Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Образ Печорина. Демоническое начало, земное и небесное в его личности.Второстепенные персонажи, принципы создания характеров.
Кавказские мотивы в романе
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Роман «Неточка Незванова».
Повесть «Дядюшкин сон». «Записки из Мёртвого дома».
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Книга «Остров Сахалин». Рассказы «Тяжелые люди», «Горе», «Скрипка Ротшильда», «Ионыч».
Повесть «Дуэль».
Рассказы А.П. Чехова. Жанр анекдота в раннем творчестве. Гражданские мотивы чеховского юмора. Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Злой мальчик», «Загадочная натура». Повесть «Степь».
Книга «Остров Сахалин». Рассказы «Тяжелые люди», «Горе», «Скрипка Ротшильда», «Ионыч».
Повесть «Дуэль».
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Проза В. Гроссмана, Б. Полевого, Л. Соболева, А. Бека, А. Толстого, Л. Леонова, М. Шолохова, Б. Горбатова, К. Воробьёва, В. Некрасова, В. Панова, Э. Казакевича./
Творчество В.П. Астафьева. А.И. Солженицын. Лагерная проза. Творчество В. Шаламова. Деревенская проза. В.Шукшин. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
«Живи и помни». Обострение нравственной проблематики. Размышления писателя о долге и жизни человека
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы для подготовки к зачету
1. Сентиментализм как литературный метод. Русский сентиментализм.
2. Поэзия Н.М. Карамзина.
3.Психологическая повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
4. Предромантические тенденции в прозе Н.М. Карамзина: повесть настроения «Остров Борнгольм».
5. «Марфа-посадница» как итог творческой эволюции Н.М. Карамзина.
6. «Путешествие из Петербурга в Москву» как итог жизненного и творческого пути А.Н. Радищева: структура повествования, особенности композиции, проблема автора и героя.
7. Развитие литературы в начале и 1 половине 19 века
9. В.А. Жуковский. Жанровое своеобразие лирики; дидактизм психологизм, романтическое сознание в лирике.
10. Баллады В.А. Жуковского. Романтические сюжеты; драматизм, психологизм, пластичность; субъективно-лирическая стихия.
11. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Своеобразие сюжета и конфликта. Фамусовское общество.
12. Проблема характера и ума в комедии «Горе от ума». Чацкий как выразитель декабристских идей. Внесценические персонажи и их функция.
13. Романтическая лирика А.С. Пушкина (Южная ссылка).
14. А.С. Пушкин. Южные поэмы. Специфика романтического конфликта. Характеристика героев.
15. А.С. Пушкин. «Повести Белкина». Проблематика цикла. Образ рассказчика; драматическая жизнь героев.
16. А.С. Пушкин. Поэмы «Полтава», «Медный всадник». Проблема историзма. Образ Петра
17. А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии». Проблематика, психологизм; характеристика героев.
18. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Нравственно-философская проблематика; герой и рассказчик. Образ Пугачева.
19. А.С. Пушкин. «Дубровский». Специфика сюжета и конфликта. Герои и их отношение к миру.
20. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Проблема «лишнего человека». Система образов; роль лирических отступлений.
21. М.Ю. Лермонтов. Романтический титанизм лирики.
22. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Проблематика; особенности сюжета и конфликта. Образ Мцыри.
23. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Смысл названия; композиция. Образная система в романе. Внутренняя противоречивость главного героя.
24. Н.В. Гоголь. «Миргород». Структура сборника. «Старосветские помещики». Целостный анализ.
25. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Эпическое начало, фольклорная основа; герои повести.
26. Н.В. Гоголь. «Петербургские повести». Жизнь «маленького человека» в повести «Шинель».
27. Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина». Загадка финала.
28. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Своеобразие жанра и композиции. Образ России. Лирические отступления.
29. Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Чичиков как ключевой персонаж сюжета.
30. Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Помещики и чиновники в поэме.
31. И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Характер главного героя, его внутренняя противоречивость.
29. А.Н. Островский. Драма «Гроза». Самодурство как социально-психологическое явление (Дикой, Кабанова). Образ Катерины.
30. А.Н. Островский. Драма «Бесприданница». Быт и нравы русской провинции. Трагическая судьба Ларисы.
Вопросы для подготовки к экзамену
1.Философская лирика Ф.И. Тютчева.
2.Импрессионистическая лирика А.А. Фета.
3.И.С. Тургенев. «Записки охотника». Состав цикла, проблематика, антикрепостнический характер; человек и природа
4.И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Споры вокруг романа. Проблема «отцов» и «детей». Философия спора. Трагическая судьба Базарова. Герои романа и их отношение к миру..
5.М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы». Жанровая специфика (роман - семейная хроника). Проблема нравственного падения главного героя.
6.М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. Проблематика, иносказательная образность, гротеск, аллегория. Основные объекты сатиры.
7.Н.А. Некрасов. Идея гражданственности и народности в лирике.
8.Крестьянская тема в лирике Н.А. Некрасова.
9.Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья; образы народных заступников. Гриша Добросклонов.
10.Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Философская и идейно-нравственная проблематика. Смысл теории Раскольникова. Философия жизни героев романа
11.Л.Н. Толстой. Роман. «Война и мир». Смысл названия, специфика жанра. «Мысль народная» в романе.
12.Л.Н. Толстой. «Война и мир». Образная система романа (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова).
13.Л.Н. Толстой. «Война и мир». Изображение войны в романе. Кутузов и Наполеон. 16.Роль личности в истории.
14.А.П. Чехов. «Вишневый сад». Символика названия, жанровая специфика, проблематика, герои пьесы
15.Литература «Серебряного века» в контексте культурной и социальной жизни.
16.Символика рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
17.Жизнь, подражающая искусству: интертекстуальный анализ рассказа И. Бунина «Легкое дыхание».
18.Поэтика прозы и драматургии Л. Андреева.
19.Апокалиптизм Вл. Соловьева («Панмонголизм», «Три разговора…»).
20.«Мелкий бес» Фёдора Сологуба на фоне русской классической литературы.
21.Общая характеристика русского декаданса (Д. Мережковский, З. Гиппиус, А. Добролюбов и др.).
22.В. Брюсов – поэт, организатор и наставник начинающих литераторов. Анализ стихотворения «Облака» (1903, сборник «Urbi et orbi»).
23.Восток или Запад? Решение вопроса в романе Андрея Белого «Петербург». Психоаналитическое и социальное прочтение романа.
24.Литературный контекст стихотворения Н. Гумилёва «Заблудившийся трамвай» (Пушкин, Гоголь, Блок, Ахматова, Мандельштам).
25.Ранняя лирика Анны Ахматовой («Над водой», «Песня последней встречи»).
26.Футуризм. Общая характеристика.
28.«В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова: «Gesamtcunstwerk Сталин» и отступления от канонов
29.Идеология и литературно-философский контекст романа «Доктор Живаго» (христианство, Фёдоров, Шекспир, Достоевский, Гете, Диккенс, Блок, Маяковский).
30.Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Особенности композиции и жанра.
31.Антиутопическая тенденция в футурологической литературе 1960-х годов («Гололедица» Абрама Терца, «Трудно быть богом» А. и Б. Стругацких, «Последняя строка» С. Наровчатова).
32.Вторая гражданская: умные и дураки («Трудно быть богом» Стругацких, «Срезал» В. Шукшина, «День гнева» А. Макаревича, «Ностальгия по настоящему» А. Вознесенского).
33.«Всё не так»: проявления кризисного мироощущения в «эстрадной» поэзии («По Печоре» Е. Евтушенко, «Моя цыганская» В. Высоцкого, «Ты или я» А. Макаревича).
34.Научно-технический прогресс и литература (произведения Б. Ахмадулиной, В. Шукшина, Ю. Кузнецова, Н. Рубцова, А. Битова, А. и Б. Стругацких).
35.Щ-854. Советский мир в рассказе Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
36.Образ праведницы в рассказе А. Солженицына «Матрёнин двор».
37.Василий Белов, представитель «деревенской прозы».
38.Пародия и автопародия в повести для театра «Энергичные люди» В. Шукшина
39.Литературные претексты сказки В. Шукшина «До третьих петухов» (произведения Карамзина, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова, Маяковского, Булгакова).
40.Фольклорные и кинематографические аллюзии в сказке В. Шукшина «До третьих петухов».
41.Образы стариков и старух в литературе 1960-1970-х годов («Космос, нервная система и шмат сала» В. Шукшина, «Привычное дело» В. Белова, «Старухи» Е. Евтушенко, «Пушкинский дом» А. Битова).
42.Романтика и романтизм (В. Высоцкий, С. Наровчатов, В. Шукшин, А. Вознесенский и др.).
43.Поэты как соавторы прозаиков («Нет, я не плачу...» Юлия Кима; Булат Окуджава и А.Н. Толстой; Юрий Ряшенцев и Александр Дюма).
44.Своеобразие «тихой лирики» («Обожаю круги и овалы...» Н. Старшинова, «Ночь на родине», «В горнице моей светло...» Н. Рубцова).
45.Поэтика Беллы Ахмадулиной.
46.Сентиментальные марши («Бумажный солдат», «Песенка о ночной Москве» Б. Окуджавы, «Песня о сентиментальном боксере» В. Высоцкого).
47.«Охота на волков» В. Высоцкого и тема травли в поэзии советского периода.
48.Повесть братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света». Версии произошедшего и детективный жанр.
49.Экзистенциалистские и ницшеанские идеи в художественной философии Стругацких.
50.«Утиная охота» А. Вампилова: смысл названия, социальные аллюзии, литературные предки главного героя.
Темы письменных сообщений (эссе):
1. Князь Игорь как историческая личность в древнерусской литературе
2. Образ идеального князя в древнерусской литературе
3. Плутовской роман в древнерусской литературе («Повесть о Фроле Скобееве)
4. Миниатюра как художественный элемент древнерусского текста
5. Жанровые особенности древнерусской литературы
6. Основные тенденции развития русской литературы конца XV-XVI века
7. Особенности творчества М. Грека
8. Своеобразие публицистики XVI века.
9. Особенности русского барокко XVII в.
10. Тема блудного сына в русской повести XVII в.: Повесть о Горе-Злочастии, Повесть о Савве Грудцыне.
Текущий контроль успеваемости, 5 семестр
Темы письменных сообщений (эссе):
1. «Парус» М.Ю. Лермонтова («Незнакомка» А.А. Блока, «Анчар» А.С. Пушкина): опыт целостного анализа стихотворного произведения.
2. Особенности и функции изображённого художественного мира в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»).
3. Идейно-тематическое содержание повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
4. Романтическая лирика декабристов (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А. Одоевский)
5. Жанр баллады в лирике русского романтизма (баллады В.А. Жуковского, П.А. Катенина).
6. Русская романтическая элегия. Жанр элегии в творчестве В.А. Жуковского, П.А. Вяземского, К. Батюшкова, Е. Баратынского, А.С. Пушкина.
7. Структура романтической поэмы Пушкина и Лермонтова (на примере одной из романтических поэм по выбору).
8. Романтический конфликт и особенности героя поэмы А.С. Пушкина "Кавказский пленник".
9. Конфликт и герой поэмы Лермонтова "Демон"
10. Жанр фантастической повести в литературе русского романтизма (А. Бестужев-Марлинский, О. Сомов, В. Одоевский, А. Погорельский - на выбор)
12. Циклизация повестей как становление романной формы (А.С. Пушкин "Повести Белкина",
13. М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени", Н.В. Гоголь "Миргород" - на выбор).
14. Сюжет и конфликт в повести Н.В. Гоголя «Коляска».
15. Своеобразие конфликта в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина.
16. Поэтическая лексика и изобразительно-выразительные средства в стихотворении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
17. Психологический романтизм в творчестве поэтом начала 19 века.
18. Проблема ума в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»
19. Особенности басенного творчества И. Крылова
20. В.А. Жуковский – переводчик.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студента анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.