2022-2023_zm44_04_01 РЯЛ 2038 гр__plx_Историческое комментирование на уроках русского языка и литературы_Русский язык и литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Историческое комментирование на уроках русского языка и литературы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык и литература
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
88
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
88
88
88
88
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. филол. наук, преп. , Калинин Константин Андреевич _________________
 
 
Историческое комментирование на уроках русского языка и литературы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык и литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна 

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области исторического комментирования русского языка и литературы и применения полученных навыков в педагогической деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить обучающихся с основными историческими процессами в области русского языка и литературы
1.4
сформировать у обучающихся навык исторического комметирования фактов современного русского языка и литературы
1.5
научить применять полученные навыки в практической деятельности при подготовке к урокам русского языка и литературы
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Историческое комментирование на уроках русского языка и литературы» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования (Русский язык, Литература)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Отечественная литература
2.2.2
Практикум по литературе
2.2.3
Современная языковая ситуация
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.7
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.8
Отечественная литература
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-7: Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
 
ОПК-7.1: Знает педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательного процесса; методы выявления индивидуальных особенностей обучающихся; особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения
 
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.1: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных сообществ
 
УК-5.2: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных народов, основываясь на знании этапов исторического развития общества (включая основные события, деятельность основных исторических деятелей) и культурных традиций мира (включая мировые религии, философские и этические учения), в зависимости от среды взаимодействия и задач образования
 
УК-5.3: Умеет толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные процессы исторического развития русского языка и литературы
3.1.2
особенности исторического комментирования как приёма при проведении уроков русского языка и литературы
3.1.3
педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательного процесса
3.1.4
необходимую для саморазвития и взаимодействия с обучающимися информацию о культурных особенностях и традициях
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
читать и переводить древнерусские тексты
3.2.2
давать исторический комментарий к языковым  и литературным фактам современного русского языка и литературы
3.2.3
строить взаимодействия с субъектами образовательного процесса
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
3.2.4
толерантно и конструктивно взаимодействовать с обучающимися с учётом их социокультурных особенностей
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками исторического комментирования фактов русского языка и литературы
3.3.2
навыками использования исторического комментирования как приёма при проведении уроков русского языка и литературы
3.3.3
навыками построения конструктивного взаимодействия с субъектами образовательного процесса;
3.3.4
способностью толерантного отношения  к историческому наследию и социокультурным традициям русского народа
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Историческое комментирование на уроках русского языка

 
1.1
Комментирование как методический приём /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
1.2
Основы исторического изучения русского языка /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
1.3
Историческое комментирование при изучении фонетики русского языка /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
1.4
Историческое комментирование при изучении морфологии русского языка /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
1.5
Историческое комментирование при изучении синтаксиса русского языка /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
1.6
Историческое комментирование при изучении лексикологии русского языка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
1.7
Историческое комментирование при изучении этимологии русского языка /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
1.8
Литературный язык как высшая форма общенародного языка. Понятие языковой нормы; система и норма /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
1.9
Происхождение и история русской письменности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
1.10
Периодизация истории русского литературного языка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
1.11
«Российская грамматика» Ломоносова и её значение для нормализации русского литературного языка /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
1.12
Два типа литературного языка в Древней Руси (концепция В. В. Виноградова) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
1.13
Научное изучение языка в Древней Руси. Первые грамматики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
1.14
Русский литературный язык Петровской эпохи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
1.15
Спор «шишковистов» с «карамзинистами» в истории русского литературного языка /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
1.16
Теория «трёх штилей» М. В. Ломоносова и полемика вокруг неё /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
1.17
Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
 
Раздел 2. Историческое комментирование на уроках литературы

 
2.1
Язык памятников Киевского периода (летописи, жития, ораторская проза) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
2.2
Исторические комментирование при изучении древнерусской литературы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
2.3
«Слово о полку Игореве»: история, язык, значение /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
2.4
Роль старославянского языка в развитии древнерусского литературного языка. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
2.5
Народно-литературный тип литературного языка. Язык «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха» и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
2.6
Язык «Слова о законе и благодати». Иллариона, поучений Кирилла Туровского и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
2.7
Язык церковно-книжной литературы периода Киевской Руси. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
2.8
Язык «Хождения за три моря» Афанасия Никитина /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
2.9
Язык «Домостроя» /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
2.10
Язык литературно-художественных произведений XVI - XVII вв. («История о российском дворянине Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове» или др.). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
2.11
Язык сатирических произведений. («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде» и др.). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
2.12
Язык поэзии М. В. Ломоносова /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
2.13
Принципы карамзинских преобразований норм литературного языка /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
2.14
Реформа А. С. Пушкина в области грамматического строя и стилевой системы русского прозаического языка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
2.15
Роль Гоголя в развитии языка прозы.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
2.16
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Периодизация русского литературного языка.

2.Понятие литературного языка. Устная и письменная формы литературного языка. Литературный язык и диалект. Литературный язык и язык художественной литературы.

3.Вопрос о происхождении русского литературного языка. Современное состояние данной проблемы.

4.Основные различия в развитии литературного языка в донациональный и национальный периоды.

5.Общая характеристика языка древнерусской народности (конец X – XIV в.).

6.Церковно-книжный тип русского литературного языка эпохи Киевской Руси (конец X – XIV в.).

7.Народно-литературный тип русского литературного языка эпохи Киевской Руси (конец X – XIV в.).

8.Язык «Слова о полку Игореве».

9.Общая характеристика русского литературного языка эпохи Московской Руси (конец XIV – середина XVII в.).

10.Второе южно-славянское влияние.

11.Церковно-книжный тип русского литературного языка эпохи Московской Руси (XV – XVII вв.): Переписка И. Грозного и А. Курбского, «Грамматика» М. Смотрицкого, стихотворное творчество С. Полоцкого.

12.Ослабление позиций церковно-книжного типа русского литературного языка во второй половине XVII в. (сочинения протопопа Аввакума, сатирические повести).

13.Народно-литературный тип русского литературного языка эпохи Московской Руси (XV – XVII вв.): летописная литература, светские памятники, деловая письменность.

14.Деловой язык XVII в. – основа национального русского литературного языка. Жанры деловой письменности: статейная, приказная, эпистолярная.

15.Язык Петровской эпохи. Противоречия языкового развития. Расширение словарного состава русского языка. Реформа графики Петром Первым.

16.Литературно-языковая практика В.К. Тредиаковского как отражение назревших языковых проблем эпохи (30–50 гг. XVII в.).

17.Теория «трех штилей» и «Российская грамматика» М.В. Ломоносова как попытка решить языковые вопросы эпохи (30 – 50 гг. XVIII в.).

18.Роль М.В. Ломоносова в становлении русской научной терминологии и русского научного стиля.

19.Основные тенденции развития русского литературного языка в конце XVIII в. (70 – 90-е гг.). Литературно-языковая деятельность А.Н. Радищева.

20.Предпушкинский период в истории русского литературного языка. Полемика защитников «старого» и «нового» слога. Литературно-языковая деятельность Н.М. Карамзина.

21.Роль И.А. Крылова, А.С. Грибоедова, декабристов в развитии русского литературного языка.

22.Пушкинский период в истории русского литературного языка (общая характеристика). Взгляды А.С. Пушкина на литературный язык и его развитие.

23.Литературно-языковая практика М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского как продолжение традиций А.С. Пушкина.

24.Основные тенденции развития русского литературного языка во второй половине XIX в.

25.Язык художественной литературы второй половины XIX столетия.

 
стр. 8
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
26.Лексикография второй половины XIX в.

27.Развитие словарного состава и грамматической системы русского литературного языка во второй половине XIX в.

28.Русский литературный язык советской эпохи (1917 – 1991 гг.), основные тенденции развития.

29.Изменения в словарном составе и грамматической системе русского литературного языка в советскую эпоху.

30.Особенности развития русского литературного языка конца XX в. (80 –90-е гг.).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы эссе

1.Происхождение и история русской письменности

2.Влияние старославянского языка на развитие русского языка

3.Периодизация истории русского литературного языка

4.Два типа литературного языка в Древней Руси (концепция В. В. Виноградова)

5.Язык памятников Киевского периода (летописи, жития, ораторская проза)

6.«Слово о полку Игореве»: история, язык, значение

7.Деловая письменность в истории русского литературного языка

8.Второе южнославянское влияние

9.Научное изучение языка в Древней Руси. Первые грамматики

10.Русский литературный язык Петровской эпохи

11.Реформы русской азбуки в XVIII и XX вв.

12.Теория «трёх штилей» М. В. Ломоносова и полемика вокруг неё

13.Спор «шишковистов» с «карамзинистами» в истории русского литературного языка

14.Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка

15.Научное изучение языка в XVIII–XIX вв. и закрепление нормы в грамматиках и словарях

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Грицкевич, Ю.н.
.  Морфологический строй современного русского языка. Историческое комментирование в школе : .  Морфологический строй современного русского языка. Историческое комментирование в школе : учебное пособие для вузов / Ю. Н. Грицкевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 97 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13294-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457410 
Юрайт, 2020
 
Л1.2
Алексеев, А.В.
Историческая грамматика русского языка : Историческая грамматика русского языка : учебник и практикум для вузов / А. В. Алексеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 314 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01467-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450274 
Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Черепанова, О.А.
Сравнительная грамматика славянских языков : Сравнительная грамматика славянских языков : учебное пособие для вузов / О. А. Черепанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 134 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06648-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454908 
Юрайт, 2020
 
Л2.2
Колесов, В. В.  
Историческая фонетика русского языка : Историческая фонетика русского языка : учебник для вузов / В. В. Колесов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 217 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03563-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453138 
Юрайт, 2020
 
стр. 9
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
История русского языка

: История русского языка: практикум : учебное пособие для вузов / О. А. Черепанова, В. В. Колесов, Л. В. Капорулина, В. Н. Калиновская. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11643-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453137

Юрайт, 2020
 
Л2.4
Савельева, Л. В.  
  История русского языка: основы палеорусистики: История русского языка: основы палеорусистики : учебник и практикум для вузов / Л. В. Савельева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08435-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455563 
Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова З.Ф.
Учебно-методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине «Старославянский язык» [Электронный ресурс] / сост. З. Ф. Ахатова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .— 51 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/МР Старославянский язык_Ахатова ЗФ.pdf
Н.Челны: НГПУ, 2019
 
Л3.2
Ахатова З.Ф.
Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Историческая грамматика» [Электронный ресурс] / сост. З.Ф. Ахатова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .— 19 с.
Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
История русского литературного языка. - Режим доступа: http://www.uverenniy.ru/kurs-lekcij-po-discipline-istoriya- russkogo-literaturnogo-yazi.html
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 10
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения 

 
стр. 11
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения зачета (устно, письменно, по билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой.

При проведении зачета в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к зачету необходимо начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы 

 
стр. 12
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.