2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Инженерная и компьютерная графика_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Инженерная и компьютерная графика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 9
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
116
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
13 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
26
26
26
26
Практические
38
38
38
38
Итого ауд.
64
64
64
64
Кoнтактная рабoта
64
64
64
64
Сам. работа
116
116
116
116
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., старш.преп. , Батаева Л.А. _________________
 
 
Инженерная и компьютерная графика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Батаева Л.А.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью  освоения  дисциплины: сФормировать компетенции обучающегося в области обработки графической информации, разработки проектов, выполнении и редактировании изображений и чертежей в соответствии с требованиями стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), в том числе с использованием
1.2
современных компьютерных технологий и автоматизированного проектирования, а также умения самостоятельно ставить и решать прикладные задачи инженерной графики.
1.3
Задачи дисциплины:
1.4
освоение методов построения и преобразования чертежей, а также решения позиционных и метрических задач на чертежах;
1.5
изучение требований стандартов ЕСКД к выполнению и оформлению конструкторских документов;
1.6
приобретение практических навыков выполнения эскизов и чертежей деталей, сборочных чертежей,других конструкторских документов;
1.7
развитие пространственного воображения и умения читать чертежи деталей и сборочные чертежи;
1.8
освоение средств и методов компьютерной графики для выполнения чертежей, а также основ компьютерного трехмерного моделирования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Академический рисунок
2.1.2
Декоративное искусство
2.1.3
Курсовая работа по дисиплине "Методика обучения и воспитания по профилю "Технология"
2.1.4
Курсовой проект по дисциплине "Техническое творчество и основы проектирования"
2.1.5
Методика обучения и воспитания по профилю "Технология"
2.1.6
Мультимедийные технологии в СОШ
2.1.7
Производственная педагогическая практика по 1 профилю
2.1.8
История визуально-пространственных искусств
2.1.9
Курсовая работа по дисциплине"Методика обучения изобразительному искусству
2.1.10
Методика обучения изобразительному искусству
2.1.11
Основы технопредпринимательства
2.1.12
Профессиональное самоопределение школьников
2.1.13
Учебная проектно-технологическая практика
2.1.14
Живопись
2.1.15
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.16
Методы математической обработки данных
2.1.17
Пластическая анатомия
2.1.18
Рисунок
2.1.19
Композиция
2.1.20
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.1.21
Педагогика
2.1.22
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.23
Дизайн
2.1.24
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
2.1.25
Прикладная механика
2.1.26
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.27
Материаловедение и новые материалы
2.1.28
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
2.1.29
Технологии цифрового образования
2.1.30
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика )
2.1.31
Введение в профессию
2.1.32
Перспектива
2.1.33
Стилизация в живописи и графике
2.1.34
Академическая живопись
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.1.35
Скульптура
2.1.36
Бумагопластика
2.1.37
Цветоведение и колористика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
3-D моделирование и прототипирование
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.2.4
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.7
Технология обработки текстильных материалов
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов.
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.1: Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности.
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы ортогонального проецирования и принципы образования чертежей, основы программного
3.1.2
обеспечения (графические пакеты;
3.1.3
знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
3.1.4
возможности использования современных программных средств;
3.1.5
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
3.2.2
разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные;
3.2.3
использовать современные программные средства вычислительной техники для реализации модели с помощью изученных методов;
3.2.4
применять приемы компьютерного исследования математических моделей;
3.2.5
использовать знания и понятия инженерной и компьютерной графики;
3.2.6
определять геометрическую форму деталей по их изображениям;
3.2.7
понимать принцип работы конструкции, показанной на чертеже;
3.2.8
строить изображения простых предметов;
3.2.9
выполнять и читать чертежи технических изделий;
3.2.10
выполнять эскизы и чертежи технических деталей и элементов конструкций,
3.2.11
учитывая требования стандартов ЕСКД.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета;
3.3.2
методами расчетов на основе знаний инженерной и компьютерной графики;
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3.3.3
способами решения на чертежах основных метрических и позиционных задач;
3.3.4
методами построения эскизов, чертежей стандартных деталей, разъемных и
3.3.5
неразъемных соединений деталей и сборочных единиц;
3.3.6
методами построения и чтения чертежей сборочных единиц.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Моделирование как метод познания

 
1.1
Основные сведения о конструкторской документации и её оформлении. Состав и классификация стандартов ЕСКД. Виды и стадии разработки конструкторской документации.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2.3 ОПК-9.1 ПК-1.3
9
0
 
1.2
Комплексные чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
ОПК-2.3 ОПК-9.1 ПК-1.3
9
0
 
1.3
Изображения изделий на чертеже. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

54
ОПК-2.3 ОПК-9.1 ПК-1.3
9
0
 
 
Раздел 2. Сопряжения и лекальные кривые. Виды, разрезы, сечения, выносные элементы. 

 
2.1
Аксонометрические проекции деталей. Технический рисунок. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-2.3 ОПК-9.1 ПК-1.3
9
0
 
2.2
Оформление сборочного чертежа и спецификации. Эскизы и рабочие чертежи деталей.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-2.3 ОПК-9.1 ПК-1.3
9
0
 
2.3
Сборочный чертеж столярного изделия. Схемы. Правила выполнения электрических и кинематических схем.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-2.3 ОПК-9.1
9
0
 
 
Раздел 3. Чертежи планов, разрезов и фасадов. 

 
3.1
Создание архитектурно-строительного чертежа в системе Компас.  /Лек/

Э1 Э2 Э4 Э5

2
ОПК-2.3 ОПК-9.1 ПК-1.3
9
0
 
3.2
Основы проектирования жилого интерьера. Графические программы для разработки проектов интерьеров помещений.  /Пр/

Э1 Э5

2
ОПК-2.3 ОПК-9.1 ПК-1.3
9
0
 
3.3
Создание дизайн-проекта интерьера помещения в графических программах. /Ср/

Э2 Э3 Э5

12
ОПК-2.3 ОПК-9.1 ПК-1.3
9
0
 
 
Раздел 4. Основные понятия компьютерной среды «КОМПАС-3D»

 
4.1
Работа в КОМПАС-График. Работа в КОМПАС-3D.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э5

2
ОПК-2.3 ОПК-9.1 ПК-1.3
9
0
 
4.2
Создание проекта  инженерного объекта. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.3 ОПК-9.1 ПК-1.3
9
0
 
4.3
Технический рисунок объекта, чертеж общего вида, чертежи деталей.  /Ср/
Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.3 ОПК-9.1 ПК-1.3
9
0
 
4.4
/ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ОПК-2.3 ОПК-9.1 ПК-1.3
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Виды изделий.

2.Основные виды конструкторских документов.

3.Общие требования к оформлению чертежей (форматы, масштабы, линии, шрифт чертежный, основная надпись).

5.Общие требования к текстовым конструкторским документам.

6.Общие требования к рабочим чертежам.

7.Основные виды.

8.Дополнительные и местные виды.

9.Разрезы. Классификация разрезов.

10.Сечения. Виды сечений.

11.Выносные элементы.

12.Условности и упрощения в изображениях.

13.Графические обозначения материалов в сечениях.

14.Общие правила нанесения размеров.

15.Способы нанесения размеров.

16.Нанесение размеров различных элементов.

17.Правила обозначения шероховатости поверхности.

18.Основные правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц.

19.Классификация резьб.

20.Стандартные резьбы.

21.Изображение и нанесение размеров резьбы.

22.Обозначение стандартных крепежных изделий.

23.Чертежи неразъемных соединений (сварного, паяного, клееного, скобяного).

24.Общие требования к сборочным чертежам.

25.Спецификация.

26.Аппаратные и программные средства компьютерной графики и САПР.

27.Графические объекты и их свойства.

28.Построение и редактирование графических объектов.

29.Оформление электронных графических документов.

30.Основные понятия компьютерной среды «КОМПАС-3D»

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерные графические задачи к зачету:

Инженерная графика

Графическая задача 1 - Линии чертежа

По предложенному образцу вычертить зеркальное отражение основных линий чертежа расположенных горизонтально, вертикально, на окружностях, по контуру детали. Толщину линий,  длину штрихов и расстояние между штрихами выдержать в соответствии с ГОСТ 2.303 – 68.

Графическая работа 2 - Шрифты чертежные

Написать чертежным шрифтом №10, в соответствии с требованиями ГОСТ 2.304 – 81, прописные и строчные буквы, цифры и знаки с наклоном 75 градусов к основанию строки.

Графическая работа 3 - Аксонометрические проекции окружности

Построить овалы, вписанные в грани куба с ребром 70 мм и расположенные параллельно горизонтальной, фронтальной и профильной плоскостям проекций.

Построить аксонометрическую проекцию параллелепипеда со сквозным  цилиндрическим отверстием

Графическая работа 4 – Комплексный чертеж и аксонометрическая проекция геометрических тел

По индивидуальному заданию построить комплексный чертёж группы геометрических тел и их аксонометрическую проекцию.

Графическая работа 5 – Простановка размеров на чертежах. Масштабы.

На заданных видах тонкостенных деталей проставить размеры в соответствии с требованиями ГОСТ2.307-68. Выполнить чертеж прокладки в масштабе 2:1 и проставить размеры.

Архитектурно-строительные чертежи

Графическая работа 1 – Чтение архитектурно-строительных чертежей

По индивидуальному заданию, архитектурно-строительному чертежу 2-х этажного жилого дома, прочитать чертёж, ответив на поставленные вопросы (алгоритм чтения чертежей).

Графическая работа 2 – План жилого дома

По индивидуальному заданию, по схеме 2-х этажного жилого дома, выполнить план здания определив размещение и размеры оконных и дверных проемов, лестничных маршев, санитарно-технического оборудования. Проставить размеры помещений, площади помещений, наружные размеры здания. Обозначить разбивочные осевые и выполнить надписи. Чертеж выполнить ручным способом или при помощи системы КОМПАС-3D.

Графическая работа 3 – Дизайн-проект интерьера помещения

 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Поиск и анализ графических программ для разработки проектов интерьеров помещений. По индивидуальному заданию, выполнить дизайн-проект интерьера жилого или учебного помещения (план помещения с расстановкой мебели, аксонометрическая проекция в цвете). Дизайн-проект выполнить ручным способом или при помощи компьютерной графической программы.

Компьютерная графика

Графическая работа 1 – Создание рабочего чертежа детали в КОМПАС-График

Используя возможности системы и встроенную справочную  КОМПАС-График-азбука создать рабочий чертеж детали Корпус.

Графическая работа 2 – Создание проекта инженерного объекта в КОМПАС-3D

Создать проект инженерного объекта. Графические документы: модель изделия, сборочный чертеж, спецификация, чертежи деталей.

Графическая работа 3 – Создание презентации проекта инженерного объекта

Создать презентацию. Вставить КОМПАС-3D документы в PowerPoint. Применить эффекты анимации.

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Черткова, Е. А.
Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]: учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 245 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12532-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545234
Москва : Издательство Юрайт, 2024
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. Л. Хейфец, А. Н. Логиновский, И. В. Буторина, В. Н. Васильева ; под редакцией А. Л. Хейфеца
Инженерная 3d-компьютерная графика в 2 т. Том 1: : учебник и практикум для высшего образования / А. Л. Хейфец, А. Н. Логиновский, И. В. Буторина, В. Н. Васильева ; под редакцией А. Л. Хейфеца. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 328 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07976-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442322\
Москва Юрайт, 2019, 2019
 
Л2.2
Трофимов, В. В. 
Информационные технологии в 2 т. Том 1: : учебник для академического бакалавриата / В. В. Трофимов ; ответственный редактор В. В. Трофимов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 238 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01935-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434432
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.  URL: https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ).  URL: https://rusneb.ru
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ  URL: https://polpred.com
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа URL:https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Живая Математика 5.0. (Виртуальный конструктор по математике). Windows XP\Vista\7\8\10; MacOS 10.6-10.13 на класс:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
В результате проведения практиеских  работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Практические занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся, необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося.

В течение всего времени обучающиеся будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету с оценкой

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.