Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна
ции
Вопросы к зачету:
1. История возникновения активных и интерактивных методов обучения
2. Активные методы в процессе обучения. Классификация и характеристика
3. Применение активных методов обучения на различных типах уроков по математике и информатике
4. Интерактивные методы в процессе обучения. Классификация и характеристика
5. Применение интерактивных методов обучения на различных типах уроков по математике и информатике
6. Метод проектов: история, характеристика, особенности использования на уроках математики и информатики
7. Мозговой штурм: история, характеристика, особенности использования на уроках математики и информатики
8. Кейс-метод: история, характеристика, особенности использования на уроках математики и информатики
9. Тренинг: история, характеристика, особенности использования на уроках математики и информатики
10. Методы обучения в сотрудничестве: история, характеристика, особенности использования на уроках математики и информатики
11. Дискуссия: история, характеристика, особенности использования на уроках математики и информатики
12. Ролевые игры: история, характеристика, особенности использования на уроках математики и информатики
13. Деловые игры: история, характеристика, особенности использования на уроках математики и информатики
14. Активные методы обучения в организации самостоятельной работы школьников
15. Интерактивные методы обучения в организации самостоятельной работы школьников
16. Связь и зависимость активных и интерактивных методов обучения с новыми техническими средствами и информационными технологиями
17. Активные методы обучения в дистанционном обучении
18. Интерактивные методы обучения в дистанционном обучении.
1. Модели обучения в современной школе: пассивная, активная, интерактивная.
2. Интерактивные технологии в процессе обучения: особенности организации.
3. Основные требования к успешному обучению в режиме интерактивной технологии.
4. Структура интерактивного урока.
5. Информационные технологии как форма организации интерактивного обучения.
6. Классификация информационных технологий.
7. Комплекс технических средств: средства организационной техники; средства коммуникационной техники; средства компьютерной техники.
8. Средства управления техническим комплексом: программное обеспечение; организационно-методическое обеспечение.
9. Неимитационные методы и технологии как фактор активизации познавательной деятельности на уроках истории.
10. Имитационные неигровые методы и технологии как фактор активизации познавательной деятельности на уроках
истории.
11. Реализация технологий интерактивного обучения во внеклассной работе.
12. Эффективное управление познавательной деятельностью учащихся в процессе интерактивного обучения истории.
13. Особенности применения интерактивных методов обучения истории дистанционно.
14. Технология конструирования интерактивного обучения: признаки, структура, этапы.
15. Контекстное обучение.
16. Интерактивные технологии в процессе воспитательной работы по истории.
17. Развитие мотивации к обучению на основе внедрения интерактивных технологий.
18. Развитие творческих способностей школьников в процессе интерактивного обучения истории.
19. Интерактивные технологии обучения истории в организации познавательной деятельности одаренных детей.
20. Оценивание достижений школьников в процессе интерактивного обучения истории.
Примерные темы письменных работ
Письменное задание - Используя предложенную преподавателем литературу по одной из следующих интерактивных технологий (методу), проанализируйте ее и
разработайте программу использования выбранной технологии в рамках учебной темы:
1. Проблемная лекция.
2. Лекция-визуализация.
3. Лекция - пресс-конференция.
4. Лекция-беседа.
5. Лекция-дискуссия.
6. Лекция с разбором конкретных ситуаций.
7. Лекция с применением техники обратной связи.
8. Лекция-консультация.
9. Групповые консультации.
10. Дискуссия на семинаре.
11. Семинар - развернутая беседа с обсуждением доклада.
12. Семинар - обсуждение письменных рефератов.
14. Семинар - круглый стол.
15. Семинар "малых полемических групп" или семинар-диспут.
16. «Мозговой штурм» или «Мозговая атака».
17. Баскет-метод (разбор корреспонденции, деловых бумаг).
18. Метод проектов.
19. Технология «Дебаты».
20. Деловая игра.
21. Организационно-деятельностные игры.
22. Ролевые игры.
23. Кейс-метод.
24. Метод развивающейся кооперации.
25. «Обучение в сотрудничестве».
26. «Метод Дельфи».
27. Метод дневников.
28. Метод «разбора критических случаев».
29. Метод «лабиринта действий».
30. Практические проблемные задачи.
31. Методы с применением затрудняющих условий.
32. Метод временных ограничений.
33. Метод внезапных запрещений.
34. Метод новых вариантов.
В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.
Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся формируются не только коммуникативные качества личности, но и активная мотивация работы с ИКТ.
Инновационность использования методических материалов лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.
Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков, учитывать степень обученности конкретным приемам работы с ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.
Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны в процессе внедрения и апробации модуля.
Лабораторные занятия призваны сформировать базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.
Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .
В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так и в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся к постановке вопросов и их обсуждению.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной
Методические указания к зачету
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные
темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.