2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Этнология и социальная антропология_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Этнология и социальная антропология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет с оценкой 9
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
64
64
64
64
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Нигамаев А.З. _________________
 
 
Этнология и социальная антропология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся целостного представления об этнологии и социальной антропологии как о научных дисциплинах и их месте в ряду других наук, ознакомить с основными научными концепциями в отечественной и зарубежной науке, дать представление об этногенезе и антропогенезе, об этнокультурных особенностях человеческих групп с учетом их сравнительных характеристик; современном этническом составе народов мира и этнических процессах, об особенностях традиционной культуры, этнической психологии, дать представление об общих свойствах социальной жизни человеческих общностей, локализованных в пространстве и во времени.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать научные представления об этнологии,об основных этапах становлении этнологии (этнографии);
1.4
познакомить обучающихся с понятийным аппаратом, методами исследованиями, теоретическими концепциями, основными этнологическими школами;
1.5
ознакомить с основным этническими процессами современного мира, расами и языковыми семьями, а также различными моделями поведения этносов;
1.6
расширить у обучающихся опыт публичных выступлений и культуры ведения дискуссий;
1.7
выявить и формировать культурные потребности различных социальных групп на основе современных знаний о этническом составе населения мира и Российской Федерации
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика обучения обществознанию
2.1.2
Производственная педагогическая практика
2.1.3
Социология
2.1.4
История философии
2.1.5
Культурология
2.1.6
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.1.7
Практикум по организации работы с родителями
2.1.8
История России новейшего времени (ХХ-ХХI вв.)
2.1.9
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.10
Методика обучения истории
2.1.11
Основы вожатской деятельности
2.1.12
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.13
Педагогика
2.1.14
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.15
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.16
История России (XIX – начало ХХ вв.)
2.1.17
История Татарстана
2.1.18
Психология воспитательных практик
2.1.19
Философия  
2.1.20
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
2.1.21
История (история России, всеобщая история)
2.1.22
Практикум по внеклассной работе по истории и обществознанию
2.1.23
История государственности и права тюркских народов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Религиоведение
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
УК-5.3: Конструктивно взаимодействует с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
этнокультурную картину мира и основные формы ее репрезентации;
3.1.2
имеет представление о проблемах этногенеза и этнической истории народов мира;
3.1.3
этнокультурные и конфессиональные особенности населения Российской Федерации с региональной спецификой;  
3.1.4
научную этнокультурную картину мира;
3.1.5
основы современных принципов сосуществования, диалога и сотрудничества и способах их реализации;
3.1.6
содержание базовых национальных ценностей Российского государства
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- характеризовать особенности традиционной и современной культуры,
3.2.2
выявлять связь истории народа с его культурой;
3.2.3
воспринимать Российскую Федерацию как национальное государство с исторически сложившимся многообразием этнического и религиозного состава населения и региональной спецификой;
3.2.4
анализировать социокультурные различия социальных групп;
3.2.5
конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей;
3.2.6
воспринимать информацию,обобщать и анализировать;
3.2.7
выявлять и давать характеристику элементам традиционной и современной культуры;
3.2.8
понимать сущность социально-этнических процессов в мире и стране;
3.2.9
значение национальных ценностей в развитии современного российского общества
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками самостоятельной работы с научной информацией, подготовки письменных научных работ;навыками объяснения исторически сложившегося разнообразия этнического и религиозного состава населения РФ;
3.3.2
имеет опыт деятельности объяснения социокультурных различий социальных групп, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений;
3.3.3
навыками анализа, типологического исследования и обобщения;
3.3.4
навыками планирования воспитательной деятельности;
3.3.5
навыками уважительного и бережного отношения к культурным традициям народов и социальных групп 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Предметная область этнологии и социальной антропологии

 
1.1
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
1.2
Предмет и задачи курса. Место этнологии и

социальной антропологии в системе современного научного знания. Основные понятия и категории курса. Этнос и его подразделения. Факторы и стадии этногенеза. Исторические типы этноса. Этнические процессы. Этническое сознание и самосознание: их роль в современном мире.

Функции этнологии. История этнологической мысли, школы и направления исследования. История этнологической науки в России XVIII-XXIвв.Российские центры этнографических исследований.   Основные концепции этноса в современной науке. Источники этнологического знания и методы исследования. Предмет социальной антропологии, ее методы и ключевые проблемы. Актуальные проблемы этнологии и социальной антропологии. Роль этнографических музеев в пропаганде научного знания.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
1.3
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
1.4
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
1.5
Чтение монографий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

16
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
 
Раздел 2. Классификации народов мира

 
2.1
Этническая карта мира. Основные     принципы, виды и значение классификации народов мира. Географическая классификация. Антропологическая типология. Расовые теории и расизм. Этнолингвистическая классификация. Хозяйственно-культурная классификация. Классификация по историко-культурным областям. Религиозная классификация. Национальные религии. Мировые религии. Ранние религиозные представления. Формы семейно-брачных отношений. Обряды перехода. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
2.2
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
2.3
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.4
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
2.5
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
2.6
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
2.7
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
2.8
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
2.9
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

16
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
 
Раздел 3. Этнография народов мира

 
3.1
Народы мира: природно-географическое районирование и выделение историко-этнографических областей. Этногенез и традиции аборигенов Австралии и Океании. Современная этническая ситуация в регионе.

Народы Азии. Народы Африки. Народы Северной,

Центральной и Южной Америки. Этногенез, этническая история, культура. Актуальные этнокультурные проблемы.

Этническая история и этнический состав Европы. Религии народов Европы. Основные хозяйственно-культурные типы. Традиции и современность.

Влияние миграционных процессов на этнический состав, традиционную культуру и межэтнические отношения народов мира. Процессы аккультурации и ассимиляции. Проблемы интеграции в современном мире.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
3.2
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
3.3
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
3.4
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.5
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
3.6
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
3.7
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

16
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
 
Раздел 4. Народы России

 
4.1
Историко-культурные области России.

Формирование этнического многообразия России.

Этногенез, этническая история народов России.

Традиции материальной и духовной культуры.

Актуальное функционирование этносов России.

Этнический, расовый, религиозный состав населения

современной России. Межэтнические связи и

отношения в прошлом и настоящем.Современные этнические процессы в стране. Традиционный уклад жизни и процессы модернизации.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
4.2
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
4.3
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
4.4
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
4.5
Чтение монографий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

16
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
4.6
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

0
УК-5.3 ОПК-4.2 ПК-2.1
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету с оценкой

1.Этнология как наука. История становления, предмет и задачи исследования.

2.Предмет и задачи социальной антропологии. Этнология и социальная антропология

3.Этнос и его подразделения. Исторические типы этноса.

4.Этнологическая наука за рубежом. Школы и направления исследования.

5.Этнология в России: задачи, методика исследования. Актуальные проблемы.

6.Источники и методы этнологических исследований.

7.Этнографические музеи, их роль в развитии этнологического знания.

8.Этногенез и этнические процессы в прошлом и настоящем.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
9.Типология народов мира, виды классификаций.

10.Антропологическая классификация народов мира. Расы и расовые теории.

11.Лингвистическая картина мира (анализ одной из языковых семей).

12.Классификация народов мира по географическим территориям и историко-этнографическим областям.

13.Классификация народов мира по хозяйственно-культурным типам.

14.Ранние формы религии.

15.Инициации в культуре народов мира.

16.Мировые религии, их роль в образовании (развитии) этносов.

17.Формы семьи и брака.

18.Австралийцы. Аборигены и современная этническая ситуация.

19.Народы Океании.

20.Народы Передней Азии.

21.Народы Южной Азии.

22.Народы Юго-Восточной Азии.

23.Народы Центральной Азии.

24.Народы Восточной Азии.

25.Народы Америки (общая характеристика).

26.Народы Крайнего Севера Америки.

27.Народы степных районов Америки.

28.Земледельческие народы Америки.

29.Государства доколумбовой Америки.

30.Народы Северной Африки и Северо-Восточной Африки.

31.Народы Западной Тропической и Центральной Африки.

32.Народы Восточной и Южной Африки.

33.Народы Северной Европы.

34.Народы Западной и Центральной Европы.

35.Народы Южной Европы.

36.Восточнославянские народы.

37.Финно-угорские народы России: традиции и современность.

38.Народы Кавказа.

39.Народы Сибирии Дальнего Востока России. Традиционная культура и современное состояние этносов.

40.Российские немцы: происхождение, этническая история, современные проблемы.

41.Российское казачество: происхождение, история, проблемы.

42.Народы Поволжья.

Задание: На конкретном примере покажите и докажите значение преподавания этнологии для формирования этнокультурной идентичности обучающихся. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Варианты контрольной работы:

Контрольная работа 1.

Вариант 1:

1. Пассионарная концепция этноса Л.Н. Гумилева.

2. Этнические процессы в современном мире.

Вариант 2:

1. Дуалистическая концепция этноса Ю.В. Бромлея.

2. Динамика развития и типология этнических конфликтов.

Контрольная работа 2.

Вариант 1:

1. Племя и народность.

2. Причины межэтнических конфликтов.

Вариант 2:

1. Национальное меньшинство.

2. Технологии урегулирования межэтнических конфликтов.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Отюцкий, Г. П. 
Социальная антропология: учебник и практикум для вузов / Г. П. Отюцкий, Г. Н. Кузьменко ; под редакцией Г. Н. Кузьменко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 423 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8288-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489372
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Евсеев, В. А. 
Этнология и социальная антропология: учебное пособие для вузов / В. А. Евсеев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 241 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11545-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495774
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Бажуков, В. И.  
Социальная и культурная антропология: Бажуков, В. И.  Социальная и культурная антропология : учебник и практикум для вузов / В. И. Бажуков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 357 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02618-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489888
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.2
Козьмин, В.А.
Этнология (этнография): учебник для вузов / В. А. Козьмин [и др.] ; под редакцией В. А. Козьмина, В. С. Бузина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 438 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00916-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489011
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. - URL: https://e-libra.ru/read/317626-ot-rusi-k-rossii.-ocherki-eetnicheskoj-istorii.html
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-216 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска проектор,  учебно-наглядные пособия.
 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
7.2
2-217 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.