2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Старославянский язык_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Старославянский язык
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
экзамен 7 зачет 6
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
90
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
12 4/6
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
14
14
26
26
Практические
36
36
28
28
64
64
Итого ауд.
48
48
42
42
90
90
Кoнтактная рабoта
48
48
42
42
90
90
Сам. работа
60
60
30
30
90
90
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, преп. , Калинин Константин Андреевич _________________
 
 
Старославянский язык
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является  формирование научного мировоззрения, связанного с изучением графики, фонетики, лексики и грамматики  старославянского языка
1.2
Задачи освоения дисциплины::
1.3
сформировать умение научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых фактов
1.4
сформировать навыки перевода и языкового анализа старославянских текстов для развития лингвистической компетенции
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.1.2
Педагогика
2.1.3
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.4
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.5
Учебная технологическая практика
2.1.6
Психология
2.1.7
Психология воспитательных практик
2.1.8
Учебная технологическая практика
2.1.9
Учебная читательская практика
2.1.10
Фольклор
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Русская диалектология
2.2.4
Учебная практика по риторике
2.2.5
Организация внеурочной деятельности по литературе
2.2.6
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
2.2.7
Производственная педагогическая практика
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.2.10
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.2.11
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.12
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
2.2.13
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.2.14
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научные достижения в вопросах  языкознания;   
3.1.2
теоретические основы знаний по истории старославянского языка для формирования научного мировоззрения;
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3.1.3
теорию проектирования,  конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии;
3.1.4
основные понятия о функциях языка, соотношении языка и мышления;
3.1.5
основные понятия о роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка;
3.1.6
грамматическое строение, значение и функциональную роль в речи  языковых единиц;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ориентироваться в современных научных направлениях  и парадигмах;
3.2.2
использовать знания по истории старославянского языка для формирования научного мировоззрения;
3.2.3
демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития;
3.2.4
анализировать конструкции в различных  аспектах их содержания, формы и функций;
3.2.5
квалифицированно интерпретировать различные типы текстов;
3.2.6
оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способностью  к самостоятельному обучению новым методам исследования;
3.3.2
способностью использования знаний по истории старославянского языка для формирования научного мировоззрения;
3.3.3
навыками реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и  методологий;
3.3.4
основными методами лингвистического анализа,  системой основных понятий и терминов языкознания;
3.3.5
коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами;
3.3.6
умением  адекватно использовать языковые нормы при решении профессиональных задач.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение. Фонетическая система старославянского языка

 
1.1
История праславянской фонетической системы. Закон открытого слога. Закон слогового сингармонизма. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
6
0
 
1.2
Понятие о старославянском языке.Графика.  Две славянские азбуки.   /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
6
0
 
1.3
Кириллица.Чтение старославянских текстов.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
6
0
 
1.4
История возникновения старославянского письма /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
6
0
 
1.5
Система гласных фонем /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
6
0
 
1.6
Происхождение гласных. Исторические чередования гласных /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
6
0
 
1.7
Система гласных фонем /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
6
0
 
1.8
Система согласных фонем /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
6
0
 
1.9
Палатализация заднеязычных согласных. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
6
0
 
1.10
Палатализация твердых согласных /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
6
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
1.11
Звуковой строй старославянского языка. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
6
0
 
1.12
Фонетический анализ старославянских текстов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

20
6
0
 
1.13
Чтение и перевод текстов на старославянском языке /Ср/

18
6
0
 
 
Раздел 2. Грамматическая система старославянского языка

 
2.1
Имя существительное /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
7
0
 
2.2
Склонение имен существительных /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
7
0
 
2.3
Именнные части речи /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
2.4
Имя прилагательное /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
7
0
 
2.5
Степени сравнения и разряды имен прилагательных /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
2.6
Местоимение /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
2.7
Неличные местоимения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
2.8
Счетные слова /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
2.9
Наречие /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
2.10
Образование наречий /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
7
0
 
2.11
Грамматические категории и формы глагола.  Глагольные основы и  классы  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
7
0
 
2.12
Система времён глаголов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
7
0
 
2.13
Прошедшее и будущее время глагола /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
7
0
 
2.14
Формы прошедшего времени глагола /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
7
0
 
2.15
Неспрягаемые формы глагола /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
7
0
 
2.16
Синтаксис. Особенности старославянского синтаксиса /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
7
0
 
2.17
Чтение и перевод старославянских текстов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
7
0
 
2.18
/Экзамен/

36
7
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Старославянский язык. Место старославянского языка в системе других языков. Понятие о праславянском языке и архетипе

2.Появление письменности у славян. Деятельность славянских первоучителей

3.Две славянские азбуки. Вопрос об их основах и хронологии

4.Буквы кириллицы, их происхождение. Звуковое и числовое значение кириллических букв. Надстрочные знаки

5.Памятники старославянской письменности

6.Система гласных звуков старославянского языка. Артикуляционная характеристика

7.Редуцированные гласные, их позиции в слове. Процесс падения редуцированных

8.Напряжённые редуцированные гласные, их позиции

9.Происхождение гласных звуков

10.Система согласных фонем старославянского языка, их буквенное отражение

11.Специфика понятия твёрдости -  мягкости в старославянском языке

12.Качественные чередования гласных в праславянском языке

13.Количественные чередования гласных

14.Закон восходящей звучности в праславянском языке. Его проявление в старославянском языке

15.Изменения начала и конца слова, вызванные законом восходящей звучности

16.Преобразование дифтонгов. Гласные дифтонгического происхождения. Чередования, вызванные преобразованием дифтонгов.

17.Изменение дифтонгических сочетаний с носовыми согласными. Образование носовых гласных; чередования, вызванные этим процессом

18.Развитие исходных общеславянских сочетаний с плавными согласными в разных группах славянских языков

19.Изменение начальных праславянских сочетаний с плавными

20.Слоговые и неслоговые плавные звуки. Сочетания редуцированных с плавными

21.Первое переходное смягчение заднеязычных согласных

22.Условия и результаты 2-го переходного смягчения заднеязычных согласных

23."Йотовая палатализация" в праславянском языке

24.Категории рода, числа и падежа существительных

25.Система склонения существительных по древней тематической основе

26.Существительные *a-основ. Разновидности склонения, происхождение отдельных флексий

27.Существительные *o-основ. разновидности склонения, формы с отражением палатализации

28.Склонение существительных *u-основ, *I-основ

29.Склонение существительных с основами на согласный. Сращение с ними существительных *u-основ

30.Местоимение. Разряды местоимений, их склонение. Образование местоимений 3-его лица

31.Имя прилагательное. Разряды прилагательных. Образование членных форм. Степени сравнения

32.Глагол. Грамматические категории и формы глагола. Основы и классы глаголов

33.Настоящее время. Спряжение глагола БЫТИ в настоящем времени

34.Имперфект. Значение и образование

35.Аорист. Значение и образование. Виды аориста

36.Значение и образование аналитических форм прошедшего времени

37.Формы будущего времени. Их виды, образование и значение

38.Ирреальные наклонения глагола

39.Неспрягаемые формы глагола

40.Особенности синтаксической системы старославянского языка

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1.Появление письменности у славян. Деятельность славянских первоучителей.

2.Две славянские азбуки. Вопрос об их основах и хронологии.

3.Буквы кириллицы, их происхождение. Звуковое и числовое значение кириллических букв. Надстрочные знаки.

4.Памятники старославянской письменности.

5.История утраты редуцированных гласных/

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД  
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Войлова,  К.А.
Старославянский язык : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / К. А. Войлова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 368 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02308-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/414839: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры
Москва: Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Е. В. Шейко, Н. М. Крицкая.
Шейко, Е. В.  Старославянский язык : учебник и практикум для вузов / Е. В. Шейко, Н. М. Крицкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 131 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09957-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437505: учебник и практикум для вузов 
Москва : Издательство Юрайт,,  2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова, З.Ф.
Учебно-методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине «Старославянский язык"
Н.Челны: НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Старославянский язык. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4436323/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru

 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
7.4
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующиеаспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения зачета (устно, письменно, по билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой.

При проведении зачета в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к зачету необходимо начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.       

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.