2022-2023_z44_03_01 М 1922 гр__plx_Правовые основы противодействия коррупции_Математика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Правовые основы противодействия коррупции
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Математика
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. соц. наук, доцент, Галиев Л.М. _________________
 
 
Правовые основы противодействия коррупции
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, проф. Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системы знаний и представлений о проблемах коррупции в российском и международном контексте, теоретических и практических подходах к противодействию коррупции, способах и методах разработки стратегии противодействия коррупции и путях еѐ применения в профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучение основ профилактики коррупции и борьбы с ней, а также минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
1.4
изучение комплекса мер, осуществляемых государством и закрепленных законодательно, направленных на изменение условий, в которых возникает коррупция, и ограничение действий факторов, способствующих появлению и распространению различных форм коррупции;
1.5
формирование гражданской позиции активного противодействия коррупции.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Правовые основы противодействия коррупции » обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика написания исследовательской работы по математике
2.2.2
Образовательное право
2.2.3
Правоведение
2.2.4
Производственная практика по воспитательной работе
2.2.5
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.8
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.9
История математики
2.2.10
Курсовая работа по высшей математике
2.2.11
Мультимедийные технологии
2.2.12
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.13
Методика организации исследовательской работы по математике  в школе
2.2.14
Специальные методы решения математических задач
2.2.15
Методы решения старинных задач
2.2.16
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.17
Внеклассная работа по математике
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.2: Демонстрирует знание правовых норм достижения поставленной цели в сфере реализации проекта
 
 
УК-10: Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
 
УК-10.1: Анализирует действующие правовые нормы, обеспечивающие борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности, а также способы профилактики коррупции и формирования нетерпимого отношения к ней
 
УК-10.2: Планирует, организует и проводит мероприятия, обеспечивающие формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции в обществе
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Математика"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;
3.1.2
социально-правовую сущность и основные признаки коррупции;
3.1.3
правовые нормы противодействия коррупции;
3.1.4
основы государственной и международной системы противодействия коррупции;
3.1.5
печатные и электронные источники информации для решения стандартных коммуникативных задач в области антикоррупционной деятельности;
3.1.6
сущность и структуру антикоррупционной политики для применения в образовательном процессе
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять особенности организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;
3.2.2
определять социально-правовую сущность и основные признаки коррупции;
3.2.3
применять правовые нормы противодействия коррупции;
3.2.4
использовать основы государственной и международной системы противодействия коррупции;
3.2.5
находить печатные и электронные источники информации для решения стандартных коммуникативных задач в области антикоррупционной деятельности;
3.2.6
определять сущность и структуру антикоррупционной политики для применения в образовательном процессе
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками выявления особенностей организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;
3.3.2
навыками определения социально-правовой сущности и основных признаков коррупции;
3.3.3
навыками применения правовых норм противодействия коррупции;
3.3.4
навыками использования основ государственной и международной системы противодействия коррупции;
3.3.5
навыками использования печатных и электронных источников информации для решения стандартных коммуникативных задач в области антикоррупционной деятельности;
3.3.6
навыками определения сущности и структуры антикоррупционной политики для применения в образовательном процессе
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Понятие и социально-правовая сущность коррупции

 
1.1
Понятие, сущность , становление и развитие коррупции как социально-правового явления. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 ПК-1.2
1
0
 
1.2
Понятие, сущность , становление и развитие коррупции как социально-правового явления. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 ПК-1.2
1
0
 
1.3
Понятие, сущность , становление и развитие коррупции как социально-правового явления. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 ПК-1.2
1
0
 
1.4
Антикоррупционная политика государства. Правовые средства противодействия коррупции в России. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 ПК-1.2
1
0
 
1.5
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, как средство предупреждения и профилактики коррупции. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 ПК-1.2
1
0
 
1.6
Коррупция – угроза экономической безопасности России. Социально – экономические и политико-правовые последствия коррупции в органах власти и управления. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 ПК-1.2
1
0
 
 
стр. 5
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
Раздел 2. Меры противодействия коррупции в РФ

 
2.1
Основные направления и способы борьбы с коррупцией в России. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 ПК-1.2
1
0
 
2.2
Основные направления и способы борьбы с коррупцией в России. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 ПК-1.2
1
0
 
2.3
Конфликт интересов и меры по его урегулированию в органах государственной власти и местного самоуправления. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 ПК-1.2
1
0
 
2.4
Виды и основания привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения по законодательству Российской Федерации. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 ПК-1.2
1
0
 
2.5
Основные направления по совершенствованию государственной политики по  противодействию коррупции в современной России. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 ПК-1.2
1
0
 
2.6
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

4
УК-10.1 УК-10.2 ПК-1.2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1. Понятие коррупции как социального явления.

2. Политический, экономический и правовой аспекты коррупции.

3. Признаки коррупции.

4. Содержание коррупционных отношений.

5. Основные виды коррупционного поведения.

6. Социальные последствия коррупции.

7. Причины коррупции: понятие и основные факторы.

8. Антикоррупционная политика: понятие, содержание, виды.

9. Субъекты и объекты антикоррупционной политики.

10. Цели, средства, инструменты, направления антикоррупционной политики. Требования к проведению антикоррупционной политики.

11. Основные особенности антикоррупционной политики в современной России.

12. Проблемы и противоречия в создании системы формирования антикоррупционного сознания.

13. Антикоррупционная деятельность общественных организаций. Координация антикоррупционной деятельности государственных и общественных институтов.

14. Антикоррупционное образование: понятие, сущность, уровни.

15. Антикоррупционная пропаганда: понятие, сущность, направленность.

16. Антикоррупционная экспертиза: понятие, порядок назначения и производства.

17. Антикоррупционный мониторинг: понятие и содержание.

18. Антикоррурпционное законодательство: понятие, содержание, структура.

19. Антикоррупционное поведение: понятие, содержание, способы формирования.

20. Антикоррупционное воспитание: понятие, содержание, направленность.

21. Основные цели антикоррупционной политики.

22. Политическая коррупция: понятие и содержание.

23. Экономическая коррупция: понятие, содержание, виды.

24. Антикоррупционные международно-правовые акты: виды и содержание.

25. Деятельность правоохранительных органов в противодействии коррупции.

26. Международное сотрудничество по противодействию коррупции: понятие, виды и результаты.

27. Специализированные органы противодействия коррупции: виды, статус, полномочия.

28. Общественные организации по противодействию коррупции: правовое положение и эффективность деятельности.

26. Региональная антикоррупционная политика: механизм запуска и реализации.

27. Муниципальная антикоррупционная политика: понятие и содержание.

28. Ведомственная антикоррупционная политика: понятие и содержание.

29. Коррупция в органах государственной власти.

30. Корпоративная коррупция: понятие и содержание.

 
стр. 6
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
31. Партийная коррупция: понятие и содержание.

32. Парламентская коррупция: понятие и содержание.

33. Социально-экономические факторы коррупции: понятие и содержание.

34. Политические причины коррупции: понятие и виды.

35. Сущность гражданского контроля. Развитие гражданского общества как основа демократизации и модернизации современного общества.

Задания к зачету:

1. Как было отмечено на одном из заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, «коррупция тесно связана с различными формами злоупотребления властью, причем на всех уровнях: это предоставление всякого рода преференций так называемым приближенным предпринимателям и создание внеправовых преимуществ при получении государственных услуг и др.». Поясните данный вывод.

2. По мнению С.М. Шахрая, самое важное в борьбе с коррупцией – это формирование антикоррупционной культуры в обществе? Как Вы думаете, можно ли данное направление работы в современных условиях определять как самое важное? Ваши аргументы?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Эссе

Задание. Прочитать на выбор статьи по антикоррупционной тематике (научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru) и написать на основе прочитанных статей эссе на предложенные темы:

1.Законодательство Древней Руси о коррупции

2.Уголовная ответственность за коррупцию и условное осуждение.

3.Изъятие противоправных доходов как действенный способ борьбы с организованной преступностью в сфере коррупционных преступлений.

4.Упразднить или восстановить конфискацию как вид уголовного наказания за коррумпированные преступления?

5.Уголовное законодательство и оценка эффективности противодействия коррумпированной преступности.

6.Сведения, характеризующие лидеров преступных сообществ в сфере коррупции.

7.Проблемы взаимодействия правоохранительных органов и общества в борьбе с коррупцией.

8.Современные тенденции развития коррумпированных связей в структурах органов государственной власти и управления.

9.Коррупция в Вооруженных Силах РФ.

10.Коррупция в судах России, ее отличительные признаки.

11.Проблемы злоупотребления влиянием в корыстных целях.

12.Современные аспекты проблемы защиты лиц, сообщающих информацию о коррупции

13.Основные характеристики структуры личности коррупционного преступника, деформаций его правосознания и потребностно-мотивационной сферы.

14.Особенности социально-психологического механизма коррупционного преступления и роли виктимных факторов в его развитии.

15.Мотивация коррупционных преступлений.

16.Правосознание лиц, участвующих в коррупционных преступлениях.

17.Механизм коррупционного преступления и его криминологическая характеристика.

18.Виктимологические аспекты коррупционного преступления

Кейс-задачи

1.Матросов А.Е. – старший преподаватель университета (ГБОУ ВПО), взял деньги в сумме 70 тыс. руб. с гражданки Рузаевой М.Д. за оказание помощи ее сыну при поступлении в университет. Матросов пообещал, что сын Рузаевой в обязательном порядке посту- пит учиться в университет, в противном случае он обещал вернуть ей деньги. При этом Матросов не входил в состав приемной комиссии и реально не влиял на процесс поступления сына Рузаевой в институт. Оцените действия Матросова с точки зрения противоправности. Усматривается ли в его действиях признаки преступления? Совершил ли Матросов коррупционное деяние? 2. Работник департамента кадров федерального агентства Марецкий С.С. в установ-ленный законодательством срок – до 30 апреля не представил сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также такого рода сведения в отношении своей супруги и несовершеннолетних детей, Между тем, занимаемая Марецким С.С. должность входит в Перечень должностей, при замещении которых государственные служащие обязаны представлять такого рода сведения. Сам он мотивировал позже такое своё бездействие фактом нахождения в отпуске с 17 марта по 30 апреля, а указанные сведения обещал представить позже.

Совершил ли Марецкий правонарушение? Будет ли законным увольнение Марецкого с государственной службы за данное деяние?

2.В личном деле государственного служащего Старикова М.В. в качестве членов семьи были указаны жена, сын Александр (17 лет), сын Кирилл (22 года). Все они проживали в одной квартире. Оба сына являлись студентами вуза. Старцев представил в кадровый орган сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также такого рода сведения в отношении своей супруги и сына Александра. Однако через неделю работник кадрового органа в ходе разговора со Стариковым по телефону потребовал от него направить в дополнение к ранее представленным сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера такого рода сведения в отношении своего старшего сына Кирилла.

Законны ли требования работника кадрового органа? Подлежит ли Стариков привлечению к дисциплинарной ответственности за невыполнение такого требования?

3.Начальник одного департаментов федерального министерства издал распоряжение «О перечне должностных лиц, обязанных представлять сведения о расходах, доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в 

 
стр. 7
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
отношении себя, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». В данном распоряжении были перечислены все должностные лица, указанные в соответствующем Перечне должностей, утвержденным приказом Министерства, а также сверх этого были указаны должности некоторых служащих, на которые по функциональным обязанностям возложены полномочия по рассмотрению и визированию проектов договоров и приказов.

Проанализируйте данный приказ на соответствие законодательству.

4.Сазонов Н.А. – начальник отдела департамента женился на Матвеевой М.Г.

– ведущем специалисте того же департамента. Могут ли после заключения брака супруги Сазоновы проходить государственную службу в одном подразделении? 6. Государственный служащий Яковлев А.А. подал заявление с просьбой предоставить ему отпуск по личным обстоятельствам сроком на 10 суток в связи с рождением ребенка. Руководитель департамента отказал Яковлеву в подписании его заявления, мотивируя это тем, что рождение ребенка не входит в перечень обязательных оснований для предоставления отпуска. Тогда Яковлев пришел к нему снова с бутылкой дорогого коньяка за 1000 рублей, отдал её, после чего руководитель разрешил ему убыть в отпуск. Как можно квалифицировать действия данных служащих? Совершил ли руководитель преступление, предусмотренное ст. УК РФ (получение взятки)? Влияет ли стоимость переданного имущества (1 000 руб.) на квалификацию такого действия в качестве коррупционного? 7. К руководителю территориального управления министерства Усик М.М. обратилась Иванова И.В. с просьбой помочь получить служебную квартиру. В разговоре Иванова пообещала пригласить Усика в один из лучших ресторанов города после получения вожделенной квартиры, отметить новоселье.

Являются ли действия Ивановой коррупционными? Можно ли расценивать в качестве взятки приглашение в ресторан?

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Землин, А. И.
Правовые основы противодействия коррупции: учебник и практикум для вузов / А. И. Землин, О. М. Землина, В. М. Корякин, В. В. Козлов ; под общей редакцией А. И. Землина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 197 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09254-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/494730
Москва: Издательство Юрайт, 202
 
Л1.2
Левакин, И.В.
Противодействие коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета/ И.В. Левакин, Е.В.Охотский, И.Е. Охотский, М.В.Шедий; Под общ. ред. Е.В.Охотского. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 427 с. - URL: https://biblio-online.ru/book/protivodeystvie-korrupcii-433430
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Нисневич, Ю.А.
Политика и коррупция: коррупция как фактор мирового политического процесса: монография/ Ю.А.Нисневич. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 240 с. -  URL: https://biblio-online.ru/book/politika-i-korrupciya-korrupciya-kak-faktor-mirovogo-politicheskogo-processa-438795
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Амара, М.И.
Противодействие коррупции в Российской Федерации. Библиография (1991-2016): М.И. Амара, Ю.А.Нисневич, Е.А.Панфилова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 284 с. - URL: https://biblio-online.ru/book/protivodeystvie-korrupcii-v-rossiyskoy-federacii-bibliografiya-1991-2016-gg-438797
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus (дата обращения 29.03.2019)
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru (дата обращения 29.03.2019)
 
Э3
Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 8
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-210 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-213  Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной 

 
стр. 10
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.