2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_История русского литературного языка_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История русского литературного языка
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
экзамен 4
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
22
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
22
22
22
22
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Глухова Ольга Петровна _________________
 
 
История русского литературного языка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование научного мировоззрения, основанного на изучении истории становления системы языковых стилей и норм русского литературного языка в связи с историей государства, религии, культуры и литературы
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать умение научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
1.4
научить обучающихся использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами русского языка;
1.5
научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение
1.6
научить обучающихся видеть за фактами современного русского языка историю их становления и развития.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Активные процессы в современном русском языке
2.1.2
Русская диалектология
2.1.3
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.4
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.5
Общая психология
2.1.6
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.7
Старославянский язык
2.1.8
Фольклор
2.1.9
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.10
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История зарубежной литературы
2.2.2
Методика обучения литературе
2.2.3
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.4
Основы экологической культуры
2.2.5
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.2.6
Философия
2.2.7
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.8
Курсовая работа по русскому языку
2.2.9
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.10
Курсовая работа по литературе
2.2.11
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.12
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.13
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.2.14
Современная зарубежная литература
2.2.15
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.16
Современный литературный процесс
2.2.17
Теория и практика русской орфографии
2.2.18
Филологический анализ текста
2.2.19
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.20
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.21
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.22
Производственная преддипломная практика
2.2.23
Современная русская литература
2.2.24
Типология текстов
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.25
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.26
Литература русского зарубежья
2.2.27
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.28
Основы этимологического анализа
2.2.29
Функциональная грамматика русского языка
2.2.30
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.31
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.32
Педагогическая риторика
2.2.33
Русский язык в условиях билингвизма
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные понятия и закономерности в области языкознания в аспекте формирования научного

мировоззрения;

 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;

 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области языкознания для формирования научного мировоззрения;
 
анализировать основные характеристики исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение.
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по истории русского языка в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения;
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе исторических языковых фактов, возникающих в учебно-воспитательном процессе;
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса .
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат .
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научные достижения в вопросах  современного языкознания;   
3.1.2
результаты научных исследований в области межкультурной коммуникации;
3.1.3
теорию проектирования,  конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии;
3.1.4
основные этапы развития древнерусской письменности;
3.1.5
закономерности развития письменной культуры славянских народов;
3.1.6
основные понятия и закономерности в области развития русского литературного языка  в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ориентироваться в современных научных направлениях  и парадигмах;
3.2.2
совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
3.2.3
демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития;
3.2.4
использовать понятийный аппарат в области языкознания для формирования научного мировоззрения;
3.2.5
научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе;
3.2.6
находить и использовать необходимую для взаимосвязи с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способностью  к самостоятельному обучению новым методам исследования;
3.3.2
навыками квалифицированного анализа результатов научных исследований;
3.3.3
навыками реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и  методологий;
3.3.4
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе исторических языковых фактов, возникающих в учебно-воспитательном процессе;
3.3.5
навыками научного анализа теоретических источников по истории русского языка в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.3.6
основными понятиями и закономерностями в области развития русского литературного языка  в аспекте формирования научного мировоззрения.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
Предмет и задачи дисциплины.Основные термины  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
4
0
 
1.2
Периодизация историии русского литературного языка /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
1.3
Древнерусский литературно-письменный язык. Киевская Русь и формирование древнерусской народности /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
1.4
Памятники древнерусской письменности. Деловой язык Древней Руси /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 2. Великорусский литературно-письменный язык.Особенности великорусского языка

 
2.1
Москва как центр формирования великорусской народности. Языковая ситуация в Московии /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
4
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2
Второе южнославянское влияние.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
2.3
Реформа церковнославянского языка /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 3. Русский национальный язык.Языковая ситуация на начальном этапе образования русского национального языка

 
3.1
Русский литературный язык в XVII-XVIII вв. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.2
Литературный язык Петровской эпохи /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.3
Реформы языка в 17 в. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.4
Лингвистическая деятельность М.В. Ломоносова. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 4. Русский литературный язык предпушкинской эпохи (конец XVIII – первая четверть ХIХ вв.)Русский литературный язык пушкинской эпохи

 
4.1
Полемика о русском слоге между западниками и славянофилами /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
4.2
Народность языка произведений А.С. Пушкина. Роль старославянизмов в языке пушкинских произведений /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
4.3
Совершенствование художественного стиля в творчестве М.Ю. Лермонтова /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
4
0
 
4.4
Особенности языка произведений М.В. Гоголя /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
4.5
Формирование публицистического стиля в работах В.Г. Белинского /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 5. Литературный язык во 2 половине 19 в.-начале 20-го века. 

 
5.1
Развитие стилистической системы русского литературного языка /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
5.2
Нормализация русского литературного  языка в 30-50-е гг ХХ в. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
5.3
Языковая ситуация в первой четверти ХХ в. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
5.4
Основные тенденции развития русского литературного языка середины и конца XIX в. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
4
0
 
5.5
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
ОК-1 ПК-4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный контроль

Вопросы для подготовки к экзамену

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.Периодизация русского литературного языка.

2.Понятие литературного языка. Устная и письменная формы литературного языка. Литературный язык и диалект. Литературный язык и язык художественной литературы.

3.Вопрос о происхождении русского литературного языка. Современное состояние данной проблемы.

4.Основные различия в развитии литературного языка в донациональный и национальный периоды.

5.Общая характеристика языка древнерусской народности (конец X – XIV в.).

6.Церковно-книжный тип русского литературного языка эпохи Киевской Руси (конец X – XIV в.).

7.Народно-литературный тип русского литературного языка эпохи Киевской Руси (конец X – XIV в.).

8.Язык «Слова о полку Игореве».

9.Общая характеристика русского литературного языка эпохи Московской Руси (конец XIV – середина XVII в.).

10.Второе южно-славянское влияние.

11.Церковно-книжный тип русского литературного языка эпохи Московской Руси (XV – XVII вв.): Переписка И. Грозного и А. Курбского, «Грамматика» М. Смотрицкого, стихотворное творчество С. Полоцкого.

12.Ослабление позиций церковно-книжного типа русского литературного языка во второй половине XVII в. (сочинения протопопа Аввакума, сатирические повести).

13.Народно-литературный тип русского литературного языка эпохи Московской Руси (XV – XVII вв.): летописная литература, светские памятники, деловая письменность.

14.Деловой язык XVII в. – основа национального русского литературного языка. Жанры деловой письменности: статейная, приказная, эпистолярная.

15.Язык Петровской эпохи. Противоречия языкового развития. Расширение словарного состава русского языка. Реформа графики Петром Первым.

16.Литературно-языковая практика В.К. Тредиаковского как отражение назревших языковых проблем эпохи (30–50 гг. XVII в.).

17.Теория «трех штилей» и «Российская грамматика» М.В. Ломоносова как попытка решить языковые вопросы эпохи (30 – 50 гг. XVIII в.).

18.Роль М.В. Ломоносова в становлении русской научной терминологии и русского научного стиля.

19.Основные тенденции развития русского литературного языка в конце XVIII в. (70 – 90-е гг.). Литературно-языковая деятельность А.Н. Радищева.

20.Предпушкинский период в истории русского литературного языка. Полемика защитников «старого» и «нового» слога. Литературно-языковая деятельность Н.М. Карамзина.

21.Роль И.А. Крылова, А.С. Грибоедова, декабристов в развитии русского литературного языка.

22.Пушкинский период в истории русского литературного языка (общая характеристика). Взгляды А.С. Пушкина на литературный язык и его развитие.

23.Литературно-языковая практика М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского как продолжение традиций А.С. Пушкина.

24.Основные тенденции развития русского литературного языка во второй половине XIX в.

25.Язык художественной литературы второй половины XIX столетия.

26.Лексикография второй половины XIX в.

27.Развитие словарного состава и грамматической системы русского литературного языка во второй половине XIX в.

28.Русский литературный язык советской эпохи (1917 – 1991 гг.), основные тенденции развития.

29.Изменения в словарном составе и грамматической системе русского литературного языка в советскую эпоху.

30.Особенности развития русского литературного языка конца XX в. (80 –90-е гг.).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ

1.Проблемы этногенеза славян.

2.Распространение христианства у славянских народов.

3.Возникновение славянской письменности.

4.Развитие словообразовательной системы русского языка.

5.Диалектное членение древнерусского языка. Древненовгородский диалект.

6.Образование русского, украинского и белорусского языков.

7.Фразеология древнерусского языка.

8.Букварь Ивана Федорова.

9.Роль реформы азбуки в истории русского литературного языка.

10.Словарь Академии Российской XVIII в.

11.Русская лексикография в XIX в.

12.Современная языковая ситуация: исторические параллели.

13.Роль М.В. Ломоносова в становлении русской научной терминологии и русского научного стиля.

14.Язык «Слова о полку Игореве».

15.Развитие русского языка в Петровскую эпоху.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Захарова М.В
История русского литературного языка: учебник и практикум для академического бакалавриата. / М. В. Захарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 261 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01519-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432862 : учебник и практикум для академического бакалавриата
М.: Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Войлова, К. А.
История русского литературного языка: учебник для академического бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова, З.Ф.
Учебно-методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине «История русского литературного языка» по направлению подготовки «Педагогическое образование». 
Н.Челны: НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
История русского литературного языка. - Режим доступа: http://www.uverenniy.ru/kurs-lekcij-po-discipline-istoriya-russkogo-literaturnogo-yazi.html
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                                                                   Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                                                               Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

                                                                                             Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                                                    Методические указания к экзамену

Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.