(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
обучения литературе
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э5
Э5
Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы для подготовки к экзамену
1.Методика – наука об обучении литературе
2.Подходы в развитии методики как науки
3.Методика как учебная, научная и практическая дисциплина
4.Связь методики с другими науками
5.Базовые категории методики как науки
6.Соотношение дидактики, лингводидактики и методики обучения литературе
7.Методы исследования в методике
8.Теоретические методы исследования
9.Эмпирические методы исследования
10.Цели и задачи обучения литературе
11.Формирование коммуникативной компетенции – основная цель обучения литературе
13.Формирование коммуникативной компетенции – основная цель обучения литературе. Различие понятий "методика развития связной речи" и "коммуникативная компетенция"
14.Содержание обучения литературе. Структура содержания обучения литературе. Принципы отбора содержания обучения литературе
15.Принципы обучения литературе. Специфические принципы обучения литературе
16.Лингвистические принципы, психологические принципы обучения литературе
17.Педагогические и информационные технологии в обучении литературе
18.Понятие «технология обучения» литературе. Современные педагогические и информационные технологии обучения литературе
19.Методы и приемы обучения литературе
20.Понятие «метод обучения» литературе. Общедидактические методы. Частнодидактические методы. Понятие «прием обучения» литературе. Современные приемы обучения литературе
21.Система средств обучения литературе. Аудиовизуальные средства обучения литературе
22.Система средств обучения литературе. Аудиовизуальные средства обучения литературе
23.Проблема системы упражнений в обучении литературе
24.Алгоритм конструирования системы упражнений
25.Организационные формы обучения литературе. Планирование урока литературы. Анализ урока литературы
26.Виды организационных форм обучения. Урок.Типы уроков
27.Анализ урока литературы. Самоанализ урока литературы
28.Планирование урока литературы
29.Понятие о лингвистике как науке и о специфики ее изучения в школе
30.Теория и методика работы по развитию речи. Система упражнений
31.Овладение коммуникативно значимыми нормами литературного языка. Система упражнений
32.Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся. Система упражнений
33.Развитие связной речи обучающихся. Система упражнений
34.Теория и методика изучения литературы в 5-7 классах
35.Теория и методика изучения литературы в 8-9 классах
36.Теория и методика изучения литературы в 10-11 классах
37.Теория и методика изучения теоретико-литературных понятий.
38.Методика изучения обзорных тем в курсе литературы. Методы и приемы, активизация обучающихся при изучении обзорных тем
39.Взаимосвязь методики изучения разделов русского языка и методики развития речи
40.Различие понятий "методика развития связной речи" и "коммуникативная компетенция"
41.Методика обучения написанию сочинения.
42.Методика обучения написанию изложения.
43.Цели, содержание и принципы обучения литературе на этапе ООО
44.Содержание обучения литературе в основной средней школе
45.Цели, содержание и принципы обучения литературе на этапе ПОО
46.Структура и содержание профильного обучения литературе. Основные принципы профильного обучения
47.Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные программы по литературе.
48.Содержание основного общего образования по литературе
49.Содержание среднего (полного) общего образования по литературе
50.Примерные программы по литературе. Рабочие программы по литературе, разработанные на основе ФГОС
51.Содержание понятия «процесс обучения» литературе. Учебная деятельность как основа процесса обучения литературе
52.Профессиональный стандарт педагога
Задание к экзамену:
1. Проанализируйте УМК по литературе. Предложите необходимые изменения в структуре и содержании данного УМК с целью его приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС нового поколения.
2. Проанализируйте рабочую программу по предмету «Литература». Прокомментируйте соответствие данной рабочей программы ФГОС нового поколения. Предложите необходимые изменения в структуре и содержании данной рабочей программы с целью ее приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС нового поколения.
3. Проанализируйте конспект урока литературы. Выявите цели, функции, виды, средства, формы и объекты контроля. Определите методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Предложите и аргументируйте вариативные методы и приемы оценивания для урока по данному конспекту.
4. Выявите и охарактеризуйте уровень профессиональной компетентности учителя литературы по предложенному конспекту урока в соответствии с положениями Профессионального стандарта педагога.
5. Выявите и охарактеризуйте уровень профессиональной компетентности учителя литературы по предложенной рабочей программе по предмету «Литература» в соответствии с положениями Профессионального стандарта педагога (2013 г.).
6. Разработайте программу недели литературы в общеобразовательной школе. Определите цели и задачи, содержание, принципы, методы и приемы, средства учебно-воспитательной работы по предмету «Литература».
7. Проанализируйте конспект урока литературы. Выявите и охарактеризуйте технологии, методы, приемы обучения, их адекватность и эффективность с целью подготовки к ОГЭ. Предложите и аргументируйте вариативные методы, приемы, упражнения и средства обучения на уроке по данному конспекту с учетом подготовки к ОГЭ.
8. Проанализируйте конспект урока литературы. Определите соответствие структуры и содержания урока, требованиям,
Примерная тематика письменных сообщений
1.Дифференцированный подход в обучении литературе.
2.Интегрированный урок литературы в условиях реализации ФГОС.
3.Контроль уровня сформированности коммуникативной компетенции в основной школе.
5.Методическое содержание и специфика современного урока литературы.
6.Применение элементов исследовательской и проектной деятельности на уроке литературы.
7.Проектирование урока литературы в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения ООП ООО.
8.Способы формирования метапредметных компетенций на уроках литературы.
9. Формирование умений полемического диалогического общения на уроках литературы.
10. Формирование рефлексивных умений (самоанализа, самооценки) в процессе обучения литературы.
11. Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД на уроках литературы.
12. Развитие познавательных и коммуникативных УУД через проектную деятельность на уроках литературы.
13. Методические подходы к проектированию урока литературы в основной школе в условиях реализации системно - деятельностного подхода.
14. ЕГЭ по литературе как средство контроля уровня сформированности коммуникативной компетенции.
15. Формирование лингвистической компетенции старшеклассников в условиях проектной деятельности.
16. Проектная деятельность как метод обучения литературе в условиях введения ФГОС ООО.
17. Проектная деятельность как вид самостоятельной работы при обучении литературе на этапе основного общего образования.
18.Использование методики тестового контроля на уроке литературы.
19.Организация исследовательской деятельности обучающихся по предмету «Литература» на этапе основного общего образования.
20.Использование межпредметных связей на уроках литературы на этапе основного общего образования.
21.Дифференцированный подход на уроках литературы на этапе основного общего образования.
22.Реализация дифференцированного подхода в обучении написанию изложения на этапе основного общего образования.
27.Способы развития креативного мышления на уроках литературы на этапе основного общего образования.
28. Использование образовательных веб-ресурсов при обучении литературе на этапе основного общего образования.
29. Интегрированный урок как одно из средств повышения мотивации к изучению литературы в 5 классе.
30. Интерактивные приемы как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках литературы на этапе основного общего образования.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, а также в целом сформированности компетенций.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам, без билетов или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 минут.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу необходимо отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.