2022-2023_z54_03_01 ДС 1952 гр_plx_Живопись и цветовая композиция в среде_Дизайн среды
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Живопись и цветовая композиция в среде
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

 
экзамен 2 зачет 1
Виды контроля на курсах:
экзамензачет
13
самостоятельная работа
243
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
8 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
288
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
16
16
16
16
32
32
Итого ауд.
16
16
16
16
32
32
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
32
32
Сам. работа
124
124
119
119
243
243
Часы на контроль
4
4
9
9
13
13
Итого
144
144
144
144
288
288
 
 
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Доцент, Гизитдинова Г.А.;PhD, старш.преп. , Батаева Л.А _________________
 
 
Живопись и цветовая композиция в среде
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 ДИЗАЙН (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1004)
 
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель:
1.2
сформировать у обучающихся знания, практические умения и навыки в области живописи.
1.3
Задачи:
1.4
научить использовать в профессиональной деятельности знания, умения, навыки, полученные при освоении методов работы с цветом, приемы работы в различных техниках живописи в зависимости от поставленной задачи;
1.5
развитие  колористического видения, объемно-пространственных свойств натуры, объективно присущих ей предметных качеств и выражения их на плоскости живописными средствами.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-10: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
 
Знать:
 
природу и основные свойства цвета;
 
теоретические практические  основы работы с цветом;
 
особенности психологии восприятия цвета и его символику;
 
 
Уметь:
 
технически грамотно выполнять упражнения    по теории цветоведения;
 
составлять хроматические цветовые ряды;
 
распознавать и составлять светлотные  и хроматические контрасты;
 
 
Владеть:
 
технически грамотно выполнять упражнения    по теории цветоведения;
 
технически грамотно выполнять упражнения    по теории цветоведения;
 
грамотно применять полученные знания при решении проектных задач
 
 
 
ОПК-2: владением основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
 
Знать:
 
законы построения  и основ композиции
 
грамотно сочетает цвета в в различных композициях
 
основные приемы академической живописи
 
 
Уметь:
 
подробно и грамотно  составлять цвето-графическую композицию
 
сочетать в композиции на плоскости различные живописные техники
 
применять полученные знания при разработке и детальной проработке дизайн-проекта
 
 
Владеть:
 
основными приемами работы с цветом
 
основными живописными техниками
 
навыками простоения сложных цвето-графических композиций
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
историческое развитие искусства академической живописи и ее теоретические основы;
3.1.2
типологию композиционных средств и их взаимодействие;
3.1.3
цвет и цветовую гармонию; 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выполнять работу в пределах поставленной цветовой задачи;
 
стр. 4
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
3.2.2
использовать теоретические положения цветоведения в профессиональной деятельности;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
в применении  широкой гаммы живописных средств в проектных работах;
3.3.2
в современных направлениях в живописи,в  основных характеристиках цвета;
3.3.3
в систематизации цвета;
3.3.4
в механическом смешивании цветов;
3.3.5
в проектных работах.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в акварельную живопись

 
1.1
«Гризайль». Натюрморт из простых по форме и окраске предметов на нейтральном фоне. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-10 ОПК-2
1
0
 
1.2
Предварительный срез /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

24
ОК-10 ОПК-2
1
0
 
1.3
Колорит.  Этюды натюрмортов на гармонических сочетаниях родственных  цветов: "теплых". /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОК-10 ОПК-2
1
0
 
1.4
Колорит.   Натюрморт из предметов быта на гармонические сочетания"холодных"  цветов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ОК-10 ОПК-2
1
0
 
1.5
Натюрморт из предметов быта в технике "А-ля прима". /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-10 ОПК-2
1
0
 
1.6
Копия пейзажа известных мастеров акварельной живописи. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-10 ОПК-2
1
0
 
1.7
Этюды фруктов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОК-10 ОПК-2
1
0
 
стр. 5
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
1.8
Контрольная работа /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-10 ОПК-2
1
0
 
1.9
Натюрморт из предметов быта на контрастное сочетание цветов (влажная основа) /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-10 ОПК-2
2
0
 
1.10
Натюрморт из предметов быта разных по фактуре поверхности на материальность (тонированная бумага) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

24
ОК-10 ОПК-2
2
0
 
1.11
Натюрморт на цветном фоне в технике витраж /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОК-10 ОПК-2
2
0
 
1.12
Ассоциации. Цветовые сочетания. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

24
ОК-10 ОПК-2
2
0
 
1.13
Цветовая композиция с использованием ахроматического и хроматического рядов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ОК-10 ОПК-2
2
0
 
1.14
Натюрморт с преобладанием теплых оттенков(акварель и пастель) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОК-10 ОПК-2
2
0
 
 
Раздел 2. Гуашь

 
2.1
Натюрморт с ясными цветовыми характеристиками на цветном фоне. техника нанесения красок мастихином. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-10 ОПК-2
1
0
 
2.2
Натюрморт из предметов быта на ярком фоне с раскладкой на цветовые пятна.техника "Витраж". /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
ОК-10 ОПК-2
1
0
 
стр. 6
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
2.3
Натюрморт из светлых предметов на белом фоне. "Белый натюрморт". /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-10 ОПК-2
2
0
 
2.4
Натюрморт из темных предметов на черном фоне. "Черный натюрморт". /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
ОК-10 ОПК-2
1
0
 
2.5
Копия натюрморта с внутренним освещением (со свечой) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОК-10 ОПК-2
1
0
 
2.6
Наброски людей живописными материалами /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
ОК-10 ОПК-2
1
0
 
 
Раздел 3. Декоративная живопись

 
3.1
Ритм цветовых отношений с раскладкой на колористические зоны. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОК-10 ОПК-2
2
0
 
3.2
Натюрморт из предметов быта с преобразованием объема- вырезка, выемка, наложение, перфорация.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

19
ОК-10 ОПК-2
2
0
 
3.3
Технонатюрморт /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОК-10 ОПК-2
2
0
 
3.4
Создание декоративной композиции в технике коллаж /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-10 ОПК-2
2
0
 
3.5
Контрольные вопросы и задания /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ОК-10 ОПК-2
2
0
 
стр. 7
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

Контрольные вопросы к зачету:

1 семестр

1.Что такое живопись?

2.Назовите живописные материалы.

3.Какие вы знаете виды искусства?

4.Какие вы знаете жанры живописи?

5.Какие вы знаете техники живописи?

6.Какие бывают краски?

7.Какими красками рисовали люди каменного века?

8.Что служит сырьём для минеральных красок?

9.Что такое живописный этюд?

10.Что такое живописный набросок?

11.Что такое фор - эскиз?

12.Что такое клаузура?

13.Что такое гризайль?

14.Что такое палитра?

15.Из какого материала может быть сделана палитра?

3 семестр

16.Что такое энкаустика?

17.Что такое монументальное искусство?

18.Что такое мозаика?

19.Что такое фреска?

20.Что такое витраж?

21.Что изображено на картине выполненной в жанре марина?

22.Что такое анималистический жанр?

23.В чём заключается техника а - ля – прима?

24.Что такое пуантизм?

25.Чем разводятся акварельные краски?

26.Назовите основные характеристики цвета.

27.Назовите хроматические цвета.

28.Назовите ахроматические цвета.

29.Назовите основные цвета.

30.Назовите дополнительные цвета.

31.Что такое пастозный мазок?

32.Что такое локальный цвет?

33.Что такое лессировка?

Перечень контрольных заданий для зачета:

1 семестр

1.Натюрморт из предметов быта в технике "А-ля прима".

3 семестр

2.Натюрморт из предметов быта разных по фактуре поверхности на материальность (тонированная бумага.

Вопросы и задания к экзамену

4 семестр

Перечень контрольных вопросов к экзамену:

1.Основные характеристики цвета. Локальный цвет. Смешивание цветов.

2.Типы цветовых гармоний. Материалы живописи.

3.Колорит. Значение колорита в передаче идейно-образного содержания произведения.

4.Натюрморт – цели и задачи.

5.Что означает термин «гризайль»?

6.Назовите основные этапы выполнения натюрморта в тоне гризайлью.

7.Что такое ахроматические отношения. В чем особенность выполнения работы в свето-теневом варианте?

8.Специфика работы над натюрмортом акварельными красками.

9.Закон тепло - холодности (в тени и на свету)

10.В чем заключается метод работы отношениями при изображении натюрморта?

11.Этапы выполнения живописного этюда натюрморта.

12.Дать характеристику основных средств художественной выразительности декоративного натюрморта.

13.Способы передачи пространства в декоративной композиции.

15.Основные особенности цветового решения декоративного натюрморта.

16.Художественные свойства гуаши. Метод работы гуашевыми красками.

17.Рассказать о влиянии различных свойств материала на художественно-образное решение декоративного натюрморта.

 
стр. 8
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
18.Предназначение цветовой орнаментики поверхностей биоформ.

19.Какие материалы и приемы используются для живописного изображения растений и цветов?

20.Предназначение цветовой орнаментики поверхностей зооформ.

21.Какие материалы и приемы используются для живописного изображения поверхностей у насекомых, птиц, пресмыкающихся, животных?

Перечень контрольных заданий для экзамена:

1.Натюрморт из темных предметов на черном фоне. "Черный натюрморт".

2.Технонатюрморт.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Задания для портфолио:

1, 2 семестр

1 Раздел «Введение в акварельную живопись»

1.1 Предварительный срез.

1.2«Гризайль». Натюрморт из простых по форме и окраске предметов

1.3 Колорит. Этюды натюрмортов на гармонических сочетаниях родственных цветов: "теплых".

1.4 Колорит. Натюрморт из предметов быта на гармонические сочетания"холодных"  цветов.

1.5 Натюрморт из предметов быта в технике "А-ля прима

1.6 Копия пейзажа известных мастеров акварельной живописи.

1.7 Этюды фруктов.

1.8 Натюрморт из предметов быта на контрастное сочетание цветов (влажная основа)

1.9 Натюрморт из предметов быта разных по фактуре поверхности на материальность (тонированная бумага)

1.10 Натюрморт на цветном фоне в технике витраж

1.11 Ассоциации. Цветовые сочетания.

1.12 Цветовая композиция с использованием ахроматического и хроматического рядов.

1.13 Натюрморт с преобладанием теплых оттенков (акварель и пастель).

3 семестр

2.Раздел  «Гуашь»

2.1 Натюрморт с ясными цветовыми характеристиками на цветном фоне, техника нанесения красок мастихином.

2.2 Натюрморт из предметов быта на ярком фоне с раскладкой на цветовые пятна, техника "Витраж".

2.3 Натюрморт из светлых предметов на белом фоне. "Белый натюрморт".

2.4 Натюрморт из темных предметов на черном фоне. "Черный натюрморт".

2.5 Копия натюрморта с внутренним освещением (со свечой).

2.6 Наброски людей живописными материалами

4 семестр

3. Раздел «Декоративная живопись»

3.1 Ритм цветовых отношений с раскладкой на колористические зоны

3.2 Натюрморт из предметов быта с преобразованием объема- вырезка, выемка, наложение, перфорация.  

3.3 Технонатюрморт

3.4 Создание декоративной композиции в технике коллаж

3.5 Декоративный натюрморт из предметов быта контрастных цветовых и тональных отношений.

Вопросы для собеседования:

1.Значение натюрморта в живописи.

2.Натюрморт как жанр изобразительного искусства.

3.История натюрморта.

4.Техника "дриплинг".

5.Особенности создания натюрморта в технике "коллаж".

6.Канонические техники рисования эпохи Возрождения.

7.Итальянская манера живописи.

8.Приём "импасто" в живописи.

9.Имприматура в истории живописи и её значение в общем колорите.

10.Техники акварельной живописи.

12.Техника "альсекко" в истории живописи.

13.Фламандская манера в живописи.

14.Клеевая живопись.

15.Пастозная техника живописи.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Штаничева, Н. С. 
Живопись. учебное пособие для вузов: / Н. С. Штаничева, В. И. Денисенко. — Москва: Академический Проект, 2016. — 304 c. — ISBN 978-5-8291-1993-5. —Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL:  http://www.iprbookshop.ru/60022.html 
Москва: Академический Проект, 2016.
 
Л1.2
Шашков, Ю. П. 
Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов : / Ю. П. Шашков. — Москва: Академический Проект, 2017. — 144 c. — ISBN:978-5-8291-1169-4. —Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks» [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/71800.html
Москва: Академический Проект, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Скакова, А.Г. 
Рисунок и живопись. учебник /Скакова, А.Г. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 164 с. — ISBN 978-5-534-10876-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432200
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Заварихин, С. П. 
Заварихин, С. П. Архитектура: композиция и форма : учебник для вузов / С. П. Заварихин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 186 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-02924-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438229: учебник для вузов
Юрайт, 2019
 
Л2.3
Казарина, Т. Ю. 
Казарина, Т. Ю. Цветоведение и колористика [Электронный ресурс] : практикум по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн» / Т. Ю. Казарина. - Электрон. текстовые данные. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017. - 36 c. - ISBN 978-5-8154-0382-6. - URL: http://www.iprbookshop.ru/66372.html: практикум по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн»
Юрайт, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Жердев Е. В. , Чепурова О. Б., Шлеюк С. Г. , Мазурина Т. А. 
Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна : учебное пособие : / Е. В. Жердев, О. Б. Чепурова, С. Г. Шлеюк, Т. А. Мазурина. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 255 c. — ISBN 978-5-4417-0442-7. — Текст: электронный // ЭБС "IPRbooks" [сайт]. - URL http://www.iprbookshop.ru/33666.html
Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017
 
Л3.2
Погосская, Ю. В. 
Композиция [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Ю. В. Погосская. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. — 35 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77569.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университе, 2018
 
Л3.3
Беляева, О. А. 
Композиция. практическое пособие для вузов: / О. А. Беляева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : КемГИК. — 59 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-11593-2 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0413-7 (КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445688
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Энциклопедия искусства  [Электронный ресурс ] //URL: http://www.artprojekt.ru/school/painting/index.html
 
стр. 10
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным занятиям

Для успешного достижения целей обучения данной дисциплине необходимо тщательно планировать  и систематически осуществлять работу по предъявлению материала, закреплению и последующему контролю знаний, умений и навыков по отдельным разделам и всему курсу учебной дисциплины в целях формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров. При подготовке лабораторных занятий необходимо своевременно снабжать обучающихся списком основной и дополнительной литературы, перечнем вопросов для самостоятельного изучения.

Искусство живописи - искусство цветовых и световых отношений. Изображая действительность красками, необходимо учитывать влияние цветов друг на друга, то есть писать цветовыми отношениями.

Чтобы правдиво передать натуру при изображении одновременно нескольких предметов, недостаточно уметь видеть только светотеневые и цветовые переходы на форме одного предмета. Изображение только тогда соответствует действительности, когда оно отражает взаимосвязь цветов всех предметов друг с другом в момент их наблюдения. Изображение натуры должно сохранять тоновые и цветовые отношения всех предметов постановки. Это необходимо потому, что зрительное восприятие величины предмета, его цвета и светлоты зависит от окружения, т. е. от сравнения одного предмета с другими. Например, чтобы правильно воспринять величину какого-то очень маленького предмета, изображенного на фотографии или на телеэкране, его показывают лежащим на ладони или рядом с другим предметом, величина которого хорошо известна. Так же в сравнении воспринимается и цвет предмета.

Таким образом, при изображении натуры должны передаваться не настоящие размеры и не локальные цвета предметов, а их отношения по величине и цвету. Если в изображении изменился цвет или величина одного предмета, то необходимо в такой же степени изменить эти признаки и в других предметах, т. е. сохранить равенство отношений признаков предметов в изображении с натурой.

Для наиболее эффективного усвоения учебного материала необходимо применять современные образовательные технологии и активные формы проведения практических занятий, такие как учебные дискуссии, круглые столы, анализ работы и др.

Живописность – особое качество изображения, являющееся результатом зрительного восприятия предмета через его отношения с окружающей средой. Отсюда понятие живописи как искусство наиболее полной передачи пространственных и свето – воздушных отношений видимых форм соответствующими этой цели колористическими средствами и техническими приемами (сравн. графичность, графическое начало в искусстве; линеарность). Качество живописности может присутствовать не только в живописи, а и в рисунке, графике, скульптуре и даже в архитектуре. ЖИВОПИСЬ (анг. Painting, фр. Peinture, нем. Malerei) – вид изобразительных искусств, традиционно занимающий первое место в их триаде (Живопись, скульптура, графика). Способность живописи к воспроизведению разнообразных явлений жизни, действительности, с чем связано  происхождение и самого термина, прочно вошедшего в русский  лексикон с 18 в. («живописать» - писать живо, изображать явления жизнеподобно), определяет ту значительную нагрузку, какую живопись несет как искусство, изображающее природу, человека, животный мир, события из современной  общественной или частной жизни людей, из исторического прошлого, мифологические образы, созданные человеческой фантазией.

В соответствии с предметным кругом изображений живопись подразделяется на жанры, из которых в европейской культуре на протяжении 16-20 вв. наибольшее развитие получили портрет, исторический жанр, бытовой жанр, мифологический жанр, батальный жанр, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр. В произведениях живопись нередко встречается сочетание разных жанров или их элементов.

 
стр. 11
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 

Методические указания к выполнению самостоятельной работы:

Самостоятельная работа обучающегося по усвоению учебного материала может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа обучающегося заключается в активизации познавательной деятельности по собственной инициативе. Самостоятельная работа нацелена на закрепление прослушанного материала и работы на семинарах, и предполагает активный поиск и анализ  информации по заданным темам.

Форма отчета по самостоятельной работе состоит из двух разделов: выступление на семинаре с докладом или рефератом  и сдача пакета контрольных заданий. Выступление и сдача контрольных заданий осуществляется в соответствии с графиком самостоятельной работы.

Форма контроля самостоятельной работы:

- выполнение контрольных заданий, в соответствии с графиком самостоятельной работы

- выступление на семинаре с докладами  или рефератом

- собеседования и консультации по заданным темам

Форма отчета по самостоятельной работе:

- пакет контрольных работ по заданным темам в электронном виде.

- доклад или реферат по заданной теме, распечатанные на листах  А4 формата.

Курс имеет самостоятельную часть в виде более подробного освоения разделов дисциплины. В соответствии с графиком, после теоретической части, выдается задание. Темы для самостоятельной работы, в определенной последовательности, выдает преподаватель. В начале семестра всем обучающимся выдаются темы для докладов. Выступления проходят в аудитории на семинарских занятиях. Докладчик должен четко и ясно озвучивать свою тему, наиболее широко раскрыть заданную тему и во время доклада предоставлять раздаточный материал для слушателей. Доклад должен длиться не более 15 минут. Отчет по самостоятельной работе проходит в форме собеседований и докладов по данным темам и выполнение домашних заданий. Доклад должен в полной мере раскрыть данную тему. Доклады сдаются в оформленном виде, распечатанные и сшитые между собой, на белых листах А4 формата, объем не менее 15 стр. машинописного текста, обязательно с иллюстрациями и схемами, необходимыми для данной темы [см. Е.В. Мухачева, К.И. Королева «Учимся самостоятельности в учении» учебное пособие для студентов первого года обучения (глава 5. Самостоятельная работа по написанию реферата, доклада, курсовой работы)]. Собеседования и доклады проходят в аудитории во время занятий. Для успешной сдачи собеседования и докладов необходимо хорошее и полное знание всех вопросов по дисциплине.

Методические указания к зачету:

Развитию образного мышления и воображению способствует выполнение декоративных переложений, интерпретаций натурных этюдов. Основная задача – поиск образно-выразительных средств. При этом надо приветствовать индивидуальность, свободу выражения, а также использование стилизации, языка метафор, символов, гротеска. Выполняя декоративные интерпретации важно, чтобы студенты “держали тему”,  не теряли сущностную глубину, емкость образа.

Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности должно носить комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наи-более подходящих оценочных средств.

Задания для оценивания когнитивных умений (знаний) должны предусматривать необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними и т.п.;

– по интерпретации и творческому усвоению информации из разных источников, ее системного структурирования;

– по выявлению значения предмета учебной дисциплины для достижения конкретной цели, на основе проникновения в суть общественных явлений и процессов;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Методические указания к экзамену:

В понимании специфики декоративной деятельности, особого рассмотрения требуют два основополагающих изобразительных принципа – объемно-пространственного и пластически-плоскостного изображения, которые развиваются в истории искусств последовательно и параллельно, чередуясь и пересекаясь.

Промежуточная аттестация  осуществляется в конце семестра и  завершает изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов) /модуля (модулей). Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.  

Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности должно носить комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наи-более 

 
стр. 12
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации должны быть направлены на оценивание:

1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятель-ности;

2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессиональ-но значимую информацию, сформированности когнитивных умений.

3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных умений (знаний) должны предусматривать необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними и т.п.;

– по интерпретации и творческому усвоению информации из разных источников, ее системного структурирования;

– по выявлению значения предмета учебной дисциплины для достижения конкретной цели, на основе проникновения в суть общественных явлений и процессов;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

В конце курса обучающийся сдает экзамен.

Форма подачи – защита с ответами на вопросы.

Контролируемые разделы (темы) дисциплины:

1. Освоение методов алгоритмического и параметрического моделирования.

2. Разработка дизайн-проекта объекта дизайна городской среды или интерьера

3. Реализация в макете (модели) объекта дизайна с применением методов алгоритмического и параметрического моделирования

4. Подготовка мультимедийной презентации проекта

5. Подготовка и защита дизайн-проекта с макетом (моделью) и мультимедийной презентацией

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он демонстрирует точное знание фактического материала в объеме, указанном в программе курса; понимает, определяет и описывает  связи между различными элементами; показывает твердое знание дисциплины, правильное употребление профессиональных терминов и названий; имеет твердо усвоенные практические умения и навыки.

- оценка «хорошо» он знает фактический материал в объеме, указанном в программе курса; понимает и связи и взаимоотношения, но не достаточно полно их раскрывает; демонстрирует знание предмета и правильное употребление профессиональных терминов и названий; владеет практическими умениями и навыками при работе над материалом курса.

- оценка «удовлетворительно» он демонстрирует недостаточно последовательное изложение знания основного материала, с некоторыми ошибками в фактических данных, в использовании профессиональных терминов; выявляет связи и взаимоотношения только с помощью наводящих вопросов преподавателя.

- оценка «неудовлетворительно» его ответ не соответствует вышеуказанным требованиям.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Знания:

- системы профессиональных понятий и методологии алгоритмического и параметрического проектирования

Умения:

- «видеть» действительность через систему профессиональных понятий

- выполнять действия, имеющие обобщенный смысл (сравнение, различие, анализ, синтез)

- создавать объекты в соответствии с эмоционально-образными и функционально-потребительскими требованиями

- ликвидировать «тупиковые» ситуации в процессе дизайн-проектирования

Владения:

- методами основных проектных действий (предпроектный анализ, постановка проектных задач, поиск проектных идей и т.д.)

- развитым воображением, фантазией, изобретательностью, ассоциативным и пространственным мышлением, зрительным восприятием, зрительной памятью, абстрактным мышлением

- навыками самостоятельного поиска и усвоения эффективных приемов учебной деятельности (активные и интерактивные технологии)

- широким спектром художественных средств и графических приемов.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

 
стр. 13
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.