2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Производственная педагогическая практика_История и Обществознание
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Производственная педагогическая практика
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Истории и методики ее преподавания
Учебный план
ab44.03.05 ИиО п881.plx

44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)

История и Обществознание 

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой, Зачет с оценкой
Вид практики
Производственная
Тип практики
Производственная педагогическая практика
Форма проведения
дискретно по периодам проведения практик
Объём практики
15
Продолжительность в часах/неделях
540/10 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Семестр (<Курс>.<Семестр на курсе>)

8(4.2)

9(5.1)

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
4,5
4,5
6
6
10,5
10,5
Контактная работа
4,5
4,5
6
6
10,5
10,5
Сам. работа
319,5
319,5
210
210
529,5
529,5
Итого
324
324
216
216
540
540
 
Рабочую программу составил(и):
 
, преп.  Альменеев А.Г. _________________
 
 
Производственная педагогическая практика
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
ab44.03.05 ИиО п881.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Целью производственной педагогической практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, приобретение ими практических умений, навыков и основных профессиональных компетенций учителя истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС и квалификационной характеристики бакалавра на уровне основного и среднего общего образования.
Задачи производственной педагогической практики:
1.применение на практике усвоенных теоретических знаний в предметных областях «История России. Всеобщая история», «Обществознание» и практическое использование современных методов и технологий обучения и диагностики;
2.формирование умений применять правовые знания для решения задач профессиональной деятельности; использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности;
3.осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования;
4.приобретение навыков осуществлять обучение истории и обществознанию, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
5.развитие потребности обучающихся в педагогическом самообразовании и постоянном самоусовершенствовании; обучение методам изучения и анализа педагогического опыта и применение его в своей педагогической деятельности;
6.развитие и воспитание у обучающихся устойчивого интереса к педагогической деятельности.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ОК-2:      способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции 
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ОК-6:      способностью к самоорганизации и самообразованию
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ОПК-4:      готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать
 
 
 
 
 
Уметь
 
 
 
 
 
Владеть
 
 
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения, основы культуры мышления при составлении технологических карт уроков, основные методы научного познания при составлении анализов панов-конспектов классного часа и внеклассного мероприятия

этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития, основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции через уроки истории и обществознания

содержание процессов самоорганизации и самообразования, социально-личностные и психологические основы самоорганизации в процессе прохождения производственной педагогической практики; основные функциональные компоненты процесса самоорганизации (целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль и коррекция)

закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

требования к качеству реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативных правовых актов в сфере образования

систему знаний и умений, способы их формирования при реализации образовательных программ по истории и обществознанию

основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога

Уметь:
научно обосновывать собственную позицию при анализе вопросов, имеющих мировоззренческое значение, возникающих в учебно-воспитательном процессе в ходе прохождения производственной педагогической практики

выделять и характеризовать этапы и закономерности исторического развития, проводить их системный анализ для формирования гражданской позиции, определять меру социальной и этической ответственности за принятые решения, оценивать последствия принимаемых решений в процессе проведения урочных и внеурочных занятий

организовывать свою деятельность на основе достижений современной науки; находить и обрабатывать профессионально (педагогически) значимую информацию; системно анализировать, обобщать информацию, формулировать цели и самостоятельно находить пути их достижения

оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

использовать нормативные правовые акты в сфере образования при решении различных профессиональных задач, самостоятельно формулировать конкретные задачи при подготовки к будущим урокам по истории и обществознанию

раскрывать содержание учебных предметов, объяснять причинно-следственные связи и закономерности исторических процессов и явлений, особенности познания общественных явлений

применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога

Владеть:
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при решении профессионально-педагогических задач, возникающих в учебно-воспитательном процессе, навыками использования методов анализа и синтеза в ходе рефлексии проведенных уроков

навыками системного анализа этапов и закономерностей исторического развития для формирования гражданской позиции, навыками анализа значимости социальной и этической ответственности за принятые решения в ходе прохождения производственной педагогической практики

навыками самоорганизации и самообразования при выполнении задач профессиональной деятельности, способностью определять ожидаемые результаты решения выделенных задач при составлении планов-конспектов урочных и внеурочных занятий

навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

навыками подбора пакета нормативных правовых актов в сфере образования для решения конкретных профессиональных задач

приемами формирования системы исторических и обществоведческих знаний и умений при реализации образовательных программ по истории и обществознанию в соответствии с требованиями образовательных стандартов

навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.В
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
1
 
Философия
2
 
История России новейшего времени
3
 
Новая история стран Европы и Америки
4
 
Образовательное право
5
 
Основы экологической культуры
6
 
Правоведение
7
 
Производственная летняя педагогическая практика
8
 
Профессиональная этика
9
 
Теория и методика обучения истории
10
 
История философии
11
 
Методы психолого-педагогического исследования
12
 
Производственная практика научно-исследовательская работа
13
 
Психолого-педагогический практикум
14
 
Возрастная психология и педагогическая психология
15
 
История России XIX века
16
 
История средних веков
17
 
Педагогические технологии
18
 
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
19
 
Социальная психология
20
 
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
21
 
История древнего мира
22
 
История России с древнейших времен до конца XVIII века
23
 
Общая психология
24
 
Противодействие коррупции
25
 
Теория обучения
26
 
Учебная археологическая практика
27
 
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
28
 
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
29
 
Социология
30
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
1
 
Производственная преддипломная практика
2
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Семестр
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Подготовительный
 
1.1
Участие в установочной конференции на базе вуза; получение вводного инструктажа по охране труда и технике безопасности, ознакомление с основными правилами внутреннего распорядка образовательной организации; составление индивидуального плана прохождения практики /РукПр/
8
4,5
ОПК-4,ПК-1,ПК-2,ОК-1,ОК-2,ОПК-2,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.3,Л2.4,Л2.5
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э8,Э9
4,5
 
Раздел 2. Ознакомительный
 
2.1
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции.

Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции. Знакомство с базами практики, с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом учащихся; изучение системы работы учителя истории и обществознания, материально-технического и методического обеспечения. Изучение системы работы образовательного учреждения; ознакомление с планами работы и основными направлениями деятельности педагогического коллектива.

Повторение теоретического материала  /Ср/

8
36
ОПК-4,ПК-1,ПК-2,ОК-1,ОК-2,ОПК-2,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л2.5
текущий контроль успеваемости 
Э1,Э2,Э3,Э8,Э9
 
Раздел 3. Основной
 
3.1
Изучить и проанализировать: локальные акты (режим занятий обучающихся; периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации) и Основной Закон об образовании в РФ (Статья Обязанности и ответственность обучающихся. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью. Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников. Планирование учебной и внеучебной деятельности и др.).

Ознакомление с руководством и педагогическим составом школы.

Ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов истории и обществознания, с режимом работы школы.

Знакомство с классом, с учителями истории и обществознания, с классным руководителем прикрепленного класса.

Знакомство с классом, наблюдение за обучающимися и классом в целом: при посещении уроков, на переменах и внеучебных мероприятиях.

Наблюдение уроков истории и обществознания разных типов и видов на уровне основного общего образования.

Изучение и анализ основной образовательной программы ООО и учебных программ по предметам «История

8
245,5
ОПК-4,ПК-1,ПК-2,ОК-1,ОК-2,ОПК-2,ОК-6
Л1.1,Л2.1,Л2.4,Л2.5
текущий контроль успеваемости 
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8,Э9
 
России. Всеобщая история» (5-9 классы) и «Обществознание» (5-9 классы).

Планирование, разработка и проведение уроков разной типологии по учебным предметам «История России. Всеобщая история», «Обществознание» в средних классах ООО с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, в том числе использование на уроках возможностей информационной среды образовательного учреждения.

Оказание помощи учителю в подготовке дидактического и наглядного материала к урокам, ИКТ.

Изучение и анализ плана воспитательной работы в классе и школе.

Оз¬накомление с планом внеучебной работы в среднем звене (уровень основного общего образования) по истории и обществознанию.

Разработка и проведение внеучебных мероприятий по истории и обществознанию.

Индивидуальная работа с обучающимися по предметам «История России. Всеобщая история» и «Обществознание», в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.

Рефлексивная деятельность (анализ и самоанализ).

Участие в организации и проведении общешкольных мероприятий.

Выполнение индивидуального задания /Ср/

 
Раздел 4. Заключительный
 
4.1
Обобщение материалов практики;

подготовка отчета по итогам практики /Ср/

8
36
ОПК-4,ПК-1,ПК-2,ОК-1,ОК-2,ОПК-2,ОК-6
Л1.1,Л2.1,Л2.3,Л2.4,Л2.5
текущий контроль успеваемости 
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8,Э9
 
4.2
Подведение итогов практики.

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике /ЗачётСОц/

8
2
ОПК-4,ПК-1,ПК-2,ОК-1,ОК-2,ОПК-2,ОК-6
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л2.5
промежуточная аттестация 
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8,Э9
 
Раздел 5. 
 
5.1
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции.

Знакомство с базами практики, с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом учащихся; изучение системы работы учителя истории и обществознания, материально-технического и методического обеспечения. Изучение системы работы образовательного учреждения; ознакомление с планами работы и основными направлениями деятельности педагогического коллектива.

/РукПр/

9
6
ОПК-4,ПК-1,ПК-2,ОК-1,ОК-2,ОПК-2,ОК-6
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л2.5
текущий контроль успеваемости   
Э8,Э9
6
 
Раздел 6. 
 
6.1
Изучить и проанализировать: локальные акты (режим занятий обучающихся; периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации) и Основной Закон об образовании в РФ (Статья Обязанности и ответственность обучающихся. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью. Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников. Планирование учебной и внеучебной деятельности и др.).

Ознакомление с руководством и педагогическим составом школы.

Ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов истории и обществознания, с режимом работы школы.

Знакомство с классом, с учителями истории и обществознания, с классным руководителем прикрепленного класса.

Знакомство с классом, наблюдение за обучающимися и классом в целом: при посещении уроков, на переменах и внеучебных мероприятиях.

Наблюдение уроков истории и обществознания разных типов и видов на уровне среднего общего образования (СОО).

Изучение и анализ основной образовательной программы СОО и учебных программ по предметам «История России. Всеобщая

9
180
ОПК-4,ПК-1,ПК-2,ОК-1,ОК-2,ОПК-2,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л2.5
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8,Э9
 
история» (10-11 классы) и «Обществознание» (10-11 классы).

Планирование, разработка и проведение уроков разной типологии по учебным предметам «История России. Всеобщая история», «Обществознание» в старших классах СОО с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, в том числе использование на уроках возможностей информационной среды образовательного учреждения.

Оказание помощи учителю в подготовке дидактического и наглядного материала к урокам, ИКТ.

Изучение и анализ плана воспитательной работы в классе и школе.

Ознакомление с планом внеучебной работы в старшем звене (уровень среднего общего образования) по истории и обществознанию.

Разработка и проведение внеучебных мероприятий по истории и обществознанию.

Индивидуальная работа с обучающимися по предметам «История России. Всеобщая история» и «Обществознание», в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Рефлексивная деятельность (анализ и самоанализ).

Участие в организации и проведении общешкольных мероприятий.

Выполнение индивидуального задания

/Ср/

 
Раздел 7. 
 
7.1
Обобщение материалов практики;

подготовка отчета по итогам практики /Ср/

9
24
ОПК-4,ПК-1,ПК-2,ОК-1,ОК-2,ОПК-2,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л2.5
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8,Э9
 
7.2
Подведение итогов практики.

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике /ЗачётСОц/

9
6
ОПК-4,ПК-1,ПК-2,ОК-1,ОК-2,ОПК-2,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л2.5
промежуточная аттестация 
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7,Э8,Э9
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики – это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру (руководителю практики от университета) отчет по практике.

Структура отчета по прохождению практики:

1.Титульный лист.

2.Рабочий график (план) проведения практики.

3.Дневник практики.

Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.Индивидуальное задание.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых компетенций.

5.Материалы выполненных индивидуальных заданий.

(в зависимости от вида и типа практики например – план-конспекты уроков,  характеристика,  самоанализ урока, разработки и др.).

6. Письменный отчет обучающегося о прохождении практики.

Письменный отчет обучающегося о прохождении практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать анализ своей деятельности в период практики, обобщаются результаты проделанной работы.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
см. Фонд оценочных средств в Приложении к рабочей программе
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Подготовительный
ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ОК-1, ОК-2, ОПК-2, ОК-6
Участие в установочной конференции на базе вуза; получение вводного инструктажа по охране труда и технике безопасности, ознакомление с основными правилами внутреннего распорядка образовательной организации; составление индивидуального плана прохождения практики
текущий контроль успеваемости   
 
2
Ознакомительный
ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ОК-1, ОК-2, ОПК-2, ОК-6
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции.

Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции. Знакомство с базами практики, с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом учащихся; изучение системы работы учителя истории и обществознания, материально-технического и методического обеспечения. Изучение системы работы образовательного учреждения; ознакомление с планами работы и основными направлениями деятельности педагогического коллектива.

Повторение теоретического материала 

текущий контроль успеваемости 
 
3
Основной
ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ОК-1, ОК-2, ОПК-2, ОК-6
Изучить и проанализировать: локальные акты (режим занятий обучающихся; периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации) и Основной Закон об образовании в РФ (Статья Обязанности и ответственность обучающихся. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью. Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников. Планирование учебной и внеучебной деятельности и др.).

Ознакомление с руководством и педагогическим составом школы.

Ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов истории и обществознания, с режимом работы школы.

Знакомство с классом, с учителями истории и обществознания, с классным руководителем прикрепленного класса.

Знакомство с классом, наблюдение за обучающимися и классом в целом: при посещении уроков, на переменах и внеучебных мероприятиях.

Наблюдение уроков истории и обществознания разных типов и видов на уровне основного общего образования.

Изучение и анализ основной образовательной программы ООО и учебных программ по предметам «История России. Всеобщая история» (5-9 классы) и «Обществознание» (5-9 классы).

Планирование, разработка и проведение уроков разной типологии по учебным предметам «История России. Всеобщая история», «Обществознание» в средних классах ООО с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, в том числе использование на уроках возможностей информационной среды образовательного учреждения.

Оказание помощи учителю в

текущий контроль успеваемости 
 
подготовке дидактического и наглядного материала к урокам, ИКТ.

Изучение и анализ плана воспитательной работы в классе и школе.

Оз¬накомление с планом внеучебной работы в среднем звене (уровень основного общего образования) по истории и обществознанию.

Разработка и проведение внеучебных мероприятий по истории и обществознанию.

Индивидуальная работа с обучающимися по предметам «История России. Всеобщая история» и «Обществознание», в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.

Рефлексивная деятельность (анализ и самоанализ).

Участие в организации и проведении общешкольных мероприятий.

Выполнение индивидуального задания

 
4
Заключительный
ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ОК-1, ОК-2, ОПК-2, ОК-6
Обобщение материалов практики;

подготовка отчета по итогам практики

Подведение итогов практики.

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике

текущий контроль успеваемости

промежуточная аттестация 

 
5
ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ОК-1, ОК-2, ОПК-2, ОК-6
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции.

Знакомство с базами практики, с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом учащихся; изучение системы работы учителя истории и обществознания, материально-технического и методического обеспечения. Изучение системы работы образовательного учреждения; ознакомление с планами работы и основными направлениями деятельности педагогического коллектива.

текущий контроль успеваемости   
 
6
ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ОК-1, ОК-2, ОПК-2, ОК-6
Изучить и проанализировать: локальные акты (режим занятий обучающихся; периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации) и Основной Закон об образовании в РФ (Статья Обязанности и ответственность обучающихся. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью. Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников. Планирование учебной и внеучебной деятельности и др.).

Ознакомление с руководством и педагогическим составом школы.

Ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов истории и обществознания, с режимом работы школы.

Знакомство с классом, с учителями истории и обществознания, с классным руководителем прикрепленного класса.

Знакомство с классом, наблюдение за обучающимися и классом в целом: при посещении уроков, на переменах и внеучебных мероприятиях.

Наблюдение уроков истории и обществознания разных типов и видов на уровне среднего общего образования (СОО).

Изучение и анализ основной образовательной программы СОО и учебных программ по предметам «История России. Всеобщая история» (10-11 классы) и «Обществознание» (10-11 классы).

Планирование, разработка и проведение уроков разной типологии по учебным предметам «История России. Всеобщая история», «Обществознание» в старших классах СОО с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, в том числе использование на уроках возможностей информационной среды образовательного учреждения.

текущий контроль успеваемости   
 
Оказание помощи учителю в подготовке дидактического и наглядного материала к урокам, ИКТ.

Изучение и анализ плана воспитательной работы в классе и школе.

Ознакомление с планом внеучебной работы в старшем звене (уровень среднего общего образования) по истории и обществознанию.

Разработка и проведение внеучебных мероприятий по истории и обществознанию.

Индивидуальная работа с обучающимися по предметам «История России. Всеобщая история» и «Обществознание», в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Рефлексивная деятельность (анализ и самоанализ).

Участие в организации и проведении общешкольных мероприятий.

Выполнение индивидуального задания

 
7
ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ОК-1, ОК-2, ОПК-2, ОК-6
Обобщение материалов практики;

подготовка отчета по итогам практики

Подведение итогов практики.

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике

текущий контроль успеваемости   

промежуточная аттестация 

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Шоган, В. В.  Методика преподавания истории в школе [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 433 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11816-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494890. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 433 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/446190 
Л1.1
 
Бахмутова, Л. С.  Методика преподавания обществознания [Электронный ресурс]:Бахмутова, Л. С.  Методика преподавания обществознания : учебник и практикум для вузов / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06115-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489276. - Москва :Издательство Юрайт, 2022. - 274 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/489276 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Подымова Л.С.  Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01032-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510663 [Электронный ресурс]:. - Юрайт, 2023. -  – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/510663 
Л2.1
 
Соболева, О.Б. Методика обучения обществознанию [Электронный ресурс]:учебник и практикум для вузов / О. Б. Соболева [и др.] ; под редакцией О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 474 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09466-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498863. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 474 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/498863 
Л2.2
 
Шоган, В. В.  Методика обучения истории. Художественные образы на уроках истории  [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 301 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12481-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447788. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 301 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/447788 
Л2.3
 
Бахтигулова, Л. Б.   Методика воспитательной работы [Электронный ресурс]:Бахтигулова, Л. Б.  Методика воспитательной работы : учебное пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 188 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10576-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495351. -  Москва : Издательство Юрай, 2022. - 188 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/495351 
Л2.4
 
Сторожакова, Е. В. Методика обучения истории. Художественное слово на уроках истории [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / Е. В. Сторожакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12440-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496306. -  Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 305 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/496306 
Л2.5
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок». – URL: https://infourok.ru/
Э1
 
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: https://festival.1september.ru/mathematics/ 
Э2
 
Российское образование: федеральный образовательный портал: [сайт]. – Москва. - Обновляется в течение суток. –– Текст: электронный
Э3
 
История России (862-1917). – URL: http://www.history.atomlink.ru
Э4
 
История России. Обществознание : учебно-методический комплект для школы : сайт / Российский учебник. – Москва, 2016 . – URL: https://rosuchebnik.ru/
Э5
 
Мультимедийный учебник по истории России. – URL: http://www.history.ru
Э6
 
Сеть "История". – URL: http://www.thehistorynet.com
Э7
 
Электронная библиотека НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
Э8
 
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. – URL: www.iprbookshop.ru
Э9
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
2-201, Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа,

учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор,

доска, учебно-наглядные пособия.

1
 
 
2-302а, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А), Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
2
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;

прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

ежедневно вести дневник практики;

соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

содержание отчета и доклада обучающегося;

качество ответов на вопросы;

корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение практики осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.