2022-2023_zm44_04_01 РЯЛ 2038 гр__plx_Отечественная литература_Русский язык и литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Отечественная литература
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык и литература
 
экзамен 3 зачет 2
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
13
самостоятельная работа
177
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
2
2
6
6
Практические
14
14
6
6
20
20
Итого ауд.
18
18
8
8
26
26
Кoнтактная рабoта
18
18
8
8
26
26
Сам. работа
122
122
55
55
177
177
Часы на контроль
4
4
9
9
13
13
Итого
144
144
72
72
216
216
 
 
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Окищева Карина Анатольевна _________________
 
 
Отечественная литература
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык и литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование  у обучающихся  научного мировоззрения, основанного на знакомстве с достижениями современной русской литературы для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать целостное представление о литературном процессе, основных тенденцииях развития литературы;
1.4
способствовать развитию критического, научного мышления обучающихся;
1.5
развить умения,  позволяющие  самостоятельно анализировать научную и критическую информацию, необходимую для решения профессиональных задач;
1.6
раскрыть художественное своеобразие основных художественных произведений.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Историческое комментирование на уроках русского языка и литературы
2.1.2
Общее языкознание
2.1.3
Современные проблемы науки и образования
2.1.4
Теория литературы
2.1.5
Учебная ознакомительная практика
2.1.6
Учебная практика научно-исследовательская работа
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий 
 
ПК-1.2: Умеет использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной  области "Русский язык", "Литература"
 
ПК-1.3: Владеет современными методиками и технологиями организации и проектирования образовательного процесса на различных уровнях филологического образования 
 
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.4: Грамотно, логично, аргументировано формулирует собственные суждения и оценки. Предлагает стратегию действий
 
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.1: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных сообществ
 
УК-5.2: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных народов, основываясь на знании этапов исторического развития общества (включая основные события, деятельность основных исторических деятелей) и культурных традиций мира (включая мировые религии, философские и этические учения), в зависимости от среды взаимодействия и задач образования
 
УК-5.3: Умеет толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода;
3.1.2
основы саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных традициях различных сообществ;
3.1.3
основы социокультурных традиций различных народов;
3.1.4
теорию современных методик и технологий организации и проектирования образовательного процесса.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать основы критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода;
3.2.2
применять теорию о саморазвитии и взаимодействии с другими информацию о культурных традициях различных сообществ;
3.2.3
использовать основы социокультурных традиций различных народов;
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
3.2.4
применять теорию современных методик и технологий организации и проектирования образовательного процесса.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода;
3.3.2
навыками саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных традициях различных сообществ;
3.3.3
навыками использования социокультурных традиций различных народов;
3.3.4
навыками использования современных методик и технологий организации и проектирования образовательного процесса.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Древнерусская литература

 
1.1
Об истории и культуре Древней Руси. Общая характеристика литературы XI - первой четверти XVII века       /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.2
"Повесть временных лет"."Слово о полку Игореве"   /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
1.3
Об истории и культуре Древней Руси второй четверти XIII- третьей четверти XV века. Общая характеристика переводной и оригинальной литературы второй четверти XIII - третьей четверти XV века /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
 
Раздел 2. Литература XVIII в.

 
2.1
Литература XVIII века. Общественно- политическая и культурная атмосфера эпохи государственных преобразований  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
2.2
Исторические повествования XVI столетия. Обобщающие сочинения XVI столетия. "Домострой". Житийные повествования XVI столетия. "Повесть о Петре и Февронии Муромских"  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
2.3
Поэтика драматургии Д.И. Фонвизина. Каламбурное слово и природа художественной образности в комедии "Недоросль". Жанровые традиции сатиры и оды в комедии "Недоросль". Проблема жанрового своеобразия  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
2.4
Творчество Г.Р. Державина. Эстетическая категория личности в лирике Г.Р. Державина. Бытоописательные мотивы лирики. Человек в контексте социальных связей. Сатира Г.Р. Державина  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
 
Раздел 3. Литература XIX в. (первая половина)

 
3.1
Общая характеристика русской литературы первой половины 19 века. Периодизация русской литературы первой половины 19 века. Русская литература 1800-1815 годов. Творчество И.А. Крылова    /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
3.2
Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Телеологический сюжет, амбивалентность любовной коллизии в повести. Роль пейзажа. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина в русле эволюции русской прозы  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
3.3
Творчество А.С. Пушкина    /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
3.4
Философская проблематика романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
3.5
Лирика Пушкина. Стиль и своеобразие лирики /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
3.6
Творчество М.Ю. Лермонтова  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
3.7
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». История создания романа, жанровое своеобразие. Художественный метод, композиция, проблематика романа.

Образ Печорина. Демоническое начало, земное и небесное в его личности.Второстепенные персонажи, принципы создания характеров.

Кавказские мотивы в романе

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
3.8
Романтические поэмы М.Ю.Лермонтова: «Мцыри», «Демон», «Песня про купца Калашникова»   /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
3.9
«Мёртвые души» Н.В. Гоголя. История замысла и жанр произведения. Смысл названия.Принципы построения произведения: композиция, сюжет, возрастание мертвенности и усиление пошлости.Художественное время и пространство в поэме. Система образов. Концепция живой и мертвой души /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
3.10
Творчество А.Н. Островского. Психологическая драма «Бесприданница».Проблематика драмы. Система образов /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
3.11
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
0
 
 
Раздел 4. Литература XIX в. (вторая половина)

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
4.1
Общая характеристика литературного процесса второй половины 19 века  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
4.2
Творчество Н.А. Некрасова. Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?"  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
4.3
Творчество Ф.М. Достоевского.  Повесть «Белые ночи».

Роман «Неточка Незванова».

Повесть «Дядюшкин сон». «Записки из Мёртвого дома».

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
4.4
Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Особенности жанра, замысел и история создания романа. Положительные и отрицательные герои. Война с Наполеоном.Образ народа в произведении. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
4.5
Рассказы А.П. Чехова. Жанр анекдота в раннем творчестве. Гражданские мотивы чеховского юмора. Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Злой мальчик», «Загадочная натура». Повесть «Степь».

Книга «Остров Сахалин». Рассказы «Тяжелые люди», «Горе», «Скрипка Ротшильда», «Ионыч».

Повесть «Дуэль».

Рассказы А.П. Чехова. Жанр анекдота в раннем творчестве. Гражданские мотивы чеховского юмора. Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Злой мальчик», «Загадочная натура». Повесть «Степь».

Книга «Остров Сахалин». Рассказы «Тяжелые люди», «Горе», «Скрипка Ротшильда», «Ионыч».

Повесть «Дуэль».

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
4.6
Драматургия А.П. Чехова: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
 
Раздел 5. Литература ХХ в.

 
5.1
Краткий обзор литературы ХХ в.   /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
5.2
Рассказы И.А. Бунина. Сборник "Темные аллеи"  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
5.3
  Повесть "Гранатовый браслет" А.И. Куприна   /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
5.4
Поэзия Серебряного века. Модернизм  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
5.5
Проза М. Булгакова. Проблематика романа "Мастер и Маргарита"   /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
5.6
Литература периода ВОВ.  Публицистика А. Толстого, И. Эренбурга, В. Гроссмана.

Проза В. Гроссмана, Б. Полевого, Л. Соболева, А. Бека, А. Толстого, Л. Леонова, М. Шолохова, Б. Горбатова, К. Воробьёва, В. Некрасова, В. Панова, Э. Казакевича./

Творчество В.П. Астафьева. А.И. Солженицын. Лагерная проза. Творчество В. Шаламова. Деревенская проза. В.Шукшин.  /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
5.7
В.Г.Распутин. Повесть «Последний срок», проблема жизни и смерти, преемственности поколений

«Живи и помни». Обострение нравственной проблематики. Размышления писателя о долге и жизни человека

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
5.8
Новые темы, идеи, образы в поэзии 60– 80гг. (А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, Н. Рубцов, Ю. Друнина, Р. Казакова, Ю. Мориц, И. Бродский, А. Тарковский, В. Высоцкий, Ю. Визбор, А. Галич и др.)  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
5.9
Общая характеристика историко-литературного процесса на современном этапе  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
5.10
Перспективы развития отечественной литературы   /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

3
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
5.11
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ПК-1.2 ПК-1.3 УК-1.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
                      Промежуточная аттестация

                    Вопросы для подготовки к зачету

1. Сентиментализм как литературный метод. Русский сентиментализм.

2. Поэзия Н.М. Карамзина.

3.Психологическая повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

4. Предромантические тенденции в прозе Н.М. Карамзина: повесть настроения «Остров Борнгольм».

5. «Марфа-посадница» как итог творческой эволюции Н.М. Карамзина.

6. «Путешествие из Петербурга в Москву» как итог жизненного и творческого пути А.Н. Радищева: структура повествования, особенности композиции, проблема автора и героя.

7. Развитие литературы в начале и 1 половине 19 века

 
стр. 8
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
8. Романтизм, история вопроса; философия и эстетика, своеобразие русского романтизма.

9. В.А. Жуковский. Жанровое своеобразие лирики; дидактизм психологизм, романтическое сознание в лирике.

10. Баллады В.А. Жуковского. Романтические сюжеты; драматизм, психологизм, пластичность; субъективно-лирическая стихия.

11. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Своеобразие сюжета и конфликта. Фамусовское общество.

12. Проблема характера и ума в комедии «Горе от ума». Чацкий как выразитель декабристских идей. Внесценические персонажи и их функция.

13. Романтическая лирика А.С. Пушкина (Южная ссылка).

14. А.С. Пушкин. Южные поэмы. Специфика романтического конфликта. Характеристика героев.

15. А.С. Пушкин. «Повести Белкина». Проблематика цикла. Образ рассказчика; драматическая жизнь героев.

16. А.С. Пушкин. Поэмы «Полтава», «Медный всадник». Проблема историзма. Образ Петра

17. А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии». Проблематика, психологизм; характеристика героев.

18. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Нравственно-философская проблематика; герой и рассказчик. Образ Пугачева.

19. А.С. Пушкин. «Дубровский». Специфика сюжета и конфликта. Герои и их отношение к миру.

20. А.С. Пушкин. «Евгений  Онегин». Проблема «лишнего человека». Система образов; роль лирических отступлений.

21. М.Ю. Лермонтов. Романтический титанизм лирики.

22. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Проблематика; особенности сюжета и конфликта. Образ Мцыри.

23. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Смысл названия; композиция. Образная система в романе. Внутренняя противоречивость главного героя.

24. Н.В. Гоголь. «Миргород». Структура сборника. «Старосветские помещики». Целостный анализ.

25. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Эпическое начало, фольклорная основа; герои повести.

26. Н.В. Гоголь. «Петербургские повести». Жизнь «маленького человека» в повести «Шинель».

27. Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина». Загадка финала.

28. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Своеобразие жанра и композиции. Образ России. Лирические отступления.

29. Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Чичиков как ключевой персонаж сюжета.

30. Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Помещики и чиновники в поэме.

31. И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Характер главного героя, его внутренняя противоречивость.

29. А.Н. Островский. Драма «Гроза». Самодурство как социально-психологическое явление (Дикой, Кабанова). Образ Катерины.

30. А.Н. Островский. Драма «Бесприданница». Быт и нравы русской провинции. Трагическая судьба Ларисы.

                              Вопросы для подготовки к экзамену

1.Философская лирика Ф.И. Тютчева.

2.Импрессионистическая лирика А.А. Фета.

3.И.С. Тургенев. «Записки охотника». Состав цикла, проблематика, антикрепостнический характер; человек и природа

4.И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Споры вокруг романа. Проблема «отцов» и «детей». Философия спора. Трагическая судьба Базарова. Герои романа и их отношение к миру..

5.М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман  «Господа Головлевы». Жанровая специфика (роман - семейная хроника). Проблема нравственного падения главного героя.

6.М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. Проблематика, иносказательная образность, гротеск, аллегория. Основные объекты сатиры.

7.Н.А. Некрасов. Идея гражданственности и народности в лирике.

8.Крестьянская тема в лирике Н.А. Некрасова.

9.Н.А. Некрасов. Поэма  «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья; образы народных заступников. Гриша Добросклонов.

10.Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Философская и идейно-нравственная проблематика. Смысл теории Раскольникова. Философия жизни героев романа

11.Л.Н. Толстой. Роман. «Война и мир». Смысл названия, специфика жанра. «Мысль народная» в романе.

12.Л.Н. Толстой. «Война и мир». Образная система романа (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова).

13.Л.Н. Толстой. «Война и мир». Изображение войны в романе. Кутузов и Наполеон. 16.Роль личности в истории.

14.А.П. Чехов. «Вишневый сад». Символика названия, жанровая специфика, проблематика, герои пьесы

15.Литература «Серебряного века» в контексте культурной и социальной жизни.

16.Символика рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

17.Жизнь, подражающая искусству: интертекстуальный анализ рассказа И. Бунина «Легкое дыхание».

18.Поэтика прозы и драматургии Л. Андреева.

19.Апокалиптизм Вл. Соловьева («Панмонголизм», «Три разговора…»).

20.«Мелкий бес» Фёдора Сологуба на фоне русской классической литературы.

21.Общая характеристика русского декаданса (Д. Мережковский, З. Гиппиус, А. Добролюбов и др.).

22.В. Брюсов – поэт, организатор и наставник начинающих литераторов. Анализ стихотворения «Облака» (1903, сборник «Urbi et orbi»).

23.Восток или Запад? Решение вопроса в романе Андрея Белого «Петербург». Психоаналитическое и социальное прочтение романа.

24.Литературный контекст стихотворения Н. Гумилёва «Заблудившийся трамвай»  (Пушкин, Гоголь, Блок, Ахматова, Мандельштам).

25.Ранняя лирика Анны Ахматовой («Над водой», «Песня последней встречи»).

26.Футуризм. Общая характеристика.

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
27.Причины и характер богоборческого бунта В. Маяковского. Мессианизм и утопизм поэта.

28.«В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова: «Gesamtcunstwerk Сталин» и отступления от канонов

29.Идеология и литературно-философский контекст романа «Доктор Живаго» (христианство, Фёдоров, Шекспир, Достоевский, Гете, Диккенс, Блок, Маяковский).

30.Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Особенности композиции и жанра.

31.Антиутопическая тенденция в футурологической литературе 1960-х годов («Гололедица» Абрама Терца, «Трудно быть богом» А. и Б. Стругацких, «Последняя строка» С. Наровчатова).

32.Вторая гражданская: умные и дураки («Трудно быть богом» Стругацких, «Срезал» В. Шукшина, «День гнева» А. Макаревича, «Ностальгия по настоящему» А. Вознесенского).

33.«Всё не так»: проявления кризисного мироощущения в «эстрадной» поэзии («По Печоре» Е. Евтушенко, «Моя цыганская» В. Высоцкого, «Ты или я» А. Макаревича).

34.Научно-технический прогресс и литература (произведения Б. Ахмадулиной, В. Шукшина, Ю. Кузнецова, Н. Рубцова, А. Битова, А. и Б. Стругацких).

35.Щ-854. Советский мир в рассказе Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

36.Образ праведницы в рассказе А. Солженицына «Матрёнин двор».

37.Василий Белов, представитель «деревенской прозы».

38.Пародия и автопародия в повести для театра «Энергичные люди» В. Шукшина

39.Литературные претексты сказки В. Шукшина «До третьих петухов» (произведения Карамзина, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова, Маяковского, Булгакова).

40.Фольклорные и кинематографические аллюзии в сказке В. Шукшина «До третьих петухов».

41.Образы стариков и старух в литературе 1960-1970-х годов («Космос, нервная система и шмат сала» В. Шукшина, «Привычное дело» В. Белова, «Старухи» Е. Евтушенко, «Пушкинский дом» А. Битова).

42.Романтика и романтизм (В. Высоцкий, С. Наровчатов, В. Шукшин, А. Вознесенский и др.).

43.Поэты как соавторы прозаиков («Нет, я не плачу...» Юлия Кима; Булат Окуджава и А.Н. Толстой; Юрий Ряшенцев и Александр Дюма).

44.Своеобразие «тихой лирики» («Обожаю круги и овалы...» Н. Старшинова, «Ночь на родине», «В горнице моей светло...» Н. Рубцова).

45.Поэтика Беллы Ахмадулиной.

46.Сентиментальные марши («Бумажный солдат», «Песенка о ночной Москве» Б. Окуджавы, «Песня о сентиментальном боксере» В. Высоцкого).

47.«Охота на волков» В. Высоцкого и тема травли в поэзии советского периода.

48.Повесть братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света». Версии произошедшего и детективный жанр.

49.Экзистенциалистские и ницшеанские идеи в художественной философии Стругацких.

50.«Утиная охота» А. Вампилова: смысл названия, социальные аллюзии, литературные предки главного героя.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости, 4 семестр

Темы письменных сообщений (эссе):

1. Князь Игорь как историческая личность в древнерусской литературе

2. Образ идеального князя в древнерусской литературе

3. Плутовской роман в древнерусской литературе («Повесть о Фроле Скобееве)

4. Миниатюра как художественный элемент древнерусского текста

5. Жанровые особенности древнерусской литературы

6. Основные тенденции развития русской литературы конца XV-XVI века

7. Особенности творчества М. Грека

8. Своеобразие публицистики XVI века.

9. Особенности русского барокко XVII в.

10. Тема блудного сына в русской повести XVII в.: Повесть о Горе-Злочастии, Повесть о Савве Грудцыне.

Текущий контроль успеваемости, 5 семестр

Темы письменных сообщений (эссе):

1. «Парус» М.Ю. Лермонтова («Незнакомка» А.А. Блока, «Анчар» А.С. Пушкина): опыт целостного анализа стихотворного произведения.

2. Особенности и функции изображённого художественного мира в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»).

3. Идейно-тематическое содержание повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

4. Романтическая лирика декабристов (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А. Одоевский)

5. Жанр баллады в лирике русского романтизма (баллады В.А. Жуковского, П.А. Катенина).

6. Русская романтическая элегия. Жанр элегии в творчестве В.А. Жуковского, П.А. Вяземского, К. Батюшкова, Е. Баратынского, А.С. Пушкина.

7. Структура романтической поэмы Пушкина и Лермонтова (на примере одной из романтических поэм по выбору).

8. Романтический конфликт и особенности героя поэмы А.С. Пушкина "Кавказский пленник".

9. Конфликт и герой поэмы Лермонтова "Демон"

10. Жанр фантастической повести в литературе русского романтизма (А. Бестужев-Марлинский, О. Сомов, В. Одоевский, А. Погорельский - на выбор)

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
11. Композиция "Повестей Белкина" А.С. Пушкина

12. Циклизация повестей как становление романной формы (А.С. Пушкин "Повести Белкина",

13. М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени", Н.В. Гоголь "Миргород" - на выбор).

14. Сюжет и конфликт в повести Н.В. Гоголя «Коляска».

15. Своеобразие конфликта в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина.

16. Поэтическая лексика и изобразительно-выразительные средства в стихотворении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

17. Психологический романтизм в творчестве поэтом начала 19 века.

18. Проблема ума в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»

19. Особенности басенного творчества И. Крылова

20. В.А. Жуковский – переводчик.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Пашкуров, А.Н
История русской литературы XVIII века: : учебник для вузов
М.: Флинта : Наука, 2019
 
Л1.2
Сперанский, М. Н. 
История древней русской литературы : учебник для вузов / М. Н. Сперанский. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 533 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-9037-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/414959 
Юрайт, 2018
 
Л1.3
Снигирева, Т. А. Век 
Век XIX и век XX русской литературы: реальности диалога : учебное пособие для вузов / Т. А. Снигирева, А. В. Подчиненов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 198 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-05987-8 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-0394-6 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441647 
Юрайт, 2019
 
Л1.4
Минералов, Ю. И. 
История русской литературы XVIII века: учебник для академического бакалавриата / Ю. И. Минералов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 230 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09000-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/436550
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кормилов, С. И. 
История русской литературы ХХ века (20-90-е годы): основные тенденции : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. И. Кормилов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 190 с. — (Бакалавр и магистр). — ISBN 978-5-534-06887-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441258
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова З.Ф.
Истороия русской литературы: Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «История русской литературы» [Электронный ресурс] / сост. З. Ф. Ахатова .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .— 48 с. — Электронная версия печатной публикации находится в электронной библиотеке НГПУ
ФГБОУ ВО НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
стр. 11
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным 

 
стр. 12
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студента анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В 

 
стр. 13
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

 
стр. 14
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.