2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Методика обучения литературе_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения литературе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
экзамен 4, 7 зачет 3 зачет с оценкой 5, 6
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
72
самостоятельная работа
216
аудиторные занятия
216
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
14 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
504
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
14 4/6
14 4/6
14
12 4/6
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
14
14
12
12
28
28
82
82
Практические
14
14
28
28
28
28
36
36
28
28
134
134
Итого ауд.
28
28
42
42
42
42
48
48
56
56
216
216
Кoнтактная рабoта
28
28
42
42
42
42
48
48
56
56
216
216
Сам. работа
44
44
30
30
66
66
24
24
52
52
216
216
Часы на контроль
36
36
36
36
72
72
Итого
72
72
108
108
108
108
72
72
144
144
504
504
 
 
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
;кандидат филологических наук, Калинин Константин Андреевич _________________
 
 
Методика обучения литературе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается  в формировании уровня профессиональной компетентности обучающихся в области методики обучения литературе  в полной средней школе, позволяющего им выполнять основные педагогические функции учителя литературы на этапах основного и полного общего образования.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить с целями и задачами обучения литературе на этапах основного и полного общего образования;
1.4
дать целостное представление о технологиях, методах, приемах, средствах обучения и сформировать умение эффективно и творчески применять их на практике;
1.5
сформировать представление о характере и специфике профессиональной деятельности учителя литературы;
1.6
научить планировать, проводить, анализировать урок / серию уроков по литературе в свете  требований образовательных стандартов;
1.7
обеспечить методическую подготовку в соответствии с последними тенденциями содержания обучения в полной средней школе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Детская литература
2.1.2
Практикум по анализу художественного текста
2.1.3
Речеведение
2.1.4
Технологии цифрового образования
2.1.5
Основы ораторского мастерства
2.1.6
Фольклор
2.1.7
Техника речи
2.1.8
Педагогическая риторика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Русская диалектология
2.2.4
Учебная практика по риторике
2.2.5
Организация внеурочной деятельности по литературе
2.2.6
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
2.2.7
Практикум по орфографии и пунктуации
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Современная русская литература
2.2.10
Функциональная грамматика русского языка
2.2.11
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.12
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.2.13
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.2.14
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.15
Проблемы изучения русского языка как неродного
2.2.16
Филологический анализ текста
2.2.17
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.18
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.19
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
2.2.20
Практикум по грамматике
2.2.21
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.2.22
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
2.2.23
Лингвистический анализ текста
2.2.24
Проблемы изучения русского языка как иностранного
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.2: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.2
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.3
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.4
основы реализации образовательной программы по учебному предмету  (литература) в соответствии с ФГОС;
3.1.5
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету  (литература)  в соответствии с ФГОС;основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету  (литература)в соответствии с ФГОС на этапах основного и полного общего образования;
3.1.6
современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.1.7
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.1.8
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.1.9
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
 
стр. 5
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3.1.10
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
3.1.11
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
3.1.12
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.1.13
критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся;методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры;
3.2.2
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации;систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры;
3.2.3
реализовывать образовательную программу по учебному предмету (литература) в соответствии с требованиями ФГОС;
3.2.4
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету (литература) в соответствии с ФГОС;
3.2.5
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету (литература)  в соответствии с ФГОС;
3.2.6
применять современные методы и технологии обучения и диагностики на этапах основного и полного общего образования;
3.2.7
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.2.8
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
3.2.9
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
3.2.10
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература)
3.2.11
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся;подбирать технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры;
3.3.2
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации;
3.3.3
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры;
3.3.4
опытом разработки и реализации разных видов образовательных программ по учебному предмету (литература)  в соответствии с ФГОС;
3.3.5
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету (литература)  в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения;
3.3.6
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету (литература) в соответствии с ФГОС;
3.3.7
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;
3.3.8
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся на этапах основного и полного общего образования;
3.3.9
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.3.10
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
3.3.11
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
3.3.12
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета (литература);
 
стр. 6
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3.3.13
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.3.14
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям;
3.3.15
опытом проектирования педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Своеобразие современной литературно-образовательной парадигмы

 
1.1
Методика преподавания литературы как наука  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
3
0
 
1.2
Основные этапы развития методики преподавания литературы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
3
0
 
1.3
Новая парадигма педагогического мышления. Требования ФГОС. Фундаментальное ядро содержания образования. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
3
0
 
1.4
Предмет и цель литературного образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
3
0
 
1.5
Теоретические и практические проблемы современной методики преподавания литературы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
3
0
 
 
Раздел 2. Современный школьник как читатель

 
2.1
Основные этапы деятельности читателя. Типы читателей. Способы чтения художественных произведений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
3
0
 
2.2
Возрастные аспекты литературного образования. Эпохи  развития читательского сознания школьников /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
3
0
 
2.3
Структура читательского таланта. Критерии анализа читательского восприятия. Установки и уровни читательского восприятия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
3
0
 
2.4
Литературные способности и их развитие в читательской деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
3
0
 
 
Раздел 3. Подготовка учителя к уроку литературы

 
стр. 7
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3.1
Формальный, содержательный и психологический аспекты подготовки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
3
0
 
3.2
Периодические издания и Интернет-ресурсы, адресованные учителю литературы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
3
0
 
3.3
Планирование системы уроков по теме /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
3
0
 
3.4
Проектирование урока литературы. Постановка целей и задач /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
3
0
 
3.5
Содержание обучения литературе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
3
0
 
3.6
/Зачёт/

0
3
0
 
 
Раздел 4. Принципы обучения литературе

 
4.1
Принципы обучения литературе. Специфические принципы обучения  литературе

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
4
0
 
4.2
Классификации принципов обучения литературе по различным основаниям

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
4
0
 
4.3
Психологические принципы обучения  литературе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
4
0
 
 
Раздел 5. Средства обучения литературе

 
5.1
Классификация средств обучения литературе. Современные УМК по литературе, допущенные Министерством просвещения для этапа основного общего образования, среднего общего образования. Анализ УМК по литературе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
4
0
 
5.2
Система средств обучения литературе. Аудиовизуальные средства обучения литературе

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
4
0
 
5.3
Средства обучения для учителя и обучающегося. Отбор средств обучения в зависимости от цели и задач обучения  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
4
0
 
 
Раздел 6. Традиционная модель литературного образования.  Изучение эпического текста на уроках литературы

 
стр. 8
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
6.1
Общая логика построения темы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
4
0
 
6.2
Биография писателя на уроках литературы

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
4
0
 
6.3
Особенности изучения эпического произведения на уроках литературы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
4
0
 
6.4
Формирование теоретических понятий на уроках литературы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

8
4
0
 
6.5
/Экзамен/

36
4
0
 
 
Раздел 7. Традиционная модель литературного образования.  Изучение лирического текста на уроках литературы

 
7.1
Общие подходы к изучению поэтических текстов в методической литературе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
7.2
Трудности восприятия и анализа поэтического текста /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
5
0
 
7.3
Система заданий по анализу поэтического текста /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
7.4
Приемы интерпретации поэтического текста /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
5
0
 
 
Раздел 8. Традиционная модель литературного образования.  Изучение драматического текста на уроках литературы

 
8.1
Трудности восприятия и анализа драматического текста /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
8.2
Жанровый аспект как доминанта при изучении драмы в школе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
8.3
Обучение выявлению авторской позиции в драматическом тексте /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
стр. 9
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
8.4
Сопоставление классического текста и современных интерпретаций /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
8.5
Элементы театрализации на уроке. Позиция автора – читателя – зрителя – режиссера – актера  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
8.6
Диалогическая модель литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
5
0
 
8.7
Системно-деятельностный подход к преподаванию литературы как требование ФГОС. Коммуникативная технология литературного образования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
8.8
Основные положения технологии литературного образования в концепции С.П. Лавлинского /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
5
0
 
8.9
Монологическая и диалогическая модели изучения литературного произведения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
8.10
Логика изучения художественного текста, реализующая коммуникативно-деятельностный подход /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
5
0
 
8.11
Своеобразие работы с текстом в режиме импровизационного учебного диалога /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

10
5
0
 
 
Раздел 9. Развитие устной и письменной речи школьников в процессе изучения литературы

 
9.1
Виды устных высказываний обучающихся /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
5
0
 
9.2
Обучение созданию письменных работ разных жанров. Сочинение как жанр письменной работы школьника /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
5
0
 
9.3
Критерии оценивания творческих работ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
5
0
 
9.4
Работа над совершенствованием культуры речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
5
0
 
9.5
Потенциал уроков литературы в формировании и развитии языковой и коммуникативной компетенции обучающихся /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
5
0
 
9.6
/ЗачётСОц/

0
5
0
 
 
стр. 10
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Раздел 10. Современный урок литературы

 
10.1
Формы урока литературы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
6
0
 
10.2
Современный урок в контексте ФГОС /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
6
0
 
10.3
Нетрадиционные уроки. Уроки-мастерские. Интегрированные уроки.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
6
0
 
 
Раздел 11. Инновационные технологии в преподавании литературы

 
11.1
Значение понятий «технология», «инновационная технология». Принцип, метод,прием, технология: сопоставление объема понятий. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
6
0
 
11.2
Технология развития критического мышления посредством чтения и письма /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
6
0
 
11.3
Технология организации самостоятельной деятельности обучающихся /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
6
0
 
11.4
Технологии группового обучения. Обучение в сотрудничестве /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
6
0
 
11.5
Информационно-коммуникационные технологии на уроках литературы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
6
0
 
11.6
Технология проектной деятельности на уроках литературы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
6
0
 
11.7
Игровые технологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
6
0
 
11.8
Исследовательская деятельность на уроках литературы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
6
0
 
11.9
Кейсы, синквейны, интеллектуальные карты и т.д. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
6
0
 
11.10
/ЗачётСОц/

0
6
0
 
 
Раздел 12. Оценивание образовательных результатов

 
стр. 11
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
12.1
Образовательные стандарты по литературе. Требования к составлению учебной программы. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
7
0
 
12.2
Примерные программы по литературе. Рабочие программы по литературе, разработанные на основе ФГОС по литературе

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

8
7
0
 
12.3
Инструменты оценивания в классе. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
7
0
 
12.4
Технологии оценивания образовательных результатов. Портфолио /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
7
0
 
12.5
Оценка качества подготовки выпускников по литературе. Единый экзамен как форма итоговой аттестации.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

12
7
0
 
12.6
Сочинение в системе итоговой аттестации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

16
7
0
 
 
Раздел 13. Особенности обучения литературе на разных этапах общего образования

 
13.1
Цели, содержание и принципы обучения литературе на этапе ООО /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
7
0
 
13.2
Содержание обучения литературе на этапе СОО /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
7
0
 
13.3
Цели, содержание и принципы обучения литературе в рамках профильного обучения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
7
0
 
13.4
Структура и содержание профильного обучения литературе. Основные принципы профильного обучения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
7
0
 
13.5
Роль элективных и факультативных курсов в обучении литературе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

16
7
0
 
 
Раздел 14. Педагогическая рефлексия

 
14.1
Профессиональный стандарт педагога /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

6
7
0
 
14.2
Компетенции учителя литературы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
7
0
 
стр. 12
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
14.3
Педагогическая рефлексия как инструмент повышения мотивации к педагогической деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
7
0
 
14.4
Перспективы преподавания литературы как учебного предмета /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

8
7
0
 
14.5
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

36
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1. Методика преподавания литературы как наука

2. Основные этапы развития методики преподавания литературы

3. Новая парадигма педагогического мышления. Требования ФГОС. Фундаментальное ядро содержания образования

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ

5. Предмет и цель литературного образования

6. Теоретические и практические проблемы современной методики преподавания литературы

7. Основные этапы деятельности читателя. Типы читателей

8. Способы чтения художественных произведений

9. Возрастные аспекты литературного образования

10.Эпохи  развития читательского сознания школьников

11. Структура читательского таланта. Критерии анализа читательского восприятия. Установки и уровни читательского восприятия

12.  Литературные способности и их развитие в читательской деятельности

13. Формальный, содержательный и психологический аспекты подготовки учителя литературы к уроку

14. Периодические издания и Интернет-ресурсы, адресованные учителю литературы

15. Планирование системы уроков по теме

16. Проектирование урока литературы. Постановка целей и задач

17. Содержание обучения литературе

18. Принципы обучения литературе. Специфические принципы обучения  литературе

19. Психологические принципы обучения  литературе

20. Классификации принципов обучения литературе по различным основаниям

21. Классификация средств обучения литературе. Современные УМК по литературе, допущенные Министерством просвещения для этапа основного общего образования, среднего общего образования

22. Система средств обучения литературе. Аудиовизуальные средства обучения литературе

23. Средства обучения для учителя и обучающегося. Отбор средств обучения в зависимости от цели и задач обучения

24. Общая логика построения темы

25. Биография писателя на уроках литературы

26. Особенности изучения эпического произведения на уроках литературы

27. Формирование теоретических понятий на уроках литературы

28. Виды организационных форм обучения. Урок.Типы уроков

29. Анализ урока литературы. Самоанализ урока литературы

30. Планирование урока литературы

Задания к зачету

1. Сформулируйте теиы уроков, посвященных изучению одного из классических романов (А.С. Пушкин "Евгений Онегин", Л.Н. Толстой "Война и мир" и т.д.)

2. Сопоставьте варианты анализа эпического произведения "вслед за автором", "по образам", "проблемный". Укажите достоинства и недостатки каждого варианта.

3. Составьте рекомендательный аннотированный список литературы для внеклассного чтения в 5 классе.

4. Составьте рекомендательный аннотированный список литературы для внеклассного чтения в 7 классе.

5. Составьте рекомендательный аннотированный список литературы для внеклассного чтения в 9 классе.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Методика как учебная, научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками

2. Цели и задачи обучения литературе в школе

3. Содержание обучения литературе в  школе

5. Принципы обучения литературе

6. Методы обучения литературе

7. Общие подходы к изучению поэтических текстов в методической литературе

 
стр. 13
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
8. Трудности восприятия и анализа поэтического текста

9. Система заданий по анализу поэтического текста

10. Приемы интерпретации поэтического текста

11. Трудности восприятия и анализа драматического текста

12. Жанровый аспект как доминанта при изучении драмы в школе

13.Обучение выявлению авторской позиции в драматическом тексте

14. Сопоставление классического текста и современных интерпретаций

15. Элементы театрализации на уроке. Позиция автора – читателя – зрителя – режиссера – актера

16. Диалогическая модель литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход

17. Системно-деятельностный подход к преподаванию литературы как требование ФГОС.

18. Коммуникативная технология литературного образования

19. Основные положения технологии литературного образования в концепции С.П. Лавлинского

20. Монологическая и диалогическая модели изучения литературного произведения

21. Логика изучения художественного текста, реализующая коммуникативно-деятельностный подход

22. Своеобразие работы с текстом в режиме импровизационного учебного диалога

23. Виды устных высказываний обучающихся

24. Обучение созданию письменных работ разных жанров. Сочинение как жанр письменной работы школьника

25. Критерии оценивания творческих работ

26. Работа над совершенствованием культуры речи

27. Потенциал уроков литературы в формировании и развитии языковой и коммуникативной компетенции обучающихся

28. Традиционные формы урока литературы

29. Современный урок в контексте ФГОС

30. Нетрадиционные уроки. Уроки-мастерские. Интегрированные уроки.

31. Значение понятий «технология», «инновационная технология». Принцип, метод, технология: сопоставление объема понятий.

32. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма

33. Технология организации самостоятельной деятельности обучающихся

34. Технологии группового обучения. Обучение в сотрудничестве

35. Информационные технологии

36. Игровые технологии

37. Кейсы, синквейны, интеллектуальные карты и т.д.

38. Образовательные стандарты по литературе.

39. Требования к составлению учебной программы.

40. Примерные программы по литературе. Рабочие программы по литературе, разработанные на основе ФГОС по литературе

41. Инструменты оценивания в классе

42. Технологии оценивания образовательных результатов. Портфолио

43. Оценка качества подготовки выпускников по литературе. Единый экзамен как форма итоговой аттестации.

44. Сочинение в системе итоговой аттестации

45. Цели, содержание и принципы обучения литературе на этапе ООО

46. Содержание обучения литературе на этапе СОО

47. Цели, содержание и принципы обучения литературе на этапе ПОО

48. Структура и содержание профильного обучения литературе. Основные принципы профильного обучения

49. Роль элективных и факультативных курсов в обучении литературе

50. Профессиональный стандарт педагога

51. Педагогическая рефлексия как инструмент повышения мотивации к педагогической деятельности

Задания к экзамену:

1. Проанализируйте критериальную модель оценивания сочинения (http: fipi.ru) и сопоставьте ее с традиционной. В чем преимущества и недостатки критериальной модели оценивания?

2. Составьте аннотированный обзор одного из сайтов, помогающих учителю и обучающимся ориентироваться в современной литературе для подростков.

3. Разработайте фрагмент урока литературы для 5 класса с использованием игровых технологий.

4. Выявите и охарактеризуйте уровень профессиональной компетентности учителя литературы по предложенной рабочей программе по предмету «Литература» в соответствии с положениями Профессионального стандарта педагога (2013 г.).

5. Проанализируйте УМК по литературе. Предложите необходимые изменения в структуре и содержании данного УМК с целью его приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС нового поколения.

6. Проанализируйте рабочую программу по предмету «Литература». Прокомментируйте соответствие данной рабочей программы ФГОС нового поколения. Предложите необходимые изменения в структуре и содержании данной рабочей программы с целью ее приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС нового поколения.

7. Проанализируйте конспект урока литературы. Выявите и охарактеризуйте технологии, методы, приемы обучения, их адекватность и эффективность с целью подготовки к ОГЭ. Предложите и аргументируйте вариативные методы, приемы, упражнения и средства обучения на уроке по данному конспекту с учетом подготовки к ОГЭ.

8. Разработайте фрагмент урока литературы для 6 класса с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

 
стр. 14
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
9. Разработайте план урока подготовки к сочинению / изложению.

10.Познакомьтесь с алгоритмом работы с темой сочинения. Составьте памятку для обучающихся по работе над сочинением.   

 
5.2. Темы письменных работ
Примерные темы курсовых работ по методике обучения литературе

1. Дифференцированный подход в обучении  литературе.

2. Интегрированный урок литературы в условиях реализации ФГОС.

3. Использование информационных технологий на уроках литературы.

4. Контроль уровня сформированности коммуникативной компетенции в основной школе.

5. Методическое содержание и специфика современного урока литературы.

6.Применение элементов исследовательской и проектной деятельности на уроке литературы.

7. Проектирование урока литературы в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения ООП ООО.

8. Способы формирования метапредметных компетенций на уроках литературы.

9. Формирование рефлексивных умений (самоанализа, самооценки) в процессе обучения литературе.

10. Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД на уроках литературы.

11. Развитие познавательных и коммуникативных УУД через проектную деятельность на уроках литературы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Алексеева, М. А. 
Методика преподавания литературы: Практикум : учебное пособие для вузов / М. А. Алексеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 98 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06832-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/418118
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л1.2
Ядровская, Е.Р. 
Методика преподавания литературы: уроки в основной школе : учебное пособие для вузов / Е. Р. Ядровская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 236 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-06184-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/411263  
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Байбородова, Л.В.  [и др.] ; под общей редакцией Байбородовой, Л.В., Чернявской,  А.П.
Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437117
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Ланин, Б. А. 
Методика преподавания литературы : учебная хрестоматия : учебное пособие / Б. А. Ланин. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 339 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-05383-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/409404
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 15
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
сост. Потанина,  А.В. 
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика обучения литературе» : :методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и литература» по дисциплине «Методика обучения литературе» [Электронный ресурс] / сост. А.В. Потанина .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ , 2018 .— 94с. — Электронная версия печатной публикации .— URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./832 Методика обучения литературе_Потанина.pdf
Н. Челны : ФГБОУ ВО НГПУ , 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 16
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
                                                              Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                             Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

 
стр. 17
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
                                                              Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                              Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

                                                                Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, а также в целом сформированности компетенций.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам, без билетов или иная) определяется 

 
стр. 18
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 минут.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу необходимо отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

                                                          

                                                        Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.