«Набережночелнинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «НГПУ»)
44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)
История и Обществознание
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна
этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития, основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции через уроки истории и обществознания
содержание процессов самоорганизации и самообразования, социально-личностные и психологические основы самоорганизации в процессе прохождения производственной педагогической практики; основные функциональные компоненты процесса самоорганизации (целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль и коррекция)
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
требования к качеству реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативных правовых актов в сфере образования
систему знаний и умений, способы их формирования при реализации образовательных программ по истории и обществознанию
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
выделять и характеризовать этапы и закономерности исторического развития, проводить их системный анализ для формирования гражданской позиции, определять меру социальной и этической ответственности за принятые решения, оценивать последствия принимаемых решений в процессе проведения урочных и внеурочных занятий
организовывать свою деятельность на основе достижений современной науки; находить и обрабатывать профессионально (педагогически) значимую информацию; системно анализировать, обобщать информацию, формулировать цели и самостоятельно находить пути их достижения
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
использовать нормативные правовые акты в сфере образования при решении различных профессиональных задач, самостоятельно формулировать конкретные задачи при подготовки к будущим урокам по истории и обществознанию
раскрывать содержание учебных предметов, объяснять причинно-следственные связи и закономерности исторических процессов и явлений, особенности познания общественных явлений
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
навыками системного анализа этапов и закономерностей исторического развития для формирования гражданской позиции, навыками анализа значимости социальной и этической ответственности за принятые решения в ходе прохождения производственной педагогической практики
навыками самоорганизации и самообразования при выполнении задач профессиональной деятельности, способностью определять ожидаемые результаты решения выделенных задач при составлении планов-конспектов урочных и внеурочных занятий
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
навыками подбора пакета нормативных правовых актов в сфере образования для решения конкретных профессиональных задач
приемами формирования системы исторических и обществоведческих знаний и умений при реализации образовательных программ по истории и обществознанию в соответствии с требованиями образовательных стандартов
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции. Знакомство с базами практики, с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом учащихся; изучение системы работы учителя истории и обществознания, материально-технического и методического обеспечения. Изучение системы работы образовательного учреждения; ознакомление с планами работы и основными направлениями деятельности педагогического коллектива.
Повторение теоретического материала /Ср/
Ознакомление с руководством и педагогическим составом школы.
Ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов истории и обществознания, с режимом работы школы.
Знакомство с классом, с учителями истории и обществознания, с классным руководителем прикрепленного класса.
Знакомство с классом, наблюдение за обучающимися и классом в целом: при посещении уроков, на переменах и внеучебных мероприятиях.
Наблюдение уроков истории и обществознания разных типов и видов на уровне основного общего образования.
Изучение и анализ основной образовательной программы ООО и учебных программ по предметам «История
Планирование, разработка и проведение уроков разной типологии по учебным предметам «История России. Всеобщая история», «Обществознание» в средних классах ООО с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, в том числе использование на уроках возможностей информационной среды образовательного учреждения.
Оказание помощи учителю в подготовке дидактического и наглядного материала к урокам, ИКТ.
Изучение и анализ плана воспитательной работы в классе и школе.
Оз¬накомление с планом внеучебной работы в среднем звене (уровень основного общего образования) по истории и обществознанию.
Разработка и проведение внеучебных мероприятий по истории и обществознанию.
Индивидуальная работа с обучающимися по предметам «История России. Всеобщая история» и «Обществознание», в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
Рефлексивная деятельность (анализ и самоанализ).
Участие в организации и проведении общешкольных мероприятий.
Выполнение индивидуального задания /Ср/
подготовка отчета по итогам практики /Ср/
Проведение отчетной конференции по итогам практики.
Защита отчета по практике /ЗачётСОц/
Знакомство с базами практики, с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом учащихся; изучение системы работы учителя истории и обществознания, материально-технического и методического обеспечения. Изучение системы работы образовательного учреждения; ознакомление с планами работы и основными направлениями деятельности педагогического коллектива.
/РукПр/
Ознакомление с руководством и педагогическим составом школы.
Ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов истории и обществознания, с режимом работы школы.
Знакомство с классом, с учителями истории и обществознания, с классным руководителем прикрепленного класса.
Знакомство с классом, наблюдение за обучающимися и классом в целом: при посещении уроков, на переменах и внеучебных мероприятиях.
Наблюдение уроков истории и обществознания разных типов и видов на уровне среднего общего образования (СОО).
Изучение и анализ основной образовательной программы СОО и учебных программ по предметам «История России. Всеобщая
Планирование, разработка и проведение уроков разной типологии по учебным предметам «История России. Всеобщая история», «Обществознание» в старших классах СОО с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, в том числе использование на уроках возможностей информационной среды образовательного учреждения.
Оказание помощи учителю в подготовке дидактического и наглядного материала к урокам, ИКТ.
Изучение и анализ плана воспитательной работы в классе и школе.
Ознакомление с планом внеучебной работы в старшем звене (уровень среднего общего образования) по истории и обществознанию.
Разработка и проведение внеучебных мероприятий по истории и обществознанию.
Индивидуальная работа с обучающимися по предметам «История России. Всеобщая история» и «Обществознание», в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Рефлексивная деятельность (анализ и самоанализ).
Участие в организации и проведении общешкольных мероприятий.
Выполнение индивидуального задания
/Ср/
подготовка отчета по итогам практики /Ср/
Проведение отчетной конференции по итогам практики.
Защита отчета по практике /ЗачётСОц/
По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру (руководителю практики от университета) отчет по практике.
Структура отчета по прохождению практики:
1.Титульный лист.
2.Рабочий график (план) проведения практики.
3.Дневник практики.
Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.
4.Индивидуальное задание.
Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых компетенций.
5.Материалы выполненных индивидуальных заданий.
(в зависимости от вида и типа практики например – план-конспекты уроков, характеристика, самоанализ урока, разработки и др.).
6. Письменный отчет обучающегося о прохождении практики.
Письменный отчет обучающегося о прохождении практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать анализ своей деятельности в период практики, обобщаются результаты проделанной работы.
Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.
Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.
Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.
Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.
По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:
5 (отлично) - зачтено;
4 (хорошо) - зачтено;
3 (удовлетворительно) - зачтено;
2 (неудовлетворительно) – не зачтено.
(этапы)
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции. Знакомство с базами практики, с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом учащихся; изучение системы работы учителя истории и обществознания, материально-технического и методического обеспечения. Изучение системы работы образовательного учреждения; ознакомление с планами работы и основными направлениями деятельности педагогического коллектива.
Повторение теоретического материала
Ознакомление с руководством и педагогическим составом школы.
Ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов истории и обществознания, с режимом работы школы.
Знакомство с классом, с учителями истории и обществознания, с классным руководителем прикрепленного класса.
Знакомство с классом, наблюдение за обучающимися и классом в целом: при посещении уроков, на переменах и внеучебных мероприятиях.
Наблюдение уроков истории и обществознания разных типов и видов на уровне основного общего образования.
Изучение и анализ основной образовательной программы ООО и учебных программ по предметам «История России. Всеобщая история» (5-9 классы) и «Обществознание» (5-9 классы).
Планирование, разработка и проведение уроков разной типологии по учебным предметам «История России. Всеобщая история», «Обществознание» в средних классах ООО с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, в том числе использование на уроках возможностей информационной среды образовательного учреждения.
Оказание помощи учителю в
Изучение и анализ плана воспитательной работы в классе и школе.
Оз¬накомление с планом внеучебной работы в среднем звене (уровень основного общего образования) по истории и обществознанию.
Разработка и проведение внеучебных мероприятий по истории и обществознанию.
Индивидуальная работа с обучающимися по предметам «История России. Всеобщая история» и «Обществознание», в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
Рефлексивная деятельность (анализ и самоанализ).
Участие в организации и проведении общешкольных мероприятий.
Выполнение индивидуального задания
подготовка отчета по итогам практики
Подведение итогов практики.
Проведение отчетной конференции по итогам практики.
Защита отчета по практике
промежуточная аттестация
Знакомство с базами практики, с администрацией, внутренним распорядком учреждения. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом учащихся; изучение системы работы учителя истории и обществознания, материально-технического и методического обеспечения. Изучение системы работы образовательного учреждения; ознакомление с планами работы и основными направлениями деятельности педагогического коллектива.
Ознакомление с руководством и педагогическим составом школы.
Ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов истории и обществознания, с режимом работы школы.
Знакомство с классом, с учителями истории и обществознания, с классным руководителем прикрепленного класса.
Знакомство с классом, наблюдение за обучающимися и классом в целом: при посещении уроков, на переменах и внеучебных мероприятиях.
Наблюдение уроков истории и обществознания разных типов и видов на уровне среднего общего образования (СОО).
Изучение и анализ основной образовательной программы СОО и учебных программ по предметам «История России. Всеобщая история» (10-11 классы) и «Обществознание» (10-11 классы).
Планирование, разработка и проведение уроков разной типологии по учебным предметам «История России. Всеобщая история», «Обществознание» в старших классах СОО с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, в том числе использование на уроках возможностей информационной среды образовательного учреждения.
Изучение и анализ плана воспитательной работы в классе и школе.
Ознакомление с планом внеучебной работы в старшем звене (уровень среднего общего образования) по истории и обществознанию.
Разработка и проведение внеучебных мероприятий по истории и обществознанию.
Индивидуальная работа с обучающимися по предметам «История России. Всеобщая история» и «Обществознание», в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Рефлексивная деятельность (анализ и самоанализ).
Участие в организации и проведении общешкольных мероприятий.
Выполнение индивидуального задания
подготовка отчета по итогам практики
Подведение итогов практики.
Проведение отчетной конференции по итогам практики.
Защита отчета по практике
промежуточная аттестация
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор,
доска, учебно-наглядные пособия.
В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям
Обучающийся, проходящий практику, должен:
На организационном этапе:
присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;
прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;
получить индивидуальное задание.
В период прохождения практики:
ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);
активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;
выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;
ежедневно вести дневник практики;
соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;
нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
осуществлять взаимодействие с руководителем от профильной организации.
На заключительном этапе:
представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.
Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:
- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;
- ответы обучающегося на вопросы по отчету;
При оценке учитываются:
содержание отчета и доклада обучающегося;
качество ответов на вопросы;
корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.
в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.
Обучающийся имеет право:
на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;
пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;
на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;
на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.
Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.
Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;
- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;
- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения
При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.
Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение практики осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.