепции происхождения воспитания
48. Воспитание и школа в античном мире
49. Философы древней Греции о воспитании. Афины и Спарта как пример педагогической мысли в древней Греции
50. Педагогическая мысль на средневековом Востоке
51. Воспитание и школа в Византии
52. Педагогическая мысль эпохи Возрождения и реформации
53. Школа и воспитание в западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации
54. Воспитание и обучение в эпоху Нового времени.
55. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIXв.до 80х г.
56. Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами
57. Классики педагогики 19 века
58. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.)
59. Воспитание и обучение в России в XVIII в.
60. Школа и педагогика в России до 90-х годов XIX в.
61. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX в. (до 1917 г.)
62. Современная педагогическая мысль России
Задания:
1. Раскройте основные педагогические принципы, обоснованные В.Ратке и Я.А.Коменским, и покажите их развитие в истории образования и в наши дни.
2. Подготовить рассказ об известном деятеле образования (просветителе) или учебном заведении Великого Новгорода.
3. Раскройте отношение К.Д.Ушинского к зарубежным теориям воспитания и обучения. Покажите вклад К.Д.Ушинского в развитие педагогического образования в России.
4. Подготовить небольшое сообщение об одной из альтернативных школ начала ХХ в. Показать взаимосвязь реформаторских педагогических идей и практического опыта в России и за рубежом.
5. Современники Л.Н.Толстого называли его "русским Руссо". Насколько справедливо такое суждение?
6. Некоторые исследователи на Западе называют А.С.Макаренко представителем альтернативной педагогики. Почему? Согласны ли Вы с этим мнением?
Тематика письменных докладов:
1.Идеи гуманно-личностного подхода в воспитании Ш.А. Амонашвили
2.Концепция самовоспитания и самореализации личности Л.И. Рувинского
3.Концепция воспитания творческой личности Б.Т. Лихачева
4.Концепция гуманного воспитания А.А. Бодалева
5.Зарубежные воспитательные системы (по выбору)
6.Отечественные воспитательные системы (по выбору)
7. Принципы воспитания в современных воспитательных концепциях и системах (В.А. Караковского, Н.К. Таланчука, Е.Н. Щурковой, О.С. Газмана и др.)
8. «Материнская школа» Я.А. Коменского.
9.«Законы хорошо организованной школы» Я.А. Коменского.
10. «Великая дидактика» Я.А. Коменского.
11.Профессиональный стандарт педагога.
12. Психологически взгляды В.Н.Сороки-Росинского
13. Годы исканий С.Т.Шацкого
14. А.С.Макаренко – педагог и писатель
15. «Сто советов молодому учителю»: В.А.Сухомлинский о работе учителя
16. Происхождение педагогической деятельности
17. Непрофессиональная педагогическая деятельность
18. Педагогическая деятельность как профессия
19..Кто может заниматься профессиональной педагогической деятельностью
20.Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности
21. Ценностные характеристики педагогической деятельности
22. Происхождение педагогической деятельности
23. Непрофессиональная педагогическая деятельность
24. Педагогическая деятельность как профессия
25.Кто может заниматься профессиональной педагогической деятельностью
26.Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности
27. Ценностные характеристики педагогической деятельности
28.История становления образовательных учреждений —«школ» для профессиональной подготовки учителей- педагогов
29.Понятия «профессия» и «специальность»
30.Классификация профессий
31.Профессиографический метод. Профессиограмма педагога
32.Структура качеств личности. Профессиональная компетентность педагога
33.Диагностика исходного уровня знаний о профессии педагога
34.Какие типы образовательных учреждений были характерны для различных исторических периодов жизни человека?
35.Всегда ли родители отдавали детей в школы? Если нет, почему? Кто обучал и воспитывал детей?
37.Кто такие педагоги, жрецы, дидаскалы, педономы, педотрибы, грамматики (литераты)? Что между ними общего, что различного?
38.Представьте себя на месте педагога (жреца, педонома, педотриба и пр.), представьте себе то образовательное учреждение, в котором он работал, опишите предполагаемую вами деятельность педагога.
39. Напишите небольшое сочинение на тему «Один день дидаскала».
40. Когда в России стали сознательно подходить к подготовке педагогов?
41. Какие современные педагогические профессии вам известны?
42. Каждая трудовая деятельность направлена на какой-то предмет или явление с целью преобразования, изменения его и, при помощи различных средств, орудий, инструментов, на достижение определенных результатов
43. Что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности? К чему прикладывает свои трудовые усилия? (перечислите)
44. К чему стремится педагог в процессе своей деятельности?
45. Чего он желает достичь? Каковы цели его деятельности?
46. Что использует педагог для достижения цели? Какими средствами он пользуется? Каковы «орудия» педагогического труда? (перечислите)
47. Какие средства педагог должен применять для достижения цели?
48. Что можно считать результатами педагогической деятельности'?
49. По каким показателям педагог может судить о достижении результатов в своей повседневной деятельности?
50. Назовите основные трудности, с которыми приходится сталкиваться педагогу, преграды, которые приходится ему преодолевать в своей деятельности'?
51. Каждая профессиональная деятельность протекает в определенных условиях.
52. Каковы преимущества условий педагогической деятельности по сравнению с другими профессиями?
53.Чем, по сравнению с другими профессиями, хуже условия труда педагога?
54.Для успешной деятельности необходимо быть подготовленным соответствующим образом. Профессионал должен обладать определенными качествами, иметь необходимые знания, уметь выполнять различные операции.
55.Какими качествами должен обладать педагог? Какие особенности личности способствуют успеху педагогической деятельности?
56.Какие знания и умения наиболее необходимы педагогу?
57.Какие учителя нравятся детям?
58.Какие требования предъявляет к педагогу администрация?
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно-творческих заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.