2022-2023_zm44_04_01 МиКН 2228_plx_Управление качеством образования на основе информационных технологий_Математика и компьютерные науки
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Управление качеством образования на основе информационных технологий
__ __________ 2023 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Математика и компьютерные науки
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
89
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
89
89
89
89
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед. наук, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Управление качеством образования на основе информационных технологий
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2023 протокол № 4.
 
Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
является формирование у магистрантов профессиональных компетенций, обеспечивающих владение информационными технологиями в управлении качеством образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дидактика и методика обучения информатике
2.1.2
Инновационные методики обучения информатики
2.1.3
Интеллектуальная робототехника
2.1.4
Интерактивные технологии в образовании
2.1.5
Производственная педагогическая практика
2.1.6
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.7
Разработка электронных образовательных ресурсов по информатике
2.1.8
Цифровизация управления в деятельности учителя информатики
2.1.9
Цифровые средства и ресурсы в обучении
2.1.10
Организация проектной и исследовательской деятельности
2.1.11
Развитие цифровой среды в математическом образовании
2.1.12
Современные технологии онлайн-обучения
2.1.13
Технологии и инструменты цифровой образовательной среды
2.1.14
Учебная практика научно-исследовательская работа
2.1.15
Инновационные процессы в математическом образовании
2.1.16
Мобильные приложения в образовании
2.1.17
Педагогическое мастерство в школьном курсе математики
2.1.18
Профессиональный стандарт педагога и ФГОС в области математики и информатики
2.1.19
Разработка электронных образовательных ресурсов по математике
2.1.20
Системы автоматизации документооборота в образовании
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
УК-6.5: Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и умений с целью совершенствования своей деятельности
 
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий 
 
ПК-1.1: Знает принципы формирования образовательной среды и образовательного процесса
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- особенности информатизации образования в современных условиях;
3.1.2
- основные понятия и классификацию информационных систем;
3.1.3
- информационные ресурсы и возможности их использования в управлении качеством образования.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- применять дистанционные образовательные технологии и информационные системы;
3.2.2
- использовать информационные образовательные ресурсы на примере блогов, социальных сетей,образовательных порталов.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- навыками работы с электронной информацией, информационными системами и базами данных;
3.3.2
- умениями ориентироваться в информационных технологиях реализации эффективного образовательного процесса.
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Особенности информатизации образования в современных условиях /Ср/
Л1.1Л2.1

5
УК-6.5 ПК-1.1
3
0
 
1.2
Информационные технологии в управлении качеством образования /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.5 ПК-1.1
3
0
 
1.3
Основные понятия и классификация информационных систем /Ср/
Л1.1Л2.1

10
УК-6.5 ПК-1.1
3
0
 
1.4
Управление документацией /Ср/

10
3
0
 
1.5
Основные документы СМК образования /Ср/

10
3
0
 
1.6
Программные комплексы 1С:ХроноГраф Школа 3.0 ПРОФ, Школьный Офис, NetSchool, КМ-Школа, АВЕРС, 1С:Управление школой и 1С:Образование 5. /Пр/
Л1.1Л2.1

4
УК-6.5 ПК-1.1
3
0
 
1.7
Единая информационная образовательная среда образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.1

10
УК-6.5 ПК-1.1
3
0
 
1.8
Особенности использования информационных образовательных ресурсов на примере блогов, социальных сетей, образовательных порталов (http://eor-np.ru/, http://school-collection.edu.ru/, http://fcior.edu.ru/, http://www.openclass.ru/dig_resources, http://window.edu.ru/ и т. д.) и включение их в единую информационную среду. /Пр/
Л1.1Л2.1

4
УК-6.5 ПК-1.1
3
0
 
1.9
Информационные ресурсы и возможности их использования в управлении образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.1

15
УК-6.5 ПК-1.1
3
0
 
1.10
Дистанционные образовательные технологии и информационные системы их реализации /Ср/
Л1.1Л2.1

13
УК-6.5 ПК-1.1
3
0
 
1.11
Проектирование единой информационной образовательной среды в образовательном комплексе /Ср/
Л1.1Л2.1

16
УК-6.5 ПК-1.1
3
0
 
1.12
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

9
УК-6.5 ПК-1.1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1.Закон об образовании, ФГОС как основание развития информатизации образования. Основные направления, тенденции и результаты информатизации образования.

2.Новые квалификационные требования к информационно-коммуникационной компетентности работников образования.

3. Нормативно-правовое регулирование информатизации образования. Программы информатизации ОО.

4. Понятия «технология», «информационная технология», информационная система, процесс, ресурс.

5. Классификация информационных систем по функциональному признаку, уровням управления, характеру использования информации, сфере применения, способу организации.

6. Информационные технологии принятия решений, проектирования.

7. Управленческий цикл. Стратегии управления их реализация в интернет-среде.

8. Проектирование в интернет-среде: от постановки цели, моделирования пути решения проблемы, организации деятельности до отслеживания его реализации.

9. Информационная среда образовательного учреждения, организационная структура ее локальной сети и ее программное обеспечение (Moodle).

10. Направления использования единой информационной среды в деятельности ОО.

 
стр. 5
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
11. Программные комплексы 1С:ХроноГраф Школа 3.0 ПРОФ, Школьный Офис, NetSchool, КМ-Школа, АВЕРС, 1С:Управление школой и 1С:Образование 5.

12. Особенности использования информационных образовательных ресурсов на примере блогов, социальных сетей, образовательных порталов и включение их в единую информационную среду.

13. Системы дистанционного обучения: особенности, преимущества. Классификация дистанционных образовательных технологий.

14. Эффект от внедрения системы дистанционного обучения в единую информационную образовательную среду.

15. Стратегия решения проблем в образовательном комплексе на основе создания единой информационной образовательной среды.

16. Факторы влияющие на качество образовательного процесса

 
5.2. Темы письменных работ
Темы докладов с презентацией

1. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования.

2. Дистанционное обучение в предметной области.

3. Дистанционные хнологии в образовании

4. Зарубежный опыт применения компьютерных технологий в образовании.

5. Использование компьютерных технологий для управления учебным процессом в средней общеобразовательной школе.

6. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в воспитательном процессе в общеобразовательной школе.

7. Использование средств ИКТ в преподавании в школе и  вузе.

8. Использование телеконференции сети Интернет в педагогической деятельности.

9. Исторический обзор процесса внедрения компьютерных технологий в образование.

10. Методы проведения урока с применением ИТ и информационных ресурсов сети Интернет.

11. Основные положения теории информационно-предметной среды со встроенными элементами технологии обучения, примеры реализации в образовании.

12. Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию программных средств учебного назначения, в том числе реализованных на базе технологии Мультимедиа.

13. Перспективы использования систем учебного назначения, реализованных на базе мультимедийных технологий.

14. Преимущества и недостатки использования компьютерных технологий в обучении.

15. Преимущества и недостатки применения компьютерных обучающих систем.

16. Применение компьютерных технологий в инновационной деятельности педагога.

17. Применение мультимедийных средств в системе обучения.

18. Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке обучающих программных средств и систем.

19. Реализация возможностей экспертных систем в образовательных целях.

20. Создание и применение электронных учебников в учебном процессе.

21. Учебно-методический комплекс на базе средств информационных технологий.

22. Цели и направления внедрения компьютерных технологий в педагогическую деятельность.

Примерные практические задания (задачи)

Задание 1. Спроектируйте (опишите имеющуюся) модель информационной среды учреждения, в котором вы работаете, с учетом реального состояния его материально-технической базы. Описание модели представьте в виде презентации, включающей в качестве обязательных следующие разделы:

• описание функциональных задач информационного пространства образовательного учреждения;

• описание структуры информационного пространства ОУ и всех его информационных уровней и подуровней;

• описание информационных потоков (планирование, учебно-воспитательный процесс, штатное расписание, тарификация, отчётность, документооборот и т.п.);

• описание участников информационного пространства, степени их заинтересованности и форм взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения (администрация, преподаватели, обучающиеся, родители).

Задание 2. Осуществите поиск в сети Интернет программных продуктов, решающих задачу организации образовательного процесса для разных уровней образования. Представьте результаты поиска в виде таблицы , где отражен список программ (минимум 9) и их характеристики.

Задание 3. Знакомство с образовательными порталами. Ознакомьтесь с базовыми федеральными образовательными порталами. Для этого перейдите по следующим ссылкам и заполните таблицу:

- Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru.

- Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru.

- Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена: http://ege.edu.ru.

- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: http://www.ict.edu.ru.

Задание 4. Работа с федеральным порталом «Российский общеобразовательный портал» Перейдите по ссылке на федеральный портал «Российский общеобразовательный портал» http://www.school.edu.ru. Изучите интерфейс сайта. Перейдите в раздел «Каталог портала». Составьте каталог ссылок на электронные образовательные ресурсы, необходимые в Вашей профессиональной деятельности. Каталог ссылок оформите в виде таблицы

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении к РПД
 
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Сергеев А. Г.
Управление качеством образования. Документирование систем менеджмента качества: чебное пособие для вузов
Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Васин С. Г.
Управление качеством. Всеобщий подход: Учебник для бакалавриата и магистратуры
Юрайт, 2022
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. 

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения 

 
стр. 8
УП: zm44.04.01 МиКН 2228.plx
 
декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.