2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Бумагопластика_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Бумагопластика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
56
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
19 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
38
38
38
38
Итого ауд.
56
56
56
56
Кoнтактная рабoта
56
56
56
56
Сам. работа
52
52
52
52
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
PhD, доц., Большакова С.В. _________________
 
 
Бумагопластика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование творческого мышления и практических навыков,обучащихся при работе с различными видами бумажного творчества, для организации учебных и внеучебных занятий со школьниками и реализации задач ФГОС ОО.
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
знать структуру,состав и дидактические единицы предметной области "Искусство", "Технология";
1.5
изучить развивающий потенциал бумаги для детского изхобразительно-технологического творчества;
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История визуально-пространственных искусств
2.2.2
Материаловедение и новые материалы
2.2.3
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика )
2.2.4
Дизайн
2.2.5
Прикладная механика
2.2.6
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
2.2.7
Методика обучения изобразительному искусству
2.2.8
Методика обучения и воспитания по профилю "Технология"
2.2.9
Пластическая анатомия
2.2.10
Декоративное искусство
2.2.11
Учебная проектно-технологическая практика
2.2.12
Академический рисунок
2.2.13
Курсовой проект по дисциплине "Техническое творчество и основы проектирования"
2.2.14
Мультимедийные технологии в СОШ
2.2.15
Производственная педагогическая практика по 1 профилю
2.2.16
Техническое творчество и основы проектирования
2.2.17
Анализ и интерпретация произведений искусства
2.2.18
Дизайн и декоративно-прикладное творчество
2.2.19
Инженерная и компьютерная графика
2.2.20
Мехатроника и робототехника
2.2.21
Передовые производственные технологии
2.2.22
Производственная педагогическая практика по 2 профилю
2.2.23
Электротехника и электроника
2.2.24
3-D моделирование и прототипирование
2.2.25
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.26
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.2.27
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.28
Скульптура
2.2.29
Академическая живопись
2.2.30
Технология обработки текстильных материалов
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3.1.1
структуру,состав и дидактические единицы предметной области;
3.1.2
способы организации индивидуальной работы и коллективного творчества;
3.1.3
методы конструирования изделия, пользуясь схемами;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выстраивать структуру,состав и дидактические единицы предметной области;
3.2.2
планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
3.2.3
пользоваться различными приемами работы с бумагой.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами организации структуры,состава и дидактические единиц предметной области;
3.3.2
умением распределять свои силы, расчленять выполнение задачи на отдельные последовательные этапы.
3.3.3
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основные сведения о пластических возможностях бумаги. 

 
1.1
История бумаги. Пластические и эстетические свойства бумаги. Использование бумаги в практике моделирования и конструирования.ТБ при организации занятий с бумагой. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-1.1
1
0
 
1.2
Виды и сорта бумаги.Авторская бумага.Инструменты и оборудование при работе с бумагой.Клей. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-1.1
1
0
 
1.3
Изучение пластических свойств бумаги приемов работы с инструментами.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-1.1
1
0
 
1.4
Возрастная готовность ребенка для работы с бумагой.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-1.1
1
0
 
1.5
Техника бумажной живописи,аппликации и коллажа. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-1.1
1
0
 
1.6
Отработка приемов и правил выполнения аппликации. Открытка. Панно. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-1.1
1
0
 
1.7
Шкала пластических возможностей бумаги. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

8
ПК-1.1
1
0
 
1.8
Техника вырезания из бумаги. Народные традиции бумажного вырезания (вытынанка). /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-1.1
1
0
 
1.9
Отработка техники бумажной вырезки: сюжетная или декоративная композиция. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-1.1
1
0
 
1.10
Рельефные композиции из бумаги. Приемы работы с полосой. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-1.1
1
0
 
1.11
Разработка   рельефного бумажного мотива: эскиз, работа в материале. Архитектурный или пейзажный сюжет.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-1.1
1
0
 
1.12
Разработка декоративной (театральной)  маски. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

8
ПК-1.1
1
0
 
 
Раздел 2. Объемно-пространственное моделирование из бумаги.

 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.1
Объемные бумажные композиции. Бумажное моделирование. Бумажная скульптура.Призматическая основа разработки бумажной модели. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1
1
0
 
2.2
Выполнение геометрической основы объемных тел (цилиндр, конус, сфера).Рельефно-пространственная композиция на анималистический сюжет. Игрушка. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ПК-1.1
1
0
 
2.3
Простейшие призматические конструкции из бумаги (изготовление архитектурных композиций). Упаковка. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

6
ПК-1.1
1
0
 
2.4
Разработка бумажной конструкции цветка. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

8
ПК-1.1
1
0
 
 
Раздел 3. Образно-пластическое конструирование фигуры человека.

 
3.1
Изготовление фигуры человека на основе геометризации бумажной формы. Стилизация фигуры человека. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-1.1
1
0
 
3.2
Детализация фигуры человека. Сборка модели фигуры. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

6
ПК-1.1
1
0
 
3.3
Этапы разработки бумажной модели фигуры человека (Народный костюм). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

12
ПК-1.1
1
0
 
3.4
Привнесенные материалы и цвет в бумажном конструировании. Особенности экспонирования бумажной пластики. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1
1
0
 
3.5
Задачи и возможности выполнения проектных и коллективных работ из бумаги. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1.1
1
0
 
3.6
Обзор бумажных конструктивных технологий (оригами, киригами, квиллинг и пр.) для детского творчества. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ПК-1.1
1
0
 
3.7
Разработка коллективной (проектной) работы на основе бумажного конструирования для школьников (5-7 классов). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

12
ПК-1.1
1
0
 
3.8
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

0
ПК-1.1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Правила техники безопасности при организации занятий по бумажной пластике.

2.Краткая история бумаги.

3.Материалы и инструменты для работы в технике бумажного моделирования.

4.Возрастная готовность ребенка для работы с бумагой.

5.Техника аппликации и коллажа в организации занятий со школьниками.

6.Изготовление бумажных моделей на основе прямоугольника.

7.Изготовление бумажных моделей на основе круга.

8.Коллективные работы по бумажному моделированию.

9.Правила бумажной вырезки.

10.Организация внеурочного занятия по бумажной пластике в школе в средних классах.

11.Виды работы с полосой, разновидности плетения из бумаги.

12.Правила выполнения выкроек для бумажных моделей.

13.Задачи выполнения проектных и коллективных работ из бумаги.

14.Народные традиции бумажного вырезания (вытынанка).

 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
15.Рельефные композиции из бумаги.

16.Методика бумажного коструирования Б. Гагарина.

17.Рельефно-пространственные композиции.

18.Особенности деталировки объекта моделирования.

19.Роль стилизации в выполнении бумажной модели.

20.Этапы разработки бумажной модели фигуры человека.

21.Особенности и правила экспонирования бумажных конструкций и моделей.

22.Обзор бумажных конструктивных технологий - оригами.

23.Обзор бумажных технологий:киригами.

24.Обзор бумажных технологий: квиллинг.

25.Обзор современных направлений бумажного моделирования для детей.

26.Привнесенные материалы в бумажном конструировании.

27.Цвет в бумажном конструировании.

28.Комбинированные материалы и технологии в бумажном конструировании.

29.Прием детализации и сборки бумажной модели фигуры человека.

30.Методика разработки и выполнения бумажного пластического мотива: эскиз, работа в материале. 

 
5.2. Темы письменных работ
Письменные работы не предусмотрены.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Дан в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Корнилов, И. К.  
Основы технической эстетики : учебник и практикум для вузов / И. К. Корнилов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 158 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12004-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495840 : учебник и практикум для вузов
Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Пашкова, И. В.
Проектирование: проектирование упаковки и малых форм полиграфии : учебное пособие для вузов / И. В. Пашкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 179 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11228-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495775 : учебное пособие для вузов 
Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Шокорова, Л. В. 
Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 74 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09988-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493312 
, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги
 
Э2
Бумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкции
 
Э3
Мастер-классы по теме Бумагопластика
 
Э4
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Виды бумагопластики и их характеристика»
 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для работы с первоисточниками.

    Методические указания к лекционным занятиям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

    Методические указания к практическим занятиям

В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практические занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы практического занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

В ходе практического занятия необходимо устранить недостатки в работах, отмеченные преподавателем.

    Методические указания для самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельная работа является обязательной и основной формой самообразования. В результате самостоятельной работы у обучающегося должен динамично совершенствоваться комплекс практических и теоретических элементов необходимых компетенций. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде доклада на практических занятиях, отражены в тематических презентациях, обсуждаются на лекциях и проверяются в рубежном контроле.

В соответствии с учебным планом и программой при подготовке к рубежному контролю обучающийся должен осуществить ряд мер:

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы;

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач

    Методические рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет (с оценкой).

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

    

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для таких обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата).При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.