2022-2023_44_03_05 РЯиЛ 132 гр__plx_Методика обучения предмету Литература_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения предмету "Литература"
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
экзамен 7
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
174
аудиторные занятия
150
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
10 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
360
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
13 5/6
16 5/6
17
13 2/6
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
16
16
16
16
12
12
12
12
68
68
Практические
26
26
16
16
16
16
12
12
12
12
82
82
Итого ауд.
38
38
32
32
32
32
24
24
24
24
150
150
Кoнтактная рабoта
38
38
32
32
32
32
24
24
24
24
150
150
Сам. работа
34
34
40
40
40
40
48
48
12
12
174
174
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
72
72
72
72
72
72
360
360
 
 
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, преп. , Калинин Константин Андреевич _________________
 
 
Методика обучения предмету "Литература"
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается  в формировании уровня профессиональной компетентности обучающихся в области методики обучения литературе в полной средней школе, позволяющего им выполнять основные педагогические функции учителя литературы на этапах основного и полного общего образования.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить с целями и задачами обучения литературе на этапах основного и полного общего образования
1.4
дать целостное представление о технологиях, методах, приемах, средствах обучения и сформировать умение эффективно и творчески применять их на практике
1.5
сформировать представление о характере и специфике профессиональной деятельности учителя литература
1.6
научить планировать, проводить, анализировать урок / серию уроков по литературе в свете  требований образовательных стандартов
1.7
научить осуществлять контроль и оценку формирования образовательных результатов по предмету «Литература»
1.8
обеспечить методическую подготовку в соответствии с последними тенденциями содержания обучения в полной средней школе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
2.1.2
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.3
Речеведение
2.1.4
Технологии и средства цифрового обучения
2.1.5
Введение в литературоведение
2.1.6
Введение в языкознание
2.1.7
Концепции современного естествознания
2.1.8
Русский язык и культура речи
2.1.9
Философия  
2.1.10
Фольклор
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Литературное редактирование
2.2.2
Организация дополнительного образования (по второму профилю)  Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.3: Применяет различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
стр. 4
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
ОПК-2.3: Демонстрирует умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ
 
ОПК-2.4: Демонстрируем умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету Литература в соответствии с ФГОС на этапах основного и полного общего образования
3.1.2
основные и дополнительные образовательные программы
3.1.3
систему контроля и оценку формирования результатов образования обучающихся
3.1.4
современные методы и технологии обучения и диагностики
3.1.5
методы анализа педагогической ситуации
3.1.6
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой учебной дисциплины, в том числе с использованием ИКТ
3.2.2
разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ
3.2.3
осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся на этапах основного и полного общего образования
3.2.4
формулировать выявленные трудности в обучении, корректироватьпути достижения образовательных результатов
3.2.5
осуществлять урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью
3.2.6
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету Литература в соответствии с ФГОС
3.2.7
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
3.2.8
осуществлять самоанализ и самоконтроль собственной педагогической деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком разработки программы развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой учебной дисциплины, а также оценки планируемых результатов обучения, в том числе с использованием ИКТ
3.3.2
навыками отбора и применения различных диагностических средств, форм контроя и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся на этапах основного и полного общего образования
3.3.3
навыком коррекции выявленных трудностей в обучении
3.3.4
навыками использования методов анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы методики обучения  литературе

 
1.1
Методика – наука об обучении литературе  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
1.2
Подходы в развитии методики как науки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
1.3
Методика как учебная, научная и практическая дисциплина  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
1.4
Связь методики с другими науками  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
1.5
Базовые категории методики как науки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
1.6
Соотношение дидактики, лингводидактики и методики обучения литературе  

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
1.7
Методы исследования в методике /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
1.8
Теоретические методы исследования. Эмпирические методы исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
1.9
Особенности организации опытного и пробного обучения  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
 
Раздел 2. Цели и задачи

обучения  литературе

 
2.1
Цели и задачи обучения литературе  

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
2.2
Формирование коммуникативной компетенции – основная цель обучения литературе  

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
2.3
Понятие «цель обучения» литературе. Виды целей обучения  литературе. Понятие «задачи обучения» литературе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
2.4
Формирование коммуникативной компетенции – основная цель обучения литературе.Различие понятий "методика развития связной речи" и "коммуникативная компетенция"

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
 
Раздел 3. Содержание обучения  литературе

 
3.1
Содержание обучения литературе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
3.2
Содержание обучения литературе. Структура содержания обучения литературе.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
3.3
Принципы отбора содержания  обучения литературе.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
3.4
Содержание обучения литературе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
 
Раздел 4. Принципы обучения литературе

 
стр. 7
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
4.1
Принципы обучения литературе. Специфические принципы обучения  литературе

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
4.2
Лингвистические принципы, психологические принципы обучения  литературе

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
4.3
Классификации принципов обучения литературе по различным основаниям  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
 
Раздел 5. Технологии, методы и приемы обучения литературе

 
5.1
Педагогические и информационные технологии в обучении литературе

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
5.2
Понятие «технология обучения» литературе. Современные педагогические и информационные технологии обучения литературе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
5.3
Методы и приемы обучения литературе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
5.4
Понятие «метод обучения» литературе. Общедидактические методы. Частнодидактические методы.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
5.5
Понятие «прием обучения» литературе. Современные приемы обучения литературе.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
5.6
Технологии, методы и приемы обучения литературе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
3
0
 
 
Раздел 6. Средства обучения литературе

 
6.1
Классификация средств обучения литературе. Современные УМК по литературе, допущенные Министерством просвещения для этапа основного общего образования, среднего общего образования. Анализ УМК по литературе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
6.2
Система средств обучения литературе. Аудиовизуальные средства обучения литературе

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
6.3
Средства обучения для учителя и обучающегося. Отбор средств обучения в зависимости от цели и задач обучения  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
 
Раздел 7. Теория и методика изучения разделов науки о языке и развитию речи

 
7.1
Теория и методика работы по развитию речи. Система упражнений.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
7.2
Овладение коммуникативно значимыми нормами литературного языка. Система упражнений. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
7.3
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся. Система упражнений. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
стр. 9
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
7.4
Развитие связной речи обучающихся. Система упражнений. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
7.5
Теория и методика изучения разделов науки о языке и развитию речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
 
Раздел 8. Организационные формы обучения литературе

 
8.1
Организационные формы обучения  литературе.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
8.2
Планирование урока  литературы. Анализ урока  литературы.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
8.3
Анализ урока  литературы. Самоанализ урока  литературы. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
8.4
Виды организационных форм обучения. Урок.Типы уроков  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
8.5
Вариативность сценария урока литературы. Дидактические принципы урока   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
8.6
Специфика нетрадиционных уроков.Планирование и отбор содержания  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
стр. 10
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
8.7
Специфика нетрадиционных уроков. Бинарные уроки. Планирование и отбор содержания  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
4
0
 
 
Раздел 9. Теория и методика изучения литературы на этапе ООО и СОО

 
9.1
Теория и методика изучения литературы в 5-7 классах /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
9.2
Теория и методика изучения литературы в 8-9 классах. Теория и методика изучения литературы в 10-11 классах /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
9.3
Теория  и методика изучения теоретико-литературных понятий. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
9.4
Методика изучения обзорных  тем в курсе литературы.   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
9.5
Методы и приемы, активизация обучающихся при изучении обзорных тем. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
9.6
Историко-литературный курс. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
стр. 11
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
9.7
Методика уроков-монографий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
9.8
Теория и методика изучения литературы на этапе ООО и СОО /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
 
Раздел 10. Методика обучения написанию изложения/сочинения

 
10.1
Методика обучения написанию изложения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
10.2
Методика обучения написанию сочинения. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
10.3
Структура, содержание КИМов государственной итоговой аттестации  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

6
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
 
Раздел 11. Особенности обучения литературе на разных этапах общего образования

 
11.1
Цели, содержание и принципы обучения литературе на этапе ООО /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
11.2
Содержание обучения  литературе в основной средней школе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
стр. 12
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
11.3
Цели, содержание и принципы обучения по литературе на этапе ПОО. Структура и содержание профильного обучения  литературе. Основные принципы профильного обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

22
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
 
Раздел 12. Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные программы по литературе

 
12.1
Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные программы по литературе. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
12.2
Содержание основного общего образования по литературе.  

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
12.3
Содержание среднего (полного) общего образования по литературе. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
12.4
Примерные программы по литературе. Рабочие программы по литературе, разработанные на основе ФГОС  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
12.5
Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные программы по литературе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

18
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
 
Раздел 13. Процесс обучения литературе

 
13.1
Содержание понятия «процесс обучения» литературе.Учебная деятельность как     основа процесса обучения литературе  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
стр. 13
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
13.2
Проблема оценки качества результатов обучения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
13.3
Процесс обучения литературе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

8
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
 
Раздел 14. Профессиональный стандарт педагога

 
14.1
Профессиональный стандарт педагога /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
14.2
Компетенции учителя литературы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
14.3
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
14.4
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Методика – наука об обучении литературе

2.Подходы в развитии методики как науки

3.Методика как учебная, научная и практическая дисциплина

4.Связь методики с другими науками

5.Базовые категории методики как науки

6.Соотношение дидактики, лингводидактики и методики обучения литературе  

7.Методы исследования в методике

8.Теоретические методы исследования

9.Эмпирические методы исследования

10.Цели и задачи обучения литературе  

11.Формирование коммуникативной компетенции – основная цель обучения литературе  

 
стр. 14
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
12.Понятие «цель обучения» литературе. Виды целей обучения литературе. Понятие «задачи обучения» литературе

13.Формирование коммуникативной компетенции – основная цель обучения литературе. Различие понятий "методика развития связной речи" и "коммуникативная компетенция"

14.Содержание обучения литературе. Структура содержания обучения литературе. Принципы отбора содержания обучения литературе

15.Принципы обучения литературе. Специфические принципы обучения литературе

16.Лингвистические принципы, психологические принципы обучения литературе

17.Педагогические и информационные технологии в обучении литературе

18.Понятие «технология обучения» литературе. Современные педагогические и информационные технологии обучения литературе

19.Методы и приемы обучения литературе

20.Понятие «метод обучения» литературе. Общедидактические методы. Частнодидактические методы. Понятие «прием обучения» литературе. Современные приемы обучения литературе

21.Система средств обучения литературе. Аудиовизуальные средства обучения литературе

22.Система средств обучения литературе. Аудиовизуальные средства обучения литературе

23.Проблема системы упражнений в обучении литературе

24.Алгоритм конструирования системы упражнений

25.Организационные формы обучения литературе. Планирование урока  литературы. Анализ урока литературы

26.Виды организационных форм обучения. Урок.Типы уроков

27.Анализ урока литературы. Самоанализ урока литературы

28.Планирование урока литературы

29.Понятие о лингвистике как науке и о специфики ее изучения  в школе

30.Теория и методика работы по развитию речи. Система упражнений

31.Овладение коммуникативно значимыми нормами литературного языка. Система упражнений

32.Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся. Система упражнений

33.Развитие связной речи обучающихся. Система упражнений

34.Теория и методика изучения литературы в 5-7 классах

35.Теория и методика изучения литературы в 8-9 классах

36.Теория и методика изучения литературы в  10-11 классах

37.Теория  и методика изучения теоретико-литературных понятий.

38.Методика изучения обзорных  тем в курсе литературы. Методы и приемы, активизация обучающихся при изучении обзорных тем

39.Взаимосвязь методики изучения разделов русского языка и методики развития речи

40.Различие понятий "методика развития связной речи" и "коммуникативная компетенция"

41.Методика обучения написанию сочинения.

42.Методика обучения написанию изложения.

43.Цели, содержание и принципы обучения литературе на этапе ООО

44.Содержание обучения литературе в основной средней школе

45.Цели, содержание и принципы обучения литературе на этапе ПОО

46.Структура и содержание профильного обучения литературе. Основные принципы профильного обучения

47.Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные программы по литературе.

48.Содержание основного общего образования по литературе

49.Содержание среднего (полного) общего образования по литературе

50.Примерные программы по литературе. Рабочие программы по литературе, разработанные на основе ФГОС

51.Содержание понятия «процесс обучения» литературе. Учебная деятельность как основа процесса обучения литературе

52.Профессиональный стандарт педагога

                                                

Задание к экзамену:

1. Проанализируйте УМК по литературе. Предложите необходимые изменения в структуре и содержании данного УМК с целью его приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС нового поколения.

2. Проанализируйте рабочую программу по предмету «Литература». Прокомментируйте соответствие данной рабочей программы ФГОС нового поколения. Предложите необходимые изменения в структуре и содержании данной рабочей программы с целью ее приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС нового поколения.

3. Проанализируйте конспект урока литературы. Выявите цели, функции, виды, средства, формы и объекты контроля. Определите методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Предложите и аргументируйте вариативные методы и приемы оценивания для урока по данному конспекту.

4. Выявите и охарактеризуйте уровень профессиональной компетентности учителя литературы по предложенному конспекту урока в соответствии с положениями Профессионального стандарта педагога.

5. Выявите и охарактеризуйте уровень профессиональной компетентности учителя литературы по предложенной рабочей программе по предмету «Литература» в соответствии с положениями Профессионального стандарта педагога (2013 г.).

6. Разработайте программу недели литературы в общеобразовательной школе. Определите цели и задачи, содержание, принципы, методы и приемы, средства учебно-воспитательной работы по предмету «Литература».

7.  Проанализируйте конспект урока литературы. Выявите и охарактеризуйте технологии, методы, приемы обучения, их адекватность и эффективность с целью подготовки к ОГЭ. Предложите и аргументируйте вариативные методы, приемы, упражнения и средства обучения на уроке по данному конспекту с учетом подготовки к ОГЭ.

8. Проанализируйте конспект урока литературы. Определите соответствие структуры и содержания урока, требованиям, 

 
стр. 15
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
предъявляемым к современному уроку литературы с целью подготовки к ЕГЭ. Предложите и аргументируйте вариативные методы, приемы, упражнения и средства обучения на уроке по данному конспекту с учетом подготовки к ЕГЭ на основе технологии развивающего обучения.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика письменных сообщений

1.Дифференцированный подход в обучении литературе.

2.Интегрированный урок литературы в условиях реализации ФГОС.

3.Контроль уровня сформированности  коммуникативной компетенции в основной школе.

5.Методическое содержание и специфика современного урока литературы.

6.Применение элементов исследовательской и проектной деятельности на уроке литературы.

7.Проектирование урока литературы  в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения ООП ООО.

8.Способы формирования метапредметных компетенций на уроках литературы.

9. Формирование умений полемического диалогического общения на уроках литературы.

10. Формирование рефлексивных умений (самоанализа, самооценки) в процессе обучения литературы.

11. Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД на уроках литературы.

12. Развитие познавательных и коммуникативных УУД через  проектную деятельность на уроках литературы.

13. Методические подходы к проектированию урока литературы в основной школе в условиях реализации системно - деятельностного подхода.

14. ЕГЭ по литературе  как средство контроля уровня сформированности коммуникативной компетенции.

15. Формирование лингвистической компетенции старшеклассников в условиях проектной деятельности.

16. Проектная деятельность как метод обучения литературе  в условиях введения ФГОС ООО.

17. Проектная деятельность как вид самостоятельной работы при обучении литературе на этапе основного общего образования.

18.Использование методики тестового контроля на уроке литературы.

19.Организация исследовательской деятельности обучающихся по предмету «Литература» на этапе основного общего образования.

20.Использование межпредметных связей на уроках литературы на этапе основного общего образования.

21.Дифференцированный подход на уроках литературы на этапе основного общего образования.

22.Реализация дифференцированного подхода в обучении написанию изложения на этапе основного общего образования.

27.Способы развития креативного мышления на уроках литературы на этапе основного общего образования.

28. Использование образовательных веб-ресурсов при обучении литературе на этапе основного общего образования.

29. Интегрированный урок как одно из средств повышения мотивации к изучению литературы в 5 классе.

30. Интерактивные приемы как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках литературы на этапе основного общего образования.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Алексеева, М. А. 
Методика преподавания литературы: Практикум : учебное пособие для вузов / М. А. Алексеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 98 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06832-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/418118
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л1.2
Ашанина, Е. Н.[и др.] ; под редакцией Ашаниной, Е. Н.,Васиной,  О. В. , Ежова, С. П. 
Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411275
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 16
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ядровская, Е.Р. 
Методика преподавания литературы: уроки в основной школе : учебное пособие для вузов / Е. Р. Ядровская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 236 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-06184-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/411263  
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л2.2
Ланин, Б. А. 
Методика преподавания литературы : учебная хрестоматия : учебное пособие / Б. А. Ланин. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 339 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-05383-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/409404
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
сост. Потанина,  А.В. 
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика обучения литературе» : :методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и литература» по дисциплине «Методика обучения литературе» [Электронный ресурс] / сост. А.В. Потанина .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ , 2018 .— 94с. — Электронная версия печатной публикации .— URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./832 Методика обучения литературе_Потанина.pdf
Н. Челны : ФГБОУ ВО НГПУ , 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
SQL Server Standard ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Арт.228-09538: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 17
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-228 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                             Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                         Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать 

 
стр. 18
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                                           Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                 Методические указания к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, а также в целом сформированности компетенций.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам, без билетов или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 минут.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу необходимо отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. 

 
стр. 19
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.